Консультация для воспитателей «Реализация программы «Росинка» раздел «Расту здоровым»
методическая разработка на тему
В консультации представлено краткое содержание программы Зимониной "Расту здоровым" и методические рекомендации по ее реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastu_zdorovym.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»
Консультация для педагогов
«Реализация программы «Росинка»
раздел «Расту здоровым»
Подготовила: Неничас В.И.,
инструктор по физической культуре
Программа «Воспитание ребёнка-дошкольника. Росинка»
В.Н. Зимониной
- «Расту здоровым» -
Пояснительная записка
В настоящее время система дошкольного образования переживает
переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать. Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы.
В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.
Для более успешного решения задач по укреплению физического,
интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений разработан модуль «Расту здоровым» программы «РОСИНКА» и методическое обеспечение к нему.
Автор опирался на исследования ученых (Л.С. Выготский, А.В. За-
порожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, М.А. Рунова, Е.А. Сагайдачная),
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания
эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. Программа апробировалась в дошкольных учреждениях разного вида в течение 8 лет. Она обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка без дополнительных учебных занятий в условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности.
Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности ребенка.
Система «РОСИНКА» обеспечивает комплексный подход к воспитанию здорового ребенка, т.е. воспитание ребенка
Развитого,
Организованного,
Самостоятельного,
Инициативного,
Неболеющего,
Коммуникативного,
Аккуратного.
Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как ЛИЧНОСТЬ, оберегаемая педагогами и родителями.
Организационно-методическое обеспечение
Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, по-
этому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений:
- создать условия для двигательной деятельности, эмоционального,
интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка
и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;
- организовать систему повышения квалификации кадров к работе
в условиях здоровьесберегающей педагогики;
- создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями;
- разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее
специфики и возраста;
- совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу;
-обеспечить рациональное питание.
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности
дошкольников автором предлагается гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Все это представлено в виде хорошо отработанных практикой рекомендаций.
В помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) предлагается:
-технология составления гибкого режима и сетки занятий для разных возрастных групп ДОУ с учетом их специфики, возраста и работоспособности детей;
- методика организации адаптационного периода;
-перечень необходимого оборудования для спортивного зала, спортивных уголков (в группах), зала лечебной физкультуры, ортопедического уголка, спортивной площадки.
Современная практика работы ДОУ показывает, что далеко не все
педагоги и родители знают особенности психофизиологического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для более эффективной совместной работы педагогов (всех категорий) и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка приводится примерное содержание семинаров-практикумов, бесед, консультаций, тренингов для педагогов и родителей, что позволит:
-определить единые подходы к организации питания, сна, средствам закаливания, воспитанию культурно-гигиенических навыков, обеспечению достаточного пребывания детей на свежем воздухе, проведению статичных занятий (в том числе просмотр телевизионных программ и действия с электронными средствами
информации), налаживанию эмоционального контакта (общения
с ребенком);
- привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач;
-повысить (по возможности) педагогическую культуру родителей.
Одним из ключевых вопросов в системе управления дошкольным
учреждением, на что автор обращает особое внимание руководителей,является организация медико-педагогического контроля. В содержании работы раскрываются особенности его проведения.
Систематические медико-педагогические наблюдения позволяют
устранить недостатки в организации условий для жизнедеятельности детей, не допустить утомления детей, при проведении различных занятий определить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку с учетом индивидуальных возможностей детей, выявить отклонения в здоровье детей и наметить наиболее эффективные оздоровительные и профилактические мероприятия.
Здоровье
В содержание блока включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю
солнце, воздух и воду» и «Школа моего питания» для каждого возраста. В этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.
Раздел «Я узнаю себя». Содержание представлено по нескольким
направлениям: «Знакомимся с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными».
При реализации этого раздела перед педагогами ставятся задачи не
только обеспечить необходимый уровень знаний детей по теме, но и воспитать у детей младших групп желание быть здоровыми, у старших — сформировать потребность в здоровом образе жизни. В то же время не рекомендуется давать детям дошкольного возраста сведения об анатомическом строении организма человека.
В помощь педагогам приводятся примерные конспекты практических занятий, педагогические ситуации, психологические этюды, дидактический материал для спонтанно возникающих ситуаций, перечень развивающих и дидактических игр для разных возрастных групп.
Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» раскрывает задачи, направленные на обеспечение тренировки защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, предлагаются разные варианты использования основных природных факторов окружающей среды (солнца, воздуха и воды). Отличительной особенностью этого раздела является включение в его содержание задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности при выборе средств закаливания и чувства ответственности за свое здоровье.
Кроме того, в разделе раскрывается комплексная система закаливания для разного возраста детей с учетом их индивидуальных особенностей и физического здоровья. Особо выделяется работа с детьми, пришедшими после болезни. Даны примерные схемы проведения закаливающих процедур (см. с. 97—98).
Раздел «Школа моего питания» раскрывает вопросы правильного
питания детей. Педагоги найдут достаточно полную и полезную информацию о причинах возникновения плохого аппетита у детей. Большое внимание уделяется созданию условий для полноценного питания как одного из факторов, способствующего улучшению аппетита детей, воспитанию у них соответствующих культурно-гигиенических навыков.
Особо подчеркивается необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей, отрабатывается единство подходов в решении вопросов питания детей. Представлено большое число методических приемов, с помощью которых можно воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу. Эти приемы разработаны с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Например, даны рекомендации, как работать с вновь пришедшими детьми или с теми детьми, у которых разбалансировано питание в силу определенных причин и имеются проблемы со здоровьем и т.д.
Отличительной особенностью данного раздела является его методическая направленность. Вопросы режима питания, калорийности, витаминизации меню не раскрываются, так как они достаточно полно освещены в педагогической печати.
Азбука движений
В программу данного блока включены основные движения: ходьба,
бег, прыжки, лазанье, равновесие, метание — для всех возрастных
групп. Содержание программного материала предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков; развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости); формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма); проведение работы по профилактике и коррекции организма.
Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные
на закрепление различных движений. В старшей и подготовительной
к школе группах предусмотрен материал элементарной спортивной
подготовки детей.
Но в то же время особо подчеркивается, что этот материал не следует рассматривать в качестве специальной профессиональной подготовки детей к большому спорту. Цель данного материала — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в спортивных играх и упражнениях.
Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Как правило, дети, впервые пришедшие в детский сад, не подготовлены к работе в коллективе, физически слабы и эмоционально заторможены. Снять их напряжение, включить в активную деятельность помогают образные ситуации, сюжеты сказок, игровые приемы, которые активно используются на занятиях с малышами.
Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно-оздоровительный режим, который представляет собой систему развития движений детей в течение одного дня и недели. Предлагаются такие новые формы работы по развитию движений и оздоровлению детей, как «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». В разделе приведен практический методический материал по проведению данных форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...
Консультация для воспитателей «Реализация Региональной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет»
консультация...
Программа по здоровьесбережению "Расту здоровым" для детей старшего дошкольного возраста
Программа "Расту здоровым" способствует созданию условий для укрепления физического, психического и социвльного здоровья детей старшего дошкольного возраста....
Программа оздоровительного направления «Расту здоровым» (средняя, старшая группа)
Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желан...
Программа оздоровительного направления «Расту здоровым»
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, организации инновационных форм взаимодействия с родителя...
Реализация программы «Здравствуй» по формированию здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду
Формирование здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста....
Реализация проекта "Здоровые привычки" в рамках реализации программы дополнительного образования "Секреты здоровых привычек"
В данной статье раскрываются мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Здоровые привычки»с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются задачи по формированию представ...