цикл занятий для детей 6-7 лет о питании
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Корнилова Ирина Валентиновна

как научить детей есть полезные блюда, как сделать кашу вкусной, что лучше съесть на ужин? Обо всем можно узнать из цикла занятий "Веселое меню на завтрак, обед и ужин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon цикл занятий "Веселое меню!390 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»  

Цикл занятий «Веселое меню на завтрак, обед и ужин»

в рамках внедрения Федеральной программы

«Разговор о здоровье и правильном питании»

в систему дополнительного образования детей

(для детей 6-7 лет)

                                                                   Разработала:

                                                                                                   Корнилова Ирина Валентиновна,

                                                                                       педагог дополнительного

                                                                                        образования, МБУ ДО

                                                                                                   «Эколого-биологический центр»

 

                                                         Адрес:

                                                                                            606000, Нижегородская обл.,

                                                                                              г. Дзержинск ул.Бутлерова 4Г

                                                                            Тел.(8313)25-23-13,

                                                                            факс(8313)26-15-23                                                

                                                                                       e-meil: ecos-bio@yandex.ru

Дзержинск

2016г.

 Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

занятие 1  для детей старшего дошкольного возраста,

 средний уровень сложности

Цель: формирование у детей представления о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного рациона питания.

Задачи:

  • обогащать знания детей о пользе каши;
  • расширять представления о том, из чего варят каши;
  • формировать интерес детей к исследовательской деятельности;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • рассмотреть с детьми гербарии со злаками (пшеница, гречиха, овес, просо, рис);
  • изготовить муляжи (бумажные тарелки с наклеенными на них крупами: геркулес, греча, рис);
  • подобрать наборы картинок с изображением продуктов питания (молоко, масло, фрукты, овощи, сухофрукты, орехи, грибы, рыба, сахар – три одинаковых комплекта);
  • прочитать рассказ В.Драгунского «Тайное всегда становится явным».

Материал к занятию: мяч, мультимедийная установка, мультфильм «Богатырская каша», мягкая игрушка дракон Памси, магнитная доска и магниты, муляжи «Гречневая каша», «Рисовая каша», «Геркулесовая каша», иллюстрации различных продуктов питания.

Ход занятия

1. Оргмомент

        Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает начать занятие с веселой разминки (логоритмика).

Я – показать на себя

Здоровье – поза «силач»

Сберегу – обнять себя руками

Сам себе я – правая и левая руки положить на грудь поочередно

Помогу – пожать одну руку другой

 (дети садятся на стулья)

2. Основная часть

Воспитатель:

- вы уже знаете, что наше здоровье зависит от нас самих, давайте же вспомним что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(ответы детей)

Воспитатель:

- вы сказали, что нужно есть полезную еду, а какую еду вы считаете полезной?

(ответы детей)

Воспитатель:

- к нам в гости опять пришел дракончик Памси. Щека у него перевязана, он вздыхает и глаза у него очень грустные. Памси говорит, что у него вдруг заболели зубы, но «вдруг» ничего не бывает. Я попросила его рассказать, что он ест и оказалось, что он на завтрак ест только варенье и шоколад. Правильно ли это?(ответы) А что вы едите на завтрак?(ответы)

Сейчас мы проверим, знаете ли вы названия каш.

Игра «Бывает - не бывает»

(дети стоят около стульев, воспитатель говорит названия каш. Если такая каша существует, дети гладят себя по животу – перловая, манная, рисовая, пшенная и т.д.. Если такой каши не бывает, дети качают головой, вытянув руку вперед – арбузная, карамельная, огуречная, сосисочная и т.д.)

Воспитатель:

- молодцы! А скажите мне о каких людях говорят: «Он мало каши ел!»

(ответы детей)

Воспитатель:

- да, так говорят о слабых, вялых людях, которые быстро устают, потому, что не едят кашу. А откуда в каше такая сила?

(ответы детей)

Воспитатель:

- все знают, что каша полезна и, тем не менее, не все любят кашу. Поднимите руки, кто не любит кашу. А какую кашу не любите? (опрос детей)

- сейчас я расскажу вам как сделать любую кашу вкусной. Многие не любят гречневую кашу, вот у меня тарелка с «Гречневой кашей» и еще много  картинок с изображением вкусных продуктов, давайте подумаем, что можно добавить в гречневую кашу. (тарелка крепится на доске, вокруг нее располагаются карточки с продуктами. Дети предлагают свои варианты добавок, в зависимости от вкусовых пристрастий. Та же работа проводится с «Рисовой кашей» и Геркулесовой кашей»)

3. Игра-практикум

Воспитатель:

- а теперь я приглашаю вас к столу. За первый стол сядут дети, которые не любят рисовую кашу, за второй стол приглашаю тех, кто не любит геркулесовую кашу, а тех кто не любит гречневую кашу, прошу за третий стол. Сейчас вы сами подберете  добавки для каши по своему вкусу. Если на вашем столе нет картинок с продуктами, которые вам нужны, нарисуйте их. (воспитатель контролирует процесс, подходя к столам и предлагая помощь). На задание дается 3-5 минут. 

