Проект "Здоровому быть здорово!"
проект (старшая группа) на тему
Проект "Здоровому быть здорово!". Организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zdorovomu_byt_zdorovo.docx | 76.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ по теме «ЗДОРОВОМУ БЫТЬ, ЗДОРОВО!»
Идея проекта:
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Актуальность проекта:
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Объект:
Дети, родители, воспитатели.
Цель проекта:
Организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
Задачи проекта:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности$
5. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;
6. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Гипотеза:
Я предполагаю, что при помощи подобранных мною методик, технологий, игр и упражнений у детей повысится эффективность качества знаний.
Этапы:
- Подготовительный
Изучение программ, методик, технологий.
Подбор наглядной информации.
Анкетирование, мониторинг, тестирование.
Определение основных целей.
- Организационный
Мониторинг, анализ изученного материала, диагностики.
Подбор материала для занятий, игр и упражнений.
Создание пространственно-развивающей среды.
- Реализация
Традиционные формы и методы работы.
Занятия, прогулки, игры, беседы и т.д.
Семинары-практикумы;
Круглые столы;
Вечера вопросов и ответов;
Индивидуальные рекомендации специалистов;
Дни открытых дверей;
Физкультурные праздники и досуги;
Творческие конкурсы и выставки;
Оформление фотовитрин, папок – передвижек;
Проведение выставок презентаций;
Составление памяток для родителей.
Нетрадиционные формы и методы работы.
Ежемесячная традиция «Гостиная здоровья»;
Семейные творческие проекты.
IV. Аналитический
Повторная диагностика знаний и умений детей.
Оценка эффективности осуществляемых воздействий, мероприятий.
Подведение итогов работы.
Срок реализации проекта:
Два года.
Источники обеспечения:
«Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях»А. Г. Швецов. 2006; «Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников».Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В.2004; Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»; «Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет». Прохорова Г. 2006;«Массаж лицевых мышц для малышей». Куликовская Т.А. 2006; «Исцеляющее дыхание» Ермолаев-Томин О. Ю. 2008; «Родители-целители, или как вырастить ребенка здоровым и счастливым». Эдуард и Феодосия Гуляевы 2009; «Выпрями спинку» В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. 2011; «Лечебные игры и упражнения для детей» А. А. Потапчук. 2007;«Азбука детского здоровья» Г. П. Шалаева. 2010; «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» Утробина К.К.2006; «Физкультурные праздники в детском саду»Луконина Н., Чадова Л. 2007; «Физкультурные минутки в детском саду». Аверина И.Е. 2009.
Авторские программы: Н.Н. Кондратьева «Мы»; «Здоровье и жизнь» Крапивко О. 2007;«Система оздоровления дошкольников» Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. 2007.
Организация контроля:
Промежуточная диагностика, анализ мероприятий (занятие, игра, прогулка, экскурсия, наблюдение, досуг и т.д.), подключение узких специалистов для анализа результатов.
.
Перспективно-календарный план работы
с родителями и детьми по проекту
«ЗДОРОВОМУ БЫТЬ, ЗДОРОВО!»
(старшая группа)
(1 год)\
Сентябрь
Тема: Что такое здоровье и как его беречь?
Цель: Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей. Определение роли семьи в воспитании детей.
1. Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье» (приложение 1).
2. Гостиная здоровья: «Здоровый ребенок — здоровое общество».
• Беседа «Что такое здоровье?»
• Презентация: «Если хочешь быть здоров.»
• Составление памятки: «Формирование у детей здорового образа жизни»
3. Оформление папки – передвижки «Наше здоровье в наших руках».
Октябрь
Тема: Лесные ягоды
Цель: Познакомить родителей с целительными свойствами северных ягод. Клюква (оказывает тонизирующее, освежающее действие и повышает умственные и физические способности человека). Клюква хороший бактерицид. Сок клюквы задерживает рост и развитие золотистого стафилококка, сибиреязвенной палочки, протея и кишечной палочки. Брусника (является замечательным укрепляющим средством для человеческого организма).
1. Совместный поход в лес.
2. День здоровья «Быстрее, выше, сильнее!»
3. Оформление папки передвижки «Ищешь витамины? Они рядом.»
4. Рецепты из брусники — памятка (приложение 2).
Ноябрь
Тема: Закаливание.
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными методами закаливания.
1. Оформление папки-передвижки «Закаливание детей»
2. Гостиная здоровья: «Закаливание».
• Фотовыставка: «Как мы закаливаемся в детском саду»
• Составление памятки: «Нетрадиционные методы закаливания»
• Семинар-практикум «Нетрадиционные методы закаливания».
