«Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,формирование здорового образа жизни
Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью,чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путемсоздания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_model_zozh.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга
Сообщение
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Выполнил воспитатель
ГБДОУ детский сад №4
Приморского района Санкт-Петербурга
Морару С.В.
Санкт-Петербург
2017
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача.
Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека: умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку
Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного, полноценного создания и развития, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации жизненных интересов на ЗОЖ.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная Организация Здравоохранения)
Здоровый образ жизни — Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.
Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях:
1. Укрепление и сохранения здоровья детей
2. Прививание навыков ЗОЖ
3. Способствование формированию физической культуры ребёнка
Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников:
- формировать представления о том,
что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ;
- воспитывать навыки здорового поведения:
- любить двигаться,
- есть побольше овощей, фруктов;
- мыть руки после каждого загрязнения;
- быть доброжелательным;
- больше бывать на свежем воздухе;
- соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес, эстетический вкус.
Составляющие здорового образа жизни
- Двигательная активность, физическая культура и спорт
- Закаливание, профилактика болезней.
- Рациональный режим
- Правильное питание
- Личная гигиена
- Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду
- Экологически грамотное поведение
- Двигательная активность, физическая культура и спорт
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег (ежедневно);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на занятиях;
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (восхождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники;
- Дни здоровья (с привлечением родителей);
- летняя оздоровительная площадка.
- Закаливание, профилактика болезней.
Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.
Воздушные, солнечные ванны, водные ванны,
- Рациональный режим
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение по времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха
Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья
- Правильное, здоровое питание
- здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- Личная гигиена
Гигиена кожи, гигиена одежды, гигиена жилища, гигиена воды, гигиена питания, кгн
- Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие
умения слушать и говорить, умения отличать ложь от
правды;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
- Экологически грамотное поведение
- Экскурсии в лес,
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
- Прогулки,
- Походы на луг,
- Игры на свежем воздухе
Условия для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
- Предметно-пространственная среда
нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение реализации системы, создание оздоровительной предметно-развивающей среды)
- Системность использования здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса)
Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:
* непосредственную образовательную деятельность
* соблюдение режима дня и режимных моментов
* закаливание
* игру
* прогулку
* индивидуальную работу
* самостоятельную деятельность
* работу с родителями
- Работа с родителями
* Родительское собрание
* Консультации
* Круглый стол (гостиные, мастер-классы и т.д.)
* День открытых дверей
* Занятия и мероприятия с родителями
* Клуб родителей
Заключение:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач развития страны. В ФГОС огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:
- Формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
- Формирование здорового образа жизни.
И мы педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Модель здорового ребенка
ФАКТОРЫ
Здоровое питание, наследственность, экология полноценный сон, соблюдение режима дня, ЗОЖ, двигательная активность, прогулки и др.
ЗДОРОВЬЕ
СЛЕДСТВИЕ (ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА)
физически развитый
овладевший культурно-гигиеническими навыками
любознательный, активный
эмоционально-отзывчивый
культурный
интеллектуально развитый
Ствол – это здоровье
κ Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл валеологических игр, направленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников
Формировать привычку к здоровому образу жизни необходимо с самого раннего возраста. Предложенный цикл валеогических ...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Для чего нужно формировать навыки здоровый образ жизни у дошкольников?И почему именно в период дошкольного детства считается наиболее эффективным формирование ЗОЖ?...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Опыт работы по валеологическиму воспитанию...
Сетка занятий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Выдающийся педагог Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили б...
Конспект ООД Формирование здорового образа жизни у дошкольников. "Моё здоровье в моих руках"
Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни....
Консультация для педагогов «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни старших дошкольников.
Дошкольный возраст — самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения. ...