Оздоровительная работа в условиях Крайнего Севера
консультация на тему
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях Крайнего Севера, имеет свои особенности.
Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы, социальные условия предъявляет организму человека высокие требования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsegda_i_vezde_zhizn_slagaetsya_-_kopiya.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всегда и везде жизнь слагается
из кооперации двух факторов –
определенно изменяющейся
организации и воздействий извне»
И.М. Сеченов
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях Крайнего Севера, имеет свои особенности.
Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы, социальные условия предъявляет организму человека высокие требования. Город Салехард расположен в полярной части Западно-Сибирской низменности на Полярном круге на 66 параллели. Вечная мерзлота. Климат континентальный. Зима – 284 дня в году. Температура самой холодной пятидневки – 47 градусов. Редкие потепления зимой сопровождаются усилением ветра, буранами, метелями. Резкие перепады давления, температур. Недостаток кислорода. Самый короткий день в декабре –67 минут. В конце января в 10 часов утра еще сумерки, в 3 часа дня уже сумерки. Лето – 35 дней. Среднесуточная температура июля +10 - +14. В целом климатические условия Ямало-Ненецкого региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский.
Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.
Заболевания, связанные с длительностью человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм.
Показатели иммунитета на севере у детей находятся на более низком уровне, чем у жителей других регионов страны. У детей растет заболеваемость хронических пневмонией, респираторными инфекциями.
Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо проявляющимися в весеннее время.
Отмечается снижение функциональной системы транспорта и потребления кислорода, эндокринного аппарата, центральной нервной системы.
Вследствие ультрафиолетового «голодания» у населения определяется гипокальцемия.
Длительный холод крайне неблагоприятно действует на детей ограничения подвижности и малого пребывания на свежем воздухе. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Гиподинамия оказывает существенное тормозящее влияние на физическое развитие детей.
В районе Крайнего Севера установлены изменяющиеся сезонные периоды (биологические ритмы), самыми негативными из которых являются период «полярной ночи» (ноябрь – декабрь) и выход из «полярной ночи» (январь – февраль). В период «полярной ночи» дошкольники подвержены эмоциональным расстройствам, которые выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью, что связано с изменениями в нейрогуморальной системе организма («синдром полярного напряжения»).
Одним из путей укрепления здоровья дошкольников должна стать осторожная разумная тренировка организма, создание социальных мер защиты, позволяющих обеспечить адаптацию на Крайнем Севере и существенно снизить темп истощения резервов организма, повысить жизнестойкость.
С учетом вышеуказанных региональных особенностей разработан прежде всего гибкий режим дня, во все части которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. С целью усиления двигательного режима в течении дня проводятся дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, мимическая гимнастика, психогимнастика, подвижные игры.
В режимах дня, предложенных Программой воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и рекомендованной для дошкольных учреждений умеренных климатических зон, не учитывается специфика работы за полярным кругом.
Для зон Крайнего Севера необходимы в первую очередь некоторые уточнения длительности таких режимных процессов, как дневной сон и прогулки. В полярную ночь дети встают после дневного сна с неудовольствием, уже за ужином проявляют сонливость, поэтому дневной сон в этот период увеличен на 30 минут. Время, отведенное для прогулки, используется со значительными отклонениями. В очень холодную погоду, когда мороз достигает до –30 без ветра, прогулки проводятся, но бывают короткими от 10 до 15 минут. Дети вместе с воспитателем оббегают участок, прыгают по снежным валам, скатываются с горки и быстро возвращаются в помещение. Прогулки проходят как своеобразное соревнование с погодой. Практика показала, что даже такие короткие вылазки необходимы детям как хорошая зарядка, эмоциональная и физическая. В зимний период, в наиболее суровые месяцы, бывают хорошие, теплые дни с температурой до –10 градусов. Тогда прогулки проводятся во всех группах 2 раза в день, общей продолжительностью до 3 часов. Мы широко пропагандируем проведение родителями индивидуальных прогулок с детьми в вечерние часы при относительно благоприятной погоде. В дни, когда дети не бывают на свежем воздухе, широко используются внутренние веранды, залы, коридоры, приемные, хорошо оборудованные физкультурными пособиями, для организации максимальной двигательной активности. Широкое использование дополнительных помещений в часы, отведенные для прогулок, менее эффективно, чем гуляние на свежем воздухе, но все же оказывает благоприятное влияние на повышение общего тонуса детей, их эмоциональное состояние.