Декабрь
Тема: Дыхательная гимнастика
Цель: Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Оформление папки-передвижки «Все о дыхательной гимнастике»
2. Гостиная здоровья «Дыхательная гимнастика»
• Показ презентации «Дыхательная гимнастика»
• Показ видеофрагментов пятиминуток с использованием дыхательной гимнастики детьми.
• Семинар-практикум «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой»
3. Методические рекомендации «Речевое дыхание».
Январь
Тема: Зимние забавы для здоровья.
Цель: Вызывать интерес к зимним прогулкам, закрепить умение кататься на коньках.
1. Методические рекомендации «Зимние игры и развлечения детей» (приложение 3)
2. Совместный поход на каток.
3. Катание на коньках и здоровье-памятка.
4. Оформление фотовыставки «Зимние забавы в детском саду»
Февраль
Тема: Профилактика плоскостопия.
Цель: Познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики плоскостопия у детей.
1. Оформление папки-передвижки «Плоскостопие у детей»
2. Гостиная здоровья «Плоскостопие дело поправимое»
• Методические рекомендации «Игры для профилактики плоскостопия» (приложение 4)
• Фотовыставка «Физическое оборудование в домашних условиях».
• Семинар-практикум
3. Родительское собрание «Роль семьи в оздоровлении детей»
4. Музыкально-спортивное развлечение с родителями, посвященное «Дню Защитника Отечества»
Март
Тема: Профилактика осанки.
Цель: Познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики нарушением осанки.
1. Благоустройство площадки для прогулок детей.
2. Гостиная здоровья.
• Методические рекомендации «Не детские игрушки. Причины формирования неправильной осанки» (приложение 5)
• «Игры для коррекции осанки» — памятка
• Семинар-практикум «Профилактика осанки»
• Фотовыставка «Коррекция осанки в семье».
3. Музыкально-физкультурные развлечения по группам «Моя мама лучше всех».
4. Оформление папки-передвижки «Внимание!!! Осанка!!!»
Апрель
Тема: Нетрадиционные способы оздоровления.
Цель: Познакомить родителей со сказкотерапией как средством коррекционно-развивающей (лечебной) педагогики в детском саду.
1. «Отвары трав и витаминные чаи» - памятка.
2. Гостиная здоровья «Нетрадиционные способы оздоровления»
• Сказкотерапия - семинар-практикум
3. Оформление папки передвижки «Быть здоровым помогут сказки».
Май
Тема: Организация двигательного режима
Цель: Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима детям.
1. Гостиная здоровья «Организация двигательного режима».
• Сообщение «Организация летнего оздоровительного отдыха в МДОУ»
• Спортивная игра «Зов джунглей»
• Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопоставление с предыдущим периодом, и общей заболеваемостью воспитанников детского сада.
2. Оформление папки-передвижки «Отдых летом»
3. «Подвижные игры летом» - памятка
Перспективно-календарный план работы
с родителями и детьми по проекту
«ЗДОРОВОМУ БЫТЬ, ЗДОРОВО!»
(подготовительная группа)
(2 год)
Сентябрь
Тема: Прогулка
Цель: Познакомить родителей с прогулками, как средством развития двигательной активности детей.
1. Тестирование «Я и мой ребенок» (приложение 6).
2. Поход в детский парк.
3. Оформление папки-передвижки «Подвижные игры на прогулке»
Октябрь
Тема: Точечный массаж
Цель: Познакомить родителей с техникой точечного массажа, как средство увеличения защитных сил организма.
1. Оформление папки-передвижки «Точечный массаж или волшебные точки» (приложение 7).
2. Методические рекомендации: «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»
3. Гостиная здоровья: «Точечный массаж».
• Составление памятки: «Точечный массаж на все времена года»
• Семинар-практикум «Точечный массаж»
• Презентация: «Здоровье своими руками»
Ноябрь
Тема: Ищем витамины
Цель: Познакомить родителей с «волшебной» силой витаминов для укрепления здоровья.
1. Гостиная здоровья «Ищем витамины»
2. Семинар-практикум
3. «Витаминные чаи» — памятка
Декабрь
Тема: Релаксация
Цель: Познакомить родителей с техникой релаксации, которая способствует
снижению эмоционального и психического напряжения, тревожности. Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Оптимизация мышечного тонуса
1. Гостиная здоровья «Релаксация»
• Выставка рисунков детей и родителей «Здоровье в детском саду и дома»
• Методические рекомендации «Сборник релаксаций»
• Практическое занятие «Минуты тишины» (приложение 8)
2. День здоровья «Мой любимый звонкий мяч»
3. Оформление уголка родителей «Как уберечь детей от простуды»
Январь
Тема: Игры, которые лечат.
