памятки для педагогов и родителей
консультация на тему

Зимоздра Наталья Петровна

в памятках представлены целевые ориентиры

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» 

К.Д.Ушинский

Для тех, кто только начинает работать с песком, есть ряд рекомендаций:

Задача педагога: сформировать у ребёнка умения развёртывать условные сюжетные действия с  предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

Для организации  групповой песочницы необходимо:

- согласие и желание ребенка;

- творческий подход воспитателя к проведению игровых занятий в песочнице.

- отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Оборудование: 

 - водонепроницаемый деревянный  ящик 50х70см или пластиковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Либо фабричный пластиковый стол для игр с водой и песком;

-песок должен быть  сертифицированный, средней фракции 0,3-0,6;

- набор игрового материала (камешки, ракушки разного размера, мелкие игрушки из киндер сюрприза, палочки, дощечки, грабельки, сито, лопатки, формочки для лепки и игр с песком);

 - наличие фотоаппарата даст возможность запечатлеть этапы создания композиции и конечный результат.

Виды песка:

- речной песок - больше подходит для познавательной деятельности, для игр- экспериментов;

- кварцевый песок - предназначен для песочной анимации, его можно заменить солью, манкой;

- цветной песок - подходит как для песочной аппликации, так и  для песочной мандалы.

- кинетический песок –  являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций, в нем не заводятся бактерии и микробы. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

- гидрофобный песок -  такое название он получил, потому что боится воды, отталкивает ее, и в результате совершенно не намокает.   многие называют его Космическим, потому что при попадании в воду он образует красивые фигуры, но если слить воду, он останется сухим. Этот песок подходит больше для игр-развлечений.

Принципы организации игр с песком:

  • «Создание» естественной стимулирующей среды:

- подбираем задания, соответствующее возможностям ребенка;

- формулируем инструкцию в сказочной форме;

- исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей;

- поощряем фантазию и творческий подход.

  •     «Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к выполнению заданий и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  •      Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Виды игр и упражнений:

- адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста;

- дидактические и познавательные игры;

- работа с ограниченным числом объектов;

- игры - эксперименты с мокрым и сухим песком;

- игры-сказки на песке;

- песочная мандала;

- песочные сосуды;

- песочная аппликация;

- песочная анимация.

Применение игр с песком:

- с целью диагностики, коррекции и развития;

- в процессе краткосрочной адаптации детей;

- как здоровьесберегающее воздействие;

- как долгосрочное психотерапевтическое воздействие.

Структура НОД с песком:

ориентировочный этап –мотивация, введение в игровую ситуацию;

этап прикосновений к песку – вспоминаем свойства песка, отбираем необходимое количество песка для игры, проговаривание эмоций;

дидактические игры и упражнения;

выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы;

рефлексия – подводим итог, даем детям возможность поделиться своими впечатлениями.

Преимущество игр с песком:

- простота и доступность;

- красота;

-популярность;

- пластичность и функциональность;

- борьба со стрессом.

Любой песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильную чувствительность как основу развития «ручного интеллекта», а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. В играх песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию мозгового  напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия, развивают образное мышление и пространственное воображение, улучшают процессы саморегуляции - что очень актуально перед поступлением в школу.

Учитывая, что игры с песком обусловлены физическими его свойствами - приятная мягкость, шершавость, тягучесть, которые действуют на человека вдохновенно и завораживающе.

 Кроме того это занятие особенно рекомендуется специалистами для моторных (гиперактивных) детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Уважаемые коллеги, пробуйте, творите, созидайте и дети будут радовать вас своими успехами, ведь играть с песком не только просто, но и полезно!

 

МАДОУ ЦРР "Детский сад № 123 - "Планета детства"

 

 "Целевые ориентиры по созданию групповой песочницы".

 

Воспитатель I квалификационной категории

 Зимоздра Наталья Петровна,

г. Саратов 2016



Предварительный просмотр:

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

Цель создания мандалы:

Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи:

• развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;

• обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

• воспитывать терпеливость и аккуратность;

• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

• корректировать нежелательные черты характера и поведения;

• формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Этапы проведения занятия:

1. Организационный. Введение детей в индивидуальную или групповую работу.

2. Основной. Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного. Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка.

3. Завершающий. Наблюдение за ребенком. Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас».

Что же такое МАНДАЛА?

      Мандала (колесо, круг) - магическое вещь. "Мандала - это пришедшая из Индии форма изображения, в котором цвета и формы выходят из некоего единого центра и организуются вокруг него в виде концентрических кругов" (Gemeinhard, 1994). Эти изображения предназначены для медитации. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, как средство достижения особого психического состояния.

