«Су –Джок терапия в коррекционно – педагогическом процессе»
методическая разработка на тему

Мандрыка Татьяна Николаевна

  На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с  различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Су –Джок терапия в коррекционно – педагогическом процессе»

    На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с  различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. 

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:   

·                    Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

·                    Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;

·                    Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

·                    Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:

· Развитие фонематического слуха и восприятия;

· Коррекция произношения;

· Совершенствование навыков пространственной ориентации;

· Совершенствование лексико – грамматических категорий;

· Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Используя элементы Су – Джок терапии, применяю следующие методы и приемы:

· Взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку)

· Словесные приемы ( потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)

· Игровые приемы (занятия – игра, игровые упражнения)

· Практические действия (массаж кистей, пальцев рук)

Су – Джок терапию проводим поэтапно:

1. Этап

Знакомство  детей с массажером , правила его использования.

2. Этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

3. Этап.

Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.

В своей практике я применяю  су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, резиновые мячики,  аппликатор Кузнецова,  деревянные валики.

Рассмотрим по подробнее некоторые формы работы с детьми с помощью массажеров.

1.          Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

·                    Массаж специальным шариком Су-Джок. . Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

-  Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
-  Катать мячик в ладонях по кругу;
-  Перебирать мячик пальчиками;
-  Сжимать мячик пальчиками;
-  Крутить мячик пальчикам;
-  Подбрасывать и ловить мячик;
-  Сжимать мячик в руках;
-  Перекидывать мячик из одной руки в другую.

Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад  - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.

Использование массажера при выполнении гимнастики во время физ.минутки

- Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.  И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

·                    Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Раз – два – три – четыре – пять,    (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

·                    Массаж с помощью аппликатора Кузнецова (ладошки)

игра на пианино

- пальчики здороваются

·                    Массаж  деревянными валиками  (дети повторяют слова и выполняют действия с валиком в соответствии с текстом)

На поляне, на лужайке         /катать валик между ладонями/

     Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке валиком/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке валиком/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

     «С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить валиком каждый палец/

2.          Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное кольцо)

Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

- «Шарик мы ладонью  «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками

(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика )

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (аппликатор Кузнецова)

Одновременное произношение звуков, слов с движением и прожимами на аппликаторе.

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.

3.          Развитие фонематического слуха и восприятия

Характеристика звука (с помощью массажного шарика, аппликатора Кузнецова)

·                    «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)

    красный – для гласных;

синий с колечком – для звонких твердых согласных;

синий без колечка – для глухих твердых согласных;

зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;

зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.

·                    Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.

·                    Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

·                    «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

·                    «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

·                    «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

Звуковой и слоговой анализ слов

·                    Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.

·                    Слоговая структура слова «По слогам словечко называй и  на каждый слог шарик доставай» (прижимы на аппликатор «ладошку»)

Связь звука с буквой

·                    Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)

·                    Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

4.          Совершенствование лексико –грамматических категорий

·            Словообразование, словоизменение

«Шарик кати – слово говори»

Игры с перекатыванием  шарика или  деревянного валика друг другу

 «Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?»

Совершенствовании навыков употребления предлогов

  «Ловко с шариком играем и предлоги называем»

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

5.          Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;

ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко,  палец – угадай»

Вашему вниманию предлагается практическое применение Су – Джок терапии с помощью Су – Джок шарика (Сказка про ежика)

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения в стихах для Су – Джок терапии в коррекционно - педагогическом процессе.

В педагогической деятельности можно  использовать  здоровьесберегающие технологии. Одной из них является "Су-джок терапия". Регулярное применение даёт положительные результаты...

Игровые упражнения в стихах для Су- Джок терапии в коррекционно- педагогическом процессе.

В насоящее время , появилось возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- джок метода....

Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе

Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе ...

Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе.

В своей работе с детьми мы использует такую нетрадиционную технологию – как «Су-джок терапия». Приемы Су - Джок терапии используем с целью общего укрепления организма, для развития р...

Игровые упражнения в стихах для Су-Джок терапии в коррекционно-педагогическом процессе

В своей работе с детьми мы использует такую нетрадиционную технологию – как «Су-джок терапия». Приемы Су - Джок терапии используем с целью общего укрепления организма, для развития р...

Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».

Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....