Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.
план-конспект занятия на тему
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников. | 116.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.
Составила:
инструктор по физической культуре
Фомичева Олеся Юрьевна
первая квалификационная категория
Москва 2017
Гимнастика после сна.
Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Примерный алгоритм проведения гимнастики после сна следующий. В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 18 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и, предварительно сходили в туалет, лежа в постели, выполняют физические упражнения.
По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов (пробки от бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать внимание детей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик. Необходимо помнить, что во время всей бодрящей гимнастики очень важно хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Основное условия: упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Длительность гимнастики 3-4 минуты. Выполняемые упражнения бодрящей гимнастики представлены в комплексах для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Длительность проведения каждого комплекса устанавливается в течении всего месяца, для лучшего усвоения включенных упражнений идублируется два – три раза в течении всего года.
Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей второй младшей группы.
«Медвежонок косолапый» (сентябрь, декабрь, март) – вторая младшая группа.
(зарядка выполняется лежа в постели)
Текст | Действия ребенка | дозировка |
Медвежонок косолапый Спал в берлоге рядом с мамой А когда весна наступила, Медведица сына будила: - Медвежонок, ты вставай И зарядку выполняй! | Дети лежат на боку, свернувшись калачиком. | 30-40 с |
С боку на бок повернись, И на спинку ты ложись. | Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину. | |
Глазки сонные протри И головку подними. | Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху. | 30 с |
Влево, вправо посмотри, Лапки к солнышку тяни. | Повороты головы в стороны, руки поднять вверх. | 30 с |
А теперь скорей садись И вперед ты наклонись. | Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками. | 45 с |
Нужно лапки разминать, Чтобы бегать и скакать. | Разминаем подошвы и пальчики ног. | 1 мин. |
А теперь пора вставать, Из берлоги вылезать! | Встают, идут одеваться. |
«Солнечные зайчики» (апрель, август)– вторая младшая группа. Гимнастика после сна с элементами массажавыполняется сидя на кровати, ноги по – турецки.
Текст | Действия ребенка | дозировка |
Встало солнышко с утра | Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх. | 20 с |
Детям тоже встать пора! | Разводим руки в стороны. | 20 с |
Ручки к солнышку протянем, С лучиками поиграем. | Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки. | 20 с |
Вдруг сквозь наши пальчики К нам прискачут зайчики. | Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица. | 20 с |
Солнечные, не простые, Зато скачут как живые: | Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх - ушки, пошевелим «ушками». | 40 с |
По лобику к височкам, По носику, по щечкам По плечикам, по шейке, И даже по коленкам! | Легко постукиваем кончиками пальцев | 30 с |
Ладошками мы хлопали И зайчиков хватали, | Хлопаем в ладошки, Хватательные движения | 15 с |
Но к солнышку лучистому Зайчишки ускакали! | Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями. | 20 с |
«Мы проснулись» (май, октябрь)– вторая младшая группа. Выполнять сидя на кровати, ноги по –турецки. Весь комплекс занимает 3-4 минуты.
Текст | Действия ребенка |
Наконец – то мы проснулись, | Протирают глаза кулачками. |
Сладко, сладко потянулись, | Потягиваются. |
Чтобы сон ушел, зевнули, | Зевают. |
Головой слегка тряхнули. | Покачивают головой из стороны в сторону. |
Плечи поднимали, | Поднимают плечи. |
Ручками махали, | Руки перед грудью, «ножницы». |
Коленки сгибали, | Согнуть ноги в коленях. |
К груди прижимали. | Обхватить руками ноги, прижать. |
Носочками подвигали, | Носки на себя, от себя поочередно. |
Ножками подрыгали. | Вытянуть ноги, потрясти ими. |
Не хотим мы больше спать | Пальчиками или ладошками показать. |
Будем весело играть | Хлопки в ладоши. |
«Малыши - крепыши» (ноябрь, январь, июль)– вторая младшая группа. Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 3-4 минуты.
