Программа "Здоровье"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лекомцева Наталья Александровна

Программа "Здоровье" разрабатывается на любую группу с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и состоит из:

1.пояснительной записки (цели, задачи, использыемые здоровьесберегающие технологии с указанием авторов и их книг)

2. блоки работы с детьми, родителями, социальными институтими, повышение пед.квалификации педагога, с частоболеющими детьми

3. включает планируемый результат по каждым блокам, примеры ведения антропометрии и листа здоровья

4.проек по самообразованию педагога Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Данная пгограмма корректируется каждый год, может включать картотеки различных игровых здоровьесберегающих методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc174 КБ
Microsoft Office document icon tetrad_po_samoor.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

2017-2018 уч.год

Воспитатель: Лекомцева Н.А.

г. Каменск-Уральский

Пояснительная записка к программе «Здоровье».

        Проводя анализ заболеваемости детей этого и предыдущего годов воспитания и обучения в ДОУ, выявлены наиболее часто встречающиеся заболевания: фарингит -  острый фарингит, ОРВИ, единичный случай бронхита. 15 из 20 детей (75%) подвержены простудным заболевания. Есть дети рецидивом заболеваемости.

В связи с этим возникла необходимость в создании Программы «Здоровье», которая должна учесть данный уровень заболеваемости детей и помочь в решении такой сложной проблемы.

        Сохранение и укрепление здоровья детей  - одна из самых главных задач педагога.

       В программе используются различные здоровьесберегающие технологии. Правильность и грамотность их проведения даст соответствующий результат: укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.

       В программе работа ведётся по направлениям, блоками, в соответствии с требованиями к здоровьесбережению и социальным запросом родителей.

       Уделяется внимание и работе с родителями, их просвещении и роли в оздоровлении детей.

       В программе учитываются возрастные особенности детей –5-6 лет.

Следует отметить, что в процессе использования программы в дальнейшем воспитателю достаточно провести коррекционную работу (внести изменения, дополнения), что  во – первых, никаким образом не ухудшит результат, а  во – вторых  будет планомерным и долгосрочным проектом, который охватит каждый возраст ребёнка на протяжении всего пребывания в группе.

Задачи программы  здоровье:

  • Способствовать развитию знаний детей о своём теле.
  • Формировать представление детей о здоровом образе жизни.
  • Формировать у детей потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
  • Способствовать снижению заболеваемости.  
  • Обеспечивать развитие активной двигательной деятельности детей развитием таких качеств как целеустремлённость, выносливость, настойчивость.
  • Формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки.
  • Вести работу над созданием условий внедрения здоровьесберегающих технологий.
  • Повышать собственный профессионализм в оздоровлении малышей, изучать и применять на практике новые здоровьесберегающие технологии.
  • Продолжать работу с родителями в направлении здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
  • Создавать оптимально комфортные условия пребывания детей в группе.

Направления здоровьесберегающих технологий:

  • Сохранение и стимулирование здоровья детей.
  • Обучение здоровому образу жизни.
  • Коррекционные технологии.

Блоки здоровьесберегающих технологий:

1.  Работа с детьми.

2.  Работа с родителями.

3.  Повышение профессиональной компетентности педагога.

4. Взаимодействие с социальными институтами (поликлиника, реабилитационный   центр «Росток», психолого – медикопедагогическая комиссия, Дворец спорта «Синара»,  ДЮСШ,  Дворец культуры  «Орбита»,  Дворец  культуры  «Юность»).

Принцины здоровьесберегающих технологий:

  • -принцип «Не навреди!»;
  • -принцип сознательности и активности;
  • -непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • -систематичности и последовательности;
  • -принцип доступности и индивидуальности;
  • -всестороннего и гармонического развития личности;
  • -системного чередования нагрузок и отдыха;
  • -постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • -возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Используемые технологии

Название технологии

Программно – методическое обеспечение

1.

