Цветотерапия, как здоровьесберегающая технология
консультация на тему

Карасева Надежда Викторовна

Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе нужно  создавать  максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следовать пословице: «Дома и стены помогают».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoterapiya.docx293.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Цветотерапия,

как здоровьесберегающая технология

Составила: Карасева Надежда Викторовна,

Воспитатель МБДОУ№1  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невинномысск

07.12.2016

Цель:   

Здоровьесбережение детей через цветотерапию

Задачи: 

  • Коррекция психоэмоционального состояния детей;  
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  •  повышать уровень эмоциональной отзывчивости и

коммуникативности детей;

  • формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами

управления чувствами.

 

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе нужно  создавать  максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следовать пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдавать теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещения проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате  – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и  нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

 Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета Вашего ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает Вашего кроху. Для начала давайте проанализируем, что означает то или иное предпочтение в цвете Вашего ребенка. История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Цвет по своему воздействию на организм человека  имеет колоссальное значение. Он служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.  

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.  

Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление, и даже болевые ощущения.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако, если Ваш ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Желтый цвет излучает счастье и радость, он может улучшить зрение и помогает в укреплении нервной системы. Преобладание желтого цвета убирает плохие мысли и улучшает настроение. Оранжевый цвет помогает стимулировать аппетит и улучшает пищеварение, так же положительно воздействует на работу щитовидной железы.

Красный цвет входит в основу цветотерапии, от него как будто исходит тепло, он оказывает положительный эффект при простуде, помогает восстанавливать процесс обмена веществ и стимулирует сердечную активность. Но при длительном воздействии на ребенка, может оказать переутомление и вызвать раздражение.

 

Проводить лечение цветом нужно гармонично, чтобы цвет и ребенок составляли единое целое.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся  работа строится на основе игры. несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.  

1.«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка.

 

          2.«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое или голубое  полотно с размеченными дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги (бумага, ткань).В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитывается  психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей. Увидев возбужденного ребенка, можно  предложить ему отправиться вместе в волшебную "Голубую страну". Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации.

 4.«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» -  интересная практика «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета и ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Для этого можно заранее договориться с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый  день.

5.«Солнечное настроение.  Дети весь день посвящают солнечному желтому цвету, дарят друг другу улыбки, делятся радостными впечатлениями, хорошим настроением и т.д.

Наряду с цветотерапией применяются и другие здоровьесберегающие технологии. Это  психогимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика(рисование пальчиками, ладошками, стопами, фото ,  

динамические паузы,  нетрадиционные техники рисования, ТРИЗ ,  

           

 

 

 

 

 

дыхательная гимнастика, сказкотерапия, коммуникативные игры и т.д. Выбор очень велик!

С помощью цвета осуществимо множество проблем. В медицине существует цветовой тест Люшера — это психологический тест основанный на восприятии цвета. Разработан он  доктором наук Максом Люшером.

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. С помощью цветового теста Люшера можно определить причины психологического стресса, который может привести к образованию физиологических симптомов и расстройств, что негативно отражается на здоровье человека.  

 

  • В цвете есть  определенный код.
  • Цвет является  в известной степени частью нашего бытия.
  • Цвет указывает нам  жизненный маршрут.
  • Цвет — это  определенная живая энергия.
  • С помощью цвета можно открыть вход к своей душе.

     Ежедневное обращение к цвету —  это гарантия нашего здоровья!  

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия.

Человека всю жизнь окружают цвета. Часто они влияют на наше настроение,самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам. В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительны...

Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия.

Человека всю жизнь окружают цвета. Часто они влияют на наше настроение,самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам. В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительны...

"Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"

"Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми  дошкольного возраста"...

Цветотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОО

Мир ребенка — сложный мир с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне. У каждого чел...

Цветотерапия, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста

Цветотерапия, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста...

Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками.

В данной работе представлен моей опыт работы по цветотерапии, теория по данному вопросу, игры на развитие цветовосприятия и цветоощущения...