Текст | Действия ребенка |
Малыши – крепыши вышли по – порядку. | Шагаем на месте |
Малыши – крепыши Делают зарядку. | Руки - в стороны, сгибаем руки в локтях. |
Руки вверх, руки вниз, Дружно наклонились. | Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться коленок. |
Еще раз, еще раз, Ровно распрямились. | Повторить, выпрямиться. |
Влево, вправо поворот – В стороны посмотрим. | Повороты в стороны. |
Еще раз, еще раз, В стороны посмотрим. | Повороты в стороны. |
Вот так, вот так Дружно мы шагаем! | Ходьба на месте. |
Вот так, вот так Дружно подрастаем! | Встать на носки, руки вверх, потянуться. |
«Мы учимся танцевать» (февраль, июнь)– вторая младшая группа.Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 3-4 минуты.
Текст | Действия ребенка |
Просыпайтесь, потянитесь, На бок повернитесь. Слегка приподнимитесь, А потом - садитесь. | Дети садятся на кровать. |
А теперь вставайте. Движенье друг за другом начинайте. По кругу шагаем И руки поднимаем (вперед, вверх, в стороны). | Ходьба вокруг себя около кровати. |
Затем трусцой передвиженье, И дальше легкое круженье. | Бег на месте возле кровати. |
Врассыпную. Всем продвигаться пора, Поднимитесь на носочки, Детвора! | Ходьба между кроватями на носках руки поднять вверх. |
Куда хотите, туда и шагайте. Потом на пятках Путь продолжайте. | Ходьба между кроватями на пятках руки сомкнуты в замок за головой. |
Теперь остановитесь. И вниз наклонитесь. Выпрямляясь, глубоко вздохните, И еще раз повторите. | Наклоны с туловища вперед при глубоком вдохе и выдохе. |
Теперь можно приседать, И кружиться, и скакать. | Приседания с отрывом пяток от пола, прыжки на месте. |
Затем к танцу приступить. И фигурой удивите. | Под ритмичную музыку выполняют свои танцевальные движения и выбирают фигуру. |
Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей средней группы.
Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями. Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Примерный алгоритм проведения гимнастики после сна следующий. В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 18 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и, предварительно сходили в туалет, лежа в постели, выполняют физические упражнения.
По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов(пробки от бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать внимание детей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик. Необходимо помнить, что во время всей бодрящей гимнастики очень важно хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Основное условия: упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Длительность гимнастики 3-4 минуты. Выполняемые упражнения бодрящей гимнастики представлены в комплексах для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Длительность проведения каждого комплекса устанавливается в течении всего месяца, для лучшего усвоения включенных упражнений и дублируется два – три раза в течении всего года.
Данные комплексы рассчитаны для детей среднего возраста и используются в течении всего учебного года. Комплексы дублируются по месяцам, другими словами повторяются два или три раза в год. Это необходимо для усвоения детьми предложенных упражнений и создания системы мер по закаливанию малышей для укрепления их иммунной системы. В летний оздоровительный период бодрящая гимнастика после сна и закаливающие процедуры проводится в хорошопроветриваемомповешении группы.
Комплекс гимнастики после дневного сна № 1(сентябрь, январь, май) – средняя группа.
Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 12 -14 минуты.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
I. Разминка в постели (без подушек). 1. «Разбудим глазки». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их. 2. «Потягушки». И.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. -выдох. 3. «Посмотри на дружочка». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть ви.п. То же влево. 4. «Сильные ножки». И.п.- сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой. 5. «Весёлая зарядка». И.п.- сидя на кровати, стопы на полу. Поднять пятки вверх, носки на полу. Вернуться в и. п. П.Комплекс дыхательных упражнений ( в группе). 1. «Погладим носик». И.п.- стоя, ноги вместе. Погладить нос руками (боковые части носа) от кончика к переносице- вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. 2. «Подыши одной ноздрёй».
И.п.- стоя ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки на поясе. Сделать вдох носом, на выдохе наклониться вперёд и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш».