Песочная терапия

  • Большебратская Э.Э. «Песочная терапия»
  • Зинкевич – Евстигнеева «Практикум по песочной терапии».
  • Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».
  • Каушкаль О.Н. «Сказка в песочнице».

2.

Точечный самомассаж

Уманская А.А. «Точечный самомассаж».

3.

Сказкотерапия

Сайт Института сказкотерапии: http:www.cka3ka – pro.ru//

Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»

Зинкевич – Евстигнеева «Игры в сказкотерапии»

4.

Динамические паузы

Каралашвили «Физкультурная минутка/ Динамическая пауза».

Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».

Аверина И.Е. «Физкультурные минутки в детском саду».

5.

Подвижные и спортивные игры

6.

Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная…)

Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей».

Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста».

Подольская Е.И. «Оздоровительная гимнастика».

Харченко Т.Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников».

7.

Серия занятий  «Уроки здоровья»

Егорова «Оздоровительный комплекс в детском саду».

Назаренко «Оздоровительные основы физических упражнений».

Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

8.

Фонетическая ритмика

Кислинская «Гениальность на кончиках пальцев».

Борисенко, Лукина «Развиваем речь малыша».

9.

Закаливание

Дёмина, Сундукова «Здоровый педагог – здоровый ребёнок» (культура питания и закаливания).

10.

Физическая культура

Литвинова О.М. «Физкультурные занятия в детском саду».

Воротилкина «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении».

Галанов А.С. «Игры, которые лечат».

Железняк Н.Ч. «100 комплектов ОРУ для младших дошкольников».

11.

Прогулки

Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду».

Кастрыкина В.Н. «Организация деятельности детей а прогулке».

Подольская Е.И. «Спортивные занятия на свежем воздухе».

I БЛОК

План работы с детьми на 2017 – 2018 уч.год.

Направление

Мероприятие

Сроки

Сохранение и стимулирование здоровья детей

Утренняя гимнастика

Ежедневно 8.00-8.10

Релаксация

1раз в неделю

Подвижные игры на воздухе

Ежедневно во время прогулки

Проведение физминуток, динамических пауз

В течении дня

Спортивные праздники

1раз в квартал

Спортивные развлечения

1раз в месяц

Ленивая гимнастика

1 раз в день

Дыхательная гимнастика

1раз в день

Гимнастика для глаз

Во время НОД

Гимнастика пальчиковая

Во время НОД

Утренний приём на воздухе

В соответствии с погодными условиями

Соблюдение питьевого режима

Ежедневно

Маркировка мебели

Январь

август

Трудовая деятельность детей

ежедневно

Обследование детей врачами

По графику

Кислородный коктейль

1раз в квартал

Обучение здоровому образу жизни

Полоскание рта после еды

ежедневно

Физкультурные занятия

3раза в неделю

Точечный массаж

ежедневно

Песочная терапия

ежедневно

Закаливающие процедуры

ежедневно

Коррекционные технологии

Музыкальные занятия

2раза в неделю

Сказкотерапия

ежедневно

Корригирующая гимнастика

ежедневно

Планируемый результат:

*обладание детьми первичными знаниями о собственном теле;

*умение учитывать собственные физические возможности при включении в различные виды деятельности;

*умение самостоятельно использовать закаливающие процедуры;

*Умение применять гигиенические навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья;

*овладение элементарными навыками, способами  укрепления физического здоровья доступными средствами.

II БЛОК

План работы с родителями на 2017-2018 уч. год.

Направление

Мероприятие

Сроки

Сохранение и стимулирование здоровья детей

 Проведение совместных мероприятий со всеми участниками образовательного процесса

«Весёлые старты»

«Зарничка»

 

В течении года

Обучение здоровому образу жизни

Проведение консультаций  в направлении охраны жизни и здоровья детей:

  • «Кресло безопасности в каждую машину»
  • «Стиль жизни и здоровья семьи»
  • «Профилактика инфекционных заболеваний, в том числе сальмонеллеза»
  • «Профилактика травматизма при входе с детский сад» и др.