Цель: Познакомить родителей с играми, адаптированными, измененными направленными на оздоровление и профилактику заболеваний.
1. Гостиная здоровья «Игры, которые лечат».
• Семинар–практикум «Игры, которые лечат».
• Дегустация витаминного фиточая.
2. Оформление папки передвижки «Игры, которые лечат».
3.Игры для профилактики простудных заболеваний – памятка.
Февраль
Тема: Зимние забавы для здоровья.
Цель: Совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловкость и функцию равновесия, воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям.
1. Совместный поход на лыжную базу, катание на лыжах.
2. Ходьба на лыжах и здоровье - памятка.
3. Оформление папки-передвижки «Ходьба на лыжах»
4. «Зимние забавы» — конспект совместного физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей. (приложение 9)
Март
Тема: Здоровые глазки.
Цель: Познакомить родителей с приемами сохранения зрения у детей.
1. Совместное посещение проводов зимы.
2. Гостиная здоровья «Здоровые глазки»
• Презентация «Здоровые глазки»
• Семинар-практикум
• Создание памятки «Чтобы глаза были здоровые».
3. Оформление папки-передвижки «Пособия для глаз».
Апрель
Тема: Защита проектов
Цель: Приобщение родителей поделиться опытом оздоровления с другими семьями.
1.Гостиная здоровья «Защита проектов»
• Защита
• Дегустация витаминных салатов
2.Оформление фотовыставки «Здоровье и мы»
3.Витаминные салаты - памятка
Май
Тема: До-свиданья детский сад.
Цель: Закрепить желание проводить оздоровительные мероприятия и в дальнейшие годы.
1. Отчет о результатах мониторинга (приложение 10).
2. Мини поход в лес.
3. «Будьте здоровы!» — памятка.
Приложения к перспективному плану
по проекту «Здоровому быть, здорово!»
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВАШИ ДЕТИ И ИХ ЗДОРОВЬЕ»
1. Вы считаете своего ребенка здоровым?
2. Как часто он болеет простудными заболеваниями?
1 раз в году?
2 раза в году?
3 раза в году? — Это уже группа «риска»
или чаще? – иммунитет снижен
3. У Вашего ребенка аппетит
хороший?
избирательный?
снижен?
4. Вы довольны поведением своего ребенка?
Если нет, то почему?
у него повышенная раздражительность?
он (она) эмоционально неустойчивы?
нарушен сон: поздно засыпает, во сне вздрагивает?
Вы заметили у своего ребенка рассеянность, быструю утомляемость,
агрессивность, трудный контакт с ровесниками?
Ребенок стал недобрым?
5. Есть ли у Вашего ребенка проблемы с зубами?
6. Считаете ли Вы, что эти изменения связаны с зимним и весенним периодом года?
7. А знаете ли вы, что проблемы здоровья Вашего ребенка являются результатом несбалансированного питания, недостатком в пище витаминов, микроэлементов, кальция?
8. Как можно в кратчайший срок решить эти проблемы?
Приложение №2
Рецепты из брусники.
| |
|
Салат из брусники
Суп из брусники
Для рецепта вам потребуется:
В кипящую воду закладывают подготовленную бруснику, лимонную цедру, корицу и варят до готовности. Разваренную бруснику протирают через сито. Отдельно варят саго до прозрачности, добавляют протертую бруснику, сахар, отвар с пряностями варят 30 мин, постоянно помешивая. Можно подавать с сухариками, гренками, поджаренными на масле |
Мусс из брусники
Для рецепта вам потребуется:
Промытую бруснику протереть через сию, добавить мед или сахар. Яичные белки взбить, постепенно, по ложке, добавляя в них приготовленную массу. Подавать мусс с молоком. Вместо свежей брусники можно взять брусничный джем. |
Пирог с брусникой и яблоками
Для рецепта вам потребуется:
Из 3/4 теста раскатать пласт толщиной 1 см и положить на смазанный маслом противень. Яблоки очистить, удалить сердцевину, нарезать мелкими ломтиками, добавить бруснику, сахар, молотую корицу и варить до загустения массы, постоянно помешивая деревянной лопаточкой. Начинку охладить до 35С, после чего равномерно покрыть ею пласт теста. Из остального теста раскатать другой пласт и покрыть им начинку, после расстойки смазать маслом и выпекать в течение 20-25 минут при температуре 200-220С. |
Дранки с моченой брусникой
Для рецепта вам потребуется:
Очистить картофель, натереть на терке, добавить муку, соль и все перемешать. Дранки обжарить на хорошо разогретом жире. Моченую бруснику отделить от воды, брусничную воду вскипятить с сахаром, охладить, соединить с брусникой и подавать с дранками. |
Приложение №3
Зимние игры на улице
Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы, поэтому как можно раньше объясните им, что если выпал снег, это вовсе не означает, что они должны оставаться дома - но, конечно, для прогулок у них должна быть подходящая верхняя одежда, чтобы они не замерзали и всегда оставались сухими. Такие вещи, как куртки, непромокаемые штаны, шапки и сапоги, вполне можно купить в магазинах, и желательно не в единственном экземпляре. Когда первый комплект одежды намокнет и дети начнут замерзать, поможет запас сухой одежды, чтобы, передохнув, они снова могли бежать на улицу. Особенно полезно иметь коробку перчаток и варежек. Не пожалейте денег на такую же теплую одежду и обувь для себя и отправляйтесь играть вместе с вашим ребенком.
Катание с ледяной горки и на санках
Санки и снег так же неразделимы, как мороженое и вафельный стаканчик. Придумайте разные забавные способы катания.
Кататься с горки можно не только на санках - для этой цели прекрасно подходят, например, шины от автомобилей, очень хорошо скользит с горы, позволяя развивать приличную скорость, кусок линолеума.
А еще можно сделать своеобразный тобогган. Для этого нужно взять большой кусок картона и разрезать его таким образом, чтобы оставалось достаточно много места для сидения, передний конец приподнять и завернуть, чтобы ребенку можно было ухватиться за него. Это совсем легонькие «санки», и ребенку с приятелями не составит труда отнести их до ближайшей горки, где они смогут по очереди покататься. А когда эти санки или дети промокнут так сильно, что уже нельзя будет кататься, «тобогган» можно отправить в ближайший мусорный бачок и со свободными руками весело бежать домой, играя в снежки.
Ангелы
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его «ангельскую» форму. Только что выпавший снег — прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.
Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.
Следопыты
Дети любят рассматривать собственные следу на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.
Следы снежного человека
Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека.
След в след
Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.
Снежные цветы
Приготовьте для опыта:
- соломинку,
- раствор для надувания мыльных пузырей
Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
Снежные создания
Лепить снеговиков - это обычное дело. А вот делаете ли вы снегурочек, маленьких снеговичков, снежных собак, котов или черепах? Этим хорошо заняться, если в творческом процессе участвует несколько человек, вот тогда можно вылепить снежное семейство или целый зоопарк снежных обитателей.
Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу? Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка. Если вы любите ходить по магазинам, то купите несколько недорогих вещей специально для того, чтобы использовать их для ваших снеговиков после следующего большого снегопада. Если вы играете в снегу с очень маленькими детишками, делайте снеговичков тоже маленькими, чтобы не утомить ребенка.
А еще вы можете попытаться сделать черепаху, для этого нужно вылепить из снега куполообразную форму, напоминающую панцирь черепахи, и приделать к нему четыре маленькие ножки, голову и хвост.
Снежные скульптуры
Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов.
С помощью кухонных формочек, пластиковых коробочек от продуктов и горшочков всех размеров можно вылепить формы разной конфигурации, потом скрепить их. Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются самые различные скульптуры. Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения «снежным клеем», то есть обрызгивая их водой. Если снег пушистый и рассыпается, дети могут добавить к нему воды или положить сделанные формочки в морозильник на несколько часов, чтобы дать им затвердеть.
А еще вы с ребенком можете устроить снежный пир для птиц. Сделайте чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим замороженным птичьим кормом.
Зимний пикник
Отправляясь в зимний лес на прогулку, не забудьте взять с собой термос с горячим чаем и печенье. Обязательно устройте в погожий зимний день пикник на свежем воздухе. Для этого вылепите из снега стол и попейте за ним горячий чай с печеньем.
Поиск клада
Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет заранее купить в ближайшем магазине "клад". Это может быть угощение (маленькая шоколадка, конфетка), игрушка или сувенир. "Сокровище" нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте. Лучше всего прятать клад в лесу или во дворе собственного (частного) дома (дачи).
По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.
Варежка-подружка
Если вашему сыну или дочке хочется пойти погулять по снежку, а рядом нет никого, кто составил бы малышу компанию, предложите ему поиграть с варежкой-подружкой. Возьмите варежку, у которой потеряна пара, - и сделайте ей лицо: из пуговичек - глазки, а из красной нитки - рот (или нарисуйте лицо). Теперь ваш малыш с удовольствием возьмет на улицу варежку-подружку и поучит ее, как играть в снегу.
Елочные украшения из цветного льда
Сделайте елочные украшения из цветного льда, залив подкрашенную пищевыми красителями воду в формочки разного размера и формы. Можно использовать обычную воду, но для красоты добавить в нее ягоды, кусочки апельсина, веточки ели, мишуру и т.п. Украсьте получившимися игрушка елочку в лесу или во дворе вашего дома.
Снежные краски
Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговичков.
Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом. Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет.
С помощью обычной пипетки и подкрашенной воды можно рисовать картинки на снегу.
Можно раскрасить готовую скульптуру из снега.
Ледяная дорожка
Цветную воду можно заморозить в тарелочках, после чего из получившихся разноцветных льдин сделать дорожку.
А еще можно сделать форму из фольгу, например, в виде сердца, и заморозить воду в ней.
А если заморозить воду в небольших формочках, то получатся вот такие симпатичные кулончики. Правда, носить их можно будет только на улице в мороз.
Стрельба в цель
Когда на улице слишком грязно, чтобы проводить там много времени, а вашему ребенку нетерпится подвигаться, стрельба в цель именно то занятие, которое ему необходимо, а кроме того, оно способствует развитию глазомера и координации.
Наберите снега и слепите из него снежки, потом заморозьте их в холодильнике (если снег подтаял, лучше сделать снежные кубики). Приготовьте достаточное количество снежков или кубиков. Когда они станут твердыми (но не чересчур — если они слишком твердые, переложите их из морозильника на полку холодильника, чтобы снежные «снаряды» не превратились в настоящее оружие), положите снежки в пластмассовый тазик. Пусть ваш ребенок встанет на закрытом крыльце или в другом защищенном месте, а вы наблюдайте, метко ли он попадает в цель — ею может быть дерево или круг в снегу.
Начинайте с легкой цели, и если малыш удачно справляется с ней, сделайте ее менее доступной.
Снежная крепость
Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей, но больше всего это занятие подходит мальчикам школьного возраста. Нам не раз приходилось наблюдать, как безумно счастливые мальчишки целый день напролет проводят за постройкой своих «грозных» крепостей. Ваша задача - проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней, а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома. Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять.
При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; иные же просто прыгают в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячутся.
Единственная роль, которую здесь можете играть вы, состоит, пожалуй, в том, чтобы в изобилии обеспечить ребят горячим чаем, поджаренной булкой, а кроме того, постоянно пополнять запас сухих варежек.
Крепость можно построить не только из снега, но и изо льда.
Лабиринты и туннели
Когда толщина снежного покрова достигает пятнадцати сантиметров или более того, в нем можно прорывать снежные лабиринты и туннели. Помогите вашему ребенку сделать план лабиринта, который он захочет соорудить в снегу на искусственном или естественном склоне. Когда лабиринт будет готов, полейте его водой и сделайте так, чтобы поверхность внутри него была очень гладкой. Теперь по дорожкам сооружения можно катать игрушки или мячики. Когда собирается несколько детей, они могут построить параллельные лабиринты и катать по их дорожкам все, что угодно.
Для большей забавы можно просто так рыть в снегу туннели-лабиринты, а для малышей - туннели, в которых легко спрятать какие-нибудь игрушки или играть в прятки.
Иглу (хижина из снега)
Когда снег достаточно липкий, самое время подумать о постройке иглу. Эскимосы строят свои иглу из снежных блоков за несколько дней, но маленький шалун может просто погрузиться в сугроб и вырыть в нем себе домик, как у эскимосов. Ребенок, имеющий художественное воображение, может палочкой нарисовать что-нибудь на своем иглу— какой-нибудь абстрактный рисунок, знак или вновь изобретенный семейный герб. Интересно будет построить небольшие по размеру иглу и для пластмассовой куклы.\
Работа с лопатой
Хорошо, если в вашем хозяйстве (скажем, в гараже) хранится небольшая лопатка, тогда вы сможете привлечь ребенка к тому, чтобы он помог вам расчистить подъезд к дому и дорожки. Если малыш станет получать от этого удовольствие, то в дальнейшем вам будет легче поднять планку: когда он повзрослеет, - сделать из него вполне серьезного работника. Вдвоем вы сможете проверить, на какую глубину сумеете прокопать снег за пять минут или сколько времени потребуется, чтобы вам встретиться, начиная работу с разных концов.
Приложение №4
Игры по профилактике плоскостопия.
Сидя по–турецки.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети сидят по-турецки рядом с гимнастической стенкой. Встают, придерживаясь за опору, ноги скрестно. Нужно постоять на наружных краях стопу. Сесть. При повторении упражнения – вреди другая нога.
Загрузи машину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно ( можно в 2 шеренгах).
Увези машину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. ( можно в 2 шеренгах).
Нарисуй картину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя ( сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок .
Поймай рыбку
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
В таз с водой опускаются камешки. детки пальцами ног ловят рыб.
Найди клад
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
В таз с водой опускаются камешки, палочки ( любые предметы) . детки пальцами ног ловят тот предмет. который им называет педагог.
