Детское плоскостопие и косолапость
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Детское плоскостопие и косолапость
( профилактика и коррекция)
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава.
Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка. Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования опорно-двигательного аппарата, приёма и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.
Наиболее распространённой деформацией опорно-двигательного аппарата у детей 2 – 7 лет является плоскостопие и косолапость.
Эффективными способами предупреждения косолапости и плоскостопия являются укрепление косно-мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, веревок, набивных мячей и т. д. – и специальных приспособлений.
Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью
косно-связочного аппарата, слабостью мышц.
Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается.
Ввиду дугообразного строения стопа выполняет рессорную функцию, от ее развития зависит красота походки ребенка.
Одним из способов борьбы с утомлением,
коррекции недостатков и деформации является закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы, именно где и сходятся проекционные зоны внутренних органов и систем организма : нервной системы, сердечно-сосудистой, лёгких, печени, желудка, почек, тонкого кишечника и т.д..
Как средство эффективного массирования рекомендуется Дорожку-массажер, которая оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие .
Проходя по дорожке-массажёру с ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует фактически все рефлекторные зоны подошвы. Снимается утомляемость , восстанавливается работоспособность.
На дорожке – массажер целесообразно выполнять следующие упражнения :
- ходьба медленная с глубоким перекатом стопы,
- ходьба на носках,
- на наружных краях стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен,
приставные пружинящие шаги, лёгкие поскоки и прыжковые упражнения и т. д.
Все вышеуказанные упражнения проводятся на дорожке – массажер в определённой последовательности в игровой форме.
Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости
Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приёмы и методы. Упражнения проводятся в определённой последовательности в три этапа .
На первом этапе
дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз , вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносятся в разные части стопы , выполняются повороты , круги , пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот .
С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности . Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра голени , охватывающие все группы мышц , тыльное и подошвенное сгибание стопы , пронация и супинация стопы и т. д. Всё это не только способствует развитию мышц конечностей , формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.
На втором этапе
детям предлагаются упражнения с предметами:
захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки с песком и т. д.),
перекатывание стопой набивного мяча ;
кроме того , давление стопой на резиновый массажёр и ходьба по резиновой дорожке – массажёру . Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки , шаблоны с отпечатками стоп , которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей , длины и ширины , глубина наружной и внутренней дуги стоп , величины угла разворота носков , их направленности и т. д.
На третьем этапе
сравнительно усложняются двигательные действия ребёнка , используются различные приспособления универсального типа , усложняется также способ перемещения ребёнка на этих снарядах :
- дети ходят по наклонной доске (угол наклона, который постепенно увеличивается),
- по дорожкам,
- лесенке,
- мостику-качелям ,
- ребристым доскам,
- рейкам гимнастической лестницы,
- кирпичам,
- по кочкам и т. д.
Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.
Для детей, страдающих косолапостью,
Целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления выше указанные.
В зависимости от степени искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.
Опыт показывает , что косолапость у детей полностью исчезает , если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10 градуса . В зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу . Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости .
Игра « гибкий носок »
Инвентарь . 3 гимнастические скамейки и стул для воспитателя.
Подготовка к игре. Вдоль стен зала расположить 3 гимн. Скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя , центр площадки оставить свободным .
Ход игры. Сидя лицом к воспитателю , дети руками захватывают край скамейки, спиной касаясь стены , выпрямляют ноги .
На счёт воспитателя дети притягивают носочки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе , потом в быстром). Вместе с воспитателем дети ногами делают различные движения вверх-вниз , повороты налево-направо , круговые движения , дети строятся за скамейкой , левую ногу ставят на скамейку , опираясь на правую . Отталкиваясь правой ногой , поднимаются на носок левой и спускаются . После 6 – 8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой . После чего даётся команда « Разойдись ! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45 – 50 с), а затем, команде « По местам!», занимают свои места у стены на скамейках.
Во второй половине игры дети одновременно и последовательно делают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4 – 5 раз , после чего вновь раздаётся команда « Разойдись ! », дети бегают врассыпную по всей площадке .
Методические указания.
В конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лёжа на спине и животе.
Игра « Страус »
Инвентарь . Две гимнастические скамейки или доски длиной 3,5 – 4 м, шириной 20 – 25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8 – 10 см, диаметром 1,0 – 1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей .
Подготовка к игре. По ширине зала на 1 – 1,5 м от стены разложить верёвку , обозначая волчье логово . На другом конце площадки на гимнастической стенке поставить наклонно ребристые доски .