Воспитатель:

- предлагаю посмотреть, какие же продукты дети предлагают для улучшения вкуса каш.

(обсуждение выполненного задания)

4. задание на дом

Воспитатель:

-предлагаю в выходные вместе с родителями подобрать добавки к любой каше по вашему желанию и рассказать нам о самых вкусных вариантах.

 А теперь предлагаю вам посмотреть мультфильм»

5. Видеосеанс «Богатырская каша»

6. Рефлексия

Воспитатель:

-понравился ли вам мультфильм? Почему же необходимо есть каши? (ответы детей)

«Этюд души» (Выполняется стоя)

Спасибо тебе, Земля – ладошки параллельно полу

Спасибо тебе, Вода – ладошки вперед, движение вверх, вниз

Спасибо тебе, Воздух – ладошки на плечи, смотрим вверх

Спасибо тебе, Солнце – руки вверх, ладоши в стороны

Воспитатель:

- как называется прием пищи, следующий за завтраком? (обед)

Совершенно верно, о том, как правильно составить меню для обеда мы поговорим на следующем занятии.

Что нам съесть на обед

занятие 2 для детей подготовительной группы,

высокий уровень сложности

Цель: формирование представления об обеде как обязательном дневном приеме пищи, его структуре

Задачи:

  •  закреплять представления детей о структуре обеда;
  • обогащать активный словарь детей существительными горячее блюдо, гарнир, десерт, закуска;
  • познакомить с понятием «объем»
  • воспитывать культуру еды, совершенствовать знание правил поведения за столом.

Предварительная работа:

  • во время режимных моментов (завтрака, обеда и полдника) обращать внимание детей на разнообразие меню, называть блюда, говорить из чего они приготовлены;
  • провести беседу о кулинарных пристрастиях в семьях воспитанников;
  • в свободной деятельности проводить игры типа: «Сварим суп», «Приготовим компот» и т.д;
  • подготовить карточки с названиями блюд для обеда, разделив их по цветам (закуски – зеленого цвета, горячее блюдо – красного, мясное или рыбное – желтого, гарнир – оранжевого, напиток – голубого, десерт – розового, количество карточек равно количеству рабочих столов, карточки могут содержать названия не очень полезных блюд, жареных или содержащих майонез, задача детей выбрать полезные блюда);
  • распечатать раздаточный материал с заданиями на каждого ребенка.

Материал к занятию: магнитофон, аудиозаписи, шесть пластиковых стаканчиков с метками 80 млл., дно стакана изнутри выкрашено зеленой акварелью, 200 млл., 50 млл.- красная акварель, 70 млл – желтая, 130 млл. - оранжевая, 200 млл - голубая, бутылка воды (1 литр), ручки или карандаши по количеству детей,  разноцветные карточки с названиями блюд для обеда, карточки с шестью пустыми стаканами на каждого ребенка.

Ход занятия

  1. Оргмомент игра «Запрещенное движение»

Дети стоят в кругу, водящий показывает «запрещенное движение», затем в быстром темпе демонстрирует любые движения по своему усмотрению, в том числе и «запрещенное». Водящие повторяют за ним все движения кроме «запрещенного». Тот кто повторит «запрещенное движение», выбывает из игры на один тур.

  1. Основная часть

Воспитатель:

- я сегодня немного расстроена. Весь вчерашний вечер я ждала своего друга Васю, о котором я вам часто рассказываю. Он уехал к бабушке в другой город и мы долго не виделись. Но Вася прислал сообщение следующего содержания: «Придти не смогу, потому что лежу в больнице. Здоровье мое резко ухудшилось. Болит голова, в глазах «звездочки», все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед – торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир, пепси-кола. Это моя любимая еда, поэтому скоро я буду здоров. До встречи».

- как вы думаете, скоро ли поправится Вася, если будет есть все это на обед? (ответы детей)

- в чем же Васина ошибка, давайте разбираться. Сколько блюд запланировал Вася на обед? (6 блюд) – это очень много и начинать обед нужно не с торта , а с закуски.

