Программа кружковой работы "Школа мяча"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Данный материал предназначен для детей старшей или подготовительной групп, где даются обучающие задания для работы с мячом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_po_fizkulturnomu_kruzhku_shkola_myacha.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
«Школа мяча»
Руководитель:
инструктор по ФК
Смирнова Наталья Николаевна
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст наиболее ответственный период в развитии организма и один из важнейших в становлении физических качеств. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям условиям среды еще низка.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях рук, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, формируя костно-мышечный корсет, что способствует выработке хорошей осанки.
Актуальность и целесообразность создания данной программы.
Важность данного направления в работе с дошкольниками обуславливается тем, что в “Программе воспитания и обучения детей в детском саду” (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. В требованиях программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А. П. Матвеева, предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.
Поэтому внедрение в работу кружка «Школа мяча» будет способствовать реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Цель: обучить детей элементам спортивных игр (баскетбол, пионербол, волейбол, футбол).
Задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольников;
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Количество занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.
Длительность кружкового занятия для детей подготовительной группы -
30 минут.
Место проведения кружка – спортивный зал ДОУ
Количество детей в кружке: 10 человек
Форма обучения – специально организованные занятия, подгрупповые и индивидуальные упражнения.
Методы обучения
* показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей
* пояснение и показ упражнений
* повторение упражнения
* использование схематичных изображений
* игровые и соревновательные задания
Содержание образовательной деятельности:
- Перспективное планирование занятий спортивного кружка (тематический план)
- План – график распределения программного материала
Ожидаемые результаты и способы их определения
Прогнозируемые результаты:
В конце обучения старшие дошкольники научатся:
техникам удержания, передачи, ловли и ведению мяча, бросания мяча в корзину;
использовать навыки передачи, ловли, ведения и бросания мяча в корзину в игре
ориентироваться на площадке: находить свободное, более удобное для успешного ведения игры место;
играть коллективно, подчинять собственные желания интересам команды, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях;
слушать сигнал инструктора.
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки эффективности проводимой работы использую следующие показатели:
1. владение техникой удержания мяча;
2. владение техниками ловли мяча (одной и двумя руками);
3. владение техниками передачи мяча (двумя руками от груди, стоя на месте и при движении, одной рукой от груди в движении после ловли мяча);
4. владение техникой ведения мяча (на месте, вокруг себя, продвигаясь шагом, с изменением направления движения, правой и левой рукой);
5. владение техникой бросания мяча в корзину (двумя руками от груди с места, после ведения с фиксацией остановки, одной рукой от плеча после ловли мяча);
6. сочетание полученных навыков между собой и другими действиями с мячом и без мяча;
7. владение навыками коллективной игры.
Мониторинг детей по овладению элементами спортивных игр проводится в начале и конце учебного года.
Тематический план на 2016-17 учебный год
Месяц –Тема- Задачи- Содержание- Материал
Октябрь «Элементы футбольной техники »
Развивать ориентировку в пространстве.
Упражнять в обманных движениях мяча.
Познакомить с тактикой игры футбол.
1 неделя
Ознакомление детей со спортивными играми (хоккей, футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки).
2 неделя
Беседа о спортивной игре- баскетбол. Показ иллюстраций. Показ нескольких действий с мячом.
3 неделя
Ознакомление с правилами игры в баскетбол. Обучение детей принимать правильную стойку баскетболиста.
4 неделя
Обучение технике перемещения.
Ноябрь «Подводящие упражнения для разучивания элементов техники игры в волейбол (пионербол)».
Работа в парах Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве, закреплять технику перебрасывания мяча.
1 неделя
Свободные действия с мячом. Научить детей правильно держать мяч.
2 неделя
Бросок мяча вниз и ловля его после отскока. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками.
3 неделя
Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету. Перебрасывание мяча правой, левой рукой, ловля его двумя руками.
Декабрь «Элементы баскетбольной техники Упражнять в передаче – ловле мяча одной рукой, ведении мяча одной рукой.»
1 неделя
Передача мяча по кругу вправо (влево) произвольным способом. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля.
2 неделя
Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.
3 неделя
Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении). Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).
4 неделя
Передача мяча в колоннах с переходом в конце своей, а затем противоположной колонны.
Январь Элементы баскетбольной техники Совершенствовать действия с мячом.
1 неделя
Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.
2 неделя
Ведение мяча на месте правой( левой рукой . Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом),
3 неделя
Ведение мяча на месте поочередно то правой, то левой рукой. Ведение мяча вокруг себя.
4 неделя
Ведение мяча, продвигаясь вперед. Ведение мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.
Февраль Элементы баскетбольной техники Совершенствовать действия с мячом.
1 неделя
Ведение мяча правой – левой рукой и остановка. Ведение мяча, остановка и передача мяча.
2 неделя
Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом). Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на разной высоте.
3 неделя
Бросок мяча в корзину после ведения ( с фиксацией остановки). Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.
Март Элементы техники игры в баскетбол. ) Упражнять в перебрасывании мяча через сетку.
1 неделя
Подвижные игры: «За мячом», «Поймай мяч»
2 неделя
Подвижные игры: «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему»
3 неделя
Подвижная игра «Перестрелка»
4 неделя
Повторение правил игры в баскетбол.