 

 По плану

Периодичность информации в родительском уголке:

  • «Закаливание детей дома»
  • «Норовирусная инфекция»
  • «Порофилактика ГРИППа и ОРВИ»
  • «Сальмонеллез» и др.

1раз в месяц

Родительские собрания

1раз в квартал

Дни открытых дверей

По плану

Коррекционные технологии

Проведение профилактических мероприятий

постоянно

Планируемый результат:

*приобщение родителей к здоровому образу жизни;

*воспитание и выработка единых требований в здоровьесбережении детей;

*оказание помощи в подготовке спортивных мероприятий.

III БЛОК

План работы по повышению профессиональной компетентности педагога на 2017-2018 уч.год.

Направление

Мероприятие

Сроки

Сохранение и стимулирование здоровья детей

 Посещение стажёрских площадок

 По графику

Обучение здоровому образу жизни

Участие в творческой группе детского сада по здоровьесбережению

По плану

Изучение методик:

  • Сказкотерапия

(- Сайт Института сказкотерапии: http:www.cka3ka – pro.ru//

 - Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»

 - Зинкевич – Евстигнеева «Игры в сказкотерапии»)

Внедрение

  • Точечный самомассаж

(- Уманская А.А. «Точечный самомассаж»)

Внедрение

Сентябрь-октябрь

Декабрь-январь

Декабрь-январь

Февраль-март

Коррекционные технологии

Выступление на педагогических советах и консультациях

По плану

Планируемый результат:

*владение и применение форм, методов и средств здоровьесберегающих технологий;

*применяя здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста учитывать их возрастные и индивидуальные особенности .

IVБЛОК

План работы с социальными институтами

Направление

Мероприятие

Сроки

Сохранение и стимулирование здоровья детей

Осмотр узкими специалистами поликлиники

Семья

Обучение здоровому образу жизни

Дворец спорта «Синара»

Дворец культуры «Орбита»

Дворец культуры «Юность»

ДЮСШ(художественная гимнастика)

Коррекционные технологии

Реабилитационный центр «Росток»

Планируемый результат: *

Индивидуальная программа «Здоровье»

с часто болеющими детьми

План работы

  1. Диагностико-аналитическая деятельность: выявление на основе документальных данных состояния соматического и психического здоровья воспитанников.
  • группа здоровья
  • физкультурная работа
  • заболевания и хронические патологии
  • антропометрические, физические и физиологические показатели
  • вредные привычки
  • уровень адаптации к образовательному процессу
  • уровень напряженности, тревожности, самооценки

     

Задачи  здоровьесбережения детей,  имеющих  проблемы со здоровьем:

(ПРИМЕР)

п/п

Ф.И. ребёнка

Гр.зд./

физ.разв.

Проблемы

Рекомендации

1.

II/ср 1А

хр.тонзилит

Режим, закаливание, набл. отоларинголога

2.

II/ср 1А

ЗРР

Режим, закаливание, наблюдение невролога

3.

II/ср 1А

ДЖВП

Режим, закаливание, набл. гастроэнтеролога

4.

II/ср 1А

ИМВП

Режим, закаливание, наблюдение кардиолога

*Примечание:  

ЧБР- часто болеющие

ТВ-   тубвираж

ЗРР-  задержка речевого развития

ИМВП -

  1. Лечебно-оздоровительная деятельность: осуществляется медицинским персоналом дошкольного учреждения совместно с педагогами.
  • контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания детей (освещение, температурный режим, оборудование, привитие, К.Г.Н.)
  • прививки, медосмотры, витаминотерапия, аромотерапия
  • организация питания
  • оказание помощи при закаливающих процедурах
  • просвещение сотрудников образовательного учреждения, родителей по проблемам оздоровления, возрастной физиологии, гигиены, профилактике заболеваний, доврачебная помощь
  • средства физической культуры (Л.Ф.К., физические упражнения, массаж, дыхательная гимнастика, прогулка, оздоровительный бег и т.д.)
  • терапии (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия)

п/п

Ф.И. ребёнка

Мероприятия по здоровьесбережению

1.