Стирка
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
На полу платочки. пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, ( опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду ( стирают- 2р) а потом собирают в гармошку и отжимают.
Снежинки
Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластики движений, умение расслаблять мышцы.
Оборудование: Пушинки.
Группу детей делят на «снежинки» и «ветры». Ведущий – «Мороз». «Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по залу. «Мороз» произносит6 «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «Морозом» («ш – ш - ш»), «снежинки» встают на носки, руки подняты вверх, кисти расслаблены. Они начинают медленно говорить, обхватывая себя руками: «Мороз!». При этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками и опуская голову, приговаривают: «Ах-х». «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком: «Ф – ф - ф…уу». «Снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках бегают по залу. «Ветры» берут со стола пушки и дуют на них, как будто это снежинки. Игра повторяется, дети меняются ролями.
Гуси.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети – «гуси» ходят на корточках «Гусиным шагом». По команде: «Коршун» - встают, машут руками – «Крыльями», убегают. «Коршун» ловит «Гусей».
Зайцы и волк.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
По команде: «Зайцы» - дети прыгают по залу.
По команде: «Волк» - «Зайцы» бегут в домики на массажные коврики. «Волк» старается поймать «зайцев».
Сидячий футбол.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.
Игры, укрепляющие дыхательную систему.
«Парашютисты»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.
Необходимый материал: скамейка или стул, мел.
Ход игры
Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.
«Ловкие ноги»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.
Ход игры
Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами -палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю,
Палку я не зацеплю.
«Бегущая скакалка»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.
Ход игры
Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку "сменяет держащего ее.
«Заяц, елочки и мороз»
Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции, координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
Ход игры
Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочки». По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» - осалить - «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» - «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней - «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом». «Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях:
1) когда тот перебегает к «елочке» или
2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.
«Донеси, не урони»
Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости. Необходимые материалы: стулья, простынки.
Ход игры
В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«Кто первым соберет простынку»
Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимые материалы: простынки (50-80 см) одинаковой длины, стулья.
Ход игры
Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней -простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
«Гуси-лебеди»
Цели игры: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, сводов стоп; развитие координации движений.
Ход игры
На одной стороне площадки (зала) чертится круг - «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома - логово, в котором находится «волк». Остальное место - «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят -выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га». Пастух: «Есть хотите?». Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает пас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.
«Поймай комара»
Цели игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп. Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.
Ход игры
Становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.
«Прыжки со скакалкой»
Цели игры: развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп. Необходимые материалы: скакалка.
Ход игры
Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.
Приложение №5
Факторы развития неправильной осанки у детей
Причин формирования дефектов осанки несколько. Часть из них связано с нарушениями нормального внутриутробного развития плода. Сутулая спина может «достаться» малышу от мамы или папы. Однако до 95% случаев нарушения осанки у детей являются не врожденными и наследственными, а приобретенными. Вот их причины.
Неправильное или однообразное положение во время сна.
Матрас в детской кроватке обязательно должен быть упругим, чтобы ни в коем случае не прогибаться под малышом. При его выборе учитывайте вес вашего ребенка — полному крохе подходит более жесткий матрац, худенькому можно взять помягче. Периодически переворачивайте малыша в кроватке, чтобы он привыкал спать в разных позах. Не носите ребенка все время только на левой или на правой руке — это вызовет ассиметричное развитие мышц спины.
Раннее высаживание или становление на ножки.
Если физиологически ребенок еще не готов садиться и ходить, а нетерпеливые мама и папа изо всех сил стараются подтолкнуть его к этому, мышцы и связки детского позвоночника перегружаются и растягиваются, развиваются только определенные его участки. Так что не торопите события, тело крохи должно постепенно и, главное, самостоятельно привыкнуть к вертикальному положению, что в последствии повлияет на формирование правильной осанки у ребенка. Сажать малыша не рекомендуется раньше шести месяцев, а ставить на ножки — раньше десяти месяцев.
Плоскостопие и косолапость.
Вследствие данных нарушений у малыша понижается опорная функция ног, а положение таза и позвоночника перестает быть сбалансированным, что приводит к нарушению осанки у ребенка.
Близорукость и косоглазие.
Малыши, которые страдают этими недугами, вынуждены, разглядывая предметы, низко наклонять голову, сутулиться. Таким образом, одни мышцы спины напрягаются чаще и сильнее, чем другие, и в результате этого происходит их неравномерное развитие.
Перенесенные заболевания.
Заболевания, напрямую оказывающие негативное влияние на скелет малыша, и бронхолегочные, влияющие на позвоночник косвенно, последние вызывают спазм околопозвоночных мышц и напряжение в грудном отделе позвоночника.
