Оздоровительный проект "Азбука здоровья"
проект (подготовительная группа) на тему

Морозова Наталья Алексеевна

Проект "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.azbuka_zdorovya.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову.

Проблема воспитания здорового ребёнка была и остаётся наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для её решения.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования.

ЦЕЛЬ:

-Формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни,  привычку заботится о своём здоровье.    

- Повысить стремление родителей  использовать двигательную деятельность для формирования основ здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-Развивать познавательный интерес воспитанников к компонентам здорового образа жизни;

-Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, равновесие)

-Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.) .

-Приучать самостоятельно применять предметы спортивно-игрового оборудования.

Оздоровительные:

-Формировать представления о своем теле, работе внутренних органов и систем, о необходимости сохранения своего здоровья.

-Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

-Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

-Удовлетворять потребность детей в движении

Воспитательные:

-Побуждать интерес к занятиям физической культурой, расширять крут представлении о разнообразных видах физических упражнении, их оздоровительном значении.

-Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

-Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе

организации разных форм двигательной активности.

-Создавать условия для Формирования взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи

 Участники проекта

-дети подготовительной группы № 8

-родители воспитанников

-педагоги  -  Морозова Н., Тесакова Е.В.

Ожидаемый результат

-Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

-Сформированность  умений осуществлять поисково -исследовательскую деятельность;

-Понимание детьми необходимости правильного питания, выполнение гигиенических процедур, занятие спортом для сохранения и укрепления здоровья;

-Повышение речевой активности, активизация словаря по р лексической теме «Наше тело», эмоционального, психологического физического благополучия.

-Изменение отношения родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровея детей.

-Улучшение соматических показателей здоровья.

 Предметно-развиваюшая среда: Книга «Тело человека», энциклопедии «Твоё тело», «Будь здоров малыш», « Я открываю мир»(человек), тематический словарь «Органы чувств человека», «Гигиена и здоровье», «Тело человека»( части тела), пособия для дошколят « Уроки Мойдодыра», « Твои первые уроки здоровья», дидактические карточки «Азбука здоровья», альбом « Если малыш поранился», «Хорошо или плохо»,д/ игры: «Малыши крепыши»( физ-ра, закаливание, ЗОЖ), «Аскорбинка и её друзья», «Вижу, слышу,чувствую», « Я изучаю себя», «Первая помощь»(лото), «Валеология или здоровый малыш»( кожа, питание, сон), « Путешествие в мир эмоций», « Зоопарк настроений», домино «Чувства», « Я спортсмен», « Летние виды спорта»,разрезные картинки «Летние виды спорта», « Команда чемпионов»( зимние виды спорта),пиктограммы движений, нетрадиционный материал для пальчиковой гимнастики, лабиринты, обводки, трафареты по теме, спортивные журналы. Центр двигательной активности: мячи, скакалки, обручи, кегли, кольцеброс, массажные коврики и мячи, моталочки, раскидайки, султанчики, ленточки, классики, дорожка для перекрёстной ходьбы, игра « Твистер»,картотеки гимнастик( утренняя, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, для глаз),картотека физминуток.

Срок реализации проекта

 Долгосрочный: сентябрь - май

Тип  

Познавательно – практический, оздоровительный

Формы и методы

  1. Утренняя и бодрящая гимнастики.
  2. НОД
  3. Познавательно- исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)
  4. Экскурсии.
  5. Решение проблемных ситуаций.
  6. Дидактические игры.
  7. Подвижные игры.
  8. Досуги.
  9. Специально организованная самостоятельная деятельность.
  10. Беседы.
  11. Встречи с интересными людьми.
  12. Спортивные развлечения.
  13. Продуктивная деятельность ( рисование, лепка, аппликация).
  14. Сюжетно- ролевые  игры.
  15. Спортивный праздник.
  16. Чтение художественной литературы, пословиц ,поговорок, загадок.
  17. Индивидуальная работа.
  18. Консультации, беседы с родителями.
  19. Стендовый материал для родителей.
  20. Совместные мероприятия с родителями.

Ресурсы

  1. Подборка настольно - печатных развивающих игр.
  2. Физкультурный уголок в группе.
  3. Спортивный зал.
  4. Картотека утренней гимнастики.
  5. Картотека бодрящей гимнастики.
  6. Картотека подвижных игр.
  7. Подборка методической литературы.
  8. Спортивный инвентарь сделанный своими руками.
  9. Картотека дыхательной гимнастики.

 Этапы

1-й этап: Подготовительный

  1. Определение целей и задач.
  2. Составление плана мероприятий.
  3. Подбор методической литературы
  4. Ознакомление родителей с проектом на родительском собрании.

2-й Этап: (практический) – внедрение и реализация проекта деятельности

Мотивация.

Легенда о здоровье:

Давным-давно, на горе олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить людьми планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека его здоровье. Стали думать, решать куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, в каждом из нас.

Сентябрь

1.Познавательное развитие. НОД

Тема:  “Что такое здоровье?”

Задачи:

Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

2.Познавательная беседа “Режим дня”

Задачи:

Объяснить детям понятие “Режим”

Воспитывать необходимость соблюдения режима дня.

3. Встреча с интересными людьми. (Педиатр)

Тема: “Гигиена - залог здоровья!”

Задачи:

Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей.

Воспитывать навыки гигиены.

5. Беседа  «Здоровье в порядке спасибо зарядке»

Рисование  «Дети делают зарядку».

Задачи: Уточнить знания детей, что занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Продолжать обучать детей рисовать фигуру человека, определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положение рук, закрепить приём рисования карандашами. Воспитывать здоровый образ жизни.

Развивающая среда – картотеки гимнастик, картотека физминуток, энциклопедия «Будь здоров малыш», тематический словарь «Гигиена и здоровье», пособие для дошколят « Твои первые уроки здоровья», дидактические карточки «Азбука здоровья»,альбом «Хорошо- плохо», массажные коврики и мячи.

Октябрь

1.Познавательное занятие. НОД

Тема:“Как устроено тело человека”

Задачи

Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека.

Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям.

2Познавательная беседа.

Тема: “Одежда и здоровье”

Задачи:

Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева.

Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.

З.Встреча с интересными людьми. (Инструктор по физической культуре Куркиной Н.А.)

Тема: “Здоровье - главная ценность человеческой жизни”.

Задачи:

Познакомить с формами организации физической активности и их значение для здоровья человека

Воспитание потребности в занятиях физической культуры.

4. Досуг “Знай своё тело”

Задачи:

Закрепить ранее полученные представления о значение скелета и других органов для жизнедеятельности человека.

Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для развития мускулатуры.

5.Спортивное развлечение “ Мама, папа, я – спортивная семья”

Задачи:

Пропаганда активного, здорового семейного отдыха.

Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между Родителями и педагогами в воспитании детей.

6. Беседа « Какие дети знают рекламы»

- Упражнять детей противостоять рекламе.

7.Рисование : « Нужная реклама людям»

Задачи:

 Уточнить знания детей о роли рекламы  в жизни человека. Какая реклама может способствовать здоровью человека. Развивать творчество и фантазию детей в процессе создания собственной рекламы. Воспитывать здоровый образ жизни.

8.Работа с родителями

- Беседа «Движение - это жизнь».

Задача: Дать совет по созданию условий двигательной активности.

Развивающая среда- Книга «Тело человека», энциклопедии «Твоё тело», «Будь здоров малыш», « Я открываю мир»(человек), «Тело человека»( части тела), игры: « Я изучаю себя», « Я спортсмен».

Ноябрь

КАНИКУЛЫ  (экскурсия на школьный стадион, бассейн физкультурно-оздоровительный комплекс) ГАЗПРОМ

1.Познавательное развитие. НОД

Тема:  “Твоё питание - твоё здоровье”

Задачи:

Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах.

Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться.

Воспитывать ответственность за своё здоровье

2. Экскурсия на кухню детского сада.

Тема: “И вкусно, и полезно!”

Задачи:

Закреплять представление детей о значимости сбалансированного питания.

Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.

3.Выставка творческих работ “Весёлый натюрморт”

Задачи:

Закреплять знания детей о правильном питании и ценных продуктах.

Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов.

4. Совместная деятельность.

Тема: “Карта полезных продуктов”

Задачи:

Систематизировать полученные знания о полезных продуктах.

Воспитывать умение применять полученные знания.

5. Консультация родителям

Тема: “Разумно есть - долго жить!”

Задачи: Показать родителям значение правильного питания для своевременного физического развития детей.

6.Дидактические игры

 «Полезно – вредно». - Уточнить знания о вредных и полезных продуктах.

 «Овощи и фрукты - уточнить знания о значении витаминов для здоровья.

7.С/р игра «Повар»

Развивающая среда-Пиктограммы движений, нетрадиционный материал для пальчиковой гимнастики, картотеки пальчиковой, дыхательной гимнастик, реклама продуктов в буклетах, журналах, сказки: И.Гурина «Волшебный суп», Т.Холкина « Как Андрюша животик кормил».

Декабрь

1.Познавательная беседа.

Тема: “Живительные силы”

Задачи:

Рассказать детям о значимости и важности воды для организма.

Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды в пищу.

2. Экспериментальная деятельность

Тема: “Превращения воды”

Задачи:

Расширять знания детей о различных состояниях воды.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.

3.Речевое развитие

Тема: Сочинение сказок, загадок, стихов о воде.

Задачи:

Развитие речи, сочинительской деятельности.

Воспитание культуры речи.

4. Совместная деятельность.

Тема: Коллаж “В чём содержится вода”.

Задачи:

Систематизировать полученные ранее знания детей о воде.

Воспитывать познавательный интерес.

5.Консультация для родителей “Поговорим о воде”

Задачи: Показать родителям значение воды для своевременного физического развития детей.

6. Забавы на воде “Весёлая акватория”.

Задачи:

Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Закрепление правил поведения на воде.

7.С/р игра  «Спортивная школа» - тренировка спортсменов, выбор упражнений на различные группы мышц

Развивающая среда- схемы опытов с водой, игры: « Зоопарк настроений», домино «Чувства»,  «Команда чемпионов»( зимние виды спорта),материал для создания коллажа- «Волшебный сундучок»,альбомы, календари с видами рек, озёр, морей, водопадов.

Январь

1.Познавательное развитие. НОД

Тема: “Вита - значит, жизнь”

Задача:

Программное содержание: Обогащать представление детей о витаминах, их роли в жизни человека. Познакомить с основным витаминами «А», «В», «С», «D», в каких продуктах содержатся, какую роль играют для здоровья человека. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей, развивать потребность в здоровом, активном образ жизни. Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.

2.Речь и речевое общение. Изготовление книг самоделок

Тема: “Вкусные истории в стране витаминов” (составление книги рецептов).

Задачи:

Развивать умение применять знания в новых условиях.

Воспитывать творческие способности.

3.Познавательная беседа

Тема: “Что необходимо для роста и зрения?”

Задачи:

Познакомить детей с витамином А.

Дать представление о том, вы каких продуктах его содержание наиболее высоко и как он положительно влияет на организм.

4. Тематический вечер “Вита- значит жизнь!”(совместно с родителями)

Задачи:

Создание условий для сотрудничества с родителями в воспитании детей.

Воспитание культуры здорового семейного отдыха.

Развивающая среда- тематический словарь «Органы чувств человека»,игры:«Аскорбинка и её друзья», «Вижу, слышу, чувствую», « Я изучаю себя».

Февраль

1.Познавательное развитие. НОД

Тема: « Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи

Познакомить детей с историей появления и возникновения мяча, происхождением слова «мяч».

Упражнять в умении владеть мячом.

2. Экскурсия в аптеку.

Задачи:

Познакомить детей с работой аптеки.

Расширять кругозор детей о витаминах.

Воспитывать культуру поведения.

3. Сюжетно- ролевая игра “Аптека”

Задачи:

Закреплять представление о работе аптеки.

