проект "Нестандартное оборудование в воспитании здорового ребенка"
проект на тему
Данный материал содержит способы и методы работы с детьми в условиях детского сада по развитию двигательных умений и навыков с использованием нестандартного оборудования. Нестандартное оборудование изготовлено из подручного материала и носит авторский характер. Данный проект предназначен для воспитателей детских садов и инструкторов по физической культуре, также может применим в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_l.v.smirnovoy_na_konkurs_panorama_metodicheskih_idey_-_2016.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью
Муниципальное бюджетное учреждения города Костромы
"Городской центр обеспечения качества образования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №89»
Материалы
на конкурс педагогического мастерства
«Панорама методических идей – 2016»
НОМИНАЦИЯ «Воспитатель со всех сторон»
Направление: физкультурно-оздоровительное
Автор:
Смирнова Любовь
Валерьевна
2016 г
Вид проекта: оздоровительный, практико – ориентированный
Направление (образовательная область): физическое развитие
Срок реализации: долгосрочный (2014-2015 учебный год)
Участники проекта: дети, педагоги, старшая медсестра, родители
Проблема проекта:
Развитие движений в дошкольном возрасте - это потребность или путь к здоровью?
Актуальность проекта:
«Здоровье – это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов»
(С.И. Ожегов)
Полное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, правильная нормальная деятельность организма . Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре. Детям, в большей степени, присуща естественная потребность в движении, которую необходимо удовлетворять. Во время игр, физических упражнений ребенок познает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Физкультура для детей тоже, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше постройки, чем больше забот о физическом воспитании, тем больше успехов будет достигнуто. В.А.Сухомлинский отмечал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит умственное развитие, вера в свои силы, духовная жизнь…».
Дети большую часть времени проводят у телевизора, компьютера. Это вызывает утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, искривление позвоночник, плоскостопие, задержку развития. Дети поступают в детский сад ослабленными ,болезненными , физически не развитыми , часто болеют и родители просят при первых симптомах просят не брать ребенка на физкультуру или не раздевать его во время физкультурных занятий.
Согласно проведённого анализа физической подготовки детей, выявлено 8 детей имеют нарушение осанки , 7 детей - плоскостопие , 4 человека имеют III группу здоровья. В движении заложены огромные возможности творческого , художественного потенциала личности. Физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности ребенка, а также к дефициту мышечной активности, снижению работоспособности. Медлительность, неловкость в движении вызывает насмешки, порождает комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях. Дети замыкаются в себе, не хотят выполнять упражнения, участвовать в играх.
Работая воспитателем я поняла, что главное в жизни – здоровье ребенка. А физическая культура и здоровье, два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Я считаю, что главное назначение физической культуры — движение и активный отдых, которые являются основой здорового образа жизни ребенка. В своей работе использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Желание заниматься с нетрадиционными пособиями позволяет каждому ребенку познакомится с физическими свойствами этих предметов , развивает умение манипулировать им , различать форму и размер , обогащает самостоятельную деятельность детей , предупреждает их переутомление , обогащает словарь , развивает глазомерные оценки пространства. Вместе с физическим и умственным развитием детей при применении нестандартного оборудования развивается эстетическое, трудовое восприятие окружающего их мира.
Я добиваюсь с помощью нестандартного оборудования вносить элементы необычности, этим самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника. Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, для поиска эффективных путей укрепления здоровья и активизации двигательной активности детей, а так же приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни, цель моего проекта : стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования. Для достижения цели выделяю ряд задач
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей двигательные умения и навыки.
- Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности.
Оздоровительные:
- Развивать у детей физические качества (ловкость, быстроту).
- Увеличить объем двигательной активности детей.
- Развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования.
- Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
- Ориентировать родителей на воспитание у детей ЗОЖ через приобщение к совместной деятельности (изготовление нестандартного спортивного оборудования и пособий, участие в совместных мероприятиях).
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к физическим упражнениям и спорту.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу
Ожидаемый результат:
• обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
- повысится интерес детей к физическим упражнениям и спорту;
- дети получат новые знания, обогатятся яркими впечатлениями;
- у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально - психологического климата для полноценного развития ребенка;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
- пополнение методической копилки педагога: разработка конспектов, методических рекомендаций для родителей, создание картотек и др.;
- обогащение (пополнение) оптимальной двигательной среды нестандартным спортивным оборудованием, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.
Идея проекта:
Использование нестандартного оборудования в оздоровлении ребенка.
Замысел проекта:
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. В своей работе я применяю подвижные игры и игровые подражательные движения , как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; использую игры в дыхательной гимнастике, фольклор при проведении игровых массажей, гимнастики для глаз, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности. Чтобы повысить интерес с двигательной активности в своей работе использую нестандартное оборудование.
Объект: объект – дети, а предмет – физическое развитие
Диагностический инструментарий: анкеты.
Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы и др.)
База исследования: МБДОУ города Костромы «Детский сад № 89» подготовительная группа.
Этапы реализации проекта:
1 )Подготовительный.
2) Основной.
3)Заключительный
Этапы реализации проекта:
Этап | Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями |
Подготовитель-ный | - изучение методической литературы по данной теме; - мониторинг здоровья детей; - подбор художественной литературы о спорте, о ЗОЖ; - разработка конспектов НОД, развлечений, методических рекомендаций. | - рассматривание иллюстраций по темам: « Мастера спорта», «Для чего нужны тренажёры». - беседы «Удивительное рядом»; «Быть здоровыми хотим» и др. | - родительское собрание « О здоровье всерьез»; - родительский всеобуч по теме проекта (консультации, памятки, буклеты); -домашнее задание: создание книжки – малышки «Как стать Неболейкой». |
Основной | -подбор материала к занятиям, музыкального сопровождения; - составление картотек игр, гимнастик.
| - знакомство и разучивание подвижных игр; - разучивание стихов о спорте, спортивных снарядах; - дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Сложи картинку», « Помоги Незнайке»; - разучивание комплексов точечного массажа, гимнастик для глаз и дыхания; - НОД по физическому развитию «Волшебный цветок», «Путешествие по сказочному лесу»; - рисование по теме « Лыжник», лепка «Виды спорта»; - продуктивная деятельность: «Зайчик, глазкам помоги», изготовление атрибутов к гимнастике для глаз. | - привлечь родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования;
|
Заключитель- ный | - подбор игр с нетрадиционным оборудованием; - оформление выставки в центре «Физкультуры и здоровья»; - мониторинг (анализ проведённой работы) - выставка семейных книжек – малышек «Как стать Неболейкой». | - НОД по физическому развитию «Превращение бумажного листочка»; - летний спортивный праздник «В страну Спортландию». | - конкурс семейных газет «За здоровьем всей семьёй»; |
Блок № 1. Условия.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в группе созданы определенные условия:
Создан центр физического развития, в котором имеется оборудование : кольцеброс, боулинг, флажки, мячи, скакалки, дорожки здоровья, физкультурные палки, обручи, маски.
Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание я уделила размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь помещения; дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами.
Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование: косички , колечки , колечки из киндеров , спины, атрибуты для укрепления зрения, дорожка – «следы»; мягкие мячи; дорожки здоровья для профилактики плоскостопия.
БЛОК № 2. Диагностика.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики.
На каждого ребенка оформляется индивидуальная карта.
Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, я определила, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть согласно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз)
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
БЛОК № 3. Развитие движений.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
• оздоровительный (дозированный) бег;
• дыхательная гимнастика и игры;
• упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры;
• гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
• гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Особое значение в воспитании здорового ребенка я придаю развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.
Занятия провожу в зале и на улице.
Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:
• оздоровительная массаж и самомассаж,
• дыхательные упражнения,
• упражнения на коррекцию осанки и стопы,
• веселый тренинг и элементы психогимнастики.
БЛОК № 4. Взаимодействие с родителями.
С родителями проводится плодотворная работа.
Это и родительские собрания в нерадиационной форме, семейные праздники анкетирование , ежедневные беседы , конкурсы ,
обучение родителей различным видам массажа,
дыхательной гимнастики ,
организация стендов ,консультаций.
Практическая значимость:
С помощью применения нестандартного оборудования отмечается что у детей повысился интерес к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни, снизилась заболеваемость.
Заключение:
Обогащение физкультурного центра новыми пособиями и использование нестандартного оборудования, способствует удовлетворению потребности ребенка в движении, а движение служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Применение нестандартных пособий на занятиях вносит разнообразие, эффекты новизны и элемент непредсказуемости и радостного открытия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску, обеспечивает активную деятельность детей в течение всего дня.
Список используемой литературы:
- Пензулаева Л.И. – Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
- Подольская Е.И. – Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80 с.
- Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
- Тихомирова Л.Ф. – Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / художник В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
- Шебеко В.Н. – Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада / В.Н.. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с.
- Воронцова О. « Игровые приемы , как сделать физические занятия в детском саду интереснее». Дошкольное воспитание №9,2001 год.
- Утробина К.К « Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» Москва 2006г. 128ст.
- Гуленина О.А. « Нестандартное оборудование». Дошкольное воспитание №2, 2008г.
- Силантьева С.В. « Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях с дошкольниками». Дошкольное воспитание №12 ,2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового ребенка в ДОУ
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека....
Воспитание здорового ребенка
Здравствуйте, меня зовут Жукова Галина Геннадьевна. Я работаю по программе для групп кратковременного пребывания в детском саду "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Кор...
Воспитание здорового ребенка – главная задача семьи и дошкольного учреждения.
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...
Воспитание здорового ребенка
в этой статье описание организации работы педагогмического коллектива по укреплению здоровья воспитанников....
Проект " Использование нестандартного оборудования в воспитании здорового ребёнка"
здоровый ребёно основа формирования личности...
Презентация на тему: "Воспитание здорового ребенка (семейная физкультура). Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей."
Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...
«Здоровый образ жизни в семье – залог успешного воспитания здорового ребенка»
В статье можно познакомиться с тем, как правильно формировать в семье здоровый образ жизни ребенка. Предоставлены основные компоненты здоровья, которые позволяют детям оставаться в семье здоровыми и ж...