Интегрированное занятие "Русские посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия для старших дршкольников, направленный на осознание значимости здорового образа жизни, развития ценностного отношения к народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           «Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному

устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

 «Русские посиделки»

интегрированное занятие

1 группа (дошкольники)

                                                                         Воспитатель: Аверина С.Н.

п. Новоандросово

2017 г.

«Русские посиделки»

Тема:  Русские посиделки.

Цель: Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни через традиции и ценности русской культуры в области здоровья,  возрождение и участие в  народных обычаях.

Задачи:

 * Применять эмоционально привлекательные для детей формы получения информации о традициях ведения здорового образа жизни русского народа;

*  Расширять знания  детей о культуре и традициях питания, использования лекарственных растений;

* Развивать физические и творческие способности детей в процессе совместной деятельности;

* Воспитывать ценностное отношение и чувство сопричастности к народной культуре.

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

Виды деятельности:  познавательная, коммуникативная, игровая, музыкальная.

Планируемые результаты: Осознание необходимости и значимости здорового образа жизни; сформированность знаний о культуре здоровья, развитие ценностного отношения к народной культуре, развитие интереса к совместной творческой деятельности.

Предварительная работа: Беседы на темы: «Как встречали весну на Руси», «Растения, которые лечат», чтение художественных произведений: «Ландыши» И.Соколов - Микитов, «Вот какой каравай» А. Мусатов.  Заучивание стихотворений, загадок, народных пословиц о России, здоровье, труде. Проведение игр: дидактических, настольно – печатных, сюжетно – ролевых. Разучивание песни, хоровода.

Материал и оборудование: Одежда детей и ведущего в народном стиле, мультимидийный экран, ноутбук, презентация «Кулинарные традиции», два клубка ниток, два обруча, гимнастические палки, маска козы, чайник, ёмкости со сбором лекарственных трав, чайная ложка (хохломская роспись), пирог, вышитое полотенце, чашки, самовар, салфетки.

(На экране демонстрируются слайд № 1)

Ход досуга:

Зал украшен в народном стиле: народные платки, вышитые полотенца, стол, покрытый скатертью, самовар, посуда с хохломской росписью. На мультимидийном экране изображение русской горницы. Входят дети и ведущий в народных костюмах.

Воспитатель:     -    Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие!

                                 Добры молодцы, да красны девицы!

Ребёнок:                  В зал красивый мы вошли, радость с собой принесли.

                                 Каждому найдётся местечко, да доброе словечко.

Ребёнок:                  На заваленке сегодня собрался честной народ,

                                 Чтоб на русских посиделках петь, водить всем хоровод.

Ребёнок:                  Жива традиция, жива – от поколенья старшего

                                 Важны обряды и слова из прошлого до нашего.

Сегодня на наших посиделках мы вспомним традиции и обычаи наших предков: как они жили, трудились, чем питались, лечились, в какие игры играли, как гостей у себя привечали.

(На экране демонстрируются слайд № 2)

Вы знаете, как называется наша страна? (Россия). Да, РОССИЯ! Какое красивое название- роса, сила, слияние с природой.

Ребёнок:          Цветут над тихой речкой яблони, сады задумчиво стоят.

                         Россия – сердцу ненаглядная, она сама как дивный сад.

 

(На экране демонстрируются слайд № 3)

Ребёнок:         Играет речка переливами, в ней рыба вся из серебра.

                        Россия – недрами богатая, не сосчитать её добра.

(На экране демонстрируются слайд № 4, 5 )

Ребёнок:         Бежит волна неторопливо, простор полей ласкает глаз.

                        Россия – родина счастливая, и это счастье  - всё для нас!

(На экране демонстрируются слайд № 6)

Воспитатель:    - Красива, щедра наша матушка – Россия! Но главное её богатство – это  люди! Русский человек издавна славился своим гостеприимством. Зайди к нему на часок – из- за стола не выйти, да всё вкусно, сытно, полезно.

(На экране демонстрируются слайд № 7)

Воспитатель:     -  Какие национальные традиционные блюда вы знаете? (Щи, окрошка, блины, пельмени, каша, варенья, соленья)

(На экране демонстрируются слайд № 8- 11 )

Воспитатель:     - Вся еда готовилась в печи разными способами: варились, томились, жарились. От того и получалась она очень вкусной и ароматной. Подавали такую еду на стол в красивой деревянной посуде, которую расписывали народные  мастера - умельцы.

(На экране демонстрируются слайд № 12, 13,14 )

Воспитатель:     -  Вам известны  пословицы и поговорки о том, что ели на Руси?

Ребёнок:         В начале и в конце обеда на счастье съешь кусочек хлеба.

Ребёнок:         Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной.  

Ребёнок:         Красна изба углами, а обед пирогами.

Ребёнок:         Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Ребёнок:         Как поработаешь – так и поешь

Воспитатель:     - В пословицах говориться, как важно человеку трудиться.

                             Девицы – красавицы, нитки возьмите, да клубочек сплетите.

Игра « Намотай клубок»

Воспитатель:     - Добры молодцы должны потрудиться-

                              Печка у на должна затопиться.

                              Эй, ребята, выходите, свою удаль покажите.

Игра «Принеси дрова»

Воспитатель:     - Как в народе говориться: «С песней веселей трудиться»

                           

   Песня «Субботея »

Воспитатель:     - Песню спели, молодцы! Теперь время для игры.

 Народная музыкальная игра «Шла коза по кругу»

Шла коза по кругу, по кругу, по кругу                         ( Дети идут хороводным шагом по кругу)

Искала себе подругу, подругу, подругу.

Прошла коза по кругу, по кругу, по кругу                          (Выбирает ребёнка, надевает маску)   

Нашла себе подругу, подругу, подругу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.                      ( Дети подпрыгивают на месте)

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.                                  (Выполняют «ковырялочку»)

Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся.                                 (Кружатся на месте)

Давай, коза, подружимся, подружимся, подружимся.                                              (Обнимаются)

Воспитатель:     - О козе мы вспомнили не случайно, козье молоко обладает целебными свойствами. Оно полезно при заболеваниях желудка, укрепляет кости. А вам известны народные средства лечения заболеваний?

Ребёнок:     Надо есть лук – он от семи недуг.    

Ребёнок:     Горький чеснок – выздоровить помог.

Ребёнок:     Ешь медок – проживёшь ни один годок.

Ребёнок:     На травах чай,  как заболел -  наливай.

Ребёнок:       Много трав растёт полезных на земле нашей родной.

                      Могут справиться с хандрою и болезнию любой.

Ребёнок:      Он сорняк и он цветок от болезней мне помог.

                     Как присяду на диванчик, вспомню жёлтый…одуванчик

  (На экране демонстрируются слайд № 15 )

Воспитатель:  - В народной медицине используют  корни, листья, цветы одуванчика. Он полезен при заболеваниях печени, почек. Из листьев одуванчика делают салат, из цветов – варенье.    

Ребёнок:      Растёт зелёную стеною, её обходят стороною,

                     Колючая и злая – диво! А как зовут её…крапива.

  (На экране демонстрируются слайд № 16 )

Воспитатель:   - Из крапивы готовят салат, щи.  Отвар крапивы останавливает кровотечение, обеззараживает раны.

Ребёнок:      Если что – то заболит, даже зверь не устоит.

                     С какой травкой пить настой? С чудо – травкой… зверобой.

                                            (На экране демонстрируются слайд № 17 )

Воспитатель:   - Зверобой – противовоспалительное, болеутоляющее, общеукрепляющее  средство. Способствует улучшению аппетита.

Ребёнок:      Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается, зимой отсыпается.

                     А цветок то, что медок, лечит от кашля и гриппа. Вы догадались? Это…липа.

                                            (На экране демонстрируются слайд № 18)

Воспитатель:   - Душистый липовый чай снимает воспаление, лечит ангину, простудные заболевания. Отвар применяют при ожогах.

Ребёнок:      Белая корзинка, жёлтая срединка

                     Мы домой её возьмём, в вазочку поставим.

                     Ну, а если прихвораем, сразу чай заварим.

                     Белая малышка, кто она?...ромашка.

                                            (На экране демонстрируются слайд № 19)

Воспитатель:   - Отвар медицинской ромашки применяют при аллергических заболеваниях, кишечных расстройствах. А так же в косметологии, для укрепления волос.

Ребёнок:      Вкусен чай и ароматен, с ней он лёгок и приятен.

                     Листочки сорваны, помяты. Что вдыхаешь  - запах …мяты.

                                            (На экране демонстрируются слайд № 20)

Воспитатель:   - Ароматный чай мяты снимает головную боль, успокаивает, стимулирует память, внимание, интеллектуальное развитие.

-  Загадки  вы отгадали, сейчас мы заварим душистый чай из  лекарственных растений.  (Дети по очереди подходят к столу, берут из ёмкости лекарственный сбор, называют его и насыпают в заварочный чайник. Воспитатель заливает горячей водой)

Воспитатель:     - Самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит:

                             «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать»

                              Потому, как засиделись, надо нам и меру знать.

                              Отшумели посиделки, праздник надо завершать.

                              Здесь играли, танцевали и старались всех развлечь.

                              Мы прощаемся с гостями, говорим: «До новых встреч!»    

Чаепитие

Используемая литература:

 Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Перспектива 2011 г.

 Виноградова Н.Н.  Новоторцева. Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль. «Академия развития»  2010 г.

 Галицина Н.С. Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М. 2010 ООО Издательство «Скрипторий»

Орлова Л.  Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир. Академия 1995 г.

Интернет – ресурсы:

http //www inmomet. ru:

http //www numama. ru;

http //www yandex. ru /images

http //www infourok. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

    Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....

Конспект интегрированной познавательной деятельности "Новгородские посиделки"

Цель: продолжать формировать знания детей о достопримечательностях своего города, о старине, быте и обычаях русских людей.Задачи:1. Воспитывать чувство гордости за родной город. Формировать познавател...

Интегрированное мероприятие Тематические посиделки в старшей группе: «Мамочка милая, мама моя», посвящённые ДНЮ МАТЕРИ

Предварительная работа. Конкурсы среди родителей: « Смех, да и только!» (Смешные снимки с шуточными подписями), « без труда не выловишь и рыбку из пруда» (фотографии, на которых запечатлён ребёнок за ...

Интегрированное занятие по декоративному рисованию в старшей группе"Дымковские посиделки."

Цель: Ознакомление с технологией изображения элементов дымковской росписи....

Интегрированное музыкальное занятие «Потешные посиделки»

Использование элементов Карла Орфа "Элементарное музицирование"...

Конспект интегрированной НОД с презентацией по экологии "Осенние посиделки"

Конспект интегрированной НОД по экологии на тему "Как готовятся к зиме домашние животные"...