        Закуска – это свежие овощи или овощные салаты, салаты из соленых или квашенных овощей, сельдь или блюда из нее. Закуска способствует обильному отделению желудочного сока, чтобы пища попала в благоприятную среду и сразу начала перевариваться. Ведь вы уже знаете, что в «сухом желудке» пища не переваривается. Возьмите карточки зеленого цвета и выберите себе закуску.

(дети озвучивают свой выбор, исправляют ошибки, если они имеются)

        Суп – зимой – горячее блюдо обязательно. Потому что желудок не сможет начать переваривать суп до тех пор, пока не «подогреет» его до комнатной температуры и от горячего супа вы быстрее согреетесь и почувствуете себя сытым. Летом – допустимы холодные супы, но не прямо из холодильника, а комнатной температуры. Найдите карточки красного цвета и выберите суп для вашего обеда (дети озвучивают свой выбор, исправляют ошибки, если они имеются).

        Следующим будет мясное или рыбное блюдо - это может быть гуляш, котлеты тефтели, рыба отварная или  запеченная, курица. К мясному блюду полагается гарнир – в качестве гарнира лучше всего употреблять овощи запеченные, тушеные или отварные. Подберите для себя мясное или рыбное блюдо и гарнир

(дети озвучивают свой выбор, исправляют ошибки, если они имеются)

        Напиток – компот, сок, фруктовое пюре, печеные фрукты, кисель и т.д

  Найдите соответствующую карточку и подберите себе напиток (дети озвучивают свой выбор, исправляют ошибки, если они имеются)

Воспитатель:

- сосчитайте, сколько блюд вы приготовили себе на обед (4 блюда). Да это оптимальное количество блюд. Иногда, во время праздников, в обед включают пятое блюдо – десерт. Подберите себе десерт.

- а сколько блюд приготовил для обеда мой друг Вася? (6 блюд)

Но еще очень важно сколько можно съесть – объем вашего обеда.

  1. Практическое задание

( у воспитателя 6 пластиковых стаканов и литровая бутыль с подкрашенной водой, у детей карточки с трафаретами стаканов и карандаши)

Воспитатель:

- объем закуски - 80 миллилитров (наливает в стакан воду до отметки, вода окрашивается в зеленый цвет)

Отметьте такое же количество на первом стакане в своей карточке и закрасьте его.

Объем супа составляет 200-250 мл. (наливает в стакан воду до отметки, вода окрашивается в красный цвет).

Посмотрите, 200 мл. – это целый стакан  плюс еще ¼ , отметьте на 2-ом и  3-ем стаканах.

Объем мясного блюда – 70 мл. (наливает в стакан воду до отметки, вода окрашивается в желтый цвет), отметьте на 4-ом стакане.

Гарнир – это 130 мл. – наливаем, отмечаем.

Напиток – еще 200мл – целый стакан, 6 –ой по счету.

Воспитатель:

-посмотрите как много еды можно съесть за обедом, ведь уже прошло половина дня, мы потратили много энергии, но впереди еще половина и предстоит много сделать.

Желудок полный и сразу после обеда ложиться не рекомендуется. Чем же можно занять себя 30-35 минут перед сном? С полным желудком нельзя играть в игры большой подвижности.

  1. Самостоятельное задание

У каждого ребенка карточка с развлечениями разной степени подвижности, им необходимо подчеркнуть только те, которыми можно заняться после обеда. На выполнение дается 2 минуты, после чего 1-2 ребенка читают свои варианты, остальные проверяют.

  1. Рефлексия

Воспитатель:

- теперь вы сможете ответить на вопрос Васи? Скоро ли будет здоров мальчик, если будет питаться так, как планирует? (ответы детей)

Еще раз вспомните все о чем мы говорили сегодня и скажите, о чем мы забыли? (о хлебе).

Воспитатель:

- Совершенно верно, но эта тема большая и серьезная и мы обсудим ее на следующих занятиях.

Пора ужинать

занятие 3 для детей старших – подготовительных групп,

средний уровень сложности

Цель: формировать представления детей об ужине, как заключительном приеме пищи

Задачи:

  • Закреплять умение определять время по часам, отмечая  промежутки между приемами пищи;
  • Совершенствовать знания о том, что не все продукты усваиваются желудком за равное время;
  • Учить подбирать полезные наполнители для базовых блюд;
  • Воспитывать умение работать в парах и распределять задания.