Ход игры .
1 часть . Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу . Участники игры ходят на носках , пятках с глубоким перекатом стопы , поочерёдно полуприседая и выпрямляясь . Медленно они должны дойти до волчьего логова . По сигналу страуса « Волк ! » птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора), а волк старается их поймать . Пойманного птенца волк уносит к себе в логово . (Повторяется 4 – 5 раз.)
2 часть . Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы , которые предлагает собрать свои птенцам , захватывая пальцами ног . Дети собирают предметы , потом поднимаются и спускаются по наклонной доске , после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова . По команде « Волк ! » бегом возвращаются домой , волк старается их поймать . (Повторяется 3 – 4 раза).
Методические указания. Захватывание предметов пальцами ног выполнять одинаковое число раз правой и левой ногой . При ходьбе по наклонной доске постепенно увеличивать угол наклона доски . Следить за правильной осанкой .
Игра « По следам »
Инвентарь . Две дорожки (длина 8 – 10 м, ширина 60–70см), на одной из которых отпечатаны следы правой , а на другой – левой стопы , где длина шага 75 – 80см, угол разворота носков 15 градуса (рис. 5 а) Три верёвки по 4м . Для каждого играющего – два разноцветных носочка (красный и жёлтый).
Две дорожки (длина 8 – 10м, ширина 60 – 70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50см (4-я дорожка), угол разворота носков 15 град.
Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 3 – 4м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатанными следами стоп . По длине дорожки на расстоянии 60 – 70 см от неё разложить верёвку . Сидя на гимнастических скамейках , дети должны надеть носочки . На втором этапе игры на полу расстилают другие дорожки .
Ход игры. Воспитатель объясняет , что по первой дорожке дети должны пройти , ставя стопы на отпечатанные следы только левой ногой , по другой дорожке – только правой , по верёвкам расположенным на полу , нужно пройти то левой , то правой ногой (в зависимости от подаваемой команды). Когда все дети пройдут по следам дорожки, раздаётся команда
« Разойдись!». Дети врассыпную бегают по всей площадке и через 35 – 40 с беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (Повторяется 4 – 5 раз.)
На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвёртую дорожки. (Повторяется 4 –5 раз.)
Методические указания. Игру можно усложнять за счёт изменения элементов шага : длины , ширины , угла разворота носков , за счёт увеличения скорости , темпа , амплитуды , движения рук и ног и т.д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно в след, голову вперёд при этом не наклоняли.
Игра « Турпоход »
Инвентарь . Дорожка – массажёр с ребристыми поверхностями , длина 300 – 400 см , ширина 40 – 50 см ; мостик-качели , длина 200 см , ширина 50 см ; доска гладкая , длина 300 – 400 см , ширина 10 – 12 см; доска ребристая , длина 200 см , ширина 30 см ; висячий стул к гимнастической стенке ; лестница подставная , длина 200 – 220 см, ширина
40 – 45 см; гимнастическая стенка из трёх секций.
Ход игры . По краям площадки или зала по порядку разложены указанные выше предметы . Центр площадки остаётся свободным . Воспитатель объясняет детям , что все они туристы и должны переходить через речку , т. е. Дорожку-массажёр , а затем пройти по рейкам мостик-качели , по узкой доске , затем подняться по наклонной ребристой доске , перейти через висячий стул , по подставной лестнице и спуститься вниз . Проделав это несколько раз, ребята собираются в месте сбора. По команде воспитателя «Пошли гулять !» дети ходят врассыпную и делают специальные упражнения для укрепления мышц и связок голеностопного сустава :
Ходьба на носках, ходьба с глубоким перекатом стопы, пружинящие движения на носках, поскоки и подпрыгивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детское плоскостопие и профилактика"
Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у детей....
Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости.
В статье рассказывается о наиболее распространенном виде деформации опорно-двигательного аппарата: плоскостопии и косолапости. Говорится о методах и приёмах коррекции данного вида деформации, рекоменд...
Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условия детского сада"
1) Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости в условиях детского сада2) Сравнительный анализ изменений ОДА выпускников СП "Д/с "Гномик"3) План-конспект занятия с детьми среднего дошкол...
Профилактика плоскостопия и косолапости
Профилактика плоскостопия и косолапости...
план работы с родителями на тему "Профилактика детского плоскостопия" в средней группе
Составленный мною план работы поможет другим педагогам проводить работу с родителями по теме "Профилактика детского плоскостопия" в системе в течении всего учебного года....
Детское плоскостопие и косолапость. Профилактика у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей
Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей...