Конспект информационно-игрового занятия для родителей и детей адаптационных групп "Мы рады тебе, ДЕТСКИЙ САД"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Крюкова Ольга Александровна

Начало посещения детского сада - это сложный процесс для ребёнка, когда происходит перестройка отношений с окружающими людьми, изменяются привычные формы жизнедеятельности. Ребёнок отделяется от семьи, от мамы и папы, "приобретает" себя в новой роли, появляются в жизни ребёнка новые взрослые (воспитатель, няня, специалисты), новые дисциплинарные требования. Адаптация, безусловно, сложный и многогранный процесс для ребёнка. Когда малыш переступит порог детского сада, родителям и специалистам детского сада необходимо стать одной большой семьёй в воспитании ребёнка. Давайте же поможем малышу сделать процесс его адаптации безболезненным, а возможно даже, увлекательным!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект адаптационного информационно-игрового занятия для родителей и детей первой младшей группы:

«Мы рады тебе, Детский сад!»

Участники: педагог-психолог, родители, воспитатели, дети.

Цель: снижение психологической тревожности у родителей и детей, связанной с поступлением в детский сад, повышение психологической компетентности родителей.

Задачи:

  • познакомить родителей воспитанников друг с другом;
  • создать благоприятную психологическую обстановку в группе;
  • раскрыть понятие адаптации и показать возможные варианты общения с детьми в адаптационный период;
  • формировать у родителей представления о режиме дня и питании, как о значимых факторах облегчения адаптации;
  • пробуждать интерес детей и родителей к жизни детского сада;
  • привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

Оборудование: памятки, музыка, раскраска-морковка, краски, кисточки, чистые листочки бумаги и карандаши, клубок ниток, примерное меню, игрушка заяц, игрушка лиса, раздаточный материал: буклет и памятка.

Ход тренинга:

Информационный блок (родители).

Психолог:

Ваши ребятишки подросли и пришла пора посетить детский сад. Вы продолжаете заботиться о своём малыше, но не каждый из Вас знает, чему учить ребёнка в этом возрасте, какие его возрастные особенности и как строить свои отношения с ним в период поступления в детский сад. Наша встреча поможет Вам в нелёгком, но приятном процессе воспитания Вашего ребёнка. С этого дня мы, сотрудники детского сада и вы – родители – одна большая семья.

Конечно, вы для ребёнка – самые близкие люди. Но иногда родители, не имея опыта воспитания детей, испытывают трудности в этом. Это связано с тем, что у них нет  достаточно глубокого представления о жизни ребёнка в дошкольном учреждении, о создании там условий воспитания и обучения. Очень тяжело родителям отдавать своё чадо в «посторонние руки». Хочется отметить, что детский сад – это не только пространство для общения детей, но и пространство для общения между родителями. Посещая детский сад, вы можете пообщаться друг с другом, обсудить схожесть переживаемых ситуаций, подружиться и поделиться опытом семейного воспитания. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками, первые знания. А специалисты детского сада помогут Вам в вопросах общения с ребёнком.

Вы, родители, несёте ответственность за воспитание ребёнка, а дошкольное учреждение поможет, поддержит, направит, дополнит вашу воспитательскую деятельность. И эти слова подтверждает «Закон РФ об образовании», ст.18.

Мы ознакомились с организационными моментами, а теперь давайте познакомимся друг с другом.

Я – педагог психолог этого детского сада. Моя работа заключается в обеспечении нормального психического развития ребёнка, а главная задача моей специализации – создать условия для нормального психического развития детей, выявлять и корректировать возникшие психические трудности и нарушения у детей. Свою работу я веду по запросу родителей, воспитателей или администрации детского сада. Если у вас возникают вопросы относительно адаптации или воспитания ребёнка в целом, вы всегда можете обратиться за консультацией в индивидуальном порядке.

Ну а теперь давайте немного поиграем и познакомимся.

Упражнение «Клубочек имён». У меня в руках клубочек. Я передаю его соседу слева, но при этом продолжаю держать ниточку. И так каждый передаёт клубочек, пока он не вернётся ко мне обратно. Передавая клубочек нужно назвать своё имя. Когда клубочек дойдёт до конца, нужно его передавать обратно, называя имя соседа, которому передаёшь.

Психолог: Помочь ребёнку адаптироваться к новой обстановке должны взрослые. А для этого необходимо разобраться, что такое адаптация.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание ребёнка к детскому саду.