Предварительная работа:

  • Путем опроса или анкетирования выяснить какие блюда предпочитают есть на ужин в семьях ваших воспитанников;
  • Изготовить картонные часы и во время режимных моментов отмечать время каждого приема пищи;
  • Нарисовать муляжи кусочков хлеба для игры и подготовить три одинаковых комплекта картинок с изображением разных продуктов (масло, майонез, кетчуп, колбаса, рыба, яйца, творог, овощи, фрукты, зелень и т.д.)
  • Подготовить три бумажные тарелки с наклеенными на них макаронами разного вида (спагетти, лапша, рожки или любые другие)

Материал: магнитофон, игрушка дракон Памси, три тарелки с макаронами разных сортов, муляжи бутербродов по одному на пару детей,  три комплекта картинок с изображением разных продуктов, бумажный циферблат со стрелками, настольные игры и физкультурное оборудование.

Ход занятия

  1. Оргмомент «Оздоровительная гимнастика»

Проводится детьми самостоятельно. Воспитатель называет тип гимнастики и предлагает желающим детям побыть тренером. ( Для плечевого пояса, для осанки, для кистей рук, для глаз и т.д.)

  1. Основная часть

Воспитатель:

- сегодня к нам в гости пришел Памси, он хочет посоветоваться. Все дело в том, что дракон решил пригласить друзей на ужин, но не знает в какое время лучше всего назначить ужин и какие блюда подать гостям. Давайте выясним это вместе.

Для того, чтобы определить время ужина, нужно запомнить несколько правил

  • Первое – ужинать нужно не позднее чем за два часа до сна. Как вы думаете почему? (ответы)

Воспитатель:

- конечно, если поужинать слишком поздно, трудно будет уснуть, ведь мозг не сможет отдыхать, он будет контролировать работу желудка. Посмотрите на часы, если вы ложитесь в 21 час, то вы должны поужинать не позднее 7-ми вечера (19). Давайте определим оптимальное время ужина для каждого. (Дети называют время укладывания и вычисляют время ужина, кто-то один отмечает свое время на картонных часах)

  • Второе – есть продукты, которые перевариваются очень медленно, это мясные продукты. Они могут находиться в желудке до 7-ми часов. Поэтому на ужин лучше мясо не есть. Подойдут тушеные овощи, кисломолочные продукты, яйца, сыр. Мы выяснили, что самое любимое блюдо в нашей группе - макароны. Сейчас мы попробуем подобрать продукты, с которыми лучше всего приготовить макароны на ужин.
  1. Подвижная игра-соревнование «С чем лучше есть макароны»

Дети стоят в трех колоннах параллельно друг другу. Около каждой команды столик с набором продуктов (одинаковых), а напротив каждой команды стол, а на ней тарелка с макаронами. По команде игроки каждой команды по одному берут один продукт и быстро переносят его к тарелке с макаронами, возвращаются в свою команду. После эстафеты все дети по очереди подходят к каждому столу и оценивают результат, исправляя ошибки.

Воспитатель:

-молодцы, вы справились с заданием. Но может случиться так, что вам придется ужинать бутербродами. Вы знаете что это? (ответы детей) Здесь действуют те же правила, что и для макарон. Давайте приготовим бутерброды на ужин.

  1. Практическая работа в парах «Бутерброды»

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, разбиваются на пары. У каждой пары свой муляж кусочка хлеба. Картинки (общие для всех) лежат на столе. Девочки готовят сладкие бутерброды, мальчики - не сладкие. На задание отводится 5-7 минут, после чего все варианты обсуждаются.

5. Рефлексия

Воспитатель:

- как вы думаете, теперь Памси сможет вовремя пригласить друзей к ужину? (ответы детей) А какие блюда он приготовит для них? (ответы)

- а для вас я приготовила задание на дом. Отметьте на часах время всех приемов пищи в вашей семье (каждому ребенку дается лист с пятью циферблатами, на которых они вместе с родителями проставят время завтрака, обеда, полдника, ужина и, возможно еще какого-то традиционного для них времени)

Список источников информации

  • Для педагогов:
  1. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филлипова Разговор о здоровье и правильном питании/ Методическое пособие, - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филлипова Разговор о здоровье и правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.  
  3. С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.:Генезис, 2002.
  4. В.Н.Романюта Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. М.: АРКТИ, 2002.
  5. С.И.Семенака Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.- М.: АРКТИ, 2002.
  • Для детей:
  1. Драгунский В. «Денискины рассказы»
  2. . Носов Н. Рассказы.
  3. Русские народные сказки.
  4. Хармс Д. «Очень – очень вкусный пирог».
  5. Чуковский К. Английские песенки
  • Видеотека:
  1. «Богатырская каша» мультфильм
  2. «Золотые колосья» мультфильм.
  3. «Пирожок» мультфильм

