Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Тренинг для педагогов:
«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»
Подготовил:
Педагог-психолог Панова С.М.
28 апреля 2016 год
Предварительная работа:
Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов ДОУ.
До мероприятия с воспитателями и специалистами проводится диагностика педагогов ДОУ. Результаты демонстрируют уровень профессионального выгорания в дошкольном учреждении.
Используемые методики:
Методика Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
Форма: тренинг.
Цели: Повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.
Задачи:
- Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.
- Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.
- Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран; 3 листа А3, листы бумаги, цветные маркеры, фломастеры, столы объединены в три мини-группы.
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече. А начать хотелось бы с продолжения следующей фразы по кругу: “Здравствуйте! Меня зовут …, И я уверена, что сегодняшний день подарит мне…”.
Определение понятия «Эмоциональное выгорание».
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Синдром «эмоционального выгорания» - это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Данный синдром оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность человека, мешает установлению адекватных отношений не только с детьми, их родителями, но и с близкими людьми. Состояние «эмоционального выгорания» является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.
Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведёт к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные.
Основные стадии синдрома профессионального выгорания
1 стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Факторы, способствующие возникновению синдрома:
Группа внешних факторов:
- Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
- Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
- Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
- Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
- Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).
Группа внутренних факторов:
- Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
- Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.
- Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.
Синдром включает в себя 3 компонента:
Эмоциональное истощение - чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.
Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.
Редукция профессиональных достижений - недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента
2. резистенция (сопротивление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3. Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Диагностика «эмоционального выгорания» педагогов.
Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» воспитателей.
Сроки проведения: март-апрель 2016 г.
В диагностике принимали участие педагоги и специалисты МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Диагностический комплекс: Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
Выявление симптомов «эмоционального выгорания» является первым этапом в сохранении и укреплении психологического здоровья педагогов.
В диагностике по данной методике принимали участие 24 педагога с различным трудовым стажем.
«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно. По итогам мониторинга можно сказать, какие фазы данного синдрома сформировались, и какие симптомы являются доминирующими
Первая фаза – «Тревожное напряжение» - предвестник синдрома «эмоционального выгорания».
Данная фаза в стадии формирования у 17% педагогов. Здесь также важно обратить внимание на развитие отдельных симптомов, составляющих содержание тревожного напряжения.
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств формируется у 13% педагогов, уже сложился у 8% педагогов. Для него типично понимание трудно устранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.
Симптом неудовлетворенности собой находится в стадии формирования у 14% воспитателей, уже сложился у 4% педагогов, а у 13% является доминирующим. Можно предположить, что они недовольны какими-либо своими личностными качествами или профессиональными умениями.
У педагогов не наблюдается ощущение загнанности в клетку.
Крайней точкой в формировании тревожной напряженности является симптом тревоги и депрессии. У 25% педагогов находится на этапе формирования.
Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, уменьшая влияние внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Другими словами, человек ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений наблюдаются у 13% педагогов. В стадии формирования данная фаза находится у 33% педагогов. Рассмотрим варианты сопротивления профессиональному стрессу.
34% педагогов ограничивают включение эмоций в профессиональное общение.
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации находится в стадии формирования у 21%. У некоторых педагогов (21%) этот симптом уже сформировался, а у 8% является доминирующим. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, педагог защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.
Симптом экономии эмоций прослеживается у 8% педагогов, у 17% может быть сформирован в скором времени. Педагоги устают от профессионального общения настолько, что отказываются от любых контактов вне работы.
Сокращение профессиональных обязанностей наблюдается у 61% педагогов. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат. Данный симптом находится в стадии формирования у 25%, а уже сформирован у 34% педагогов. .
Третья фаза – Истощение. У 29% педагогов данная фаза находится в стадии формирования. На этой фазе эмоциональная защита в форме “выгорания” является неотъемлемым атрибутом личности.
Симптом эмоционального дефицита. 12% педагогов испытывают ощущение, что не могут сопереживать окружающим. Постепенно симптом может усиливаться, в результате чего положительные эмоции заменяются на отрицательные. Данный симптом находится на этапе развития у 21% педагогов.
Симптом эмоциональной отстраненности. 13% педагогов практически полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. В случае формирования данного симптома развивается эмоциональная защита, проявляющаяся в отсутствии эмоционального отклика на какие-либо события. Человек постепенно начинает работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”, который наносит ущерб профессиональной деятельности и общению. Симптом развивается у 33% педагогов.
- Симптом личностной отстраненности сложившийся симптом у 13% воспитателей. В этом случае человек воспринимается не как субъект профессиональной деятельности, а только как объект для манипуляций, который обременяет своими проблемами. В этом случае, профессионал может утверждать, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений сформирован у 4% педагогов, у 17% - в стадии формирования. Он проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма. Таким способом он спасает себя от разрушительной силы эмоциональной энергии.
Количественный анализ данных представлен в таблицах и на диаграммах.