2.

3.

4.

  1. Методическая деятельность: осуществляется заведующим, заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, узкими специалистами.
  • проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, круглых столов для специалистов по вопросам создания условий для  оздоровления, развития образования дошкольников
  • педагоги информируют об изменениях, происшедших с детьми
  • совместно обсуждаются особенности нарушений в развитии, здоровье, обучении и воспитании ребенка, вырабатываются рекомендации по организации необходимых условий для становления здоровой и гармонично развитой личности

  1. Просветительская деятельность: в ней принимают участие все участники образовательных отношений, по вопросам оздоровления, образования и развития ребенка.
  •  консультации (индивидуальные, групповые, семейные)
  •   родительские собрания
  •  педагогические советы
  •  конференции
  •  круглые столы
  •  стендовая информация

Планируемый результат

  1. Построение образовательного пространства дошкольного учреждения на основе здоровьесберегающего подхода
  2. Формирование осознанной потребности в оздоровлении и навыков ведения ЗОЖ
  3. Повышение осведомленности родителей в вопросах оздоровления, воспитания и обучения детей
  4. Улучшение соматических показателей здоровья детей
  5. Сформированность гигиенической культуры
  6. Физическое, психическое, эмоциональное благополучие ребенка

Утверждена:

приказом заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей»

№ ______ от «____» ___________201__г.

АНТРОПОМЕТРИЯ

Старшая группа «Дельфинчик» (5-6 лет)

I полугодие 2017-2018 уч.год

Ф.И. ребёнка

Вес

Рост

Окр. Гр.

Стол

(см.)

Стул

(см.)

Марки

ровка

1...

32,4

128

67

52

30

2

20.

17,3

112

54

46

26

1

ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ

Старшая группа «Дельфинчик» (5-6 лет)

I полугодие 2017-2018 уч.год

Ф.И. ребёнка

Вес

Рост

Окр. Гр.

Маркировка

Гр.зд./физ.разв.

Проблемы

Рекомендации

1.

2.

ТО ЖЕ САМОЕ  НА  ВТОРОЕ  ПОЛУГОДИЕ

Игровой стрейчинг (стретчинг): комплекс упражнений

Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при этом «молодеет»: уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности. Методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ?

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализа-ция игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

            Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.


            Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

            Типичное занятие игровым стретчингом выглядит так.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «УТЕНОК КРЯК»


            После ходьбы и разминки дети выполняют упражнение «Зернышко» для подготовки позвоночника к основной нагрузке.


            Исходное положение (далее «И.п.»): сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед - вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище.

            Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.


            После этого дети садятся в позу «Индеец», в которой находятся все время между выполнением упражнений. (Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождем индейцев с гордой осанкой и все время за ней следить.) Далее начинается игра…


            – Жил-был на большом дворе утенок. Звали этого утенка Кряк. Утенок Кряк очень любил плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора. Вода в луже всегда была теплая, и лужа была такая большая, что утенку казалось, будто он отважный капитан, который плавает по океану.


            Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное Голубое озеро с чистой и прозрачной водой. Утенку так захотелось увидеть это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нем поплавать.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ХОДЬБА»


            Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.)



            Шел утенок, шел и дошел до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть Кряку, куда идти дальше. Опечалился утенок: «Неужели придется идти назад и я не увижу Голубого озера?» Вдруг видит – летит бабочка.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «БАБОЧКА»


            Усиливает внутриполостное давление, что оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, стимулирует действие подкожных нервов.
(И.п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. Дыхание произвольное, движения динамичные.)


– Эй, бабочка, постой! – закричал Кряк.

– Чего тебе, утенок? – спросила бабочка.

– Милая бабочка, не могла бы ты показать мне дорогу к Голубому озеру?

– Хорошо, – согласилась бабочка, и они отправились в путь.

Но не успели пройти и пяти шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и прямо перед ними дорогу перегородила змея.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ЗМЕЯ»


            Повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах.


            (И.п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во второй.)

– Почему вы так шумите и не даете мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.

– Извините нас, пожалуйста, госпожа змея. Я ищу дорогу к Голубому озеру, и вовсе не хотел вас тревожить, – пролепетал испуганный утенок.

– Ладно, повезло тебе, утенок, что я сыта, – проворчала змея и уползла.
            Кряк обернулся по сторонам в поисках бабочки, но ее нигде не было видно. Очень огорчился утенок Кряк и совсем уже хотел повернуть обратно домой, как вдруг увидел высоко в небе птицу и побежал за ней.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ВЕЛОСИПЕД»


            Оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.

(И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.)

– Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок.

– Отведи меня к нему, пожалуйста!

– Хорошо, утенок, беги за мной, – ответила птица.

И Кряк быстро побежал за летящей птицей.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ПТИЦА»

Растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы. Предупреждает функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшает гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.

(И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оттянуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и.п. Три! – тот же наклон к левой ноге, Четыре! – и.п. Вдох при взмахе, выдох при наклоне.)

Очень скоро луг кончился, и перед утенком открылось чудесное озеро. Вода в озере была чистая, прозрачная, и в ней отражалось голубое небо. На берегу сидела большая рыжая кошка, которая что-то высматривала в воде и не заметила утенка.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «КОШКА»

Избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

(И.п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.)

Кряк подошел к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в воде рыбками и хочет какую-нибудь из них поймать.

– Ах ты, хитрюга! – крикнул утенок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к кошке.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ВЕТОЧКА»

Улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. (И.п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Когда кошка увидела рассерженного утенка с веточкой в клюве, она так испугалась, что со всех ног бросилась бежать, только ее и видели! Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.


ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «РЫБКА»

Повышает внутриполостное давление, улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность. (И.п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.

Педагогические

здоровьесберегающие

технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые:

игротренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика



Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с       приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

тетрадь

по самообразованию

Воспитатель:

Лекомцева Н.А.

г.Каменск-Уральский

2017 - 2018 учебный год

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

Задачи: 1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.

Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.

2.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.

3.Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.

4.Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

п/п

Список литературы

Раздел плана

Срок реализации

Форма отчета

Практический выход

1

«Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

        сентябрь

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей

2

Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. -  4. - С. 14-17.

«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».

октябрь

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

3

Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. -  7. - С. 5 - 9.

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

ноябрь

Изучение статьи

Доклад

4

Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону.2005.

Роль организации проведения прогулок в зимний период 
для формирования здорового образа жизни детей

декабрь

Изучение статьи

Изготовление картотеки прогулок

5

Закаливание детей в современных условиях.  Л. ВЕРЕМКОВИЧ, О. ИВАНОВА, И. ЛАШНЕВА,.

Закаливание детей в современных условиях.

январь

Консультация для родителей

Папка передвижка

6

Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.

Особенности детского массажа

февраль

Консультация для родителей

Изготовление картотеки с массажным мячиком

7

Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. -  2.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

март

Изучение статьи

Изготовление картотеки

«Упражнения

с нестандартным

оборудованием»

8

Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. -  3. - С. 12 - 14.

Оздоровление в детском саду

апрель

доклад

Изготовление картотеки подвижных игр

9

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

май

Консультация для родителей

Папка передвижка

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) создать развивающую среду - пространство самореализации;

2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;

6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.

Алгоритм взаимодействия:

1. Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.

2. Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

3. Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование у них адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать, сопереживать.

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.


Консультация для воспитателей

«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья.  Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.  

С гимнастикой дружи,

всегда веселым будь,

и проживешь сто лет,

а может быть, и боле.

Микстуры, порошки —

к здоровью ложный путь.

Природою лечись —

в саду и в чистом поле.

Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей.

- Ребята, вы болеете?

- Да!

- А чем вас лечат?

- Таблетками!

- А можно без таблеток быть здоровыми?

- Нет!

Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств. Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем здоровье переносить на плечи другого человека — врача, целителя. И даже если знаем о возможности самому раскрывать резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются специалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них часто кроется причина всех бед.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому с раннего детства важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

  • сохранить и укрепить здоровья детей;
  • сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  • осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:

  • Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, лечебная физкультура, подвижные и спортивные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, сухой бассейн и др.
  • Массажно-закаливающая дорожка «Ручеёк».
  • Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
  • Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, занятия в бассейне и др.
  • Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
  • Чистый воздух улучшает состояние здоровья, поэтому целесообразно создание в группе “Фитомодулей” из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей.
  • Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье”, в который в течение всех лет посещения ребёнком детского сада записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки.
  • Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок здоровья”, где находятся:
  • корзины с разнообразным спортивным инвентарём;
  • различные массажёры;
  • ребристые доски;
  • осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки;
  • бумага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д.

Используемая литература:

  1. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.

Изучение статьи Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.

«Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни»

Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Родители и педагоги должны постоянно понимать, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно – гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

В развивающую среду можно сделать сказочного « Мойдодыра». Предложить детям иллюстрации к сказке «Мойдодыр», использовать «Мойдодыра» в игровых ситуациях. Обратить внимание детей, на то что, необходимо всегда быть чистым, опрятным и, что может случиться, если ты будешь грязным, неумытым «поросенком». Включив сказочного героя в процесс формирования культурно – гигиенических навыков у детей, я тем самым мотивировала их на новые формы поведения, полезных для здоровья.

В работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.С, Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

Исходя из этого,  занятия оздоровительно – педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции.

Изучение статьи Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону.2005.

«Роль организации проведения прогулок в зимний период

для формирования здорового образа жизни детей»

Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние. 

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. 

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов. 

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. 

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку. 

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие. 

Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время. 

Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена. 

Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки. 

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются: 

1) наблюдение 

2) дидактические задания 

3) трудовые действия детей 

4) подвижные игры и упражнения 

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. 

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния. 

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

Консультация для родителей

«Закаливание детей в современных условиях»

Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

Закаливание — это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:

        — закаливающие воздействия органично вписываются в каждый                         элемент режима дня;

  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);
  • закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка (нормальная температура воздуха и соответствующая одежда);
  • допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений.

Первым требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреждениях является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это — прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, способствующие поддержанию нормального теплового состояния.

При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам.

Оптимальные величины температуры воздуха в групповых помещениях

Возраст

детей

Суровый

климат

Умеренный

климат

Жаркий

климат

До 3 лет

+23 °С±1°

+ 22 °С+1°

+21 °С±1°

3—4 года

+22 °С±1°

+21 °С±1°

+20 °С±1°

5—7 лет

+21 °С±1°

+ 20 °С+1°

+ 19 °С±1°

При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы (носки).

 В реальной жизни температура воздуха не всегда соответствует нормативам, а бывает как выше, так и ниже нормы. При этом комфортное тепловое состояние должно поддерживаться с помощью или облегчения, или, наоборот, дополнительного утепления одежды.

При указанных температурах воздуха проводится постоянное (в отсутствии детей) одностороннее проветривание помещений за счет открытых одной или двух фрамуг (в зависимости от погодных условий). Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

 Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды, соответствующей температуре воздуха в различных помещениях. В групповых помещениях или спальнях при температуре + 15—16 °С дети должны спать в байковых рубашках с длинным рукавом или пижамах, под теплым одеялом. На отапливаемой веранде при температуре +5—6 °С следует использовать спальные мешки, байковые пижамы, косынки, носки. На неотапливаемых верандах при температуре —10—15° с необходимы спальные мешки плюс теплое одеяло.

