проект "Нестандартное оборудование в воспитании здорового ребенка"
проект на тему

Данный материал содержит способы и методы  работы с детьми в условиях детского сада по развитию двигательных  умений и навыков с использованием нестандартного оборудования. Нестандартное оборудование изготовлено из подручного материала и носит авторский характер. Данный проект предназначен  для воспитателей детских садов и инструкторов по физической культуре, также может применим в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью

Муниципальное бюджетное учреждения города Костромы

 "Городской центр обеспечения качества образования»

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №89»

Материалы

на конкурс  педагогического мастерства

«Панорама методических идей – 2016»

НОМИНАЦИЯ «Воспитатель со всех сторон»

Направление: физкультурно-оздоровительное

Автор:

Смирнова Любовь

Валерьевна

2016 г

Вид проекта: оздоровительный, практико – ориентированный

Направление (образовательная область): физическое развитие

Срок реализации: долгосрочный (2014-2015 учебный год)

Участники проекта: дети, педагоги, старшая медсестра, родители

Проблема проекта:

Развитие движений в дошкольном возрасте  - это потребность или путь к здоровью?

Актуальность проекта:

                                                                                     «Здоровье – это состояние полного физического,

  духовного и социального благополучия, а не только

 отсутствие болезней  и физических  дефектов»

(С.И. Ожегов)

     Полное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, правильная  нормальная деятельность организма . Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре. Детям, в большей степени, присуща естественная потребность в движении, которую необходимо удовлетворять. Во время игр, физических упражнений ребенок познает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Физкультура для детей тоже, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше постройки, чем больше забот о физическом воспитании, тем больше успехов будет достигнуто. В.А.Сухомлинский отмечал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит умственное развитие, вера в свои силы, духовная жизнь…».

         Дети большую часть времени проводят у телевизора, компьютера. Это вызывает утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, искривление позвоночник, плоскостопие, задержку развития. Дети поступают в детский сад ослабленными ,болезненными , физически не развитыми , часто болеют и родители просят при первых симптомах просят не брать ребенка на физкультуру или не раздевать его во время физкультурных занятий.
Согласно проведённого анализа физической подготовки детей, выявлено 8 детей имеют нарушение осанки , 7 детей -
 плоскостопие , 4 человека имеют III группу здоровья. В движении заложены огромные возможности творческого , художественного потенциала личности. Физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности ребенка, а также к дефициту мышечной активности, снижению работоспособности. Медлительность, неловкость в движении вызывает насмешки, порождает комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях. Дети замыкаются в себе, не хотят выполнять упражнения, участвовать в играх.

       Работая  воспитателем я поняла, что главное в жизни – здоровье ребенка. А физическая культура и здоровье, два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Я считаю, что главное назначение физической культуры — движение и активный отдых, которые являются основой здорового образа жизни ребенка. В своей работе использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Желание заниматься с нетрадиционными пособиями позволяет каждому ребенку познакомится с физическими свойствами этих предметов , развивает умение манипулировать им , различать форму и размер , обогащает самостоятельную деятельность детей , предупреждает их переутомление , обогащает словарь , развивает глазомерные оценки пространства. Вместе с физическим и умственным развитием детей  при применении  нестандартного оборудования   развивается эстетическое, трудовое восприятие окружающего их мира.

 Я добиваюсь с помощью  нестандартного оборудования  вносить элементы необычности, этим  самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника. Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

     Таким образом,  для поиска эффективных путей укрепления здоровья и  активизации двигательной активности детей, а так же приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни,   цель моего проекта :  стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования. Для достижения цели выделяю ряд задач

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей двигательные умения и навыки.
  2. Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности.

Оздоровительные:

  1. Развивать у детей физические качества (ловкость, быстроту).
  2. Увеличить  объем двигательной активности детей.
  3. Развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования.
  4. Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
  5. Ориентировать родителей на воспитание у детей ЗОЖ через приобщение к совместной деятельности (изготовление нестандартного спортивного оборудования и пособий, участие в совместных мероприятиях).

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь к физическим упражнениям и спорту.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,  стремление прийти на помощь друг другу

Ожидаемый результат:

•        обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

  • повысится интерес детей к физическим упражнениям и спорту;
  • дети получат новые знания, обогатятся яркими впечатлениями;
  • у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально - психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
  • пополнение методической  копилки педагога: разработка конспектов, методических рекомендаций для родителей,  создание картотек и др.;
  • обогащение (пополнение) оптимальной двигательной среды нестандартным спортивным оборудованием, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.    

Идея проекта:

Использование нестандартного  оборудования в оздоровлении ребенка.

Замысел проекта:

 Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. В своей работе я применяю подвижные игры и игровые подражательные движения , как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; использую игры в дыхательной гимнастике, фольклор при проведении игровых массажей, гимнастики для глаз, закаливающих процедур, в  утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности. Чтобы повысить интерес с двигательной активности в своей работе использую нестандартное оборудование.

Объект:   объект – дети, а предмет – физическое развитие

Диагностический инструментарий: анкеты.

Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы и  др.)

База исследования: МБДОУ города Костромы «Детский сад № 89» подготовительная группа.

Этапы реализации проекта:

1 )Подготовительный.

2) Основной.

3)Заключительный

Этапы реализации проекта:

Этап

Деятельность

педагога

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

Подготовитель-ный

-  изучение методической литературы  по данной теме;

- мониторинг здоровья детей;

- подбор художественной литературы о спорте, о ЗОЖ;

- разработка конспектов НОД, развлечений, методических рекомендаций.

- рассматривание иллюстраций по темам: « Мастера спорта», «Для чего нужны тренажёры».

- беседы «Удивительное рядом»; «Быть здоровыми хотим» и др.

- родительское собрание

« О здоровье всерьез»;

- родительский всеобуч по теме проекта (консультации, памятки, буклеты);

-домашнее задание: создание книжки – малышки

 «Как стать Неболейкой».

Основной

-подбор материала к занятиям, музыкального сопровождения;

- составление картотек игр, гимнастик.

 

- знакомство и разучивание подвижных игр;

- разучивание стихов о спорте, спортивных снарядах;

- дидактические игры:

«Угадай вид спорта», «Сложи картинку», « Помоги Незнайке»;

- разучивание комплексов точечного массажа, гимнастик для глаз и дыхания;

- НОД по физическому развитию «Волшебный цветок»,  «Путешествие по сказочному лесу»;

- рисование по теме « Лыжник», лепка «Виды спорта»;

- продуктивная деятельность: «Зайчик, глазкам помоги», изготовление атрибутов к гимнастике для глаз.

- привлечь родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования;

 

Заключитель-

ный

 - подбор игр с нетрадиционным оборудованием;

- оформление выставки в центре «Физкультуры и здоровья»;

- мониторинг (анализ проведённой работы)

- выставка семейных книжек – малышек «Как стать Неболейкой».

- НОД по физическому развитию

«Превращение бумажного листочка»;

- летний спортивный праздник «В страну Спортландию».

- конкурс семейных газет «За здоровьем всей семьёй»;

 

Блок № 1. Условия.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в      движении в группе созданы определенные условия:

Создан центр физического развития, в котором имеется оборудование : кольцеброс, боулинг, флажки, мячи, скакалки, дорожки здоровья, физкультурные палки, обручи,  маски.

Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание я уделила размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь помещения; дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами.

Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование: косички , колечки , колечки из киндеров ,  спины, атрибуты для укрепления зрения, дорожка – «следы»; мягкие мячи; дорожки здоровья для профилактики плоскостопия.

БЛОК № 2. Диагностика.

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики.

На каждого ребенка оформляется индивидуальная карта.

Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.  Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, я определила, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть согласно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2.   Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа,  гимнастики для глаз)

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

БЛОК № 3. Развитие движений.

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

•        оздоровительный (дозированный)  бег;

•        дыхательная  гимнастика и игры;

•        упражнения на коррекцию осанки и стопы  и  народные подвижные игры;

•        гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

•        гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка я придаю развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.

 Занятия провожу в зале  и  на улице.

Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:  

•        оздоровительная массаж  и  самомассаж,

•        дыхательные упражнения,

•        упражнения на коррекцию осанки и стопы,

•        веселый тренинг и элементы психогимнастики.

БЛОК № 4. Взаимодействие с родителями.

С родителями проводится плодотворная работа.

Это и родительские собрания в нерадиационной форме, семейные праздники анкетирование , ежедневные беседы , конкурсы ,

обучение родителей различным видам массажа,

дыхательной гимнастики ,

 организация стендов ,консультаций.

Практическая значимость:

 С помощью применения нестандартного оборудования отмечается что у детей повысился интерес   к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни, снизилась заболеваемость.

 Заключение:

       Обогащение физкультурного центра новыми пособиями и использование нестандартного оборудования, способствует удовлетворению потребности ребенка в движении, а движение служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

       Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

          Применение нестандартных пособий на занятиях вносит разнообразие, эффекты новизны и элемент непредсказуемости и радостного открытия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску, обеспечивает активную деятельность детей в течение всего дня.

Список    используемой литературы:

  1. Пензулаева Л.И. – Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
  2. Подольская Е.И. – Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80 с.
  3. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  4. Тихомирова Л.Ф. – Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / художник  В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
  5. Шебеко В.Н. – Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада / В.Н.. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с.
  6. Воронцова О. « Игровые приемы , как сделать физические занятия в детском саду интереснее». Дошкольное воспитание №9,2001 год.
  7. Утробина К.К « Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» Москва 2006г. 128ст.
  8. Гуленина О.А. « Нестандартное оборудование». Дошкольное воспитание №2, 2008г.
  9. Силантьева С.В. « Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях с дошкольниками». Дошкольное воспитание №12 ,2011г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового ребенка в ДОУ

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека....

Воспитание здорового ребенка

Здравствуйте, меня зовут Жукова Галина Геннадьевна. Я работаю по программе для групп кратковременного пребывания в детском саду "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Кор...

Воспитание здорового ребенка – главная задача семьи и дошкольного учреждения.

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...

Воспитание здорового ребенка

в этой  статье  описание  организации  работы  педагогмического  коллектива  по  укреплению  здоровья  воспитанников....

Презентация на тему: "Воспитание здорового ребенка (семейная физкультура). Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей."

Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...

«Здоровый образ жизни в семье – залог успешного воспитания здорового ребенка»

В статье можно познакомиться с тем, как правильно формировать в семье здоровый образ жизни ребенка. Предоставлены основные компоненты здоровья, которые позволяют детям оставаться в семье здоровыми и ж...