Консультация родителей и педагогов: "Творческий подход к обучению дошкольников основам хореографии"
консультация (старшая группа) по теме

Фильченкова Ольга Васильевна

Консультация для родителей и педагогов:

 

 «Творческий подход к обучению дошкольников основам хореографии»

 В МБДОУ «Црр - д/с№ 6» - хореографический кружок: «Радуга движений» функционирует с 2005 года. Программа, составленная педагогом дополнительного образования (хореографом), соответствует требованиям ФГОС ДО и утверждена на совете педагогов. Одним из  направлений работы кружка, является развитие физических навыков и  художественно - эстетических качеств детей.

Основными задачами работы хореографического кружка являются:
• увлечь, заинтересовать искусством хореографии;
• воспитывать у ребёнка начало танцевальной  культуры;
• дать необходимые двигательные навыки;
• дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела;
• способствовать гармоничному развитию души и тела ребёнка;
• развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствам музыкально – ритмических движений;
• способствовать общему художественно - эстетическому развитию детей.
Одним из обязательных условий гармоничного развития детей является формирование у каждого ребенка установки на укрепление здоровья. Для этого мной использовались: игровая пластика, дыхательная гимнастика, элементы логоритмики, упражнения на релаксацию.
Большое значение в формировании эстетических качеств детей, их духовного развития уделяется подбору репертуара, показу презентаций и мнемосхем, а также видео образцы танцев дошкольников. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого танца во многом зависит от того, как подать его, что сказать о нем, как направить внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало интерес. Для развития музыкальности и хореографических способностей, общей культуры ребенка в репертуар включается жанровая вокальная музыка: русские народные, классические, а также современные детские музыкальные произведения. Темпы усвоения репертуарных произведений зависят от индивидуальных особенностей воспитанников. Для успешной реализации программы «Радуга движений» и высокими показателями усвоения её детьми проводятся фронтальные подгрупповые занятия, индивидуальная работа. Это позволяет осваивать танцевальный материал в индивидуальном темпе каждого воспитанника.
   Не все дети дошкольного возраста   недостаточно хорошо владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.
Музыкально-ритмическая и хореографическая деятельность, активизирует и развивает физические, художественно – эстетические и нравственные качества ребенка, расширяет кругозор и знания в области жанров и географии танцев. Дети, могут по отрывку музыки определить характер, темп, динамику, показать движение соответствующие музыкальному материалу.  Поэтому в практической деятельности, мной уделяется большое внимание проектной технологии воспитания и образования.
В период от 5 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. Поэтому я на своих занятиях стараюсь все движения преподносить в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, ко всему этому добавляю музыкальное сопровождение, которое благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Для создания атмосферы увлеченности на занятиях я использую –здоровьесберегающие технологии.

·        Это элементы логоритмики, который позволяет естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

·        Дыхательная гимнастика, которая укрепляет здоровье ребёнка. Развивает образное мышление, позволяет войти в состояние покоя, способствует наладить взаимодействие педагога с каждым ребёнком.

·        Упражнения на релаксацию, позволяют детям восстановить силы, поменять род деятельности, вызывает познавательный интерес, сопровождается тактильными ощущениями, знакомят с окружающим миром. Я считаю, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально -ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект, развивают творчество детей.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои танцевальные занятия я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…».
Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты,  позы, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому я очень осторожно подхожу к подбору музыкального материала и видео презентаций с образцами танцевального искусства. Все авторские постановки подбираются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, имеют свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
На танцевальных занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (5-6 лет – 25минут; 6-7 лет -30 минут) и соответствует действующему положению Сан - Пин.
На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии я включаю в занятия музыкальные и танцевальные и дидактические игры.
Занятия в танцевальном кружке состоят из трёх частей. Вводная часть начинается с поклона. Затем следует подготовительная часть, которую составляют музыкально - ритмические упражнения, движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки, задания на построение и перестроение. Основная часть познавательная и тренировочная, где дети знакомятся с элементами всех видов танца, затем разучиваются композиции танцев. Третья часть занятия наиболее динамична, так как включает в себя игры, повторение наиболее понравившихся номеров, импровизационные этюды. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

Для танцевальной культуры характерно раскрытие прекрасного в природе ребенка, соединение реального и фантастического вымысла; хореографическая деятельность работает на становление личности, постепенно приобщает его к миру прекрасного. И потому систематические занятия хореографией очень полезны для физического развития детей: у них улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Дети, в отличие от взрослых, более успешно овладевают танцевальными движениями, возможностью выразить отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций.

Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском садуявляется необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.

В процессе занятий разучиваются и шлифуются танцы, которые исполнялись на всех праздниках, проводимых в детском саду.
Используемые мной формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволили создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Автор: Педагог дополнительного образования – хореограф:

Фильченкова Ольга Васильевна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...

Консультация для воспитателей Современные подходы к обучению дошкольников математике.

Данная консультация поможет правильно организовать работу по математическому развитию дошкольников согласно современным требованиям....

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам хореографии

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам хореографии...

«Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.»

Обучение детей хореографии  – это совместный труд педагога и детей, где результат зависит не только от мастерства и педагогического таланта хореографа, но и от старания, целеустремле...

Консультация для родителей «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

Консультация для родителей  «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»...