Детское плоскостопие и косолапость
консультация на тему

Антонова Елена Николаевна

профилактика и коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_ploskostopie_i_kosolapast_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Детское   плоскостопие и косолапость

( профилактика и коррекция)  

 

 Для  правильной  осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава.

Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка.  Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования   опорно-двигательного аппарата, приёма и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.

     Наиболее распространённой деформацией опорно-двигательного аппарата у детей  2 – 7 лет является плоскостопие и косолапость. 

       Эффективными способами предупреждения  косолапости и плоскостопия  являются укрепление косно-мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, веревок, набивных мячей  и т. д. – и специальных приспособлений.

    Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью

 косно-связочного аппарата, слабостью мышц.

   Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что  при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается.

    Ввиду дугообразного строения стопа выполняет  рессорную функцию, от ее развития зависит красота походки ребенка.

   Одним из способов  борьбы с утомлением,

коррекции недостатков  и  деформации является закрепление  опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы, именно где и сходятся  проекционные зоны внутренних органов и систем организма : нервной системы, сердечно-сосудистой,  лёгких, печени, желудка,  почек, тонкого кишечника и т.д..

    Как  средство эффективного  массирования  рекомендуется  Дорожку-массажер, которая оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие .

     Проходя  по дорожке-массажёру  с ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует фактически  все рефлекторные зоны подошвы. Снимается утомляемость , восстанавливается  работоспособность.

       

 

На  дорожке – массажер  целесообразно выполнять  следующие упражнения :

- ходьба медленная с глубоким перекатом стопы,

-  ходьба   на   носках,  

-  на   наружных   краях  стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен,

приставные   пружинящие  шаги, лёгкие  поскоки  и  прыжковые  упражнения  и  т. д.

Все вышеуказанные упражнения  проводятся  на дорожке – массажер  в  определённой последовательности  в игровой  форме.

 

 Профилактика   и   коррекция   детского   плоскостопия   и   косолапости  

  Для  предупреждения  и коррекции плоскостопия  и косолапости у дошкольников  необходимы  специальные приёмы и методы. Упражнения проводятся в  определённой   последовательности  в три этапа .  

               

На  первом этапе  

дети выполняют упражнения без предметов. Носками  и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз , вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносятся в разные части стопы , выполняются повороты , круги , пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот .

     С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения  с сопротивлением, отягощением, разнообразную  ходьбу по ровной и  наклонной местности . Для улучшения  периферического кровообращения  предлагаются разнообразные  общеразвивающие упражнения  на  укрепление  мышц бедра голени ,  охватывающие все группы мышц , тыльное и подошвенное сгибание стопы , пронация и супинация стопы  и  т. д. Всё это не только способствует развитию мышц конечностей , формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

     

              На  втором  этапе 

детям  предлагаются  упражнения  с  предметами:

захватывание  пальцами стопы  мелких предметов, удержание  и  выбрасывание  их  (камушки  разных  размеров, круглые  палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки  с песком  и  т. д.),

 перекатывание   стопой набивного  мяча ;

кроме  того , давление  стопой на резиновый  массажёр и ходьба по резиновой дорожке – массажёру . Для  правильной и симметричной постановки  стоп используются деревянные дощечки , шаблоны с отпечатками стоп , которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей , длины  и  ширины , глубина наружной  и внутренней дуги стоп , величины угла разворота носков , их  направленности  и  т. д.

       

           

      На  третьем  этапе 

 сравнительно усложняются  двигательные действия ребёнка , используются различные приспособления универсального типа , усложняется  также  способ  перемещения ребёнка  на этих снарядах :

  • дети  ходят  по  наклонной  доске (угол  наклона, который  постепенно  увеличивается),
  • по  дорожкам,
  • лесенке,
  • мостику-качелям ,
  • ребристым доскам,
  • рейкам  гимнастической  лестницы,
  • кирпичам,
  • по кочкам  и  т. д.

Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости   и   плоскостопия.

   Для  детей, страдающих  косолапостью,  

Целесообразно использовать дорожку с отпечатками  стоп  и специальные  универсальные приспособления выше указанные.

  В зависимости от степени искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

  Опыт показывает , что косолапость у детей полностью исчезает , если они поднимаются по доске с углом наклона больше  10 градуса . В зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно  увеличивается разворот носков наружу . Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости .

        

     

  Игра    «  гибкий носок  »  

  Инвентарь .  3  гимнастические  скамейки  и  стул  для воспитателя.

Подготовка  к  игре. Вдоль  стен  зала расположить  3 гимн. Скамейки. У свободной  стены поставить стул для воспитателя , центр площадки оставить свободным .

Ход   игры.  Сидя  лицом к воспитателю , дети руками  захватывают край скамейки, спиной касаясь стены , выпрямляют ноги .

       На счёт воспитателя дети притягивают носочки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе , потом в быстром). Вместе с воспитателем дети ногами делают различные движения вверх-вниз , повороты налево-направо , круговые движения , дети строятся за скамейкой , левую ногу ставят на скамейку , опираясь  на правую . Отталкиваясь правой ногой , поднимаются на носок левой и спускаются . После  6 – 8 движений по указанию воспитателя дети меняют  исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой . После чего даётся команда « Разойдись ! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках  (45 – 50 с), а затем, команде  « По  местам!», занимают свои места  у стены  на скамейках.

      Во  второй половине игры дети одновременно  и последовательно  делают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение  4 – 5 раз , после чего вновь раздаётся команда  « Разойдись ! », дети бегают врассыпную по всей  площадке .

   

 Методические   указания.

В  конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера  с  исходным  положением  лёжа на спине  и животе.