Лишний вес у ребенка.
Если малыш склонен к полноте, ему сложнее поддерживать свое тело в вертикальном положении, нагрузка на мышцы – разгибатели спины увеличивается. Все это приводит к формированию неправильной осанки у ребенка.
Важно с малых лет объяснять малышу, что красота — это нечто большее, чем просто внешность и не акцентировать внимание на физических недостатках у детей.
Приложение №6
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я И МОЙ РЕБЕНОК»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы:
А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу?
Вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? АБВ
3. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? АБВ
4. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из
себя? АБВ
5. Поставить себя на место ребенка? АБВ
6. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?
АБВ
7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий
Вас в невыгодном свете? АБВ
8. Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут
ранить ребенка? АБВ
9. Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение? АБВ
10.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести
себя как хочет? АБВ
11. У стоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз,
мимолетная прихоть? АБВ
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б» — в 2 очка.
Ответ «В» — в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 13 до 27 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение №7
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ — ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
В системе оздоровительных мероприятий нашего учреждения важное место занимают нетрадиционные занятия, разработанные К. К. Утробиной. В систему включены комплексы дыхательной гимнастики, точечный массаж, Начнем с общих сведений о точечном массаже.
Точечный массаж — это разновидность одного из методов народной китайской медицины — чжэнь-дзю-терапии. При его проведении применяются различные способы давления. Так, одним-двумя пальцами производят поглаживание, растирание, разминание (надавливание), вибрацию и т. д. Используют так называемые успокаивающий (тормозной) и возбуждающий (тонизирующий) варианты массажа.
При успокаивающем варианте непрерывно медленно осуществляют вращение подушечками 2-го и 3-го пальцев с постепенным увеличением силы давления с помощью «ввинчивания» и задержки давления на глубине. Прием повторяют 2—4 раза, не отрывая пальца от пунктируемой точки.
При возбуждающем варианте используют короткие, сильные надавливания в сочетании с прерывистым глубоким растиранием и быстрым отниманием пальца после каждого приема.
В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцами на биологически активные точки. Нажимая на определенную точку на коже, можно вызвать реакцию одного из внутренних органов.
После точечного массажа увеличиваются защитные силы организма, повышается сопротивляемость простуде, мышцы меньше устают при нагрузке.
Многие специалисты считают, что дети дошкольного возраста не в состоянии делать себе точечный массаж самостоятельно, поскольку это сложный процесс, требующий знания особенностей заболевания, анатомии, умения владения техникой массажа.
Однако комплексы, разработанные К. К. Утробиной, несложные, интересные, поэтому дети старшего дошкольного возраста при правильном показе приемов взрослым и при систематическом повторе (когда один комплекс повторяется в течение трех месяцев) вполне могут самостоятельно справиться с этим заданием.
Большое значение в профилактике заболеваний органов дыхания имеет обучение детей правильному дыханию через нос. Ведь от этого во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная активность, поэтому в комплекс точечного массажа для детей 5—7 лет включено и несколько упражнений на дыхание.
Комплекс «Осенний» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
3. Щипать, как «клешней», перегородку носа указательным и большим пальцами.
4. Указательными пальцами с нажимом «рисовать» брови.
5. Указательным и большим пальцами « лепить » уши снизу вверх.
6. Вдох через левую ноздрю (правую закрываем указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывать левую).
7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Комплекс «Зимний» (декабрь, январь, февраль)
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательным пальцем помассировать точку под носом.
4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами — «примазываем уши, чтобы не отклеились».
6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки».
Комплекс «Весенний» (март, апрель, май)
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем нажимать на ноготь каждого пальца другой руки.
3. Поглаживать нос от ноздрей к переносице.
4. Средними пальцами надавливать на ушные козелки.
5. Поглаживать двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
6. Игра «Веселая пчелка»: вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Дети должны представить, что пчелка садится на руку, потом на ногу, нанос.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1—2 минуты. Упражнения проводятся на каждом день. Каждое упражнение повторяется 8—10 раз.
Целью комплексов массажа и дыхательных упражнений является не только профилактика простудных и других заболеваний и повышение жизненного тонуса у детей, но и привитие им чувства ответственности за свое здоровье.
Приложение №8
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Для того чтобы помочь Вашим детям успокоиться, Вы можете предложить им следующие упражнения. Попытайтесь превратить это в игру, которая отвлечет детей и позволит им расслабиться и успокоиться.
Ноги– представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок.
Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно.
Живот– вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил.
Слоник ушел, можно расслабить животик.
Руки и плечи– превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками.
Теперь расслабьте плечи.
Шея– превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи.
Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке.
Лицо– натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица.
Муха улетела, и лицо может отдохнуть.
(Красный – мышцы напрягаются)
(Синий – мышцы расслабляются)
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
для развития физиологического и речевого дыхания.
«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, «га-а-а, гу-у-у» (8-10 раз).
«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-8 раз).
«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3сек.), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — выдох. Повторить 3-4 раза.
«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот на
карандаш так, чтобы карандаш прокатился по столу.
«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносится «ту-ту-ту» (10-15сек.)
«Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».
Приложение №7
Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».
Место проведения: участок детского сада.
Участники: дети, родители и воспитатели
Оборудование: лыжи – 1 пара, санки – 2 шт., 1 канат, 4 клюшки, 4 мяча, кегли.
Ход проведения.
Дети строятся на спортивной площадке.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш праздник посвящен зимним играм и забавам. Какие вы знаете зимние игры и развлечения? На чем можно кататься зимой? (Дети хором перечисляют: кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу.) Вот какое замечательное время – зима!
Ребята, сегодня каждый из вас попробует себя в разных зимних играх и состязаниях.
Воспитатели групп получают маршрутные листы с обозначением этапов игровых состязаний. Каждая группа отправляется на свой первый этап. Пройдя первый этап, каждая группа отправляется на следующий и т.д.
1 этап – «Лыжники».
Воспитатель загадывает детям загадки:
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
***
На снегу – две полосы,
Удивились две лисы
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то …(лыжи).
Дети делятся на 2 команды, встают друг за другом в 2 колонны. Первые в колонне надевают по одной лыже, скользят на ней до конусов, объезжают каждый свой конус, возвращаются обратно и передают лыжи следующим в колоннах. Воспитатели помогают детям снимать и надевать лыжи.
2 этап – «Веселые санки».
Воспитатель читает загадку:
Катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
Сам на горку пешком я хожу,
И коня своего за веревку вожу.
(Санки).
Дети делятся на команды, каждая команда - на пары.
Старшая и подготовительная группы: один ребенок везет другого на санках до конуса; в обратном направлении меняются местами; вернувшись, передают санки следующей паре.
Младшая и средняя группы: двое детей везут на санках большую мягкую игрушку, стараясь ее не уронить, объезжают вокруг конуса и передают санки с игрушкой следующей паре.
3 этап – «Силачи» (перетягивание каната).
Дети, разделившись на 2 команды, соревнуются в перетягивании каната с участием взрослых – родителей и воспитателей.
4 этап – «Хоккеисты».
Загадки:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие…(коньки).
***
Палка в виде запятой
Гонит шайбу перед собой.
(клюшка).
Дети ведут клюшкой мяч, стараясь не уронить расставленные кегли.
этап – «Меткий стрелок».
Задание: Метко в цель.
Загадка:
Вился, вился белый рой
Сел на землю, стал горой.
(снег).
Дети выстраиваются вдоль линии на расстоянии 4-5 метров от стоящих в ряд кеглей, лепят снежки (по 5 штук) и стараются попасть снежками в кегли.
Заключительное состязание: «Лучший лыжник».
Дети на лыжах проезжают дистанцию около 100м. кто быстрее.
На заключительном построении все группы награждаются памятными дипломами.
« ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — БУДУЩЕЕ СТРАНЫ, ОСНОВА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к дошкольнику.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потребности, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные; наглядно – информационные.
«Здоровье детям» под таким девизом живет наше Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Белоснежка». Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. Что привело к разработке долгосрочного
проекта «Оздоравливаемся вместе», целью которого — организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников. Срок реализации данного проекта рассчитан на два года обучения.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
5. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;
6. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Снижения уровня заболеваемости воспитанников.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.
6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды групп.
Основное условие, которое должно выполняться при реализации данного проекта – это системность и последовательность действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий КВН «Праздник здоровья « Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу"
Всё самое нужное, полезное и познавательное даётся дошкольнику в игровой форме....
консультация для родителей по здоровому образу жизни в ДОУ "Быть в движении- значит быть здоровым!"
Советы родителям дошкольников, по укреплению имунной системы детей....
Презентация "Быть в движении – значит быть здоровым"
«Быть в движении –значит быть здоровым». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.Сотрудничество педагог...
Заметки для родителей: « Быть в движении, значит быть здоровым»
Заметка о том, что взаимодействие детского сада и семьи приносит хорошие показатели в физическом развитии детей и к снижению заболеваемости. А так же развитию у детей ценностей к ЗОЖ....
Статья "Быть здоровым -хорошо, быть здоровым-важно!"
Сборник материалов по итогом регионального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»
Рисование «Лук растим-быть здоровыми хотим»...