Таблица 1. Фазы «эмоционального выгорания»
№ | Название фазы «эмоционального выгорания» | Не сформирована | В стадии формирования | Сформировавшаяся фаза |
1. | Тревожное напряжение | 20 чел. – 83% | 4 чел. -17% | |
2. | Резистенция или сопротивление | 13 чел. – 54% | 8 чел.- 33% | 3 чел. –13% |
3. | Истощение | 17 чел. – 71% | 7 чел. – 29% | |
Средний показатель | 69% | 27% | 4% |
Проведенное психологическое обследование эмоционального состояния педагогов позволяет предположить, что в ДОУ, большинство педагогов уже выработали собственную психологическую защиту, основанную на экономии эмоции и упрощении профессиональных обязанностей.
У некоторых педагогов наблюдается формирование фазы «тревожное напряжение». Данная фаза может сочетаться с другими, когда в ответ на постоянное нервное напряжение формируется защитная реакция организма, которая при крайних вариантах может нанести серьезный вред здоровью педагога.
В ДОУ на основании полученных результатов можно предположить, что 29% воспитателей также подвержены различным негативным изменениям в физическом и психическом самочувствии.
Доминирующими следует считать такие симптомы как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция (сокращение) профессиональных обязанностей и эмоциональный дефицит. В стадии формирования находятся симптом тревоги и депрессии, неадекватное избирательное реагирование, эмоциональная отстраненность (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Данные по каждому симптому (в сравнении)
*Расшифровка аббревиатуры представлена в таблице 2. (см. ниже)
Также следует отметить, что у педагогов отмечается меньшее количество сложившихся и доминирующих симптомов «эмоционального выгорания», чем формирующихся на данное время. На основании этих данных можно предположить, что педагоги, работающие в ДОУ мало подвержены синдрому «профессионального выгорания», (Диаграмма 2.)
Диаграмма 2. Симптомы «эмоционального выгорания»
Вывод. Анализ полученных данных показал, что у 69% педагогов синдром «эмоционального выгорания» не сложился (низкий уровень). У 27% воспитателей отмечается средний уровень сформированности данного синдрома, у 4% наблюдается большинство симптомов «эмоционального выгорания» (высокий уровень). (Диаграмма 3)
Диаграмма 3. Уровень «эмоционального выгорания»
Таблица 2. Формирование симптомов «эмоционального выгорания»
№ | Симптомы «эмоционального выгорания» | Не сложился | Складывающийся симптом | Сложившийся симптом | Доминирующий симптом |
Фаза «Тревожное напряжение» | |||||
1. | Переживание психотравмирующих обстоятельств (ППО) | 19 чел. – 79% | 3 чел. – 13% | 2 чел. – 8% | |
2. | Неудовлетворенность собой (НС) | 6 чел. – 25% | 14чел. – 58% | 1 чел. – 4% | 3 чел. – 13% |
3. | Симптом загнанности в клетку (ЗВК) | 22 чел. – 92% | 2 чел. – 8% | ||
4. | Симптом тревоги и депрессии (ТД) | 18 чел. – 75% | 6чел. – 26% | ||
| |||||
1. | Неадекватное избирательное реагирование (НИР) | 5 чел. – 20% | 11 чел. – 46% | 4 чел. – 17% | 4 чел. – 17% |
2. | Эмоционально-нравственная дезориентация (ЭОД) | 12 чел. – 50% | 5 чел. – 21% | 5 чел. – 21% | 2 чел. – 8% |
3. | Расширение сферы экономии эмоций (СЭЭ) | 18 чел. – 75% | 4 чел. – 17% | 1 чел. – 4% | 1 чел. – 4% |
4. | Редукция (сокращение) (РПО) профессиональных обязанностей | 10 чел. – 41% | 6 чел. – 25% | 3 чел. – 13% | 5 чел. – 21% |
| |||||
1. | Эмоциональный дефицит (ЭД) | 16 чел. – 67% | 5 чел. – 21% | 1 чел. – 4% | 2 чел. – 8% |
2. | Эмоциональная отстранен ность (ЭО) | 13 чел. – 54% | 8 чел. – 33% | 3 чел. – 13% | |
3. | Личностная отстраненность (ЛО) | 75 чел. – 18% | 3 чел. – 12% | 3 чел. – 13% | |
4. | Психосоматические и психовегетативные нарушения (СВН) | 19 чел. – 79% | 4 чел. – 17% | 1 чел. – 4% | |
Средний показатель | 61% | 25% | 8% | 6% |
Как восстановить эмоционально- психологический баланс?
• психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия;
• соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);
• профессиональное развитие и самосовершенствование
• уход от ненужной конкуренции;
• эмоциональное общение
• поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом);
• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, дыхательные техники, аутогенная тренировка, словесные формулы (самовнушение), мышечная релаксация, визуализация (расслабление через образ).
Упражнение
Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»
Цель: пробуждение творческого потенциала участников. Стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию воспитания в детском саду с разных позиций, на себя со стороны.
Материал: Ватманы на группы, фломастеры. Карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с вами разделимся на мини группы и разойтись как можно дальше что бы другие участники не слышали ваших творческих замыслов.. Деление на группы происходит следующим образом вытаскиваем билетики с названием группы(Педагоги, воспитатели, творческая группа).
У каждой группы будет лист ватмана, на которой нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 мин.
Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие группы обсуждают. Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются чтобы выразить эмоциональное страдание?
А теперь авторы назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком.
Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача – так изменить полученные вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название. Давайте обсудим , как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея автора.
Вот видите все можно изменить, даже самую тяжелую ситуацию.
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
- Размышляйте о хорошем, приятном
- Чаще выполняйте физические упражнения
- Мысленно обращайтесь к высшим силам (Богу, вселенной)
- Гуляйте на свежем воздухе, читайте стихи, молитвы
- Слушайте, пойте и танцуйте под музыку.
- Стремитесь побороть свой страх
- Найдите время, чтобы побыть с самим собой наедине
- Ложитесь спать, когда тянет ко сну, но никогда не ложитесь спать сердитым
- Употребляйте как можно больше жидкостей, особенно свежую воду
- Ежедневно принимайте получасовые теплые ванны
- Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого
- Старайтесь каждый день сделать кому-нибудь приятное
- Не позволяйте другим быть на вашем месте.
- Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
- Следите за питанием и фигурой
- Позволяйте себе «маленькие женские радости»
- Не забывайте, что вы красивы!
О вкусной жизни
Всем давно известно, что наша мозговая деятельность напрямую зависит от пищи, которую мы употребляем.
…сконцентрировать внимание
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
…достичь творческого озарения
Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.
...успешно грызть гранит науки
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Черника —способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
…для хорошего настроения
Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
Позитивная установка:
Я такая Лапочка!
Я такая Цаца!
На меня, Красавицу
Не налюбоваться!
Я такая Умница!
Я такая Краля!
Вы такой Красавицы
Сроду не видали!
Я себя, любимую,
Холю и лелею!
С каждым днем красивее,
С каждым днем моложе!
Зубки, как жемчужинки -
С каждым днем прочнее!
Ножки - загляденье -
С каждым днем стройнее!
Волосы шикарные -
Вам и не мечталось!
На троих готовили -
Мне одной досталось!
Никого не слушаю,
Коль стыдят и хают!
ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!
ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!
ЗАПОМНИТЕ!
- Никогда не бойтесь попросить о помощи.
- Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.
Никто не должен быть в изоляции.
ДЕСЕРТ ДЛЯ УМА
- Жизнь – это не место, где тратят нервы. Это место, где становятся философами
- «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
- К успеху ведут мечты, планы и действия, а не талант.
- Если вы хотите увидеть радугу, вам придется пережить дождь
- Лучший способ предсказать свое прекрасное будущее – создать его в своем воображении.
- Сила личности измеряется способностью завершать дела.
- До тех пор, пока человек ощущает себя жертвой, он бессилен что либо изменить.
- Сталь закаляется в холодной воде, человек в кризисе.
- Вместо того, чтобы проклинать тьму, ищите свечку.
Ты, женщина, – источник света.
Таинственна, нежна, прекрасна и горда.
Ты - пламя очага, тепло семьи и дома.
Ты – свет, что на земле не гаснет никогда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Здравствуйте! Меня зовут …, И я уверена, что сегодняшний день подарит мне…”.
Синдром «эмоционального выгорания» - это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Основные стадии синдрома профессионального выгорания 1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
Основные стадии синдрома профессионального выгорания 2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота , хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
Основные стадии синдрома профессионального выгорания 3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Факторы, способствующие возникновению синдрома: Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию); Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования); Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются) Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»); Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д ).
Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка») Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу. Нравственные дефекты и дезориентация личности. В ключ енность при работе такие моральны х аспект ов , как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность. Группа внутренних факторов
Синдром включает в себя 3 компонента:
Три стадии синдрома эмоционального выгорания:
Результаты диагностики «эмоционального выгорания» педагогов ДУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой ). Данные по каждому симптому (в сравнении)
Симптомы «эмоционального выгорания»
№ Название фазы «эмоционального выгорания» Не сформирована В стадии формирования Сформировавшаяся фаза 1. Тревожное напряжение 20 чел. – 83% 4 чел. -17% 2. Резистенция или сопротивление 13 чел. – 54% 8 чел.- 33% 3 чел. –13% 3. Истощение 17 чел. – 71% 7 чел. – 29% Средний показатель 69% 27% 4% Фазы «эмоционального выгорания»
Упражнение Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве» Цель: пробуждение творческого потенциала участников. Стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию воспитания в детском саду с разных позиций, на себя со стороны. Инструкция : У каждой группы будет лист, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 мин.
У дачи в борьбе с собственной усталостью!
Как восстановить эмоционально- психологический баланс ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"
Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи: Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.Упражнять в разви...
Тренинг для педагогов «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»
Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов.Задачи:Знакомство с понятием профессиональное “выгоран...
Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"
Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи:Получить опыт пра...
«Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»...
«Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»
Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания....
Презентация по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить и не «сгореть» на работе»
Презентация по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить и не «сгореть» на работе»...