И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и наклониться в левую сторону, со звуком «так» возращение в и.п.- вдох. После этого наклон в правую сторону
И.п.- основная стойка. На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какие мы большие»). На выдохе опуститься в и.п. со звуком «у-х-х» Присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какие мы маленькие»). III. Закаливающие процедуры: 1 .Ходьба босиком по мокрым дорожкам и массажным коврикам. 2.Обширное умывание: • Ребёнок должен намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. • Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться на сухо. | 6 мин. 10 сек. 4 раза. 2раза в каждую сторону. 2-3 раза каждой ногой. 4-5 раз. 7 мин. 5 раз. 10 сек. каждой ноздрёй. 4 раза. 4 раза. 4 раза. 2-4 мин | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Дыхание произвольное. Спина прямая. Носки от пола не отрывать. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления». Групповая комната должна быть проветрена t "19-17 ° С. Профилактические дыхательные упражнения для верхних дыхательных путей. Цель: научить дышать детей через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений. При наклоне вперёд голову не опускать, смотреть вперёд Ноги не сгибать. Поднять руки вверх, потянуться за руками вверх В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка» Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 2 шт. по 2 м. (две в стирке). |
Комплекс гимнастики после дневного сна № 2(октябрь, февраль)– средняя группа.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно – методические указания. |
I. Разминка в постели:
И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их.
И.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. - выдох.
И.п.- лёжа на спине, руки вверху. Движения кистями вправо- влево.
И.п.- сидя ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям произнося «тук- тук- тук». Вернуться в и.п.
И.п.- сидя на кровати, стопы на полу. Поднять пятки вверх, носки на полу. Вернуться в и.п. II. Подвижные игры (в группе).
Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идём за шагом шаг Стой на месте! Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель.
III. Закаливающие процедуры: 1 .Ходьба босиком по мокрым дорожкам и массажным коврикам. 2.Обширное умывание: • Ребёнок должен намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. • Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться на сухо. | 6 мин. 10 сек. 4 раза. 10 сек. 4-5 раз. 5 раз. 6 мин. 4-5 упражнений. 3 раза. 3 раза. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Дыхание произвольное. Колени не сгибать. Носки от пола не отрывать. Ритмично идти по кругу, сохраняя интервал. Каждый раз менять пару. В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка». Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 2 шт. по 2 м.( две в стирке). |
Комплекс гимнастики после дневного сна № 3 (ноябрь, март)– средняя группа.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1.Разминка в постели: 1. «Разбудим глазки». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их. 2. «Потягушки». И.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. -выдох. 3. «Посмотри на дружочка». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуться ви.п. То же влево. 4. «Сильные ножки». И.п.- сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу согнутую в колене. Вернуться в и.п. То же левой ногой. | 4 мин. 10 сек. 4 раза. 2 раза в каждую сторону 2-3 раза каждой ногой. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Дыхание произвольное. Спина прямая. |
II. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия (в группе). 1 .Ходьба на носках в чередовании с обычной ходьбой. 2.И.п. - сидя на стуле, ноги стоят на полу. Поднять носки стоп и опустить. 3. И.п.- то же. Поднять пятки стоп и опустить. 4.И.п.- сидя на стуле, под стопой палка (диаметром 5 см.) Прокатывать палку стопой от носка до пятки. То же левой ногой. 5.И.п. - стоя. Захватывание пальцами стопы мелких предметов (шишек, камешек, шариков). Удержание и выбрасывание. | 6-7 мин. 10 м. 5 раз. 5 раз. 8-10 раз каждой стопой. | Групповая комната должна быть проветрена до t 19-17 С Руки на поясе. Дыхание произвольное. Спина прямая. Темп средний. То же. Палку прижимать плотно к стопе. Выполнять произвольно. |
III. Закаливающие процедуры: 1 .Ходьба босиком по мокрым дорожкам и массажным коврикам. 2.Обширное умывание: • Ребёнок должен намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. • Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться на сухо. | 2-4 мин. | В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка». Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 2 шт. по 2 м.( две в стирке). |
Комплекс гимнастики после дневного сна № 4(декабрь, апрель)– средняя группа.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методи- ческие указания. |
I.Разминка в постели: 1. «Разбудим глазки». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их. 2. «Потягушки». И.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. – выдох. 3. «Сильные ножки». И.п.- сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу согнутую в колене. Вернуться в и.п. То же левой ногой. II. Комплекс музыкально – ритмических упражнений (в группе). «Чунга – чанга» под музыку В. Шаинского (если это возможно музыкально сопровождение) 1.И.п.- стоя ноги вместе, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопок над голо - вой с полуприседом. 2.И.п. – стоя руки на поясе. Повороты туловища в правую и левую сторону с полуприседом. 3. И.п.- стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь. 4.И.п.- сидя на полу, ноги вытянуты, руки к плечам. Движения рук в стороны – к плечам. 5.И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, ноги вытянуты. Поочерёдное подтягивание согнутой ноги к груди. 6. И.п. – стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь. 7. И.п. – сидя на коленях, руки на поясе. Встать на колени, руками сделать хлопок над головой. Вернуться в и.п. 8. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Наклоны головы вправо, вернуться ви.п. То же влево. 9. И.п. – стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь. III. Закаливающие процедуры: 1.Ходьба босиком по мокрым дорожкам и массажным коврикам. 2.Обширное умывание: * Намочить обе ладошки и умыть лицо. * Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо. | 2 мин. 10 сек. 4 раза. 2-3 раза каж- дой ногой. 6 мин. 1 куплет. 4-6 раз. 4 раза в каждую сторону Припев. 2 куплет. 6 раз. 4 раза каждой ногой Припев. 3 куплет. 4 раза. 4 раза в каждую сторону. Припев. 2-4 мин. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Спина прямая. Групповая комната должна быть проветрена до t 19-17 С. Руки прямые. Дыхание произвольное. Спина прямая. Темп средний. Дыхание произвольное. Колени не сгибать, спина прямая. Темп средний. Носок тянуть вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Спина прямая. Дыхание произвольное. В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка». Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 2 шт. по 2 м ( две в стирке). |
Комплекс гимнастики после сна «Жучки» (июнь – средняя группа).
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
I.Разминка на ковриках на кроватях группы: 1. «Жучки просыпаются» Лежа на коврике: потянулись, на вдохе звук «ж-ж-ж», пятки тянем вперед. 2. «Жучки греют лапки». И.п. – лежа на спине. Сгибаем ноги в коленях, руки в локтях. Потрясли руками и ногами, расслабились. 3. И. п. – лежа на боку. Поднять одновременно правую руку и ногу, затем левую руку и ногу. 4. И.п. – лежа на животе. Прогнули спину (на вытянутые руки, голову опрокинули назад), легли на живот, расслабились. | повторить 3-4 раза повторить 3-4 раза повторить 3-4 раза повторить 3-4 раза | Дыхание произвольное Темп средний Четкое выполнение инструкций |
II. Ходьба и бег 5. «Жучки полетели». Встают с ковриков. Легкий бег без остановки. Ходьба за главным жуком. 6. Упражнение на дыхание. Вдох через нос, выдох через рот | 2-3 минуты. повторить 3-4 раза | Чередование вдох и выдох |
III. Закаливающие процедуры: Воздушные ванны, ходьба по «дорожке здоровья»(коробка с камушками, босо хождение мокрым тряпочкам) | В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка». |
Комплекс гимнастики после сна «Часики» (июль - средняя группа)
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
I.Разминка у кроватках группы: Дети встают у ковриках у кровати. 1. «Заведи часы» И.П. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Согнуть руки в локтях и вращать перед грудью, вернуться в И.П. () 2. «Маятник качается». И.П. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклоны вправо-влево (тик-так). 3. «Часы сломались» И.П. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, хлопнуть по коленям, встать. | повторить 5 раз повторить 8 раз. повторить повторить 5 раз | Дыхание произвольное Темп средний Четкое выполнение инструкций |
II. Ходьба и бег 5. «Часики спешат». Поворачиваются друг за другом и выполняют легкий бег без остановки. Ходьба. 6. Упражнение на дыхание. Вдох через нос, выдох через рот. | 2-3 минуты. повторить 3-4 раза | Чередование вдох и выдох |
III. Закаливающие процедуры: Воздушные ванны, ходьба по «дорожке здоровья»(коробка с камушками, босо хождение по траве) | В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка». |
Комплекс гимнастики после сна «Гимнасты» (август - средняя группа)
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
I.Разминка у кроватках группы:потянулись на носках, руки кверху. При этом глубокий вдох и медленный плавный выдох. | 30 с | Чередование вдох и выдох |
II. Комплекс музыкально – ритмических упражнений (в спальне на кровати). И. п. – лежа на спине (на кровати) 1. Потягивание – левая рука и левая нога и наоборот. 2. Поглаживание рук – начинаем с внутренней стороны руки. 3. Поднять руки и ноги вверх – помахать, опустить, расслабиться. 4. И. п. – лежа на спине. Согнуть левую ногу в колене, обхватить руками и попытаться выпрямить ногу, при этом удерживать ее руками. Так же с правой ногой. 5. И. п. – лежа на спине. Согнуть ноги в коленях, обхватить руками, голову наклонить к коленям, покачаться, расслабиться. | повторить 3-4 раза повторить 3-4 раза повторить 3-4 раза повторить 2-3 раза повторить 3-4 раза | Дыхание произвольное Темп средний Четкое выполнение инструкций |
III. Закаливающие процедуры: 6. Воздушные ванны, ходьба по «дорожке здоровья» | В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка. |
Комплексы бодрящей гимнастики для старшей и подготовительной группы
Основная цель гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста– поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики в старшей и подготовительной к школе группе несколько отличается от других возрастных категорий дошкольного детства, тем что меняется содержания этапов, добавляются новые части данной гимнастики.Длительность такой гимнастики составляет 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по «тропе здоровья» (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
Схема проведения гимнастики после дневного сна у детей старшего дошкольного возраста.
1. Гимнастика в постели.
2. Ходьба по «тропе здоровья».
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
4. Массаж махровой рукавицей.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнения для глаз.
Комплекс № 1 бодрящейгимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. | повтор 3 раза. | Упражнение выполняем, медленно плавно в среднем темпе. Выполняем имитационные движения, используя игровую ситуацию. Дыхание ровное, свободное. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Носки от пола не отрывать. |
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | 3 мин. | Дыхание произвольное. Спина прямая. |
Пять пальцев на руке своей | 2 мин. | |
5. Дыхательная гимнастика. «Ушки» | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. Комплекс № 1. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Спина прямая. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 2 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. 1.2 «Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Самомассаж головы («помоем голову»). | Повторить 3-4 раза. Повторить 3-4 раза. 30-40 с | Упражнение выполняем, медленно плавно в среднем темпе. Выполняем имитационные движения мытья головы, используя игровую ситуацию. Дыхание ровное, свободное. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Носки от пола не отрывать. |
3.Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Вверх рука и вниз рука. | повторить 3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Медленные, плавные повороты головы. |
4. Массаж махровой рукавицей. | 2 мин. | Поглаживание стоп. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 3 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. 1.2 Массаж живота. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. | Повторить по 2 раза на каждую ногу. 1 мин. | Упражнение выполняем, медленно плавно. Выполняем имитационные движения замешивания теста, используя игровую ситуацию. Дыхание ровное, свободное. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». Корригирующая ходьба. Сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши «Топ, топ! Хлоп, хлоп!» | 3 мин. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Носки от пола не отрывать. Имитируем ходьбу животных не выворачивая при этом стопу. |
Вверх рука и вниз рука. | повторить 3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Медленные, плавные повороты головы. |
4. Массаж махровой рукавицей. | 2 мин. | Разогрев ладоней рук, затем переходим к, поглаживание стоп и их растирание. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Спина прямая. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 4 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. | Повторить по 2 раза на каждую ногу. 1 мин. | Упражнение выполняем, медленно плавно. Выполняем имитационные движения замешивания теста, используя игровую ситуацию. Дыхание ровное, свободное. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». Корригирующая ходьба. Сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши «Топ, топ! Хлоп, хлоп!» | 3 мин. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Носки от пола не отрывать. Имитируем ходьбу животных не выворачивая при этом стопу. |
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | повторить 3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Медленные, плавные повороты головы. |
Массаж махровой рукавицей. Прямолинейное растирание ладонями друг друга, | 2 мин. | Разогреваем руки путем сжатия и разжатье кистей рук. Поглаживание стоп и их растирание. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Спина прямая. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 5 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. 1.3 Самомассаж головы («помоем голову»). | Повторить 3-4 раза. Повторить 3-4 раза. 30-40 с | Упражнение выполняем, медленно плавно в среднем темпе. Во время выполнения стараемся полностью расслабиться. Выполняем имитационные движения мытья головы, используя игровую ситуацию. Дыхание ровное, свободное. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Темп средний. Чередовать вдох и выдох. Носки от пола не отрывать. Прорабатываем ступнями ног, каждый участок «дорожки здоровья». |
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. На разминку становись! Вправо – влево повернись | повторить 3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение сигнала. |
Массаж махровой рукавицей. Для рук и ног (И . П .— сед на стуле). Я в ладоши хлопаю И ногами топаю. Ручки разотру, Тепло сохраню. Ладошки, ладошки, Утюжки-недодержки. Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше. Вы погладьте ножки, Чтобы бегали по дорожке. Зигзагообразное поглаживание М. Пляцковский | 2 мин. | Хлопают в ладоши. Топают ногами. Растирание ладоней. Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча. Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук |
Дыхательное упражнение «Кошка». | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Руки опущены. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 6 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. | Повторить 3-4 раза. Повторить 3-4 раза. 4 минуты | При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. Массажные упражнения выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Словесное поощрение детей за правильность выполнения элементов массажа. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. | повторить 3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение сигнала. |
Массаж махровой рукавицей. Для стоп, голени, бедер Речитатив: Трем рукой-мочалочкой Вверх-вниз, вверх-вниз, Пятки и носочки Вверх-вниз, вверх-вниз, Ножку доколеночка Вверх-вниз, вверх-вниз. Мы помоем чистенько — Вверх-вниз, вверх-вниз, А бедро разотрем Вверх-вниз, вверх-вниз И гулять пойдем Вверх-вниз, вверх-вниз. | 2 мин. | Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Руки опущены. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 7 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. | Повторить 3-4 раза. Повторить 3-4 раза. 4 минуты | При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. Массажные упражнения выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Словесное поощрение детей за правильность выполнения элементов массажа. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | повторить 3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение сигнала. |
Массаж махровой рукавицей. Пальчики на ножках (Выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот) Как на ладошках. Я их смело покручу И шагать начну. Разведу вперед—назад (Один пальчик тянут руками на себя, другой — от себя.Сжимание ладонями пальцев ног) И сожму руками. Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные, Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные. | 1 мин. | Поглаживание стоп от пятки к носку под стихотворение. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Руки опущены. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 8 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. | Повторить 3-4 раза. Повторить 2 раза. 4 минуты | При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. Самостоятельное выполнение элементов.Упражнения выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Словесное поощрение детей за правильность выполнения элементов массажа. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»),), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»). | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
3.Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. «У меня спина прямая». И.п. – узкая стойка , руки за спину, сцеплены в замок. | 1,5 минуты | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение инструкций. |
4. Массаж махровой рукавицей. Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони | 1 мин. | Растирание ладоней. Ладонью противоположной руки осуществляем предложенные движения. Поглаживание стоп от пятки к носку под стихотворение. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Руки опущены. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 9 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. 1. 1 «Здравствуйте – прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. | Повторить 3-4 раза. Повторить 2 раза. 4 минуты | При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. Самостоятельное выполнение элементов. Упражнения выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Словесное поощрение детей за правильность выполнения элементов массажа. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
3.Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз. | 1,5 минуты | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение инструкций. |
3.Массаж махровой рукавицей. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца | 1 мин. | Растирание ладоней. Ладонью противоположной руки осуществляем предложенные движения. Поглаживание стоп от пятки к носку под стихотворение. |