Адаптация бывает 3х видов:

  1. Легкая: к 20му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
  2. Средняя: к 30му дню восстанавливаются поведенческие реакции. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость – до 2х раз сроком не более 10 дней. Отчетливо выражены заболевания, например ОРВИ. Вес может несколько снижаться.
  3. Тяжелая (от 2 до 6 месяцев). Сильное снижение аппетита (рвота при кормлении), нарушением сна, ребенок избегает контактов, пытается уединиться, агрессия, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен). Возможна временная задержка в психическом развитии. Заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания. Могут быть сильные колебания веса.

Могут появиться физиологически негативные реакции: повышение температуры, уменьшение веса, снижение иммунитета, ухудшение сна, падение речевой активности.

В  поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, постоянный плач и истерики, лень, появление страха. 

Чем может помочь мама?

  1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там.
  2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что может сдвинуть распорядок дня.
  3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи. Больше хвалите, чем ругайте. Ему нужна ваша поддержка!
  4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  5. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, частичку дома, ему будет спокойнее.
  6. Одежда должна быть удобной. Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно.

Режим – это распределение во времени и определённая последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка, а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования. Сон не менее 10 часов ночью и 1,5 – 2 часа днём, 3-4 часа прогулки. В результате соблюдения режима дня у ребёнка вырабатывается динамичный стереотип поведения. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления.

Питание – определяет нормальное развитие ребёнка, оказывает влияние на жизнедеятельность, рост и здоровье ребёнка. Рациональное питание воздействует на развитие мозга, интеллекта и нервную систему ребёнка. Повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшается иммунологическая активность. Ребёнок от 1,5 до 3х лет принимает пищу 4 раза в день. Часы приёма пищи надо строго соблюдать. Не следует давать детям сладости. Чтобы ребёнок привык к пище детского сада, необходимо тоже готовить и дома.

Игровое упражнение «Составь меню». Вам предлагается примерный перечень блюд детского сада. Ваша задача отметить из перечисленного то, что вы готовите дома. Далее вам будет предоставлено меню одного дня детского сада. Вам необходимо составить своё меню, используя блюда, которые вы можете приготовить из данного списка.

Игровой блок (родители и дети).

Дети и родителя находятся вместе в игровой зоне. В гости приходит Зайчиха Ляля.

Психолог: Ребята, посмотрите, кто пришёл! (показывает игрушку-зайца)

Зайчиха: Здравствуйте, ребята, я Зайчиха Ляля – хозяйка детского сада. Очень рада, что вы в мой дом пришли.

Психолог: Давайте поздороваемся с хозяйкой и пожмём ей лапку.

Зайчиха здоровается с каждым ребёнком. Ребёнок называет имя, если он затрудняется, его имя называет мама.

Психолог: Ребята, мы зайчихе пожимали лапку, а кто знает, где у неё глазки? А у вас где (ушки, носик)? Молодцы!

Зайчиха: Я очень люблю играть. Давайте вместе поиграем.

Психолог: Давайте, ребята, повторяйте за мной:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись,

Лапки ставим на бочок

На носочках прыг да скок.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог:

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

Ребята, кого испугался зайка (показывает игрушку-Лису)? Зайки боятся Лисы и убегают от неё, чтобы она их не поймала.

Игра «Лиса и заяц».

Психолог: Ребята, давайте превратимся в зайчиков. Хлопнем 3 раза в ладошки и станем зайками. Зайки веселятся, прыгают на полянке, но как только появится лисичка – убегают в норки к своим мамам.

Игра проводится 2-3 раза.

Психолог:

Так трудились с зайкой мы,

Что устали сами.

Отдыхать теперь пойдём

На коленки к маме.

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

Ребята, зайки очень любят есть морковку. Потрогайте её (она гладкая, длинная). У нашей Зайчихи только одна морковка, а друзей у неё много. Давайте нарисуем морковки и угостим всех друзей.

Рисование «Морковка для зайца».

https://st.depositphotos.com/1007168/4262/i/950/depositphotos_42626939-stock-photo-black-and-white-cartoon-carrot.jpg

Звучит музыка. Зайчиха благодарит, прощается и уходит.

Родителям раздаются памятки, дети машут рукой и занятие заканчивается.



Предварительный просмотр:

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание ребёнка к детскому саду.        В привычную, сложившуюся жизнь ребенка врываются изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
  • уменьшение персонального внимания.

Адаптация приводит или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Степени адаптации:

  1. Легкая: к 20му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
  2. Средняя: к 30му дню восстанавливаются поведенческие реакции. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость – до 2х раз сроком не более 10 дней. Отчетливо выражены заболевания, например ОРВИ. Вес может несколько снижаться.

  1. Тяжелая (от 2 до 6 месяцев). Сильное снижение аппетита (рвота при кормлении), нарушением сна, ребенок избегает контактов, пытается уединиться, агрессия, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен). Возможна временная задержка в психическом развитии. Заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания.

Кому адаптироваться   легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее. Родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим хронических заболеваний,  предрасположенности к частым ОРВИ.
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Одевание (хотя бы немного), «горшечный» этикет, самостоя тельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы научиться, а пользуется  сложив шимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если на тарелки примерно привычная пища, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), и, конечно, супы.
  • Детям, чьи родители создавали позитивный образ воспитателя!

Эмоции ребенка в                  первые дни:

  • Отрицательные эмоции: хныканье, «плач за компанию», постоянный приступообразный плач.
  • Проявления страха (кроха боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется),
  • Проявления гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его),
  • Депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным придут положительные.

А вот плакать ребенок может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Чем может помочь мама?

  1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там.
  2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что может сдвинуть распорядок дня.
  3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи. Больше хвалите, чем ругайте. Ему нужна ваша поддержка!
  4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  5. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, частичку дома, ему будет спокойнее.
  6. Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно.

Чем может помочь воспитатель?

1. Группа. Зрительно уменьшите помещение, сделайте его более уютным, разделенным на зоны. Делайте словесно акцент на дом, например: «Смотри какие красивые занавески, как дома», «За столом кушаем, как дома» и т.д. Это непроизвольно запечатлиться в его памяти.

2. Мебель. Лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки". Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик".

3. Спортивный уголок и уголок изотворчества. Спорт – удовлетворяет естественную физическую активность, Рисование – снимает стресс и усталость.

4. Временно сохраните привычные приемы воспитания. Перед сном можно покачать, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

5. Нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

 6. Используйте ласковое обращение и первоначально можно приносит фотографии родных и сделать в группе общий фотоальбом – для успокоения.

Консультация для                воспитателей адаптационных групп

Подготовлено:                                                                     педагог-психолог Крюкова О.А.                               сентябрь, 2017



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Начало посещения детского сада  – это сложный стрессовый период, когда происходит перестройка отношений с окружающими людьми, изменение привычных форм жизни: отделение от семьи: мамы и папы,  «приобретение себя» в новой роли, появление в жизни ребёнка «новых» взрослых (воспитатель и няня), вступление в детский коллектив,  новые дисциплинарные требования, само помещение детского сада.

  1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад  ходит малыш и какие замечательные воспитатели там.
  2. В выходные дни постарайтесь не менять режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что может сдвинуть распорядок дня.
  3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная, добрая атмосфера. Обнимайте малыша, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи. Больше хвалите, чем ругайте. Ему нужна ваша поддержка!
  4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки                   нервной системы. Обнимите кроху, покачайте и помогите ему успокоиться или переключите на другую деятельность (например, игру).
  5. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, частичку дома, ему будет спокойнее.
  6. Когда приводите ребенка в детский сад – не задерживайтесь! Если ребенок увидит грустное лицо мамы или долгие расставания, то ответит вам капризами. Помните, дети быстро «заражаются» эмоциями. Поэтому старайтесь при расставании говорить уверенным и спокойным голосом.
  7. При входе в группу чаще делайте словесно акцент на дом, например: «Смотри какие красивые занавески, как дома», «За столом детки кушают, как дома» и т.д. Это непроизвольно запечатлится в его памяти.



Предварительный просмотр:

Рек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол (открытое занятие для родителей и детей) в группе среднего дошкольного возраста по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников».

       Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств...

Конспект открытого интегрированного занятия с родителями для детей разновозрастной группы «Лети, лети, лепесток»

Цель:Развитие и формирование эмоциональной и нравственной стороны личности у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями.Задачи:Закрепить с детьми понятия  о доброте, ми...

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)

Подробный конспект готового занятия для  работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...

Тренинговое занятие для родителей и детей старшей группы: "Оптимизация детско-родительских отношений"

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду»....