             

       

        Игра    «  Страус  »

   

      Инвентарь .  Две гимнастические  скамейки  или доски  длиной  3,5 – 4 м, шириной  20 – 25 см, маленькие деревянные  палочки длиной  8 – 10 см, диаметром  1,0 – 1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей .

     Подготовка  к  игре.  По  ширине зала на 1 – 1,5 м  от стены разложить верёвку , обозначая волчье логово . На другом конце площадки  на гимнастической стенке поставить наклонно ребристые доски .

     

           Ход  игры .

     1 часть . Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно  в лесу . Участники игры ходят на носках , пятках с глубоким перекатом  стопы , поочерёдно полуприседая и выпрямляясь . Медленно они должны дойти до волчьего логова .  По сигналу   страуса  « Волк ! » птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора), а волк старается их поймать . Пойманного птенца волк уносит к себе в логово . (Повторяется  4 – 5 раз.)

     2  часть . Страус   рассыпает   по  всей  площадке  мелкие  предметы , которые  предлагает  собрать  свои  птенцам ,  захватывая  пальцами  ног . Дети  собирают  предметы , потом  поднимаются  и спускаются по  наклонной  доске , после  чего  идут  врассыпную  с  глубоким  перекатом  стопы  до волчьего  логова . По команде  «  Волк ! »  бегом  возвращаются  домой , волк  старается  их  поймать . (Повторяется   3 – 4 раза).

      Методические   указания.  Захватывание   предметов  пальцами  ног  выполнять  одинаковое  число  раз  правой  и левой  ногой . При ходьбе  по  наклонной  доске  постепенно  увеличивать  угол  наклона  доски . Следить за  правильной  осанкой .

           

             

          Игра   «  По   следам  »  

   Инвентарь .   Две  дорожки (длина  8 – 10 м,  ширина  60–70см), на одной из которых отпечатаны  следы правой ,  а  на  другой – левой стопы , где длина шага  75 – 80см, угол разворота носков  15 градуса (рис. 5 а) Три верёвки  по 4м . Для каждого играющего – два разноцветных носочка (красный  и  жёлтый).

      Две дорожки (длина 8 – 10м, ширина  60 – 70 см) с отпечатанными  следами стоп, где длина  шага  40 см (3-я  дорожка)  и  50см (4-я дорожка), угол  разворота носков  15 град.  

     Подготовка  к   игре.  По  длине зала  на расстоянии  3 – 4м  друг  от друга  параллельно расстелить  по полу дорожки  с отпечатанными  следами  стоп . По длине  дорожки  на  расстоянии  60 – 70 см  от неё разложить верёвку . Сидя на гимнастических  скамейках , дети должны надеть  носочки . На втором этапе игры на полу расстилают  другие дорожки .  

      Ход   игры. Воспитатель объясняет , что по первой дорожке дети должны пройти , ставя стопы на отпечатанные следы только левой ногой , по другой дорожке – только правой , по верёвкам расположенным на полу , нужно пройти то левой , то правой ногой (в зависимости от подаваемой команды).  Когда все дети пройдут по следам дорожки, раздаётся команда  

« Разойдись!». Дети врассыпную бегают по всей площадке и через  35 – 40 с беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (Повторяется  4 – 5 раз.)

     На втором  этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвёртую  дорожки. (Повторяется  4 –5 раз.)

      Методические   указания.  Игру можно усложнять  за  счёт изменения элементов  шага : длины , ширины , угла  разворота  носков , за  счёт  увеличения  скорости , темпа , амплитуды , движения  рук  и  ног и т.д.  Следить, чтобы дети ставили стопы точно в след, голову вперёд при этом не наклоняли.

               

     Игра   «  Турпоход  »

     Инвентарь . Дорожка – массажёр с ребристыми  поверхностями , длина  300 – 400 см , ширина  40 – 50 см ; мостик-качели , длина  200 см , ширина  50 см ; доска гладкая , длина 300 – 400 см , ширина  10 – 12 см; доска ребристая , длина  200 см , ширина 30 см ;  висячий стул к гимнастической стенке ; лестница подставная , длина  200 – 220 см,  ширина

40 – 45 см; гимнастическая стенка из трёх секций.

   

       Ход   игры .  По краям площадки или зала по порядку разложены указанные выше предметы . Центр площадки остаётся свободным . Воспитатель объясняет детям , что все они туристы и должны переходить через речку , т. е. Дорожку-массажёр , а затем пройти по рейкам мостик-качели , по узкой  доске , затем подняться по наклонной ребристой доске , перейти через висячий стул , по подставной лестнице и спуститься  вниз . Проделав это несколько раз,  ребята собираются в месте сбора. По команде воспитателя  «Пошли  гулять !»  дети ходят врассыпную и делают специальные упражнения  для  укрепления мышц и связок голеностопного сустава :

Ходьба на носках, ходьба с глубоким  перекатом стопы, пружинящие движения на носках, поскоки и подпрыгивания.  

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское плоскостопие и профилактика"

Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у детей....

Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости.

В статье рассказывается о наиболее распространенном виде деформации опорно-двигательного аппарата: плоскостопии и косолапости. Говорится о методах и приёмах коррекции данного вида деформации, рекоменд...

Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условия детского сада"

1) Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости в условиях детского сада2) Сравнительный анализ изменений ОДА выпускников СП "Д/с "Гномик"3) План-конспект занятия с детьми среднего дошкол...

Профилактика плоскостопия и косолапости

Профилактика плоскостопия и косолапости...

план работы с родителями на тему "Профилактика детского плоскостопия" в средней группе

Составленный мною план работы  поможет другим педагогам проводить работу с родителями по теме "Профилактика детского плоскостопия" в системе в течении всего учебного года....

Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей

Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей...