Проект "Эти разные звуки"
проект на тему
Проект «Эти разные звуки»
Пояснительная записка.
Умение различать свойства звука составляет основу музыкальных способностей. В своей педагогической практике при диагностировании музыкально- сенсорных способностей сталкиваюсь с проблемой определения, осознанно ребенок различает свойства звука или делает это наугад.
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
Цель - Формирование музыкальных представлений на основе собственного опыта музыкально-исследовательской деятельности и развитие творческих способностей в музицировании.
Задачи: 1. Развивать поисковую деятельность детей; музыкально-сенсорные
способности, ритмическое восприятие.
2. Учить разделять группы звуков (музыкальные и шумовые),
определять их качества и свойства; обучать игре в оркестре
3. Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Подготовительный этап.
Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь:
- можем ли мы сами воспроизводить звуки и как?
- можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?
Изображение звуков, окружающих нас, в рисунках.
Консультация- практикум для родителей по изготовлению шумовых инструментов.
Проектирование занятий, раскрывающих свойства звуков.
Реализация проекта.
Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.
Выполнение рисунков.
Проектные занятия.
Интегрированное занятие.
Оформление музыкальных уголков в группе.
Индивидуальная работа с детьми по исследованию свойств звуков, способов их извлечения и применения в музицировании.
Музыкально-дидактические игры, муз.-двиг. упражнения.
Работа с подгруппами детей в шумовом оркестре и игре на д.м.и.
Итог.
Организация выставки рисунков.
Организация выставки шумовых инструментов.
Презентация проекта «Путешествие в страну звуков»:
I Занятие
Тема: «Звуки музыкальные и шумовые».
Цель: Определить группы звуков (музыкальные и немузыкальные).
Задачи: 1. Вспомнить звуки окружающего мира, их многообразие и значимость в нашей жизни.
Учить различать звуки музыкальные и немузыкальные.
2. Развивать тембровый звук, ассоциативно-образное мышление при восприятии тембра.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Материалы: Картотека звуков, аудиозапись звуков (шум дождя, шум моря, голоса птиц и животных
шум транспорта).
Ход занятия.
Муз. рук. Ребята, сегодня у нас в гостях Бамбошка, она
хочет узнать, какие бывают звуки, давайте ей поможем? А вы знаете, что такое звук?
Ответы детей. Это то, что звучит.
Муз. рук. Конечно, это то, что мы слышим.
Давайте подумаем, какие звуки нас окружают?
Муз. рук. Давайте, мы послушаем звуки и попробуем понять, что это звучит.
Звучит аудиозапись. Дети отвечают.
Муз. рук. Теперь давайте рассмотримкартинки и попробуем изобразить голосом то, что видим.
Дети озвучивают голосом картинки из альбома «Картотека звуков».
Муз рук. А какие из этих предметов издают музыкальные звуки? Почему?
У Бамбожки в мешочке много предметов, давайте поможем ей разобраться, какие предметы музыкальные, а какие шумовые.
Муз. рук. Теперь Бамбошка всё поняла.
Она предлагает поиграть нам в игру «Оркестр».
Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
Муз. рук. Что мы узнали на занятии? Какие звуки бывают?
Мы узнали, что звуки бывают музыкальные и шумовые.
На следующем занятии мы поможем Бамбожке узнать, какие ещё бывают звуки.
II занятие
Тема: «Звуки музыкальные и шумовые»
Цель: Закрепить умение определять звуки, учить звукоизвлечению
Задачи:
- Продолжить знакомство с музыкальными и шумовыми звуками
- Развивать тембровый слух, ассоциативное мышление, музыкальное представление, творческое воображение
- Воспитывать интерес к музыкальной деятельности
Материалы: Музыкальные и шумовые инструменты, бумага, связка ключей, банка с водой и трубочка, картотека звуков
Ход занятия
Муз.руководитель: Бамбошка так спешила к нам в гости, что споткнулась и упала, да забыла все, что мы на занятии узнали. Давайте напомним ей с какими мы познакомились звуками
Ответы детей
Бамбошка предлагает вам поиграть и угадать, что она делает за ширмой. (звенит колокольчиком, брякает ключами, шуршит бумагой, булькает водой)
Если дети угадывают, показать что это.
Муз.руководитель: А голосом можно издавать звуки?
Давайте поиграем в игру «Что как звучит?» Мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос
Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мяу, кукушке, собаке, кошке, звонку, скрипу дверей
Муз.руководитель: А как мы еще можем воспроизводить звуки?
Ответы детей:
¾ Можно топать;
¾ Хлопать в ладоши;
¾ Шлепать по коленкам
¾ Щелкать пальцами
Игра – эхо «Ёж»
Муз.- двигательная игра «Хлоп-шлеп»
Задача: под музыку ритмично хлопать, щелкать пальцами, топать ногами.
Муз.руководитель: Ребята, Бамбошка хочет поиграть с вами в игру «На что похож звук?»
Задача: Знакомство с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра
Дети знакомятся с музыкальным инструментом, играют на нем, показывают как можно извлечь звук и пытаются представить на что похож звук
«Утята»
Задача: Освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне, выполнять двумя группами детей
Вышли с мамой на легке (хлопать)
Малые ребята
И поплыли по реке (металлофон)
Желтые утята
Дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением
Музыкальный руководитель: Почтальон принес Бомбошке посылку, а что в ней мы узнаем на следующем занятии.
III занятие
Тема: «Шумовой оркестр»
Цель: подбор шумовых инструментов для аккомпанемента к стихам и песенкам.
Задачи:
1. Учить детей подбирать шумовые инструменты, подходящие к тексту стихов и песенок
2. Развивать творческое воображение, тембровый и ритмический слух
3. Воспитывать творческую самостоятельность.
Материал: Бамбошка, шумовые инструменты, стихи, рассказ про медведя,
песня «Едет матушка Весна».
Ход занятия:
Муз. руководитель: Ребята, хотите узнать, что в посылке, которую принес Бамбошке почтальон? (потрясти «посылку»). Конечно, это шумовые инструменты, они нам сегодня пригодятся. Бамбошка сочинила для вас стишок про себя. Давайте мы развеселим Бамбошку и подберем для стишка инструменты, которые подходят к словам.
1. Читаем стихотворение, дети выбирают инструменты для аккомпанемента.
2. Совместный шумовой оркестр.
Муз. руководитель: Послушайте ещё одно стихотворение:
Все послушайте, прошу.
Шу-шу-шу
Я шуршунчиком шуршу
Шу-шу-шу
Я с собой его ношу
Шу-шу-шу
И шуршу, шуршу, шуршу
Шу-шу-шу.
Дети выбирают шумовые инструменты.
Муз. руководитель: Послушайте, какую историю рассказала мне Бамбошка.
«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчестка). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчестка). Завыл медведь, застонал.
(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан). –Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.
(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Дети выбирают наиболее подходящие шумовые инструменты для озвучивания рассказа. Выбирают исполнителей ролей и инсценируют рассказ.
Муз. рук. Послушайте песенку о весне.
Песня «Едет Матушка-Весна».
Дети выбирают инструменты и аккомпанируют песню.
IV занятие
Тема: «Громкие и тихие звуки»
Цель: научить детей различать громкие и тихие звуки
Задачи:
- Знакомить с динамикой звука, учить воспроизводить силу звука
- Развивать динамический слух, музыкально-слуховые представления, воображение
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать.
Материал: «Сказка про Ваську», наглядное пособие к музыкально-дидактической игре «Громкие и тихие звоночки», музыкальные и шумовые инструменты, игрушка Кот-Васька
Ход занятия
Муз.руководитель: К нам в гости пришел кот Василий. Он хочет рассказать нам, что с ним однажды приключилось
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» -
И врассыпную они понеслись.
(а вот что было на самом деле,
Когда наш кот спал).
Мыши вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались
Е.Королева
Муз.руководитель: Какие звуки появились в этой сказке?
Дети: Тихие и громкие, чуть потише, чуть погромче.
Муз.руководитель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы услышать громкий звук?
Дети: надо громко играть, громко говорить, громко хлопать.
Музыкально-дидактическая игра: «Громкие и тихие звоночки»
А сейчас мы поучим Бамбошку читать стишки по-разному:
То тихо, то громко:
- Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.
- Тише, тише, тише, тише
Кто кузнечика услышит?
То тут, то там
Кто-то скачет по кустам.
- Тише маши, тише мыши
Кот сидит на самой крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись
Бамбошка приглашает нас поиграть в прятки. Я её спрячу, а вы внимательно слушайте музыку. Если громко – Бамбошка близко, если тихо – далеко.
У меня есть металлофон,
Бамбошка хочет научиться играть на нем тихо и громко. Давайте поможем.
Дети импровизируют игру со сменой динамики
Муз.руководитель: Ребята, вы слышите, дождик начался? Какими инструментами можно изобразить дождик?
Дети выбирают инструменты
Муз.руководитель: Сначала дождик было еле слышно. Покажите. Потом пошел сильнее. Чередовать громкое и тихое звучание
Муз.руководитель: Давайте послушаем пьесу «Дождик» и изобразим дождик своими инструментами. Импровизация со сменой динамики.
Муз.-ритмическая игра «Мы в ладоши ударяем»
Теперь Бамбошка знает, что звуки разные бывают. Какие?
Дети: громкие и тихие
Муз.руковдитель: Послушайте, какая веселая шкатулка у Бамбошки. А какие звуки вы слышите? Это музыкальные звуки. Хотите с ними познакомиться? На следующем занятии мы будем слушать музыкальные звуки.
V занятие
Тема: «Музыкальные звуки»
Цель: научить детей различать высокое и низкое звучание»
Задачи:
- Самостоятельный поиск высоких и низких звуков. Учить детей слышать направление мелодии
- Развивать звуковысотный слух, инструментальную импровизацию, двигательную импровизацию
- Воспитывать интерес к самостоятельному познанию звуков, к творчеству музыкальной деятельности
Материалы: игрушки медведя, зайца, лисы, волка, металлофон, наглядное пособие к муз.-дидактическим играм «Музыкальные потешки», «Музыкальное солнышко»
Муз.руководитель
Все на свете дет знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук коле и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие
Ни шуршания, ни стука –
Музыкальные есть звуки
Давайте споем песенку «Веселый музыкант»
Муз.руководитель:
С шумовыми звуками мы уже познакомились, а чем же от них отличаются музыкальные? Давайте поиграем на музыкальных инструментах и послушаем какие они издают звуки. Давайте сочиним свою музыку, используя ваши пожелания.
Импровизация на д.м.и.
В гости к нам прилетела птичка и запела.
Муз-дидактическая игра «Музыкальные птенчики»
Птица мама сидит низко и поет низким голосом, а птенчики высоко-высоким.
Муз.руковлитель. Ребята, давайте поищем на металлофоне высокие звуки и низкие. И сыграем, как пели птички
Дети слушают звуки металлофона и находят высокие и низкие звуки
Муз.руководитель: Птички так громко пели, что разбудили Солнышко. Когда Солнышко встает, песенку поет: «Я шагаю вверх»,
Давайте поищем звуки на металлофоне, которые помогут солнышку подняться вверх
(Дети ищут звуки на металлофоне, затем на пианино)
Муз-двигательная игра:
«Если солнышко садится вниз»,
Ребята садятся на корточки, «ложатся спать»,
«Если солнышко встает»
Ребята встают, поднимают ручки. Движения сопровождаются песенкой:
«Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
В гости к нам прибежал ежик, зайка и мишка. Они хотят, чтобы для них нашли звуки, которыми они будут петь песенки.
Муз.руководитель: Давайте подумаем, какие звуки больше подходят медведю: высокие, средние или низкие (играю на пианино – дети выбирают), также для ежика и зайца.
А теперь поиграем в игру: «Кто вышел погулять?»
Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)
Муз.руководитель: Мы сегодня играли с музыкальными звуками и узнали, что они бывают разные. Какие?
Дети: высокие и низкие
Муз.руководитель: что можно узнать, слушая звуки?
Дети (кто идет: медведь или заяц? Куда идет: вверх или вниз)
Муз.руководитель: Что можно сделать с музыкальными звуками
Дети: складывать из них песенки
Муз.руководитель: На следующем занятии мы узнаем какие еще бывают звуки.
VI занятие
Тема: «Короткие и длинные звуки»
Цель: Научить различать длинные и короткие звуки
Задачи:
- Учить моделировать и воспроизводить в хлопках ритмический рисунок
- Развивать ритмическое восприятие, темповое чувство, двигательную импровизацию в передаче образца
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности
Материал: сюжетные игрушки, листочки, фломастеры, длинные и короткие полоски, металлофон, карусель.
Ход занятия
Муз.руководитель: Ребята, к нам в гости кто-то спешит, послушайте и угадайте, кто это. (Играю на фот-но музыку, характеризующую зайку и медведя)
Ответы детей
Муз.руководитель: А как вы догадались, какие музыкальные звуки изображали зайку?
Дети: Высокие
Муз.руководитель: У медведя
Дети: Низкие
Муз.руководитель: А чем еще отличаются звуки?
Дети: У зайки звуки были короткие, у медведя – длинные
Муз.руководитель: Давайте хлопками изобразим зайку
Дети хлопают под музыку, появляется зайка.
Муз.руководитель: А теперь похлопаем, как идет медведь
Дети хлопают, появляется медведь.
Муз.руководитель: Когда звери к нам шли они оставляли на снегу следы, давайте попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит.
Топ-топ, топ- топ
Это мишенька идет
Ти-ти-там, ти –ти –там
Скачет зайка по кустам
Муз.руководитель: У зайки шаги короткие, у медведя - длинные
Давайте поиграем в игру «Зайцы и медведь»
Дети меняют игровые действия со сменой муз. частей
Зайка с мишкой хотят с вами познакомиться. Дети прохлопывают ритм своего имени и выкладывают его длинными и короткими полосками
Муз.руководитель: Кажется дождик начинается (хлопаю)
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва.
Кап –кап –кап –кап
(Вместе с детьми)
Стали кпли поспевать
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап
Кап-кап
(короткие хлопки)
Давайте на металлофоне изобразим, как капал дождик вначале, а как потом
Игра на металлофоне
Муз.руководитель: Сейчас я сыграю для вас одну мелодию, сначала длинными, потом короткими звуками, а вы подскажете мне, что изменилось. Дети делают вывод: короткие звуки делают музыку быстрой, длинные медленной.
Музыкально-ритмическая игра «Карусель»
(Под быструю музыку – легкий бег, под медленную – спокойный шаг)
Муз.руководитель: Мишке и зайке понравилось у вас в гостях, они узнали какие звуки бывают. Дети сами делают вывод.
Муз.руководитель: Давайте их пригласим с нами поиграть еще.
Шумовой оркестр с группой детей.
Цель: Подбор шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям и способов игры на них. Музицирование.
Задачи: 1. Учить детей подбирать тембры к разным частям музыкального произведения.
2. Развивать тембровый и ритмический слух, импровизацию.
3. Воспитывать интерес к музицированию.
Материал: «Турецкое рондо» В. Моцарт, «Итальянская полька» С. Рахманинов.
Методика проведения: 1. Слушание музыкального произведения целиком.
2. Слушание музыкального произведения по частям, подбор
шумовых инструментов в соответствии с тембром музыки.
3. Музицирование.
Презентация проекта. Развлечение «Путешествие в страну звуков».
Дети входят под музыку в зал.
Слышен стук в дверь. Входит Гном.
Гном Доброе утро, друзья!
Муз.рук: Здравствуй, Гном, с чем пожаловал?
Гном. Я пришел к вам из страны гномиков. Мой учитель музыки задал мне трудное задание. Без вашей помощи мне не справиться.
Муз.рук. Какое задание?
Гном «Отправляйся в волшебную страну Звуколяндию и познакомься с разными звуками. Научись определять их на слух! Прилагаю карту путешествия».
Муз.рук. Ну что же, мне все понятно!
Гном А мне ничего не понятно! (плачет).
Муз.рук. Не плачь. Поможем, ребята, гному узнать какие бывают звуки? Тогда надо отправляться в страну Звуколяндию. На чем мы поедем?
Муз-двиг. Упражнение «Автобус» Е. Железновой.
Первая остановка «У Зайчика».
Задание: прочитать стихотворение о звуках – «Звуки» Е. Королевой.
Муз. рук. Запомни. Гном, звуки бывают музыкальные и шумовые.
Зайка хочет с нами поиграть. Посмотрите на картинки и определите: где музыкальные звуки, а где – шумовые.
Дети рассматривают картинки и поправляют неправильные ответы Гнома.
Муз.рук. Давайте, мы для зайки покажем наш веселый танец.
Танец «Веселые пары». (Коммуникативный танец А. Бурениной).
Муз.рук. Посмотрите, какие волшебные облака нам дарит Зайка, дальше мы полетим на них. Устраивайтесь поудобнее.
Муз двигат. композиция «Белые кораблики» А. Бурениной.
Остановка «У медвежонка».
Медвежонок нам тоже приготовил задания. Послушайте звуки и определите их.
Звучит аудиозапись, дети угадывают что звучит.
Давайте споем песенку о звуках.
Песня «Звуки музыки» З. Роот.
Муз.рук. Медвежонок нам дает ковер- самолет, на нем мы полетим дальше.
Дети садятся на ковер и под музыку летят.
1-я Остановка «У Лисички».
Муз.рук. Лисичка нам приготовила разные инструменты, мы должны угадать, какие из них музыкальные, а какие шумовые.
Муз-дид. игра «Угадай, на чем играю».
Игра «Оркестр».
Муз.рук. А наши ребята умеют играть на инструментах, давайте сыграем.
Оркестр шумовых инструментов.
Гном. Ну, теперь я никогда не перепутаю музыкальные звуки и шумовые. Мой учитель будет очень рад. Спасибо вам ребята!
Муз.рук. А теперь пора возвращаться Гному в свою страну, а нам в группу.
Гном прощается и уходит.
Муз.рук. ребята, где мы с вами побывали? А что мы делали?
Муз.-танцев. композиция «Две капельки» Е. Зарицкой.
Муз.рук. Нам Лисичка дала волшебный платок, все поближе подходите и смелее говорите: «1,2,3 – платочек нас назад верни».
Дети возвращаются в группу.
Анализ работы над проектом.
В процессе работы над проектом дети с моей помощью, с помощью родителей и собственного исследовательского опыта получили новые знания о звуках.
Они сами искали ответы на вопросы, делали выводы.
Узнали, что звуки окружают нас везде: на улице, дома, детском саду. Звучать может всё: предметы, животные, деревья, вода, птицы, голос, музыкальные инструменты, ветер и тд. Звуки можно услышать, а можно извлекать самостоятельно: голосом, хлопками, притопами, щелчками, ударяя одним предметом о другой.
Научились разделять группы музыкальных и шумовых звуков.
Дети поняли, что мелодия состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки научились разделять на высокие и низкие. Поняли, что высокими звуками можно изобразить зайку, низкими – мишку. У детей развивалось ассоциативное мышление, умение импровизировать на музыкальных и шумовых инструментах, воспитывалось умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Дети научились слушать друг друга, играть в ансамбле (одновременно).
У детей развивалось ритмическое восприятие в играх с короткими и длинными звуками.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря этому проекту, на основе собственной исследовательской деятельности у детей сформировались музыкальные представления, повысился интерес к музыкально-творческой деятельности, дети стали более раскрепощенными в проявлении импровизационных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eti_raznye_zvuki.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Эти разные звуки»
Пояснительная записка.
Умение различать свойства звука составляет основу музыкальных способностей. В своей педагогической практике при диагностировании музыкально- сенсорных способностей сталкиваюсь с проблемой определения, осознанно ребенок различает свойства звука или делает это наугад.
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
Цель - Формирование музыкальных представлений на основе собственного опыта музыкально-исследовательской деятельности и развитие творческих способностей в музицировании.
Задачи: 1. Развивать поисковую деятельность детей; музыкально-сенсорные
способности, ритмическое восприятие.
2. Учить разделять группы звуков (музыкальные и шумовые),
определять их качества и свойства; обучать игре в оркестре
3. Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Подготовительный этап.
Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь:
- можем ли мы сами воспроизводить звуки и как?
- можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?
Изображение звуков, окружающих нас, в рисунках.
Консультация- практикум для родителей по изготовлению шумовых инструментов.
Проектирование занятий, раскрывающих свойства звуков.
Реализация проекта.
Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.
Выполнение рисунков.
Проектные занятия.
Интегрированное занятие.
Оформление музыкальных уголков в группе.
Индивидуальная работа с детьми по исследованию свойств звуков, способов их извлечения и применения в музицировании.
Музыкально-дидактические игры, муз.-двиг. упражнения.
Работа с подгруппами детей в шумовом оркестре и игре на д.м.и.
Итог.
Организация выставки рисунков.
Организация выставки шумовых инструментов.
Презентация проекта «Путешествие в страну звуков»:
I Занятие
Тема: «Звуки музыкальные и шумовые».
Цель: Определить группы звуков (музыкальные и немузыкальные).
Задачи: 1. Вспомнить звуки окружающего мира, их многообразие и значимость в нашей жизни.
Учить различать звуки музыкальные и немузыкальные.
2. Развивать тембровый звук, ассоциативно-образное мышление при восприятии тембра.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Материалы: Картотека звуков, аудиозапись звуков (шум дождя, шум моря, голоса птиц и животных
шум транспорта).
Ход занятия.
Муз. рук. Ребята, сегодня у нас в гостях Бамбошка, она
хочет узнать, какие бывают звуки, давайте ей поможем? А вы знаете, что такое звук?
Ответы детей. Это то, что звучит.
Муз. рук. Конечно, это то, что мы слышим.
Давайте подумаем, какие звуки нас окружают?
Муз. рук. Давайте, мы послушаем звуки и попробуем понять, что это звучит.
Звучит аудиозапись. Дети отвечают.
Муз. рук. Теперь давайте рассмотримкартинки и попробуем изобразить голосом то, что видим.
Дети озвучивают голосом картинки из альбома «Картотека звуков».
Муз рук. А какие из этих предметов издают музыкальные звуки? Почему?
У Бамбожки в мешочке много предметов, давайте поможем ей разобраться, какие предметы музыкальные, а какие шумовые.
Муз. рук. Теперь Бамбошка всё поняла.
Она предлагает поиграть нам в игру «Оркестр».
Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
Муз. рук. Что мы узнали на занятии? Какие звуки бывают?
Мы узнали, что звуки бывают музыкальные и шумовые.
На следующем занятии мы поможем Бамбожке узнать, какие ещё бывают звуки.
II занятие
Тема: «Звуки музыкальные и шумовые»
Цель: Закрепить умение определять звуки, учить звукоизвлечению
Задачи:
- Продолжить знакомство с музыкальными и шумовыми звуками
- Развивать тембровый слух, ассоциативное мышление, музыкальное представление, творческое воображение
- Воспитывать интерес к музыкальной деятельности
Материалы: Музыкальные и шумовые инструменты, бумага, связка ключей, банка с водой и трубочка, картотека звуков
Ход занятия
Муз.руководитель: Бамбошка так спешила к нам в гости, что споткнулась и упала, да забыла все, что мы на занятии узнали. Давайте напомним ей с какими мы познакомились звуками
Ответы детей
Бамбошка предлагает вам поиграть и угадать, что она делает за ширмой. (звенит колокольчиком, брякает ключами, шуршит бумагой, булькает водой)
Если дети угадывают, показать что это.
Муз.руководитель: А голосом можно издавать звуки?
Давайте поиграем в игру «Что как звучит?» Мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос
Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мяу, кукушке, собаке, кошке, звонку, скрипу дверей
Муз.руководитель: А как мы еще можем воспроизводить звуки?
Ответы детей:
¾ Можно топать;
¾ Хлопать в ладоши;
¾ Шлепать по коленкам
¾ Щелкать пальцами
Игра – эхо «Ёж»
Муз.- двигательная игра «Хлоп-шлеп»
Задача: под музыку ритмично хлопать, щелкать пальцами, топать ногами.
Муз.руководитель: Ребята, Бамбошка хочет поиграть с вами в игру «На что похож звук?»
Задача: Знакомство с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра
Дети знакомятся с музыкальным инструментом, играют на нем, показывают как можно извлечь звук и пытаются представить на что похож звук
«Утята»
Задача: Освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне, выполнять двумя группами детей
Вышли с мамой на легке (хлопать)
Малые ребята
И поплыли по реке (металлофон)
Желтые утята
Дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением
Музыкальный руководитель: Почтальон принес Бомбошке посылку, а что в ней мы узнаем на следующем занятии.
III занятие
Тема: «Шумовой оркестр»
Цель: подбор шумовых инструментов для аккомпанемента к стихам и песенкам.
Задачи:
1. Учить детей подбирать шумовые инструменты, подходящие к тексту стихов и песенок
2. Развивать творческое воображение, тембровый и ритмический слух
3. Воспитывать творческую самостоятельность.
Материал: Бамбошка, шумовые инструменты, стихи, рассказ про медведя,
песня «Едет матушка Весна».
Ход занятия:
Муз. руководитель: Ребята, хотите узнать, что в посылке, которую принес Бамбошке почтальон? (потрясти «посылку»). Конечно, это шумовые инструменты, они нам сегодня пригодятся. Бамбошка сочинила для вас стишок про себя. Давайте мы развеселим Бамбошку и подберем для стишка инструменты, которые подходят к словам.
1. Читаем стихотворение, дети выбирают инструменты для аккомпанемента.
2. Совместный шумовой оркестр.
Муз. руководитель: Послушайте ещё одно стихотворение:
Все послушайте, прошу.
Шу-шу-шу
Я шуршунчиком шуршу
Шу-шу-шу
Я с собой его ношу
Шу-шу-шу
И шуршу, шуршу, шуршу
Шу-шу-шу.
Дети выбирают шумовые инструменты.
Муз. руководитель: Послушайте, какую историю рассказала мне Бамбошка.
«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчестка). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчестка). Завыл медведь, застонал.
(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан). –Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.
(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Дети выбирают наиболее подходящие шумовые инструменты для озвучивания рассказа. Выбирают исполнителей ролей и инсценируют рассказ.
Муз. рук. Послушайте песенку о весне.
Песня «Едет Матушка-Весна».
Дети выбирают инструменты и аккомпанируют песню.
IV занятие
Тема: «Громкие и тихие звуки»
Цель: научить детей различать громкие и тихие звуки
Задачи:
- Знакомить с динамикой звука, учить воспроизводить силу звука
- Развивать динамический слух, музыкально-слуховые представления, воображение
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать.
Материал: «Сказка про Ваську», наглядное пособие к музыкально-дидактической игре «Громкие и тихие звоночки», музыкальные и шумовые инструменты, игрушка Кот-Васька
Ход занятия
Муз.руководитель: К нам в гости пришел кот Василий. Он хочет рассказать нам, что с ним однажды приключилось
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» -
И врассыпную они понеслись.
(а вот что было на самом деле,
Когда наш кот спал).
Мыши вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались
Е.Королева
Муз.руководитель: Какие звуки появились в этой сказке?
Дети: Тихие и громкие, чуть потише, чуть погромче.
Муз.руководитель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы услышать громкий звук?
Дети: надо громко играть, громко говорить, громко хлопать.
Музыкально-дидактическая игра: «Громкие и тихие звоночки»
А сейчас мы поучим Бамбошку читать стишки по-разному:
То тихо, то громко:
- Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.
- Тише, тише, тише, тише
Кто кузнечика услышит?
То тут, то там
Кто-то скачет по кустам.
- Тише маши, тише мыши
Кот сидит на самой крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись
Бамбошка приглашает нас поиграть в прятки. Я её спрячу, а вы внимательно слушайте музыку. Если громко – Бамбошка близко, если тихо – далеко.
У меня есть металлофон,
Бамбошка хочет научиться играть на нем тихо и громко. Давайте поможем.
Дети импровизируют игру со сменой динамики
Муз.руководитель: Ребята, вы слышите, дождик начался? Какими инструментами можно изобразить дождик?
Дети выбирают инструменты
Муз.руководитель: Сначала дождик было еле слышно. Покажите. Потом пошел сильнее. Чередовать громкое и тихое звучание
Муз.руководитель: Давайте послушаем пьесу «Дождик» и изобразим дождик своими инструментами. Импровизация со сменой динамики.
Муз.-ритмическая игра «Мы в ладоши ударяем»
Теперь Бамбошка знает, что звуки разные бывают. Какие?
Дети: громкие и тихие
Муз.руковдитель: Послушайте, какая веселая шкатулка у Бамбошки. А какие звуки вы слышите? Это музыкальные звуки. Хотите с ними познакомиться? На следующем занятии мы будем слушать музыкальные звуки.
V занятие
Тема: «Музыкальные звуки»
Цель: научить детей различать высокое и низкое звучание»
Задачи:
- Самостоятельный поиск высоких и низких звуков. Учить детей слышать направление мелодии
- Развивать звуковысотный слух, инструментальную импровизацию, двигательную импровизацию
- Воспитывать интерес к самостоятельному познанию звуков, к творчеству музыкальной деятельности
Материалы: игрушки медведя, зайца, лисы, волка, металлофон, наглядное пособие к муз.-дидактическим играм «Музыкальные потешки», «Музыкальное солнышко»
Муз.руководитель
Все на свете дет знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук коле и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие
Ни шуршания, ни стука –
Музыкальные есть звуки
Давайте споем песенку «Веселый музыкант»
Муз.руководитель:
С шумовыми звуками мы уже познакомились, а чем же от них отличаются музыкальные? Давайте поиграем на музыкальных инструментах и послушаем какие они издают звуки. Давайте сочиним свою музыку, используя ваши пожелания.
Импровизация на д.м.и.
В гости к нам прилетела птичка и запела.
Муз-дидактическая игра «Музыкальные птенчики»
Птица мама сидит низко и поет низким голосом, а птенчики высоко-высоким.
Муз.руковлитель. Ребята, давайте поищем на металлофоне высокие звуки и низкие. И сыграем, как пели птички
Дети слушают звуки металлофона и находят высокие и низкие звуки
Муз.руководитель: Птички так громко пели, что разбудили Солнышко. Когда Солнышко встает, песенку поет: «Я шагаю вверх»,
Давайте поищем звуки на металлофоне, которые помогут солнышку подняться вверх
(Дети ищут звуки на металлофоне, затем на пианино)
Муз-двигательная игра:
«Если солнышко садится вниз»,
Ребята садятся на корточки, «ложатся спать»,
«Если солнышко встает»
Ребята встают, поднимают ручки. Движения сопровождаются песенкой:
«Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
В гости к нам прибежал ежик, зайка и мишка. Они хотят, чтобы для них нашли звуки, которыми они будут петь песенки.
Муз.руководитель: Давайте подумаем, какие звуки больше подходят медведю: высокие, средние или низкие (играю на пианино – дети выбирают), также для ежика и зайца.
А теперь поиграем в игру: «Кто вышел погулять?»
Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)
Муз.руководитель: Мы сегодня играли с музыкальными звуками и узнали, что они бывают разные. Какие?
Дети: высокие и низкие
Муз.руководитель: что можно узнать, слушая звуки?
Дети (кто идет: медведь или заяц? Куда идет: вверх или вниз)
Муз.руководитель: Что можно сделать с музыкальными звуками
Дети: складывать из них песенки
Муз.руководитель: На следующем занятии мы узнаем какие еще бывают звуки.
VI занятие
Тема: «Короткие и длинные звуки»
Цель: Научить различать длинные и короткие звуки
Задачи:
- Учить моделировать и воспроизводить в хлопках ритмический рисунок
- Развивать ритмическое восприятие, темповое чувство, двигательную импровизацию в передаче образца
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности
Материал: сюжетные игрушки, листочки, фломастеры, длинные и короткие полоски, металлофон, карусель.
Ход занятия
Муз.руководитель: Ребята, к нам в гости кто-то спешит, послушайте и угадайте, кто это. (Играю на фот-но музыку, характеризующую зайку и медведя)
Ответы детей
Муз.руководитель: А как вы догадались, какие музыкальные звуки изображали зайку?
Дети: Высокие
Муз.руководитель: У медведя
Дети: Низкие
Муз.руководитель: А чем еще отличаются звуки?
Дети: У зайки звуки были короткие, у медведя – длинные
Муз.руководитель: Давайте хлопками изобразим зайку
Дети хлопают под музыку, появляется зайка.
Муз.руководитель: А теперь похлопаем, как идет медведь
Дети хлопают, появляется медведь.
Муз.руководитель: Когда звери к нам шли они оставляли на снегу следы, давайте попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит.
Топ-топ, топ- топ
Это мишенька идет
Ти-ти-там, ти –ти –там
Скачет зайка по кустам
Муз.руководитель: У зайки шаги короткие, у медведя - длинные
Давайте поиграем в игру «Зайцы и медведь»
Дети меняют игровые действия со сменой муз. частей
Зайка с мишкой хотят с вами познакомиться. Дети прохлопывают ритм своего имени и выкладывают его длинными и короткими полосками
Муз.руководитель: Кажется дождик начинается (хлопаю)
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва.
Кап –кап –кап –кап
(Вместе с детьми)
Стали кпли поспевать
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап
Кап-кап
(короткие хлопки)
Давайте на металлофоне изобразим, как капал дождик вначале, а как потом
Игра на металлофоне
Муз.руководитель: Сейчас я сыграю для вас одну мелодию, сначала длинными, потом короткими звуками, а вы подскажете мне, что изменилось. Дети делают вывод: короткие звуки делают музыку быстрой, длинные медленной.
Музыкально-ритмическая игра «Карусель»
(Под быструю музыку – легкий бег, под медленную – спокойный шаг)
Муз.руководитель: Мишке и зайке понравилось у вас в гостях, они узнали какие звуки бывают. Дети сами делают вывод.
Муз.руководитель: Давайте их пригласим с нами поиграть еще.
Шумовой оркестр с группой детей.
Цель: Подбор шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям и способов игры на них. Музицирование.
Задачи: 1. Учить детей подбирать тембры к разным частям музыкального произведения.
2. Развивать тембровый и ритмический слух, импровизацию.
3. Воспитывать интерес к музицированию.
Материал: «Турецкое рондо» В. Моцарт, «Итальянская полька» С. Рахманинов.
Методика проведения: 1. Слушание музыкального произведения целиком.
2. Слушание музыкального произведения по частям, подбор
шумовых инструментов в соответствии с тембром музыки.
3. Музицирование.
Презентация проекта. Развлечение «Путешествие в страну звуков».
Дети входят под музыку в зал.
Слышен стук в дверь. Входит Гном.
Гном Доброе утро, друзья!
Муз.рук: Здравствуй, Гном, с чем пожаловал?
Гном. Я пришел к вам из страны гномиков. Мой учитель музыки задал мне трудное задание. Без вашей помощи мне не справиться.
Муз.рук. Какое задание?
Гном «Отправляйся в волшебную страну Звуколяндию и познакомься с разными звуками. Научись определять их на слух! Прилагаю карту путешествия».
Муз.рук. Ну что же, мне все понятно!
Гном А мне ничего не понятно! (плачет).
Муз.рук. Не плачь. Поможем, ребята, гному узнать какие бывают звуки? Тогда надо отправляться в страну Звуколяндию. На чем мы поедем?
Муз-двиг. Упражнение «Автобус» Е. Железновой.
Первая остановка «У Зайчика».
Задание: прочитать стихотворение о звуках – «Звуки» Е. Королевой.
Муз. рук. Запомни. Гном, звуки бывают музыкальные и шумовые.
Зайка хочет с нами поиграть. Посмотрите на картинки и определите: где музыкальные звуки, а где – шумовые.
Дети рассматривают картинки и поправляют неправильные ответы Гнома.
Муз.рук. Давайте, мы для зайки покажем наш веселый танец.
Танец «Веселые пары». (Коммуникативный танец А. Бурениной).
Муз.рук. Посмотрите, какие волшебные облака нам дарит Зайка, дальше мы полетим на них. Устраивайтесь поудобнее.
Муз двигат. композиция «Белые кораблики» А. Бурениной.
Остановка «У медвежонка».
Медвежонок нам тоже приготовил задания. Послушайте звуки и определите их.
Звучит аудиозапись, дети угадывают что звучит.
Давайте споем песенку о звуках.
Песня «Звуки музыки» З. Роот.
Муз.рук. Медвежонок нам дает ковер- самолет, на нем мы полетим дальше.
Дети садятся на ковер и под музыку летят.
1-я Остановка «У Лисички».
Муз.рук. Лисичка нам приготовила разные инструменты, мы должны угадать, какие из них музыкальные, а какие шумовые.
Муз-дид. игра «Угадай, на чем играю».
Игра «Оркестр».
Муз.рук. А наши ребята умеют играть на инструментах, давайте сыграем.
Оркестр шумовых инструментов.
Гном. Ну, теперь я никогда не перепутаю музыкальные звуки и шумовые. Мой учитель будет очень рад. Спасибо вам ребята!
Муз.рук. А теперь пора возвращаться Гному в свою страну, а нам в группу.
Гном прощается и уходит.
Муз.рук. ребята, где мы с вами побывали? А что мы делали?
Муз.-танцев. композиция «Две капельки» Е. Зарицкой.
Муз.рук. Нам Лисичка дала волшебный платок, все поближе подходите и смелее говорите: «1,2,3 – платочек нас назад верни».
Дети возвращаются в группу.
Анализ работы над проектом.
В процессе работы над проектом дети с моей помощью, с помощью родителей и собственного исследовательского опыта получили новые знания о звуках.
Они сами искали ответы на вопросы, делали выводы.
Узнали, что звуки окружают нас везде: на улице, дома, детском саду. Звучать может всё: предметы, животные, деревья, вода, птицы, голос, музыкальные инструменты, ветер и тд. Звуки можно услышать, а можно извлекать самостоятельно: голосом, хлопками, притопами, щелчками, ударяя одним предметом о другой.
Научились разделять группы музыкальных и шумовых звуков.
Дети поняли, что мелодия состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки научились разделять на высокие и низкие. Поняли, что высокими звуками можно изобразить зайку, низкими – мишку. У детей развивалось ассоциативное мышление, умение импровизировать на музыкальных и шумовых инструментах, воспитывалось умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Дети научились слушать друг друга, играть в ансамбле (одновременно).
У детей развивалось ритмическое восприятие в играх с короткими и длинными звуками.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря этому проекту, на основе собственной исследовательской деятельности у детей сформировались музыкальные представления, повысился интерес к музыкально-творческой деятельности, дети стали более раскрепощенными в проявлении импровизационных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека домашних заданий по автоматизации разных звуков"
В картотеке подобран материал для домашних заданий по автоматизации разных групп звуков (в слогах, в словах, в совосочетаниях, в предложениях, в рассказах, в пословицах, в поговорках, в иг...
Модули артикуляционной гимнастики "В мире разных звуков"
Модули артикуляционной гимнастики. В помощь учителям-логопедам,учителям-дефектологам, для автоматизации звуков....
Тематическое планирование воспитателя старшей группы по теме " Такие разные звуки"
тематическое планирование...
Логопедические четверостишья на разные звуки
стихи для автоматизации различных звуков...
Такие разные звуки
Упражнять детей в звуковм анализе...
Презентация " Чистоговорки на разные звуки".
В презентации подобраны чистоговорки для автоматизации звуков. Можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях....
Интегрированное занятие во второй младшей группе "Такие разные звуки"
Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Такие разные звуки". Данное занятие развивает музыкально-слуховые представлени...