Апрель
Апрель Элементы техники подвижной игры «У кого меньше мячей»
1 неделя
Изучение правил проведения игры. Подвижная игра «У кого меньше мячей»
2 неделя
Провести первую игру.
3, 4 неделя
Закрепить правила проведения игры.
Май Подвижные игры.
Веселые эстафеты Развивать ловкость. Соблюдать проведение игры. П/и «За мячом»
«Поймай мяч»
«Кого назвали, тот и ловит»
«Мяч ведущему»
«Передал – садись» - мячи
- музыкальное сопровождение
Список используемой литературы:
1. Д. В. Хухлаева. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.
2. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. Физические упражнения для дошкольников.
3. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.
4. В. Г. Фролов. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.
Игровые упражнения и задания с мячом для индивидуального выполнения
(Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева)«Дотронься до мяча»
Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребёнку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.
«Прокати мяч в ворота»
Прокатить мяч в одном направлении на расстояние 1-1.5 м в ворота шириной 50 см. Прокатив, ребёнок сам догоняет мяч.
«Брось дальше»
Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на земле. На месте падения взрослый делает метку и предлагает бросить ещё дальше.
«Поймай мяч»
Взрослый, стоя напротив ребёнка (1,5 -2 м, бросает ему мяч. Ребёнок возвращает мяч. взрослый сопровождает действия словами: «Лови, бросай, упасть не давай». Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.
«Подбрось – поймай»
Ребёнок бросает мяч вверх и ловит его и считает, сколько раз поймает мяч.
«Подбрось выше»
Ребёнок подбрасывает мяч как можно выше.
«Перебрось через верёвку»
Ребёнок становится напротив верёвки, натянутой на высоте поднятой руки малыша. Расстояние от ребёнка до верёвки – не более 1,5 м. Ребёнок бросает мяч из-за головы двумя руками, стараясь перебросить его через верёвку, затем бежит за ним и снова бросает.
Коллективные подвижные игры и эстафеты с мячом
«Ловишка с мячом»
На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.
«Мяч через сетку» (элементы волейбола).
«Мяч в кольцо» (элементы баскетбола).
«Поймай мяч»
В игре 3-е играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.
«Мяч водящему»
Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной линии подходит следующий играющий.
«Сбей кеглю»
Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.
«Передай мяч»
Дети распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.
«Школа мяча»
Игроки строятся в колонны, в руках у первых по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.
«Мяч в стену»
Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.
«Охотники и утки»
Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.
«Не давай мяч водящему»
В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.
«Проведи мяч»
Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу инструктора первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.
Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом
(Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»)
1. И. п.: основная стойка, мяч в обеих руках внизу, 1-2 поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3-4 –вернуться в исходное положение (6-7 раз).
2. И. п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед собой. 1-4 –прокатить мяч вокруг себя вправо; 5-8 –влево (6 раз).
3. И. п.: сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой; 3-4 –вернуться в исходное положение (5-6раз).
4. И. п.: лёжа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой. 1-2 –поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6 раз).
5. И. п.: основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой. Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз, затем пауза и снова повторить.
6. И. п.: основная стойка, мяч в согнутых руках. 1-присесть, вынести мяч вперёд, руки прямые; 2 –вернуться в исходное положение (6 раз).
7. И. п.: основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. 1-8 –прыжки вокруг мяча на двух ногах (3-4 раза).
Комплекс упражнений с мячами
(по программе «Старт» Р. А. Юдиной, Л. В. Яковлевой)
1. «Солнышко». Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.
Солнце светит высоко, солнце светит низко.
Мяч бросаю далеко, мяч бросаю близко.
2. «Хлопушки». Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков.
Вот подброшу к верху мяч, не умчится мячик вскачь!
Хлопну громко в две ладоши – я ловец мячей хороший.
3. «Отбивалки». Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой.
Прыг-скок, прыг-скок! Встал наш мячик на носок,
А потом на пятку – заплясал вприсядку!
Прямо, боком, кулачком управляю я мячом!
4. «Подскок». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол.
К солнцу мяч взлетает, знает, что поймают.
Я немного подожду – прыгнет вниз, тогда словлю.
5. «Хлоп – гоп». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони.
Вверх бросок, об пол – отскок.
Хлопну громко: «Хлоп и гоп!»
6. «Вертушка». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения.
Быстро кружится волчок, хочет лечь он на бочок.
Я упасть мячу не дам и его поймаю сам!
7. «Корзинка». Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его.
Ловим мяч в корзину ловко. Бросим вверх – там остановка.
А потом он вниз летит. Мяч от нас не убежит!
8. «Качели». Упражнение в паре. Бросить мяч сверстнику, стоящему на расстоянии 1,5-2м, с отскоком об пол.
Вот и полетели быстрые качели.
Ты – мне, я –тебе. Веселее нам вдвойне!
9. «Ведение по кругу». Стоя на коленях прокатить мяч по кругу вокруг себя одной рукой. Руку за спиной поменять.
Дружные ребята, девочки и мальчики.
Весело играют в озорные мячики.
1, 2, 3, 4, 5 –начинаем мы катать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Программа кружковой деятельности "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста
Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старше...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...