Воспитывать уважение к представителям данной профессии.

4.. Изобразительная деятельность. Лепка

Тема:“Весёлая пекарня”

Задачи:

Развитие навыка лепки из теста, мелкой мускулатуры пальцев.

Воспитание бережного отношения к хлебу.

5.Познавательное развитие. НОД

Тема: « Путешествие пирожка»

Задачи:

Систематизировать представления детей о работе пищеварительной системы, что в неё входит. Продолжать учить заботиться о своём организме, прививать элементарные гигиенические навыки.

6.Конструирование «Спортивная школа».

8.Спортивный праздник «Вместе с папой».

Развивающая среда- Центр двигательной активности: мячи, скакалки, обручи, кегли, кольцеброс, массажные коврики и мячи, моталочки, раскидайки, дидактическое пособие с зимними видами спорта,спортивные журналы.

Март

1. Познавательное развитие. НОД

Тема: «Удивительные ладошки»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с организмом человека ,с назначением кистей рук у человека.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук ( через массаж, пальчиковую гимнастику)

2. Сюжетно- ролевая игра “Кафе”

Задачи

Развитие потребности в полезной пище.

Обогащение социального опыта.

Воспитание навыков культуры поведения.

3. Познавательная беседа.

Тема: «Забота о здоровье-победа над болезнью».

Задачи: Дать знания о необходимости укрепления защитных сил организма; научить детей не бояться врачей и делать прививки.

4.Речевое развитие

Чтение «Про бегемота, который боялся прививок» В. Сутеев.

Программное содержание: Развивать интерес к литературе. Обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей. Воспитывать желание к здоровому образу жизни.

Чтение «Прививка» С. Михалкова

Цель: уточнить знания детей зачем делают прививки

5. Работа с родителями

 Беседа «Польза прививок».

 6.С/ р игра  «Семья» - объединение сюжетов (обед в семье- составление меню для витаминизации; магазин-предпочтение в выборе продуктов отечественного происхождения;

Развивающая среда- игры: «Первая помощь»(лото), «Валеология или здоровый малыш»( кожа, питание, сон),  « Путешествие в мир эмоций»,схемы к игре «Палочки Кюизенера»(спортивный инвентарь).

Апрель

1.Познавательное развитие. НОД

Тема: “Наши зелёные друзья”

Задачи:

Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, используемых для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула, укроп)

Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.

2.Познавательная беседа “Аптекарский огород”

Задачи:

Уточнять и расширять представления детей о том, что необходимо для посадки и роста растений (условия, оборудование)

Воспитывать трудолюбие.

3.Экспериментальная деятельность.

Тема: “Что нам надо для роста?”

Задачи: Расширить знание детей о необходимых условиях выращивания лекарственных растений.

4.Консулътация родителям

Тема: “Советуем посадить дома”

Задачи: Помощь в организации совместной деятельности детей и родителей.

5.Рисование с натуры «Цветок - Алоэ»

П. с. Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Обогатить знания детей о лекарственных растений, познакомить с комнатным растением Алоэ. Дать знание о строение органов дыхания, о значение чистого воздуха для здоровья человека. Закреплять умение рисовать с натуры, передавать характерное сходство. Закреплять умение рисовать карандашами. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

6.Познавательное развитие. НОД

Тема: « Наши зоркие глаза»

Задачи: Продолжать знакомить детей с организмом- органы зрения человека.

          Воспитывать заботливое отношение к своему организму.

7.Познавательная беседа.

Тема: «О здоровье и о чистоте»

Задачи :Уточнять и расширять представления детей о чистоте и здоровье.

          Воспитывать трудолюбия

8.С/р игра « Строительство города»-( посадка деревьев для очищения воздуха)

Развивающая среда- игра «Вижу слышу, чувствую», «Зоопарк настроений», центр двигательной активности: султанчики, ленточки, классики, дорожка для перекрёстной ходьбы, игра  «Твистер»,обводки, трафареты по теме.

Май

1. Обобщающая беседа.

Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Задачи:

 Систематизировать знания детей о составляющих понятия «здоровье», упражнять детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Закреплять знания о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».Активизация словаря: здоровье, витамины. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

2.Самостоятельная деятельность

Изготовление альбома: «Секреты здоровья».

3.Досуг «Спортландия -страна здоровья».

Задачи: Создать у детей эмоциональный настрой. Уточнить знания о здоровом образе жизни. Воспитание чувств ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём.

. Материал. «Чудесный мешочек», магнитофон, предметные картинки, мячи, обручи.

Ход.

Две команды: Крепыш, Неболейка.

Приветствие команд.

1. Музыкальная разминка (физкультурные упражнения)

2. Отгадывание загадок (про здоровье)

3. Кто больше (дети называют пословицы и поговорки о здоровье)

4. Делайте, как мы, делайте вместе с нами, делайте лучше нас! (дети выполняют пальчиковые игры или физкультминутки)

5. Художники: «Как я устроен изнутри».

6. Музыкальная пауза «Аэробика».

7. Чудо-дерево (дети вешают на дерево полезные продукты)

8. Игра - эстафета «Кто – быстрее» (с мячом)

Домашние задание: дети вы многое узнали, расскажите своим родителям где находиться наше здоровье и как нужно о нём заботиться и приготовьте с ними полезный шашлык. (объявляется фотоконкурс «Шашлык здоровья») Закончился наш праздник, что мы с вами делали? Я вижу на ваших лицах улыбки. А хорошее настроение и улыбка - как защита от болезней.

Звучит песня «Солнце, воздух и вода».

4.Выставка детских работ “Азбука здоровья”

Задачи: Знакомство родителей с работами своих детей, выполненных в рамках проекта “Азбука здоровья”.

Подвижные игры

: «Гуси», «Поймай мяч», «Совушка- сова», «Коршун и наседка», «Не сбей флажок», «Город-село», «Ловишки с лентами», «Золотые ворота», «Лягушки и цапля», «Волки во рву», «Гори-гори ясно», «Найди себе пару», «Кольцеброс», «Кот и мыши», «Найди, где спрятано», «Кто быстрее от дерева к дереву», «Море волнуется», «Хромая лиса», «Охотники и утки», «Пустое место», «Выбивалы», «Прятки» и д

Индивидуальная работа

 «Прыжки на одной и двух ногах», «Броски и ловля мяча», «Прыжки в длину, в высоту, из обруча в обруч», «Метание в цель, вдаль», «Пройди по бревну», «С кочки на кочку», «Перебрасывание и ловля мяча двумя руками», «Брось дальше».

3-й Этап: (заключительный) – анализ и оценка результативности реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка спортивно- оздоровительного направления "Здоровей-ка"

Программа кружка спортивно- оздоровительного напавления...

Спортивно-оздоровительный проект «Здоровая семья - здоровый ребёнок»

Забота  о  здоровье  детского и взрослого населения   занимает  во  всём  мире  приоритетные  позиции, т.к. в  любой  стране  нужны...

Физкультурно-оздоровительный проект "Здоровая планета начинается с меня"

Проект физкультурно-озддоровительный, информационно -игровой, практический, тактико-ориентированный,групповой, долгосрочный....

Физкультурно-оздоровительна программа Здоровый малыш

В программе отражены цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, ожидаемые и конечные результаты физкультурно-оздаровительной программы....

Проект: Создание физкультурно-оздоровительного центра «Здоровый малыш»

  Возрастающее количество часто болеющих детей, не имеющих устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья; недостаточность знаний  родителей о методах ЗОЖ; привитие ре...

Авторский проект "Семейный Оздоровительный клуб "Здоровей-ка""

Данный проект выполняет функцию организатора взаимодействия и просвещения педагогов ДОУ , детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом....

Конспект спортивно-оздоровительного занятия «Здоровым быть здорово!»

Конспект спортивно-оздоровительного занятия «Здоровым быть здорово!»(для старшей группы) МБДОУ ДС № 247. Нижний Новгород. Воспитатель Добрякова Елена Викторовна. Задачи:o...