Приложения

Карточки с названием блюд для обеда

(занятие 2)

САЛАТ «ВЕСЕННИЙ»

(РЕДИС, ОГУРЕЦ, ЗЕЛЕНЬ, СМЕТАНА)

САЛАТ «ВИТАМИНКА»

(КАПУСТА СВЕЖАЯ, МОРКОВЬ,

ЯБЛОКО, ЗЕЛЕНЬ,

 МАСЛО РАСТИТЕЛЬНОЕ)

САЛАТ ИЗ КВАШЕНОЙ КАПУСТЫ

 С КЛЮКВОЙ

ВИНЕГРЕТ

САЛАТ «ЗДОРОВЬЕ»

(СВЕКЛА, ОГУРЕЦ СОЛЕНЫЙ,

ЧЕСНОК, МАЙОНЕЗ)

САЛАТ ИЗ ПОМИДОРОВ С

ЛУКОМ ПОД МАЙОНЕЗОМ

БОРЩ

ЩИ ИЗ СВЕЖЕЙ КАПУСТЫ

СУП – ПЮРЕ ИЗ ШАМПИНЬОНОВ

УХА ИЗ СУДАКА

СУП С ФРИКАДЕЛЬКАМИ

СУП ГОРОХОВЫЙ С ГРЕНКАМИ

РАССОЛЬНИК

СУП ВЕРМИШЕЛЕВЫЙ С КУРИЦЕЙ

КОТЛЕТА

РЫБА ЗАПЕЧЕНАЯ

ГУЛЯШ ИЗ КУРИНОЙ ПЕЧЕНИ

ФРИКАДЕЛЬКИ В ТОМАТНОМ СОУСЕ

РЫБА ТУШЕНАЯ ПОД ОВОЩАМИ

СОСИСКИ ОТВАРНЫЕ

КУРИНОЕ ФИЛЕ ЖАРЕНОЕ В СУХАРЯХ

КАРТОФЕЛЬНОЕ ПЮРЕ

МАКАРОНЫ ОТВАРНЫЕ С МАСЛОМ

РИС С ОВОЩАМИ

ЦВЕТНАЯ КАПУСТА

ОВОЩИ НА ГРИЛЕ

КАША ГРЕЧНЕВАЯ

ЧАЙ СЛАДКИЙ

КОМПОТ ИЗ СУХОФРУКТОВ

КВАС

СОК АПЕЛЬСИНОВЫЙ

КОФЕ С МОЛОКОМ

МОРС КЛЮКВЕННЫЙ

КИСЕЛЬ

ВОДА

Карточка 2

«Чем можно заняться после обеда?»

(Занятие 2)

Подчеркни только те занятия, которыми можно заняться после обеда

Играть в футбол                                                      Играть в компьютерную игру

Читать книгу                                                           Плавать

Кататься на велосипеде                                         Скакать

Рисовать                                                                    Вышивать

Играть в шахматы                                                  Играть в бадминтон

Смотреть телевизор                                                Играть в настольные игры

Карточка 3

(занятие 2)

Карточка 4

( занятие 3)

Карточка 4

( занятие 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 1 "Волшебный мир музыки"

Уважаемые родители! Сегодня я начинаю цикл занятий для детей под рубрикой "Чем занять ребенка дома". Вашему вниманию представляю занятие № 1 на тему " Волшебный мир музыки или как ...

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 3 "Угадай, на чём играю?" - викторина для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Сегодня я предлагаю  вашему вниманию Занятие № 3 из цикла "Чем занять ребенка дома!"Это музыкальная игра - викторина "Угадай, на чем играю?"...

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 2 "Звучать может всё"

Уважаемые родители! Сегодня в рубрике "Цикл занятий для детей" Я предлагаю занятие № 2 на тему "Звучать может всё!"  Или как сделать музыкальные инструменты своими руками совм...

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 4 "Ладушки"

Уважаемые родители!  Продолжаем цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Сегодня  это четвертое занятие  - "Ладушки" и предназначено оно для самых маленьких.Цель пред...

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 5 "Музыкальные ребусы и загадки для детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам разгадать вместе с детьми интересные музыкальные ребусы и загадки. Играйте  с детьми, радуйте их!...

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 6 "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Уважаемы дети и родители! На данном занятии я предлагаю вам интересную тему: "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами", цель которого -  расширить знания детей о русс...

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 7 "Игры с музыкальными инструментами для малышей"

Уважаемые родители! В данной консультации я предлагаю вам игры  с использованием детских музыкальных инструментов для детей младшего дошкольного возраста. Занимайтесь с детьми творчеством дома, и...