Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками.
статья (средняя группа)
В данной работе представлен моей опыт работы по цветотерапии, теория по данному вопросу, игры на развитие цветовосприятия и цветоощущения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya_2.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками.
Первым положительное влияние цвета на психику человека обнаружил немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
В последнее время увеличивается количество детей, посещающих дошкольное учреждение, с различными психоэмоциональными нарушениями: снижением работоспособности, раздражительности и плаксивости, а так же гиперактивные и наоборот пассивные дети.
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.
Именно мы должны создать все условия для развития разносторонней личности.
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из средств здоровьесбережения- цветотерапию
Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинаю эту работу уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней группе.
Исходя из этого, сформулировала следующие задачи:
- Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать ( обогащать сенсорный опыт);
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
- Формировать навыки самоконтроля
- Развивать фантазию и творческое воображение.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.
Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»
Цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
«ВОЛШЕБНЫЕ ТУЧКИ»
Дети помогают капелькам-деткам найти маму –тучку. Упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету,
учить выделять и называть цвета предметов.
«ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ»
Дети расселяют «жильцов» ( картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира) в домики. Дети рассказывают, почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Учим детей обследовать предметы, выделять и называть их по цвету, соотносить и группировать
предметы по цвету.
«ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Игрушка калейдоскоп, пожалуй, самая уникальная вещь в своем роде: 25 разноцветных элементов (а если быть точнее, то кусочков разноцветного стекла) и несложная оптическая система, состоящая из линз и зеркал, образуют сотни тысяч неповторимых узоров. Интересный факт – узоры, каждый раз составляемые по-новому, не повторятся в течение 500 миллионов лет
Особенность калейдоскопа заключается в том, что кроме развлекательных свойств он очень полезен для развития образного мышления. Калейдоскоп не просто игрушка. Рассматривание постоянно меняющихся узоров успокаивает нервы и расслабляет, а также является хорошей физкультурой для глаз, что благоприятно влияет на зрение. Кроме того, калейдоскоп— это ещё и цветотерапия. Созерцание цветных стёклышек оказывает целительное лечебное воздействие на организм. Терапевты доказали, что 15 минут рассматривания картинок в калейдоскопе сравнимо с пятью минутами искреннего здорового смеха.
«РАСКРАСКИ И ЦВЕТОТЕРАПИЯ»
Все знают, что дети любят раскраски, как интересное и веселое занятие. Родители любят детские раскраски за то, что ребенок хотя бы на небольшое время успокаивается и может посидеть спокойно на одном месте, занимаясь тихим и безопасным делом. Но если задуматься о том, какова роль раскрасок в развитии ребенка, то получится, что раскраски очень полезны и нужны детям.
Во- первых, ребенок учится держать правильно карандаш. У детей при раскрашивании развивается моторика рук, что тоже очень важно.
Во- вторых, ребенок учится правильно определять цвета и их оттенки, развивает фантазию и воображение. Кроме этого, раскрашивание - это занятие, которое успокаивает и расслабляет ребенка, учит сосредоточенности, усидчивости. Раскрашивание не является заменой детскому рисованию, которое очень важно для развития ребенка, эти два занятия нужно чередовать.
«ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»
Для создания этого пособия потребовались лишь цветные атласные ленты и пластмассовые решетки для мойки .
Дети с большим удовольствием плетут цветные коврики, развиваем не только мелкую моторику, но и изучаем, запоминаем цвет, считаем ленты и творим красоту.
«ЗАЖГИ РАДУГУ»
Предлагаю детям «зажечь радугу», выкладывая дуги по знаменитой считалке: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или по стихотворению
Г.Лагздынь «Радуга»
В радуге – семь дужек,
Семь цветных подружек!
КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка
ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!
ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!
ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!
Закрепляем знаний цветов спектра по порядку
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАНЕТЫ»
Расселяем «жильцов» (картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира). Дети рассказывают почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию (на теплой желтой планете начались постоянные холодные дожди, дети придумывают выход из этой ситуации – поселяют на эту планету еще одно солнышко, дожди сразу прекращаются)
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК»
Пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; активному - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета
«ПОДБЕРИ ЦВЕТ»
Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету, прикладывая трафарет к цветной карточке. Игра развивает логическое мышление, внимание, учит подбирать предметы в определенной цветовой гамме.
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
«ЦВЕТОТЕРАПИИ» В ДЕТСКОМ САДУ.
О конечных результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я могу отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они могут дать цветовую характеристику музыке, которую мы часто слушаем; сказочному герою и его поступкам; погоде, которую наблюдаем на прогулке; своему поведению и поступкам, у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Используя представленные игры, мне удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.
Мир детства должен быть ярким и красочным и пробуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
В данной работе раскрывается важность вопроса использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....
"Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"
"Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов «Использование степ-платформы, как части здоровьесберегающей технологии, применяемой в работе с детьми»
Цель: распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста с использованием степ-платформ.Задачи: познакомить с теорией и методикой проведения занятия с использованием степ...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста...
Мастер - класс на тему: «Использование степ - платформы, как части здоровьесберегающей технологии, применяемой в работе с детьми»
Мастер - класс на тему: «Использование степ - платформы, как части здоровьесберегающей технологии, применяемой в работе с детьми»Цель: распространение педагогического опыта работы с детьми...