Развитие познавательной активности детей
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
Познавательно-исследовательская деятельность детей
старшего дошкольного возраста»
Срок реализации- 2 года
Дата начала работы над темой 1.09.2021г.
Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2023г.
Автор программы
Григорова Елена Сергеевна
Введение.
То, что я услышал, я забыл
Ш То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Основные этапы реализации программы:
I. Подготовительный этап включает изучение практического опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений и подбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня познавательной активности дошкольников. Проведение первичной диагностики познавательной активности дошкольников.
II. Основной этап – включает в себя реализацию собственно проекта «Развитие познавательной активности посредством вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность дошкольников», включающей в себя три основных направления деятельности:
- работа с детьми;
- самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
В рамках вышеуказанных направлений осуществлялась реализация комплекса мероприятий для детей, а также взаимодействие различных учреждений по развитию познавательной активности и использованию проектно-исследовательской деятельности, проведение совместных мероприятий с участием детского сада и семьи.
В процессе реализации программы предполагается промежуточное исследование познавательной активности с целью корректировки ее содержания.
Содержание и структура проектно-исследовательской деятельности
План работы на 2021-2022 уч.год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы по данной теме |
Работа с детьми | Сентябрь - октябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. «Что такое горы и вулканы» | Опыты с песком и глиной. Создание лэпбука «Песок и глина» Создание макета «Вулкан», дидактического пособия «Вулканы» |
Ноябрь - декабрь | «Три состояния воды» «Что делают из дерева» | Опыты с водой, создание лэпбука «Вода», д/и «Кому нужна вода», макета «Круговорот воды в природе» Создание коллекции деревянных изделий | |
Январь - февраль | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. «Резина» | Опыты с воздухом. Изготовление «ветерков», вертушек для организации наблюдений на прогулке | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Создание коллекции «Магниты», Оформление лэпбука «Магнит», д/и «Что притягивает магнит» | |
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
План работы на 2022-2023 уч.год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. А. И. Иванова Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2017. 3. Н. В. Нищева Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: конспекты занятий в разных возрастных группах.-СПБ.:ООО издательство «Детство-пресс», 2019. 4. Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования.- СПБ.: ООО издательство «Детство-пресс», 2017. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013 6. Интернет ресурсы. | Анализ изученной литературы по данной теме |
Работа с детьми | Сентябрь-Октябрь | Познавательно исследовательская деятельность «Где прячется крахмал». Опыты «Плавающие и тонущие предметы» | Опыты крахмалом Создание д/и «Тонет или плавает» |
Ноябрь - декабрь | Занятие - исследование «Опыты с бумагой» Эксперимент-фокус «Разноцветный иней» | Наблюдение за свойствами бумаги в процессе эксп. деятельности | |
Январь - декабрь | Занятие по экспериментальной деятельности «Природные красители». Опыты со снегом и льдом. | Опыты, создание коллекции «Природные красители» Создание картотеки | |
Март - Апрель | Занятие – экспериментирование «Секретное письмо». Опыты с камнями. | Опыты с молоком Создание коллекции камней и минералов, картотеки, дидактических пособий | |
Май | Познавательное занятие «Как появилась книга». | Дидактическое пособие | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Мастер-класс «Как провести опыты дома» | Создание картотеки опытов |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Эксперименты? Эксперименты!». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Природные красители» | День открытых дверей. | |
Май | Создание фотоальбома «А что придумал я» | Фотовыставка «Юные исследователи» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор материалов для создания коллекции камней и минералов, материалов для проведения опытов | Коллекция «Камни», «Ракушки», «Шишки», «Изделия из стекла, пластмассы, дерева, резины», «Коллекция тканей» |
Ноябрь | Мастер-класс для педагогов «Оформление зоны познавательно-исследовательской деятельности в группе» | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме «Работа с детьми в области познавательно-исследовательской деятельности». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
Заключительный этап включает в себя вторичную диагностику, анализ и интерпретацию результатов, и разработку психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, родителей, администрации ДОУ по использованию проектно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности. Представление результатов инновационной деятельности в печати, а также в научных публикациях.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня познавательного интереса и познавательной активности;
- Улучшение детско-родительских отношений;
- Повышение мотивации дошкольников к участию в проектно-исследовательской деятельности;
- Формирование и развитие умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников;
Индикаторами успешности работы по развитию познавательной активности воспитанников можно считать следующие:
- высокая познавательная активность дошкольников;
- коммуникативная компетентность;
- осознанное обсуждение результатов поисковой и исследовательской деятельности;
- мотивационная готовность к участию в проектной деятельности;
- способность к рефлексии по поводу полученной информации;
- актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций;
- использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.
Требование к результатам освоения направленности содержания.
В результате освоения метода проектно-исследовательской деятельности дошкольник должен:
Приобрести опыт деятельности:
- самостоятельно находить ответы на некоторые возникающие вопросы путем экспериментирования, проявлять творчество, высказывать догадки, выдвигать гипотезы, проверять экспериментально; обсуждать результаты, делать умозаключения
- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
С целью выявления уровня развития исследовательских навыков и познавательной активности дошкольников используется диагностика на основе следующих методик:
- Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
- Дидактическая проективная методика «Сахар».
Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Считаю, что метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Дополнительная литература
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.- С.11-13.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч.-1999.- № 6.-С. 91-94.
4. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст.- М., 2000.- 112с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
6. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
7. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.
Периодические издания
1.Журнал «Дошкольное воспитание»;
2.Журнал «Среднее профессиональное образование»;
3.Журнал «Педагогика»;
4. Журнал «Детский сад со всех сторон»;
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
6. Журнал «Дошкольная педагогика»;
7. Научно-методический журнал: «Методист дошкольного образовательного учреждения»;
8.Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
9. Журнал «Обруч»
Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Перед собой я ставила следующие задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
В течение года я изучала следующую литературу:
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». Уголок представляет собой три полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Материалы и оборудование нашего уголка: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком – речным и карьерным, глиной разного цвета, шишками от разных деревьев (ели, сосны, лиственницы, кипариса), плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Также в уголке есть открытки с изображением экзотических растений и пресмыкающихся и земноводных. Бутылки, стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, деревянные и металлические палочки, магниты, водяные мельницы – всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали. В течение всего года периодически выходила «Газета для любознательных родителей», из которой родители узнавали об организации детского экспериментирования в домашних условиях, видели фотографии своих детей во время проведения опытов и экспериментов в детском саду, получали консультации по вопросам развития любознательности и познавательного интереса ребят. Также в январе в нашей группе проходил день открытых дверей, где родители смогли посмотреть и поучаствовать в образовательной деятельности по теме «Царство трёх ветров».
В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...