      В различных культурах и религиях мандала имеет очень схожее строение. В христианских храмах в качестве мандалы служили круглые окна с цветными стеклянными витражами. В буддизме также используют мандалы, и очень сложные. Существуют и совершенно фантастические тибетские песочные мандалы - буддистские монахи создают их, определенным образом насыпая цветной песок. Глядя на изображение мандалы, мы погружаемся в размышления и испытываем чувство умиротворения. В этом нам помогают фигуры, которые образуют мандалу. Изображения мандалы состоят в основном из геометрических фигур-символов: кругов, квадратов, крестов, колес (дисков), звезд, прямоугольников, треугольников.

Мандала воздействует на человека напрямую - через символы. Очень важно, что у каждой мандалы имеется центральная точка. Именно в ней сосредоточена и из нее исходит сила мандалы. Без центральной точки мандала превращается в обыкновенный, хотя и очень красивый узор.

      Нарисовать мандалу с разными узорами - интересное занятие не только для детей, но и для взрослых. Перед этим необходимо решить, песок какого цвета вы выберите. Достаточно засыпать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы (н-р скалкой).

      Мандалой может быть даже обычный круг с центральной точкой. В качестве центральной точки можно взять, например, гладкую круглую гальку, оригинальный камешек, раковину улитки, морскую ракушку, сушеную морскую звезду или что-нибудь еще.

      Найти центр круга будет гораздо проще, если использовать маленький кружок. Еще центр круга можно легко найти, если вписать в него крест.

D:\САДИК\ГРУППЫ\кржок\гидрофобный\58.jpg

Положение центра круга можно также определить, вписав в круг звезду. В круг можно вписать и квадрат.

D:\САДИК\ГРУППЫ\кржок\гидрофобный\59.jpg

 Вокруг круга можно описать квадрат. Квадрат, вписанный в круг, можно поставить на угол.

D:\САДИК\ГРУППЫ\кржок\гидрофобный\60.jpg

 Из сочетания круга, квадратов и прямоугольников образуется красивая и гармоничная мандала. Также можно использовать и овал.

D:\САДИК\ГРУППЫ\кржок\гидрофобный\61.jpg

Два наложенных друг на друга треугольника образуют звезду. Спираль можно проводить, как от центра к внешнему краю, так и снаружи к центру.

D:\САДИК\ГРУППЫ\кржок\гидрофобный\62.jpg

Ребенок познает основные геометрические фигуры, сначала прикасаясь к ним руками.  Поэтому попросите ребенка, глядя на фигуру, связать свои ощущения с ее словесным смыслом (например, «это окружность, она круглая и бесконечная» и т.д.).

      Если составлять мандалу из геометрических фигур по этим правилам, то на линиях образуются точки их пересечения. Дети могут размешать в этих точках пересечения стеклянные бусинки, гальку и другие красивые вещички. Самый красивый предмет (лучше приготовить его заранее) следует поместить в середину, это будет центральная точка. Всё это будет развивать чувство эстетики у ребенка.

    "Если бросить камень на тихую гладь воды, то вокруг точки его падения образуются концентрические круги, которые расходятся всё дальше и дальше, пока не потеряются в бесконечности водяной поверхности. Эта картина - иллюстрация классической формы мандалы" 

Желаем вам творческого вдохновения и обретения гармонии!

D:\САДИК\мои кружки\мандала\4_4_2.jpg

МАДОУ ЦРР "Детский сад № 123 - "Планета детства"

 

 "Магический круг".

 

Воспитатель I квалификационной категории

 Зимоздра Наталья Петровна,

г. Саратов 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятки для педагогов и родителей по теме "Игровая деятельность"

Памятки содержат небольшие рекомендации о том, как правильно организовать игру с детьми, на что обращать при этом внимание...

Памятка для педагогов и родителей «От звука к букве»

В работе представлен алгоритм ознакомления ребенка со звуками речи и  буквами....

Памятка ля педагогов и родителей "Высказывания известных людей о воспитании"

Подборка высказываний известных людей о воспитании....

Памятка для педагогов и родителей "Мультфильм с Киностудией Windows Live"

Сегодняшний уровень технической оснащённости  детского сада, школы и семьи позволяет помочь детям попробовать себя в роли настоящих аниматоров. Благодаря упрощению программ-видеоредакторов, поним...

"ИНФОРМАЦИЯ О ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015г." ПАМЯТКА для педагогов и родителей.

ИНФОРМАЦИЯО ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20.05.2015г.)...