Во время физкультурных занятий увеличена интенсивность упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений, рационального использования оборудования. Занятия проводятся по подгруппам, в зависимости от уровня двигательной активности детей. При контроле двигательной активности детей пользуемся контрольными приборами, регистрирующими плотность занятия, объем двигательной активности (шагомеры, секундомеры, хронометры). Сравнительный анализ плотности занятий и двигательной активности детей во время занятий способствует выявлению ошибок и помогает рационально строить занятия.
Для увеличения объема установленных программой физкультурных занятий и утренней гимнастики для полноценного физического развития детей в условиях Крайнего Севера, дополнительно к утренней гимнастике, ежедневно проводится вторая гимнастика после сна, которая проводится в быстром темпе в сюжетной форме, с использованием подвижных игр, тренажеров, национальных подвижных игр народов Крайнего Севера.
Для повышения работоспособности детей на занятии и вне занятий проводятся двигательные паузы между занятиями и физкультминутки во время занятий. В условиях Крайнего Севера возникает необходимость компенсировать недостаток двигательной активности на прогулках хорошо продуманной организацией игровой деятельности детей в помещениях в свободное от занятий время. Для этого широко используются в свободное от занятий время физкультурный и музыкальный залы. Для каждой группы составлен график посещения спортивного зала во вторую половину дня. С детьми проводятся подвижные игры, индивидуальные занятия, игры с элементами футбола, баскетбола, основная цель которых - обеспечить детям условия для двигательной разминки. Большое удовольствие доставляют детям спортивные аттракционы. Пребывание в зале обязательно заканчивается подвижной игрой. В работе с детьми широко используются национальные игры народов севера, такие как «Ловкий оленевод», «прыжки через нарты» и т.п. Все игры народов севера связаны с прыжками, бегом, метанием, способствуют развитию основных видов движений, развитию быстроты, выносливости, внимания. Игры в зале обеспечивают не только двигательную активность, но и как следствие способствуют эмоциональному подъему воспитанников.
В детском саду широко используются такие формы активного отдыха детей, как физкультурные досуги и спортивные праздники «К нам приехал цирк!», «Ярмарка подвижных игр» и т.д., в которых участвуют дети, а также взрослые – воспитатели и родители. Физкультурные досуги включают в себя подвижные игры, аттракционы, шутки, веселые хороводы и т.п. Программа досуга строится таким образом, чтобы предыдущий номер был логично связан с предшествующим, а нагрузка возрастала постепенно. Спортивные праздники, как форма организации спортивного отдыха привлекают детей своей необычностью, яркими запоминающимися впечатлениями.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в учреждениях, направлена на достижение каждым дошкольником максимально высокого уровня функциональных проявлений, компенсирующих отрицательное влияние условий Крайнего Севера. Учет региональных особенностей Крайнего Севера, а также индивидуальных способностей детей способствует повышению двигательной активности детей и успешности физкультурных мероприятий в системе физического воспитания дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Снегурочка»
Оздоровительная работа
с дошкольниками
в условиях Крайнего Севера
Воспитатель
Кизыма Галина Васильевна
Салехард
2017 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой опыт работы в условиях крайнего севера.
Где снега по пояс, стужа и морозОбжигает щёки, щиплется за носВырос город славный, в нём садик есть большой.Там я и работаю с открытою душой. Физкультурой дети любят заниматься.Все хотят бы...
Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»
Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».
Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....
Организация прогулок для детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма...
Проект "Укрепление здоровья детей в условиях Крайнего Севера"
В работе указаны методы, приёмы и рекомендации по укреплению здоровья детей, пропаганда ЗОЖ в семье....
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера посредством организации развивающей среды в ДОУВоспитание нравственности, патриотизма у детей дошкольного возраста, прожи...
Презентация "Выращивание лука в условиях Крайнего Севера"
Проживание в сельской местности в условиях вечной мерзлоты крайнего севера очень сужает возможность наблюдения за природой в ее естественном развитии. Родители не всегда имеют возможность вывезти дете...