Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни
статья на тему
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования
у детей здорового образа жизни
Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
детский сад №88 «Одуванчик»
Гизатуллина Эльвира Тагировна
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта.
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.
Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.
Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является формирование представлений о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы дети сами добывали знания, на основе которых нашли пути для самостоятельного оздоровления. Успешность и действенность работы педагогов по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ. Мы должны не только принять новые стандарты, понять их смысл, но и сами разрабатывать и применять педагогические инновации в детском саду. Возникают вопросы: «Что же делать? Что изменить в своей работе? Каким образом получить дошкольникам знания? Раньше были специально организованные занятия, а что будет согласно новым стандартам? Раньше мы давали готовую информацию, а теперь детям необходимо самим креативно мыслить.
Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. И каждый педагог должен перестроить, изменить свою работу. Сегодня другое время, которое требует «нового» ребёнка, новых задач и путей их решения. Именно это подтолкнуло меня наметить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.
Цель: реализовать инновационные подходы к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни.
Задачи:
1. формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка;
2. развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей;
3. создать пространственно-развивающую среду в формировании представлений о ЗОЖ.
Необходимо создать такие условия для детей, чтобы ребёнок сам добывал интересующую информацию и мог её самостоятельно использовать. Что нужно для этого сделать? Во-первых, надо создать интерес, т. е. мотив. В этом поможет пространственно-развивающая среда. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды спортивного зала, групповых помещений, участков, мини стадиона позволил организовать её в виде спортивно - творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития детей, экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка.
Рационально расположенное физкультурное оборудование, атрибуты в спортивном зале, максимально насыщенные физкультурные уголки, спорткомплексы в группе, на участке новым материалом и оборудованием организованы с учетом потребностей детей. Доступность и свобода выбора здесь даёт возможность каждому желающему здесь экспериментировать, выполнять свои движения, открывать для себя новое. Она помогает ребёнку поставить собственные цели, выбирать средства и способы её достижения, сделать собственные умозаключения, открывать что-то для себя новое и интересное. Такая среда привлекает детей, побуждает интерес к физическим упражнениям, действиям со спортивными снарядами, повышает двигательную активность, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в образовании.
Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником – примером наличия открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о ЗОЖ.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволило значительно повысить его эффективность. Партнёрство семьи и ДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагога и специалистов направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательных навыков, общения, положительных эмоций.
Для родителей, детей и педагогов ДОУ был представлен праздник «В здоровом теле – здоровый дух» и выставка детских рисунков о здоровом образе жизни.
Родители, как социальные партнёры, приняли самое активное участие в организации поездки в Дом детства, в съёмке видеофильма и как самая активная группа поддержки.
На наш взгляд, положительных результатов и эффектов мы добились благодаря новым инновационным подходам и переориентации ролевых позиций, субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, превращая их в субъектов совместной или двигательно-оздоровительной, творческой деятельности), обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"
Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Их виды, время проведения в режиме дняи особенностиметодики проведения....
Здоровьесберегающие технологии в работе по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Понятие здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, их место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ....
Творческая работа «Здоровьесберегающие технологии как основной фактор формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
реализация передового педагогического опыта...
Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Педагогический опыт....
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....
Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....