Детская литература на страже психологического здоровья дошкольников.
статья на тему

Калачикова Екатерина Юрьевна

Очень хотелось бы, чтобы данная статья о нуждах детей и родителей в освоении огромной сферы детской литературы, нашла отклик у педагогов и специалистов, сопровождающих ребят на пути взроления. Всем известно, что книга - кладезь. Но наша задача, помочь понять родителям, что она может дать, в каких трудностях она может быть подспорьем, и самое главное, как отличить нужное, качественное и ценное, от вредного и разрушительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл det.lit_na_strazhe_ps.zdorovya.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Детская литература на страже психологического здоровья дошкольников.

Опасности и возможности современных книг.

Вряд ли найдется человек, сомневающийся в том, что КНИГА и ЛИТЕРАТУРА – огромный ресурс для развития, воспитания и даже для получения нового опыта и удовольствия маленького и большого человека. Однако в мире современных технологий книга, к сожалению, сдает свои позиции, уступая первенство компьютеру и телевизору. И ведь, казалось бы, именно сейчас, когда книжные магазины и книжные полки в домах ломятся от томов и фолиантов, должно быть наоборот. Но, на мой взгляд, такое богатство превращается в океан, с которым родитель уже не в состоянии справится. И вот уже в домашней библиотеке появляются дорогущие издания, над которыми дрожат родители, и которые дети не могут листать в свое удовольствие. Сказки и повести начинают читать очень маленьким детям, которые оказываются не готовы ни к объему, ни к содержанию произведения. А к 5-6 годам книга из необыкновенно яркого, захватывающего воображение мира и мудрого учителя, может превратиться в орудие пыток прежде всего для ребенка, ну и для родителя во многом тоже.

Педагоги, психологи и другие специалисты, сопровождающие семью на пути взросления, на мой взгляд, должны оказать помощь семье в освоении мира литературы, должны быть проводниками на пути формирования у подрастающего поколения стойкой привычки к чтению и умения получать сказочное удовольствие от образов и сюжетов на страницах. У нас, специалистов, достаточно базовых критериев и принципов, способных отделить «зерна от плевел» и направить в «природосообразное», здравое русло и в сфере книг. Так, например, предлагая книгу родителю и ребенку, нужно думать о принципе своевременности – соответствует ли данная книгу возрастным особенностям ребенка. К психологу на консультацию частенько приходят родители двухлетки и жалуются на большое количество страхов у ребенка и повышенную тревожность. Частенько оказывается, что малышу перед сном читают что-нибудь вроде «Волшебника Изумрудного города», книгу, предназначенную скорее для самостоятельного чтения в младшей школе, ну или в подготовительной группе детского сада. В два – три года  еще не до конца сформированы структуры, позволяющие отличить реальность от вымысла. А это значит, что, читая такую книгу, родители открывают дверь в мир людоедов и злых колдуний, от которых психика малыша на данном этапе не защищена. Ему в этом возрасте гораздо ближе и понятнее история Корнея Чуковского про цыпленка, у которого есть мама Курица и папа Петух, за которыми малыш-цыпленок повторяет все точно также, как за своими родителями маленький человечек. Или история Эрика Карла про «Очень голодную гусеницу», которая ела и ела, пока не наелась и не выросла. (Эта книжка проверена на малышах и нежно ими любима. Да и страницы соответствуют возрасту – толстые из плотного картона. Долго будет жить такая книжка в руках даже самого непоседливого малыша)

Педагоги знают, ребенку, как на занятиях, в играх, так и в книгах, интересно то, что личностно значимо для него на данном этапе взросления. Для маленького важно, что он на свете есть и как его зовут, и какой он. Как, например, во всем известной истории про «Котенка Гава». Для ребенка постарше очень актуальна тема отстаивания своих границ между ним и значимым взрослым, которая очень «вкусно» описана, например, в книге Астрид Лингрен «Лотта с Горластой улицы» и в книге Туве Аппельгрен и Салла Саволайнен «Веста-Линнея и капризная мама». Два братика, которых я знаю уже давно, в 3 и 4 года обожали читать книгу про двух других братьев - Чука и Гека. Интересно же узнать про кого-то, кто так похож на тебя!

В период, когда у ребенка появляются страхи, незаменимы книжки про тех, кто также старался справится с этой проблемой. Например, «Храбрая Крошка Мемули» Мерви Линдман и «Спокойной ночи, Веста-Линнея» выше упомянутых авторов. Адаптироваться к детскому саду помогут всем известные Вера и Анфиса из книги Эдуарда Успенского и маленький белый медвежонок Варежка, который попал в детский сад для зверят в книге Веры Чаплиной «Варежка». А настроиться на учебу в первом классе поможет дивная книга А.Раскина «Как папа был маленьким». Вот она – самая настоящая и действенная помощь от книг в укреплении и сохранении психологического здоровья ребят.

Но особенно эта тема актуальна в свете обучения чтению. Ведь те тексты, которые ребенку предлагают в этот момент, для него скучны и не актуальны. А те, которые ему по-настоящему интересны, пугают своим объемом и мелким шрифтом. И наша прямая психолого-педагогическая обязанность, показать  родителям путь к чтению, начиная от книг без текста или с маленьким его количеством, где можно рассматривать картинки, искать на них кого-то, самим придумывать истории (например, дивная книга Николая Радлова «Истории в картинках»), и заканчивая созданием списка тех редких книг, которые будут по силам начинающему читателю, и при этом достаточно ему интересны (Например, как я появился на свет» Катерины Янур и Мерви Линдмана). И конечно, формировать у родителей глубокое убеждение в том, что книга – не только источник знаний и залог успешного усвоения школьной программы, но и место встречи (а точнее время встречи, ритуал вечернего чтения) родителя и ребенка, когда можно побыть «душа с душой в охапочку», занимаясь чем-то интересным; и вариант отдыха; и возможность получить удовольствие; и подсказка в разрешении, пожалуй, всех жизненных трудностей и проблем.

Давайте вместе поможем найти дорогу тем, кто так нам дорог и на кого мы возлагаем все наши надежды, в мир ЧТЕНИЯ. А уж они смогут получить там помощь, и здоровье, и знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...