Воспитание здорового ребенка
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Здравствуйте, меня зовут Жукова Галина Геннадьевна. Я работаю по программе для групп кратковременного пребывания в детском саду "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.
Основным направлением физкультурно-оздоровительной работы с детьми я считаю именно совместную работу педагогов с семьей в решении вопросов укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников. В группе по организации физкультурно-оздоровительной работы была разработана программа "За здоровьем в детский сад" со следующими видами работы с детьми:
- Создание условий для двигательной активности (физкультурный зал, площадка, наличие мячей, скакалок, ленточек).
- Привитие и закрепление у детей культурно-гигиенических навыков.
- Разнообразие форм физического воспитания и гигиенического обучения:
- Утренняя гимнастика.
- Точечный массаж.
- Физкультурные занятия.
- Подвижные игры на воздухе.
- Экскурсии на природу.
- Медицинское обеспечение:
- Осмотр детей врачами.
- Ежедневная беседа с фельдшером.
- Выступление фельдшеров на собрании.
- Экологические условия:
- Проветривание помещений.
- Соблюдение светового и теплового режима.
- Соблюдение графика ежедневной уборки.
- Сотрудничество с семьей:
- Совместные физкультурные досуги.
- "Папа, мама и я – спортивная семья"
- День здоровья.
- Элементарный туризм.
- Устный журнал. Информация для родителей.
- Совместные физкультурные досуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovje.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧР
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЯДРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
"Воспитание здорового ребенка"
Выполнила: воспитатель ГРПШ "Хĕвел"
при МОУ "Янымовская ООШ" Ядринского района
Жукова Галина Геннадьевна.
Янымово – 2012
Содержание:
- Введение 3
- Проблема. Что необходимо для решения данной проблемы. Сроки . 5
- Цель проекта и задачи. Ожидаемый результат. 6
- Пути реализации проекта 7
- Перспективный план 9
- Диагностика 12
- Заключение. 13
- Список литературы. 14
- Приложения 15
Введение
Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения. "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным", – таков девиз сегодняшнего дня. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. Поэтому наша главная задача и задача родителей – научить ребенка вести здоровый образ жизни, выработать у него разумное отношение к собственному организму, привить необходимые гигиенические навыки, культуру движения. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе обучения. Особенно ценны в воспитательном аспекте разновозрастные объединения дошкольников на физкультурных занятиях. Они обеспечивают успешную передачу двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста малышам.
Я работаю по программе для групп кратковременного пребывания в детском саду "Дошкольная группа" под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.
Основным направлением физкультурно-оздоровительной работы с детьми я считаю именно совместную работу педагогов с семьей в решении вопросов укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников. В группе по организации физкультурно-оздоровительной работы была разработана программа "За здоровьем в детский сад" со следующими видами работы с детьми:
- Создание условий для двигательной активности (физкультурный зал, площадка, наличие мячей, скакалок, ленточек).
- Привитие и закрепление у детей культурно-гигиенических навыков.
- Разнообразие форм физического воспитания и гигиенического обучения:
- Утренняя гимнастика (пример см. в Приложение 4).
- Точечный массаж (пример см. в Приложение 5).
- Физкультурные занятия.
- Подвижные игры на воздухе.
- Экскурсии на природу.
- Медицинское обеспечение:
- Осмотр детей врачами.
- Ежедневная беседа с фельдшером.
- Выступление фельдшеров на собрании.
- Экологические условия:
- Проветривание помещений.
- Соблюдение светового и теплового режима.
- Соблюдение графика ежедневной уборки.
- Сотрудничество с семьей:
- Совместные физкультурные досуги.
- "Папа, мама и я – спортивная семья"
- День здоровья (пример см. в Приложении 6).
- Элементарный туризм.
- Устный журнал. Информация для родителей (пример см. Приложение 7).
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Для удовлетворения этим требованиям в группе разработан проект "Взаимодействие семьи и группы кратковременного пребывания в физическом развитии дошкольников" в целях осуществления вопросов физического развития дошкольников, формирование у них и их родителей представления о здоровом образе жизни.
Так как взаимосвязь детского сада и семьи предлагает совершенствование педагогического просвещения семьи, важно, чтобы родители и педагогический коллектив нашли общие интересы и вошли в тесный контакт друг с другом. Именно педагог может помочь преодолеть и выявить недостатки, ошибки в семейном воспитании, вооружая родителей педагогическими знаниями, а также помочь ближе узнать своего ребенка, а ребенку – узнать своих родителей.
Данный проект предусматривает целенаправленную работу по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста совместно с родителями.
Проблема.
Многие дети дошкольного возраста поступая в группу имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. Систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, передача теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, распространение положительного семейного опыта – единственная возможность повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получения необходимых знаний о физическом развитии ребенка, сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Что необходимо для решения данной проблемы.
- Перспективный план работы по физическому развитию дошкольников.
- Применение различных форм совместной деятельности детей и родителей в группе и в семье.
- Система домашних заданий для родителей на год.
- Наглядный и методический материал.
Срок осуществления проекта.
Учебный год.
Цель проекта:
- Обеспечение здоровья детей.
- Формирование у дошкольников и их родителей представления о здоровом образе жизни.
- Совместная работа педагога и семьи в решении вопросов укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Научить ребенка вести здоровый образ жизни.
- Выработать у него разумное отношение к собственному организму, привить необходимые гигиенические навыки.
- Дать родителям определенную модель физического воспитания детей, обучить их практическим навыкам, обеспечивающим целостность процесса воспитания, предоставить возможность применить эти навыки на практике.
Ожидаемый результат:
Хочется надеяться, что в результате информация и практический опыт, полученные родителями, помогут повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить "дефицит" положительных эмоций. У детей создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и группе.
Пути реализации проекта.
Деятельность педагога.
- Создание конспектов занятий и мероприятий.
- Знакомство детей с новыми видами движений и игр.
- Собрания.
- Посещение семей.
- Беседы.
- Консультации.
- Папки-передвижки.
- Доска объявлений.
- Анкетирование.
- Семинар-практикум.
- Альбом «А мы в группе не скучаем».
- Тематические дни: календарные праздники, «День матери», «День семьи», «День здоровья», «День пожилого человека» и т.д.
- Дни открытых дверей.
- Доска поздравлений и поощрений.
- Информационный лист.
- Всеобуч для родителей.
- Индивидуальные встречи «За чашкой чая».
- Совместные праздники и развлечения.
Деятельность детей.
- Использование систем игровых занятий.
- Беседы.
- Разминки и динамические паузы между занятиями.
- Коррекционная гимнастика.
- Специально организованные занятия.
- Ознакомление и изучение правил поведения.
- Использование комплексов упражнений по профилактике различных заболеваний.
Деятельность родителей.
- Выполнение домашних заданий для родителей.
- Ведение дневника достижений своего ребенка.
- Совместное составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно с родителями и специалистами.
Перспективный план ГРПШ
по взаимодействию семьи и группы
по физическому воспитанию дошкольников.
