«Су –Джок терапия в коррекционно – педагогическом процессе»
методическая разработка на тему
На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su_-dzhok_terapiya_v_korrektsionno_-_pedagogicheskom_protsesse.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Су –Джок терапия в коррекционно – педагогическом процессе»
На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Задачи:
· Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
· Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
· Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
· Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:
· Развитие фонематического слуха и восприятия;
· Коррекция произношения;
· Совершенствование навыков пространственной ориентации;
· Совершенствование лексико – грамматических категорий;
· Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Используя элементы Су – Джок терапии, применяю следующие методы и приемы:
· Взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку)
· Словесные приемы ( потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)
· Игровые приемы (занятия – игра, игровые упражнения)
· Практические действия (массаж кистей, пальцев рук)
Су – Джок терапию проводим поэтапно:
1. Этап
Знакомство детей с массажером , правила его использования.
2. Этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3. Этап.
Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.
В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, резиновые мячики, аппликатор Кузнецова, деревянные валики.
Рассмотрим по подробнее некоторые формы работы с детьми с помощью массажеров.
1. Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
· Массаж специальным шариком Су-Джок. . Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
- Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
- Катать мячик в ладонях по кругу;
- Перебирать мячик пальчиками;
- Сжимать мячик пальчиками;
- Крутить мячик пальчикам;
- Подбрасывать и ловить мячик;
- Сжимать мячик в руках;
- Перекидывать мячик из одной руки в другую.
Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Использование массажера при выполнении гимнастики во время физ.минутки
- Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
· Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
· Массаж с помощью аппликатора Кузнецова (ладошки)
- игра на пианино
- пальчики здороваются
· Массаж деревянными валиками (дети повторяют слова и выполняют действия с валиком в соответствии с текстом)
На поляне, на лужайке /катать валик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке валиком/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке валиком/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить валиком каждый палец/
2. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное кольцо)
Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
- «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками
(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика )
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (аппликатор Кузнецова)
Одновременное произношение звуков, слов с движением и прожимами на аппликаторе.
Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия
Характеристика звука (с помощью массажного шарика, аппликатора Кузнецова)
· «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)
красный – для гласных;
синий с колечком – для звонких твердых согласных;
синий без колечка – для глухих твердых согласных;
зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;
зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.
· Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
· Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
· «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
· «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
· «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
Звуковой и слоговой анализ слов
· Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.
· Слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай» (прижимы на аппликатор «ладошку»)
Связь звука с буквой
· Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)
· Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.
4. Совершенствование лексико –грамматических категорий
· Словообразование, словоизменение
«Шарик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием шарика или деревянного валика друг другу
«Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?»
Совершенствовании навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
5. Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко, палец – угадай»
Вашему вниманию предлагается практическое применение Су – Джок терапии с помощью Су – Джок шарика (Сказка про ежика)
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Су-Джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников"
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи....
Игровые упражнения в стихах для Су – Джок терапии в коррекционно - педагогическом процессе.
В педагогической деятельности можно использовать здоровьесберегающие технологии. Одной из них является "Су-джок терапия". Регулярное применение даёт положительные результаты...
Игровые упражнения в стихах для Су- Джок терапии в коррекционно- педагогическом процессе.
В насоящее время , появилось возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- джок метода....
Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе
Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе ...
Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе.
В своей работе с детьми мы использует такую нетрадиционную технологию – как «Су-джок терапия». Приемы Су - Джок терапии используем с целью общего укрепления организма, для развития р...
Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе
Использование Су -джок мячиков для развития речи детей....
Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе
В своей работе с детьми мы использует такую нетрадиционную технологию – как «Су-джок терапия». Приемы Су - Джок терапии используем с целью общего укрепления организма, для развития р...