Дыхательное упражнение «Задуй свечку», «Полное дыхание». | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Руки опущены. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Стрельникова. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 10 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. 1. 1 «Здравствуйте – прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. 1.2 «Волна». Согнуть ноги и подтянуть ноги к животу. Выпрямить. Пауза и опустить ноги. | Повторить 3-4 раза. Повторить 2 раза. Повторить 2 раза. 4 минуты | При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. Самостоятельное выполнение элементов. Упражнения выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Словесное поощрение детей за правильность выполнения элементов массажа. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | 1,5 минуты | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение инструкций. |
4. Массаж махровой рукавицей. Пунктированние пальцами (игра на пианино) | 2 минуты мин. | Растирание ладоней. Ладонью противоположной руки осуществляем предложенные движения. Поглаживание стоп от пятки к носку под стихотворение. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Спина прямая. Глаза смотрят вперед. Руки опущены. Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Б. С. Толкачева. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 11 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. 1. 1На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед , а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а». Правая нога тянется пяточкой вперед, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а». | Повторить 3-4 раза. 4 минуты | Обе ноги тянутся пяточками вперед, обе руки -вверх вдоль туловища. Самостоятельное выполнение элементов.самомассаж выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Ни должно быть никаких болевых ощущений. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». Корригирующая ходьба. Сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши «Топ, топ! Хлоп, хлоп!» | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз. | 1,5 минуты | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение инструкций. |
Легкое плоскостное поглаживание В. Кодрян Массаж махровой рукавицей. | 2 минуты мин. | Поглаживание ладоней. Ладонью противоположной руки осуществляем предложенные движения. Поглаживание стоп от пятки к носку под стихотворение. |
5. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. | Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Б. С. Толкачева. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
Комплекс № 12 бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения. | Дозировка. | Организационно - методические указания. |
1. Гимнастика в постели. | Повторить 3-4 раза. Повторить 2 раза. 4 минуты | При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки. Самостоятельное выполнение элементов. Упражнения выполняем как можно медленнее, прорабатывая каждый участок. Словесное поощрение детей за правильность выполнения элементов массажа. |
2. Ходьба по «тропе здоровья». | 3 мин. | Прорабатываем все элементы ходьбы, под четкие указания. |
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | 2-3 раза | Дыхание произвольное. Плечи развернутые. Спина прямая. Четкое выполнение инструкций. |
4.Массаж махровой рукавицей. Пальчики на ножках (Выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот) Как на ладошках. Я их смело покручу И шагать начну. Разведу вперед—назад (Один пальчик тянут руками на себя, другой — от себя.Сжимание ладонями пальцев ног) И сожму руками. Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные, Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные. Массаж махровой рукавицей. | 1 мин. | Растирание ладоней. Ладонью противоположной руки осуществляем предложенные движения. Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой ноге. Поглаживание стоп от пятки к носку под стихотворение. |
5. Дыхательная гимнастика. Дыхательное упражнение «Качалки», «Вырасти большими». | 1 мин. | Смотреть Дыхательные упражнения в картотеке по методике Б. С. Толкачева. |
6. Упражнения для глаз. | 1-2 мин. | Не торопясь выполняем указания инструктора. Комплекс в метод кабинете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.
Сдесь подобранны наиболее оптимальные варианты комплексов бодряших гимнастик после дневного сна для детей в разных возрастных группах дошкольного возраста....
Комплексы "бодрящей гимнастики" после дневного сна для дошкольников
Комплексы бодрящей гимнастики, помогающие детям проснуться, улучшить настроение и поднять мышечный тонус...
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников.
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников....
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшей группы
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для детей старшей группы...
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна для всех возрастных групп ДОУ
Комплекс бодрящей гимнастики в ДОУ...
Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для разных возрастных групп дошкольников
laquo;Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее эффективность»Актуальность, проблема массовой практикиЗдоровье – главная ценность жизни, важная предпосылка к развитию силы во...
«Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для всех возрастных групп ДОУ» Сборник дидактического материала для воспитателей.
laquo;Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для всех возрастных групп ДОУ» Сборник дидактического материала для воспитателей....