Месяц | Проводимое мероприятие |
Сентябрь | 1. Посещение семей |
2. Тест для родителей "Как вы относитесь к своему здоровью" | |
3. Анкетирование родителей: "Физическое воспитание и развитие детей " | |
4. Домашнее задание родителям: "Как стать Неболейкой", "Стартуем вместе" (см. Приложение 1) | |
5. Совместное занятие родителей и детей "Разноцветные обручи" | |
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "Мишка Топтыжка" | |
7. Проведение подвижных игр (см. Приложение 2) | |
8. Фольклорное физкультурное занятие "Друзья Юмана" | |
Октябрь | 1. Беседа с родителями: "Суточный режим" |
2. Беседа с детьми: "Как человек познает окружающий мир". (Знакомство с органами чувств, гигиена зрения и слуха) | |
3. Домашнее задание родителям: "Плоскостопие. Как его выявить?", "Измерение частоты сердечных сокращений у ребенка" | |
4. Совместное занятие родителей и детей: "Путешествие белой вороны" | |
5. Физкультурное занятие по литературному произведению "Приключение Балды" | |
6. Проведение подвижных игр | |
7. Страна чудес | |
Ноябрь | 1. Консультация для родителей "Поговорим о плоскостопии" |
2. Беседа с детьми: "Как стать Неболейкой" (о профилактике простудных заболеваний ) | |
3. День здоровья: "С физкультурой мы дружны - нам болезни не страшны" | |
4. Домашнее задание родителям: "Проверим гармонию цифрами", "Сова или жаворонок" | |
5. Совместное занятие родителей и детей "Мяч в игре" | |
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "В гостях у бабушки Арины". | |
7. Проведение подвижных игр. | |
8. Лесная история. | |
Декабрь | 1. Беседа с родителями "Как выполняются гигиенические процедуры" |
2. Беседа с детьми: "Здравствуй!" (знакомство детей с миром эмоций, психогимнастикой) | |
3. День здоровья: "Семейные олимпийские игры" | |
4. Домашнее задание родителям: "Как узнать возможный рост ребенка в 18 лет", "Секреты домашней аптеки" | |
5. Совместное занятие родителей и детей. "Веселая олимпиада" (профилактика нарушения осанки) | |
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "Федорино горе" | |
7. Проведение подвижных игр. | |
8. Пюрнеске – мальчик с колодку. | |
Январь | 1. Родительское собрание "Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка" |
2. Развлечение "Мы мороза не боимся" | |
3. Домашнее задание для родителей: "Правша или левша" | |
4. Совместное занятие родителей и детей: "Встань прямо" (профилактика нарушения осанки) | |
5. Проведение подвижных игр | |
6. Спешим на помощь. | |
Февраль | 1. Беседа с детьми: "Витамин-шоу" (аптека на кухне, витамины и их назначение) |
2. Папка-передвижка для родителей | |
3. Праздник "Аты-баты, мы солдаты" | |
4. Домашнее задание для родителей: "Профилактика детской близорукости", "Аптека на кухне" | |
5. Совместное занятие родителей и детей: "Правильная осанка" (профилактика нарушения осанки) | |
6. Физкультурное занятие по литературному произведению "Путешествие в Изумрудный город" | |
7. Проведение подвижных игр | |
8. Вечнозеленые деревья. | |
Март | 1. Беседа с детьми: "Клуб сладкоежек" |
2. День здоровья: "Цветик-семицветик" | |
3. Домашнее задание для родителей: "Клуб сладкоежек" | |
4. Физкультурное занятие по литературному произведению "Добрый доктор Айболит" | |
5. Совместное занятие родителей и детей: "Послушный мяч" | |
6. Проведение подвижных игр | |
7. Арсюри – хозяин леса. | |
Апрель | 1. Беседа с детьми: "Как стать Геркулесом" (укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика детского травматизма) |
2. Спортивный праздник: "Физкульт-ура" | |
3. Домашнее задание для родителей: "Смехотерапия – лекарство от скуки" | |
4. Совместное занятие родителей и детей: "Игры с обручем и мячом" | |
5. Физкультурное занятие по литературному произведению "Поможем коту Леопольду" | |
6. Проведение подвижных игр | |
7. Солнышко сияет, играть нас приглашает. | |
Май | 1. Родительское собрание: "Наши достижения" |
2. Развлечение: "Русские народные игрища" | |
3. Домашнее задание для родителей: "Вот мы какие" | |
4. Совместное занятие родителе й и детей: "Станем сильными и ловкими" | |
5. Проведение подвижных игр |
Диагностика.
Часть работы, традиционно осуществляемой воспитателями детского сада в свободное время, в группах кратковременного пребывания пере носится в сферу семейной педагогики.
Задания, которые даются родителям, должны удовлетворять опреде ленным требованиям.
Быть краткими и четкими.
Методику выполнения заданий следует подробно расписывать в индивидуальной памятке и проговаривать с каждым родителем в отдельности.
Примерная мотивация к выполнению домашних заданий может быть такой: «Хотите узнать, насколько вырос ваш ребенок, грозит ли ему плоскостопие, кто он – левша или правша? Тогда, пожалуйста, внима тельно прочитайте памятку и выполните следующее домашнее задание».
Результаты предлагаемых вариантов обследования должны быть легко сравнимы с эталоном.
Домашние задания (см. Приложение 1) обязательно проверяются в установленный срок; положительная оценка (даже если не все выполнено) дается в присутствии взрослых и детей.
Для фиксации тестовых заданий возможно использовать предлагае мый Дневник достижений (см. Приложение 3), который будет запол няться постепенно. Все записи заносятся в банк информации и анализи руются специалистами дошкольного учреждения.
Обобщив наиболее часто встречающиеся проблемы и вопросы роди телей педагогам детских садов, предлагается тематика домашних за даний:
- Стартуем вместе (диагностика физической подготовленности ребенка).
- Как узнать возможный рост ребенка в 18 лет?
- Гармонично ли развивается ребенок?
- Плоскостопие. Как его выявить?
- Профилактика детской близорукости.
- Как помочь ребенку (коррекция нарушений осанки, гиперактивность и др.)?
- «Совы» и « жаворонки» в детском саду и дома.
- Мальчики и девочки – два разных мира.
- Вот мы какие! (Итоговое тестирование физической подготовленности ребенка.)
ПРИМЕЧАНИЕ. Темы для совместной беседы с родителями следует выбирать осторожно. Если проблемы ребенка связаны с отклонениями в состоянии его здоровья, то не всем родителям хочется это обсуждать публично.
Заключение.
Развитие ребенка тесно связанно с образом жизни семьи и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Один из путей решения этих задач – совместная физкультурная деятельность детей и взрослых как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Я думаю, что сотрудникам детских учреждений необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказания помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей.
Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом, школой, спортивной секцией.
Список литературы.
- Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. М.: "Айрисс Пресс", 2004 г.
- Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. М.:
Изд-во "Аркти", 2005 г. - Васильева М.А. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1892 г.
- Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ. М.: Школьная пресса. 2005 г.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО, 2005 г.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: Творческий центр, 2003 г.
- Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Дошкольная группа. М.: Школьная пресса, 2005 г.
- Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль.: Академия развития, 2005 г.
- Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М.: Творческий центр, 2004 г.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Айрисс Пресс", 2003 г.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М.: Школьная пресса, 2003 г.
- Федин С., Болотина Ю. Игры нашего детства. М.: "Айрисс Пресс", 2005 г.
- Ягодова Л.Г., Махалова И.В. Чувашские детские игры. Чебоксары, 2005 г.
- "Сладкая жизнь не отменяется, но …", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
- "Играя, укрепляем свод стопы у малыша", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
- "Гениальные левшата", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
- "Занимаемся на кухне", журнал "Мой ребенок", № 10, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового ребенка в ДОУ
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека....
Воспитание здорового ребенка – главная задача семьи и дошкольного учреждения.
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...
Воспитание здорового ребенка
в этой статье описание организации работы педагогмического коллектива по укреплению здоровья воспитанников....
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...
Воспитание здорового ребенка
Воспитание здорового поколения – одна из приоритетных задач общества и государстваАнализ состояния здоровья детей на современном этапеПроблемы сохранения и укрепления здоровья детей...
Презентация на тему: "Воспитание здорового ребенка (семейная физкультура). Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей."
Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...
«Здоровый образ жизни в семье – залог успешного воспитания здорового ребенка»
В статье можно познакомиться с тем, как правильно формировать в семье здоровый образ жизни ребенка. Предоставлены основные компоненты здоровья, которые позволяют детям оставаться в семье здоровыми и ж...