В теплое время года дети могут спать в легком белье с коротким рукавом, а в жаркие дни — в одних трусиках. После укладывания детей спать на 5—7 минут открываются фрамуги

или окна для сквозного проветривания. В течение остального времени сна для поддержания оптимальной температуры воздуха фрамуги или окна остаются открытыми с одной стороны; при прохладной погоде их закрывают за 20—30 минут до подъема детей.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми, одетыми в трусики и майки (или только в трусики), босиком, проводится комплекс физических упражнений, включающий дыхательные упражнения, а также движения, формирующие осанку и свод стопы. Ослабленные дети, перенесшие заболевания, должны при температуре воздуха ниже 18 °С быть одеты теплее (рубашка, гольфы).

Закаливание ребенка на открытом воздухе проводится во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.

Прогулка при правильной ее организации (достаточной двигательной активности детей) является одним из важных моментов закаливания. При этом необходимо правильно одеть и обуть ребенка: во-первых, соответственно погоде и сезону; во-вторых, чтобы обеспечить ему свободу движений, т. е. одежда должна быть относительно легкой и удобной. 

Хорошим средством закаливания, а также формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босикомпо хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать хождение нужно в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 до 10— 12 минут. Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что может продолжаться и в другие сезоны года. Перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Можно рекомендовать проведение утренней зарядки и физкультурных занятий в зале (с паркетным, пластиковым полом или полом, покрытым ковром) сначала в носках, а потом босиком.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. Вообще вся жизнь детей должна быть максимально вынесена на открытый воздух. Одежда при этом постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусиках).

В холодное время года при проведении физических упражнений и утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить правильный подбор упражнений и рациональную одежду детей 

Специальные исследования и наблюдения показали, что закаливание детей будет эффективным только в том случае, если оно проводится постоянно, во все сезоны года, как в дошкольном учреждении, так и дома и представляет собой не одно закаливающее воздействие, а целый комплекс мероприятий в повседневной жизни.

Используемая литература:

  1. Л. ВЕРЕМКОВИЧ, О. ИВАНОВА, И. ЛАШНЕВА,. Закаливание детей в современных условиях. 

                                   Консультация для родителей

«Особенности детского массажа»

             Ребёнок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа так как способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

          Под действием массажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций, в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельность всех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц, кожа становится упругой и эластичной.

          Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём действие массажа тем сильнее, чем младше ребёнок.

          Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после неё, однако не следует утомлять ребёнка слишком сложными или продолжительными упражнениями так как массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм, широко используются пассивные движения (то есть движения, выполняемые ребёнком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.

          Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приёмов, можно менять характер воздействия.

           В детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк, лучше всего массировать чистыми руками, так как маслянистые вещества усиливают скольжение и снижают эффективность таких приёмов как растирание и разминание, а тальк сушит кожу ребёнка.

          Правильно проведённый массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно. Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методов лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях.

          Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.

          Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов, однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массаж противопоказан.

Используемая литература:

  1. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.

Изучение статьи Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в моей группе «Крепыш» я использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Невозможно решить главную задачу без совместной деятельности с родителями. Ведь основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, а в детском саду мы продолжаем ее.

          Родителям в моей группе было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования, они охотно согласились. Были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить, помогала придумывать оборудование.

Выставка получилась интересной, эстетично выдержанной, грамотно оформленной, к каждому оборудованию были сочинены четверостишия. Тематика выставки была разнообразная: раздаточный материал, оборудование для основных видов движения (ходьбе, метанию, перебрасыванию, прокатыванию, прыжкам); корректирующие дорожки для профилактики плоскостопия, массажа; массажеры для спины и ног; оборудование для развития дыхательной системы; для тренировки мышц рук, ног.

           Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес у детей к занятиям, улучшило качество их выполнения, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.

Доклад

«Оздоровление в детском саду»

        Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяются следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Эмоциональные разрядки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна);
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Лечебная физкультура;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Массаж;
  • Самомассаж;
  • Психогимнастика.

В группе должна быть картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:

  • Личная гигиена;
  • Проветривание;
  • Влажная уборка;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это: фикус, герань, хлорофитум.

 

Используемая литература:

  1. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14.

Консультация для родителей

«Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»

        Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

        К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

        Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

        В  дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности

Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.

Используемая литература:

  1. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.