Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым — Здорово!»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым — Здорово!»
Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели группы, старшая медицинская сестра, учитель-логопед.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тип проекта: долгосрочный, групповой, практико – ориентированный.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции)
Цель проекта:
сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
- укрепление здоровья детей;
- повышение активности функций организма и общей работоспособности;
- обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени
пребывания в детском саду;
- овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах
укрепления собственного здоровья.
Актуальность:
Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. В свое время В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности.
Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. Многие ученые отмечают, что в основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Фундамент здоровья и формирования тела закладывается в дошкольном возрасте.
Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование физических возможностей воспитанников. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Ожидаемые результаты
- Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 40%;
- Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ по вопросам здорового образа жизни на 60%;
- Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 95%.
Основные пути реализации данного проекта:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Распространение передового опыта.
Принципы реализации проекта.
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
- учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Этапы работы над проектом:
Первый этап - подготовительный
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- формулирование задач и цели проекта;
- подбор методической. справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Второй этап – основной
- анализ собранной информации, выделение главной мысли;
- организация работы над проектом;
- реализация проекта.
Третий этап – заключительный
- написание работы;
- оформление презентации;
- защита проекта.
Схема реализации проекта:
Сентябрь: «Личная гигиена»
Продолжать оздоровительную работу с детьми, начатую в летний период
Вести пропаганду среди родителей о здоровом образе жизни.
- Консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый малыш».
- Фотовыставка «Лето. Ах, лето! »
- Дидактическая игра "Умею - не умею" (по типу "Съедобное не съедобное").
- Непосредственно образовательная деятельность "Из чего я сделан?" (познание).
- Художественно эстетическая деятельность: рисование «Из чего сделан Я?»
- Подвижные игры на свежем воздухе.
- Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
- Беседа с врачом о болезнях грязных рук и мерах профилактики.
- Экскурсия в прачечную детского сада.
Октябрь: «Закаливание детского организма»
Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний.
- Беседа с родителями: «Если хочешь быть здоров…»
- Подвижные, динамические игры.
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, корригирующая, на предупреждение плоскостопия, осанки, зрения).
- Игры с водой, ежедневные прогулки.
- Закаливающая гимнастика после дневного сна.
- Тематическое занятие «Страна волшебная – здоровье!»
- Беседа с врачом о болезнях кожи, мерах профилактики.
- Оформление стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Ноябрь «Врачи – наши помощники»
Изготовить картотеку дидактических иллюстрированных пособий для родителей с целью их просвещения в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- Папка-передвижка «Виды гимнастик в детском саду и нашей группе».
- Семинар-практикум для родителей «Пальцами играем – речь развиваем».
- Использование картотеки пальчиковых, дыхательных игр на занятиях с детьми, в режимных моментах.
- Экскурсия в медицинский кабинет
- Игра-занятие «Айболит в гостях у детей»
- Беседа с детьми «О здоровой пище».
- Дидактические игры: «Отгадай на вкус»; «Чудесный мешочек»
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Ю. Тувим «Овощи», загадки о фруктах и овощах.
- Сюжетно-ролевая игра "Больница", «Поликлиника».
Декабрь «Играем – здоровье укрепляем!»
Удовлетворять потребность детей в двигательной активности;
воспитывать привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;
пополнить ФИЗО уголок нетрадиционным оборудованием, дать рекомендации родителям по использованию данного оборудования.
- Оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка»
- Изготовление картотеки подвижных игр и использование её в режимных моментах, на занятиях физической культуры.
- Пополнение физкультурного уголка атрибутами для подвижных игр.
- Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования из бросового материала.
- Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования
- Игры-забавы, подвижные игры.
- Игры-тренинги «Давай с тобой подружимся».
- Физкультурный праздник «Зимние забавы»
- Фотоколлаж «Игры детей дошкольного возраста»
- Чтение художественной литературы: Ю. Кушак «Снежная баба», Г.Х. Андерсен
"Снежная королева", русская народная сказка «Снегурочка».
Январь «Психологическое здоровье детей»
Обеспечивать благоприятные условия, способствующие предупреждению эмоционального неблагополучия детей.
Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение.
- Индивидуальные беседы с родителями «Сказкотерапия в установлении положительных эмоций детей».
- Игры, которые лечат: песочная терапия, игры с водой (использование стола «Песок-вода»).
- Использование методов нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошками).
- Выставка детских творческих работ.
- Психогимнастика.
- Конструирование и лепка из книги Г. Юдина "Главное чудо света".
- Практические упражнения и простейшее экспериментирование «Пойми себя».
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Радость», «Ежики смеются».
- Родительское собрание «О здоровье всерьёз».
- Экскурсия "За здоровьем в зимний лес".
Февраль «Безопасность»
Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, в группе, в повседневной жизни.
- Изготовление макета дороги;
- Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий на тему «Огонь-друг, огонь-враг»;
- Консультация для родителей «Источники опасности для детей».
- Дидактическая игра «О чём говорит светофор»
- Тематическое занятие «Юные пожарные спешат на помощь»
- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница», «01- пароль отважных», Л. Толстой «Пожарные собаки».
- Беседы с детьми: «Безопасность в нашей группе», «В мире опасных предметов».
Март «Спортом заниматься целый день не лень!»
Укреплять здоровье детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии;
информировать родителей о проводимых оздоровительных мероприятиях в режимных моментах.
- Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
- День открытых дверей для родителей - участие родителей в утренней гимнастике, на ФИЗО занятии, на прогулке, в гимнастике после сна «Мечты о лете».
- Мастер-класс для родителей по физкультурно-оздоровительной работе
с использованием здоровьесберегающих технологий «В весеннем лесу».
- Тематическое занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке! »
- Физкультминутки.
- Динамические паузы.
- Выставка детских работ: «Быть здоровыми хотим!»
Апрель «Самомассаж в жизни детей»
Продолжать использовать в работе нетрадиционные формы оздоровления детей: приёмы массажа биологически активных точек; самомассажа тела.
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
- Изготовить картотеку разнообразных видов игрового массажа.
- Пополнить физкультурный уголок нестандартным оборудованием из бросового материала, атрибутами для самомассажа.
- Консультация - практикум для родителей «Обучение приёмам массажа»
- Использование игр- релаксаций.
- Массаж биологически активных зон (лица, рук, головы) с использованием художественного слова.
- Пальчиковая гимнастика.
- Использование музыкального сопровождения во время самомассажа.
- Чтение художественной литературы: С. Прокофьев «Румяные щёчки», В. Бондаренко «Язык и уши».
- Игра-занятие «В стране Лёгких" или "Путешествие воздушных человечков»
Май
Выяснить, насколько осознаны полученные представления; опираются ли они на них при решении возникшей проблемы;
Прослеживается ли в поведении детей направленность на здоровый образ жизни;
- Обобщённые занятия по теме: "Я и моё тело".
- Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
- Подвижные игры.
- Обсуждение прочитанных рассказов по темам: "Я и моё тело", "Как сохранить здоровье", "Правила безопасности жизни".
Презентация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста: «Быть здоровым – здорово!»
Предполагаемые результаты проекта:
- повышение уровня физического здоровья детей;
- осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному
фактору успеха на последующих этапах жизни;
- повышение активности функций организма и общей работоспособности;
- психологический комфорт на протяжении всего времени пребывания в детском саду;
- овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления
собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни»
Матариал для проведения педагогического совета в детском саду по здоровьесберегающим технологиях....
Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям через нестандартное оборудование «Боровичок – Здоровичок»
Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования....
Презентация проекта по здоровьесберегающим технологиям "Здоров я - здорова и семья"
проект по здоровьесбережению...
Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»
Актуальным и важным для детей с ТНР в логогруппах - формирование у детей убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к...
Конспект НОД по здоровьесберегающим технологиям «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»
laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...
Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»
Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ». Задачи:Повысить у...
Образовательный творческий проект с использованием здоровьесберегающих технологий "Быть здоровым - здорово!"
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефект...