Развитие ребёнка через приобщение к ценностям культуры здоровья(из опыта работы)
статья на тему

Шаповалова Валентина Петровна

 Материал из опыта работы по охране и укреплению здоровья детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_po_fiz_vosp3.doc1022 КБ

Предварительный просмотр:

    

 Развитие ребёнка через приобщение  к ценностям культуры здоровья.

Актуальность темы.

  Напряжённый ритм современной  жизни требует от человека целеустремлённости, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признано 14% детей, у 50% детей имеются отклонения в состоянии здоровья. В детский сад дети приходят с хроническими заболеваниями, снижается индекс здоровья. Не стала исключением наша группа. Основную группу составляют дети здоровые, но с наличием функциональных отклонений органов и систем:

  • 1.Нарушение речи  - 20% (4 чел.);
  • 2.Нарушение опорно-двигательного аппарата -25% (5 чел.);
  • 3.Тубинфицированы – 25% (5 чел.);
  • 4.Хронические заболевания – 10% (2 чел);
  • 5.ДЧБ                                      - 10% (2 чел);
  • 6.Здоров                                  - 10 %(2 чел.).

 

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы каждого дошкольного учреждения.        

    Проработав  много лет  в детском  саду, я поняла, что  правильно

организованная работа по физическому воспитанию  способна удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению двигательными навыками и умениями.

     Поэтому целью своей педагогической деятельности я определила: развитие ребёнка через приобщение  к ценностям культуры здоровья.

Средства реализации цели.

 Работаю по  программам «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и др.) и «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребёнка» (автор В.И. Усаков).

Здоровьесберегающее направление программы «Радуга»  предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.  Направление программы «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребёнка» (автор В.И. Усаков) предполагает не только развитие двигательных навыков, но и ознакомление с историей Олимпийского движения, формирование основ здорового образа жизни.  Всю воспитательно-образовательную работу строю через интеграцию этих программ.  

Для эффективной реализации программ, необходимо создать соответствующую  развивающую среду.

Организуя предметную среду, учитываю индивидуальные, гендерные, возрастные особенности детей. Большое значение имеет разнообразие игрового пространства, поэтому для детей созданы различные игровые центры:  

   

  •   социально – нравственный центр, где имеются различные пособия и материалы для развития эмоционально – волевых качеств, социальных отношений детей.    Приходя в группу, каждый ребёнок может отметить свои чувства и эмоции в специально  оформленном уголке  настроения.  Оформлен «Уголок желаний», где дети каждое утро отмечают, чем бы они хотели заняться, ставя свою фотографию под нужной картинкой.

  •  Центр физкультуры и спорта. Особое внимание уделено созданию спортивного центра. Здесь помещены нетрадиционные пособия и тренажеры,  изготовленные руками родителей, воспитателей: султанчики, скакалки из фломастеров, серсо, штанга из пластиковых бутылок, связаны мешочки для метания, для профилактики плоскостопия - коврики из пуговиц, плетёные канаты. Для п/игр- вожжи, сшиты маски животных.  Оформлена  картотека подвижных игр,  есть таблицы о строении человека, альбомы об Олимпийских играх, валеологические  альбомы, дидактические игры на спортивную тематику, альбомы полезных советов, экран достижений детей, где дети самостоятельно оценивая свои успехи на занятиях, выставляют свою фотографию на шарик Утёнка, Чебурашки или Кота. Оформлен валеологический уголок «Будь здоров!», где находятся альбомы  «Витамины. Что такое?», «Готовим вместе с мамой», «О вкусной и здоровой пище».                    

                                                                                

                                

                                                             

Для игр детей во время прогулки создаются условия в соответствии с сезонными изменениями.  Летом вся жизнь детей переносится на улицу. С этой целью оформляю на веранде различные центры, в которых ребёнок может найти себе занятие по душе. На территории участка созданы все условия для совершенствования двигательных навыков детей.

                                         

                                         

Особое внимание уделяется организации двигательной активности детей в зимний период. С помощью родителей оформляю участок, создавая различные постройки, которые не только привлекают детей для всевозможных игр, но и являются спортивными снарядами для закрепления основных видов движений.

                                    

                                                                                 

 

  •  Центр сюжетно – ролевой игры -  детям предложены разнообразные игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подобранные в соответствии с полоролевыми особенностями детей. Это аксессуары для  девочек (юбки, сарафаны, бусы, кокошники, сумочки), наборы для приготовления пищи, изготовленные из солёного теста, элементы греческой одежды- туники, сшитые родителями, красивые пояса и т.д. Для мальчиков - различные накидки, пилотки, бинокли, макет пульта управления. Для спортивных  игр - флаг с символом Олимпийских игр, диски для метания из пластинок, гантели из дерева и другие.   Изготовлена библиотечка  книг  для игр из специально подобранных комплектов иллюстраций, отображающих профессиональные действия людей и т.д.   Имеется в наличии  набор полифункциональных материалов -  модули, изготовленные руками родителей и детей,  крупный строительный набор,  разноцветные  куски тканей,   предметы – заместители  для развития творческого воображения.

 

  • Художественно – творческий центр – это разнообразие изобразительных материалов для самостоятельной художественной деятельности, Дидактические игры, способствующие нравственному, эстетическому, физическому воспитанию детей,   разнообразие театров: настольный - «Приключение Одиссея», «Подвиги Геракла» и другие, пальчиковый, ложкарный, маски животных, юбки, сарафаны, кокошники и т.д. Для ручного труда - наборы для вышивания, бисер, устройства для ткачества, плетения.   Собрана коллекция семян, шишек, листьев и другого природного материала для развития творчества детей.

 

  •     Гражданский уголок  - материал для формирования у детей гордости за свою Родину, понимания неповторимости и богатства культурных традиций, осознания своей причастности к судьбе Родины, ознакомления с важнейшими государственными символами, с Олимпийским движением в России.  Это  иллюстративный материал,  дидактические игры по ознакомлению с символикой,  макеты старинной русской избы и современной квартиры, глобус.

                     

                                           

 

Виды деятельности.

 Режим дня. Одним из важных параметров физического развития является соблюдение режима в детском саду и дома. Режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому развитию, укрепляет здоровье. Выполнение режима не только укрепляет  здоровье ребёнка, но и воспитывает такие необходимые качества, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей жизни. Последовательное и систематическое участие ребёнка в различных видах деятельности способствует выработке  у него устойчивых трудовых, учебных, культурных навыков. Для этого мы разработали режим дня так, что все виды деятельности чередуются, проводятся в одно и тоже время, регулярно. Это позволяет вести смену деятельности, строить процесс воспитания так, чтобы дети не чувствовали большой нагрузки, позволяет выработать у детей определённые навыки.

 

Занятия. Занятия физической культурой, помогают формировать у детей культуру движений, воспитывать понимание важности здорового образа жизни и интереса к спорту,  совершенствовать различные физические навыки. Использование физминуток, релаксационных пауз в течение дня позволяет снять напряжение,  повысить работоспособность, сделать пребывание в детском саду радостным и интересным.

  Закаливание. Большое внимание уделяем закаливанию организма: купание в бассейне, обливание душем, использование Рижского метода закаливания, мытьё рук холодной водой, полоскание полости рта холодной водой и т.д. Составлена схема закаливания детей, которая меняется в соответствии с возрастом детей.  

Начиная с младшей группы, дети посещают бассейн.  Это – профилактика не только простудных заболеваний, но и  сколиоза,  плоскостопия.

                               

 

   

Олимпийские, валеологические уроки. 

       Чтобы расширить представления детей о своём теле, его проблемах и взаимодействии с внешним миром, научить ухаживать за собой, познакомить детей с историей древнего  и современного Олимпийского движения, закрепить умения использовать  в играх  различные спортивные снаряды, провожу олимпийские и валеологические «уроки».    Идея данной формы работы возникла при изучении и внедрении в практику программы В.И. Усакова «Создание и функционирование здоровье сохраняющей среды ребёнка».    

      Содержание этих уроков может быть различным: беседы, дидактические игры, спортивные соревнования, спектакли о спорте в спортивном театре «Олимпионики»,  походы, экскурсии, праздники, чтение художественных произведений  о спорте,  здоровом образе жизни.

                                                       

Многолетний опыт работы показал эффективность использования таких уроков. Все уроки разработаны, учитывая   возрастные особенности детей (приложение №1). Уроки проводятся в системе – 1 раз в неделю.

Олимпийский театр. Занятия в театре (знакомство детей с историей древнего  и современного Олимпийского движения,  спектакли на спортивную тематику)  способствуют не только развитию познавательного интереса детей, но и обладают богатым воспитательным потенциалом, влияют на формирование волевых качеств личности, осознанного стремления к здоровому образу жизни. Самое главное, что ребёнок стремится быть не только красивым, стройным, здоровым, но и учится по–особому бережно относиться к своему здоровью.

                          

                                   

  Игры. Знания, полученные детьми на таких занятиях, активно переносятся в повседневную жизнь детей. Например, чтобы выработать привычку сохранять правильную осанку, читали с детьми сказку «Волшебное колечко». Спасая своих детей от заклятия Бабы – Яги (чем больше будете писать, тем сильнее сгорбится спина), мама сшила тряпичные колечки и подарила детям. Рассказала им, что нужно класть колечки на голову. Если колечки не упадут, то спина будет ровной и заклятие Бабы – Яги не сбудется. Такие волшебные колечки появились и у наших ребят. Дети с удовольствием носят их на голове, показывают, какая у них прямая спина. Придумали игры с колечками: «Кто быстрее пронесёт мяч» (мяч лежит в колечке), « Кто присядет с колечком и не уронит его», « Чья команда быстрее соберёт цепочку» и другие.

 

       Экспериментирование. Способствует не только формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания (знаний о здоровье, умении его беречь, поддерживать, сохранять, о причинах возникновения болезней и о том, как их предотвратить), но и позволяет ребёнку на практике познать, как функционирует его организм.  Например, побегай, попрыгай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему тебе не хочется этим заниматься? Побегали, поиграли в подвижную игру,– послушаем через фонендоскоп, как стучит сердце.  Построили замок из песка – рассмотрим через лупу,  что осталось на руках и т.д.

   

  Работа с семьёй.

         Самыми близкими людьми, которые любят ребёнка, являются родители. Поэтому, для реализации поставленных задач требуется не просто общение, а партнёрское взаимодействие с семьёй. Данное взаимодействие необходимо и важно ещё и потому, что в современном обществе происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно – этические нормы и традиции семейного уклада.  

        Как нетрадиционная форма работы с родителями используется валеологическая газета, в которой в доступной форме мамы и папы могут узнать о важности сохранения и  укрепления здоровья своего и ребёнка, а так же какие методы можно для этого использовать.  Материал газеты меняется ежеквартально.

        Родители активно включаются в различные виды детской деятельности. В любой день они могут принять участие в занятиях и играх детей,  олимпийских «уроках», различных праздниках, традициях группы.  Помогают родители в организации предметно – развивающей среды в группе: изготовлении пособий, поделок, спортивного инвентаря из бросового материала. Каждую весну принимают активное участие в озеленении участка (создание альпийских горок, посадка кустарников, растений цветника и т. д.).

Большую радость приносит детям участие родителей в сооружении  горки, поделок для украшения зимнего участка. С помощью родителей пополняем инвентарь для труда. В группе работает «Клуб молодой семьи», который пропагандирует информацию о здоровом образе жизни, позволяет повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

           

                 Сотрудничество с социумом.

             Большое значение  для  физического развития ребёнка оказывает сотрудничество с социумом.

     МУ «Центр культуры», расположенный рядом с детским садом,  регулярно приглашает нас к участию в детских мероприятиях: конкурсах,  дискотеках, праздниках. Там же организуются просмотры российских  мультфильмов.

Каждый  выходной родители с детьми собираются в центре культуры в «Клубе выходного дня», где им предлагаются различные развлекательные мероприятия:  «Отдыхаем всей семьёй»,  «Сказочный денёк», « В гостях у Лесовика» и другие.

           Сотрудничество  с «Центром краеведения, туризма и экологии» не только    помогает детям понять  свою причастность к окружающему миру, но и способствует развитию физических качеств. Дети не только узнают много нового, интересного, но и учатся собирать палатки, оказывать помощь, вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Наши достижения.

Участвуем и занимаем призовые места в различных соревнованиях, конкурсах и проектах:

  • первые места в городских  малых Олимпийских играх;
  • призовые места в личном первенстве в ежегодных спортивных                          соревнованиях, посвящённых празднику 9 мая;
  • первое место в городской викторине «С огоньком!»;
  • первое место в номинации « Лучший сказочный участок» в городской акции «Зимняя планета детства», третье место в крае;
  • первое место на уровне города по проекту «Красивый город руками детей»;
  • второе место в краевом конкурсе «ГЕО - ДЕКОР».

Главное достижение – улучшение здоровья детей!

   

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей, так давайте же поверим, что здоровье – это самое главное в жизни человека, так как оно дает  ему возможность самореализоваться, добиться цели в жизни, быть полезным людям и, конечно же, стать счастливым!

                                                                                                   

                                                                                         

                                                                                                    Приложение № 1

                                   План Олимпийских уроков

               Младшая группа

    сентябрь

Чтение  «Как Маша и Миша учились умываться»(см. «Приложение»)

Игровое занятие  «Весёлая семейка»

Беседа «Волшебная щёточка» (см. «Приложение»)

Игровое занятие  «Прогулка в лес»

   октябрь

Чтение  «Как Витю учили есть ложкой» »(см. «Приложение»)

Игровое занятие  «В гостях у бабушки»

Беседа  «О мыльной пене и расчёске» »(см. «Приложение»)

Развлечение «Прыгаем, бегаем, ползаем»

    ноябрь

Чтение с беседой «Мойдодыр» К.И.Чуковский

Д/игра «Водичка, водичка»

Чтение  «Тихий час» (Н.Лоткин-стр.32 «Сборник стихов «Детский садик »»

Игровое занятие «У нас в гостях Карлсон»

    декабрь

Д/игра «Научим Машу делать зарядку»

Д/игра «Чтобы ножки были стройные и красивые»

Беседа «Наши помощники-пальчики»

«Маленькие волшебники» (массаж)

   январь

Беседа «Для чего нужны уши»

Игра «Правила чистюль - умывание»

Беседа «Витамины для чего?»

Чтение «Волшебное колечко» »(см. «Приложение»)  

  февраль

Рассматривание иллюстраций о спорте

Д/игра «Знакомимся с видами спорта»

Д/игра «Кто я? Когда играем?»

Спортивное развлечение «Весёлые поросята»

   март

Рассказы о спортивных снарядах: мяч, обруч, палки . Игры .

Беседа  «Для чего нужно заниматься спортом»

Чтение  «Сказка о Гуренте»(В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр34.)

 Чтение  «Пять дел перед сном» »(см. «Приложение»)

   апрель

Д/игра «Чтобы быть здоровым»

Игры-соревнования «Кто быстрее, дальше»

Д/игра «Я делаю зарядку»

развлечение «Весёлые друзья»

     май

Чтение сказки «Геркулесова каша» »(В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр29.)

Развлечение «Парад животных»

Соревнование «Лучший велосипедист»

Развлечение  «Весёлые старты»

                                 План Олимпийских уроков

                                        Средняя группа

     сентябрь

Д/игра «Назови виды спорта»

Д/игра «Спорт. Какой он.»

Д/игра «Делаем зарядку»

Беседа «О пользе занятий спортом»

      октябрь

Чтение рассказов о Греции («Древние греки» Г.Райхардт стр.24)

Чтение об Олимпийских играх(В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр 15.)

Рассматривание альбома «Символика Олимпийских игр»

развлечение  «Весёлые старты»

      ноябрь

Чтение сказки «Как лесной житель стал талисманом»  (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр34.)

Д/игра «Волшебный сундучок»

Чтение сказки «Достойный победитель»  (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр 13.)

Игра – викторина «Будь здоров»

     декабрь

Д/игра «Во что играем зимой»

Игра «Путешествие в страну Здоровья»

Беседа «Что нам помогает быть здоровыми»

Игры-соревнования «Зимние забавы»

     январь

Соревнования «Зов джунглей»

Конкурс стихов о спорте

Конкурс рисунков о спорте

Чтение рассказов из альбома «Полезные истории» »(см. «Приложение»)

     февраль

Чтение «Сказка для тех, кто не любит делать зарядку» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр  42.)

Соревнования «Бравые солдаты»

Викторина по сказке «Три поросёнка» с элементами спорта

Игры- соревнования  «В гостях у Снежной королевы»

     март

Беседа «Чем прославились греки», чтение «Легенда об Олимпийских играх» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр 15.)

Чтение «Рассказ о мальчике, ставшим чемпионом» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр  45.)

Игра-путешествие по разным странам

игры-соревнования «Мы - весёлые ребята»

    апрель

Д/игра «»Что я знаю о себе»

Беседа «Зачем человек ест»

Д/игра «Съедобное- несъедобное»

Создание альбома «Правила на всю жизнь»

      май

Чтение  «Русская Олимпиада» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр   47.)

Соревнование «Весёлые велогонки»

Чтение  «Соболёк Кеша» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр   56.)

Посещение соревнований по волейболу в клубе «Старт»

 

План Олимпийских уроков

                              Старшая группа

    сентябрь

Чтение «Первобытные люди» ( А.П.Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в д/у» стр.41)

Д/игра «Знакомимся с современными видами спорта»

Рассматривание альбома «Кольца дружбы»

Беседа «Почему я люблю заниматься спортом»

   октябрь

Игра – занятие «Опора и двигатели нашего организма»

Игра – занятие «Сердце своё сберегу- сам себе я помогу»

Беседа «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет»

Игры-соревнования «Преодолей  себя»

   ноябрь

Д/игра «Мои помощники»

Беседа «Чистота- залог здоровья»

Рассматривание альбома «Советы Дракоши»(правила ухода за зубами)

Практическое занятие «Правильно ли мы чистим зубы»

    декабрь

Чтение сказки «Путешествие Мити по дорогам Олимпиад » (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр  40.)

Рассматривание альбома «Символика Олимпийских игр»(клятва)

Развлечение  «Спящая красавица»

Игры – соревнования «Зимние катания»

    январь

Конкурс стихов о спорте

Конкурс рисунков  «Мы- спортсмены»

Настольный театр «Приключения Одиссея»

Игры-соревнования с Дедом Морозом «Движение-это жизнь»

    февраль

Беседа «Осанка. Что такое?»

Д/игра «Что вредит и помогает здоровью зимой»

Беседа «Физкультура и труд здоровье дают»

Проблемная ситуация «Как помочь больному»

    март

Чтение «Оливковый венок» » ( книга Е.Озерецкой «Олимпийские уроки» стр.7 )

Чтение «Старший брат» ( книга Е.Озерецкой «Олимпийские уроки» стр. 21 )

Чтение «Школа» ( книга Е.Озерецкой «Олимпийские уроки» стр.13 )

Игры-соревнования «Весёлые ребята»

    апрель

Чтение «Чудеса Олимпийских игр» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр  67.)

Чтение «Герои Олимпийских игр» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр  68,71.)

Беседа «Победители. Кто такие?»

Игры-соревнования «Весёлые эстафеты»

     май

Игры-соревнования «Зов джунглей»

Чтение «Ода спорту» ( В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр  59.)

Игры-соревнования «Необитаемый остров»

Посещение соревнований по волейболу в клубе «Старт»

План Олимпийских уроков

                                    Подготовительная группа

      сентябрь

Беседа с чтением  «Греция-колыбель Олимпийских игр»

 ( А.П.Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в д/у» стр.4 4)

Чтение  сказок «Стратон  и Диагор», «Геракл» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр 12 , стр.67.)

Д/игра «Неоконченные предложения»

Весёлые игры – соревнования  с бегом

     октябрь

Игра – занятие «Гимнастика. Для чего она»

Беседа «Что значит здоровый человек»

Беседа «Чем ты можешь себе помочь»

Игры – соревнования «Лучший велосипедист»

     ноябрь

Беседа «Что нужно делать, чтобы не заболеть»

Игра – занятие «Береги глаза»

Беседа «Как ты закаливаешь свой организм»

Игры – соревнования «Сильные, смелые, ловкие»

     декабрь

Игра – занятие «Режим дня»

Спортивные игры «Путешествие в зимний лес»

Игра – занятие «Первая помощь»

Игры – соревнования  «Юные лыжники»

    январь

Конкурс стихов о спорте

Конкурс  рисунков «Мы - спортсмены»

Театральное представление «Достойный победитель» (по сказке В.И.Усакова)

Игры – соревнования «Путешествие на весёлом поезде»

     февраль

Чтение сказки «Мирный подвиг Геракла» (В.И.Усаков «К Олимпийским вершинам-с детства» стр 36.)

Игра – занятие «Первые Олимпийские игры»

Беседа «Советы Доктора Айболита»

Рассказы детей  «Я буду спортсменом»

   

     март

Чтение сказки  « Ящик Пандоры»  («Мифологические рассказы» стр.12 перевод с итальянского С.Г.Головко)

Игровое занятие «Добры молодцы, да красны девицы»

Оформление альбома «Готовим вместе с мамой»

Игры – соревнования  «Догоняй-ка»

    апрель

Беседа «Тайная сила рук»

Самомассаж  «Бодрость за одну минуту»

Д/игра «Помоги себе сам»

Игры – соревнования «Вселенная зовёт»

      май

Игровое занятие «История про сороконожку»

Весёлые эстафеты, посвящённые  9 Мая

 Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Спортивный чайнворд «Да славятся Игры, да здравствует спорт!»

                                                                                                                    Приложение №2

   Материал, подобранный из старых журналов, составленный мной  - собран в «Приложении».  Если в плане указан только автор- материал взят из детской книги с таким же названием.

Волшебная щёточка.

Жили-были Миша и Маша. Сегодня Миша грустный, у него зуб болит. «А у меня никогда не болят зубы, у меня есть волшебная палочка, и поэтому мои зубы белые и крепкие, и никогда не болят,» сказала Маша. «Покажи!»- попросил Миша. И Маша ему показала зубную щётку.  «Да это просто зубная щётка! У меня точь-в-точь такая есть. Только я с ней не вожусь. Что тут интересного!»  - засмеялся Миша.   «А тебе потому неинтересно, что ты, наверно, не умеешь чистить зубы. Хочешь научу?  Твоя мама, когда пол моет, начинает откуда – с середины или с угла?»- спросила она.  «Ну, с угла, ну и что?» - проворчал Миша. «А то, что с угла удобнее. И ты тоже начинай с угла, с боковых зубов. Сначала изнутри их почисть, а потом снаружи. Вверх-вниз, вверх-вниз щёточкой…. Это ты стеночки зубов почистил. А надо ещё верхушки. По ним щёткой води кругами или петельками, вот так». И Маша нарисовала смешную закорючку.  «А теперь смотри, как чистить передние зубы: между ними вечно застревает то кожура от яблока, то волоконце мяса, то крупица каши. Чтобы всё это выгрести, щёточку води вниз-вверх.  «Зачем?»,- спросил Миша. «Сейчас увидишь», -сказала Маша. Она взяла расчёску, продела между её зубчиками кусочки ваты и стала водить по ней щёткой слева направо. Вата клонилась вслед за  щёточкой то влево, то вправо, но оставалась между зубчиками. Тогда Маша повела щёточку вверх-вниз,  вверх-вниз - и от ваты следа не осталось. «А чтобы ещё и изнутри всё выгрести, поверни щёточку стоймя. По верхним зубам веди снизу вверх, по нижним -  сверху - вниз. А когда почистишь зубы, не забудь щёточку помыть, а потом намыль и поставь её в стаканчик, вот так: пусть стоит прямо, как санитар на посту, и ждёт, когда ты её позовёшь прогонять изо рта всяких микробов, от которых зубы портятся и болят»,- сказала Маша. С тех пор Миша чистит зубы каждое утро после завтрака и каждый вечер после ужина. А ты?

Как Маша и Миша учились мыть руки.

Вы, ребята, уже познакомились с Машей и Мишей. А теперь послушайте, как они учились мыть руки. Привела их мама первый раз в детский сад.

- Вы умеете умываться?- спросили их.

-Конечно, умеем!- закричали Маша и Миша, побежали к умывальникам и стали крутить краны.

-Не спешите,- сказала воспитательница. -Посмотрите-ка на других ребят…

Маша и Миша оглянулись направо, налево и увидели, что все мальчики и девочки расстёгивают пуговицы на манжетах и аккуратно заворачивают рукава выше локтей.

Они сделали то же самое. Миша, правда, немного повозился с пуговицами и , чтобы не отстать, быстро схватился за мыло.

-Мальчик, - сказала ему девочка, стоявшая рядом.-  Ты разве не знаешь, что в сухие руки мыло не берут? Надо намочить их сначала. А струйку ты делай не очень тоненькую, а то воды будет мало, и не очень толстую, а то забрызгаешься. Понял?

Миша кивнул головой, а Маша засмеялась и сказала:

- Дома он вечно открывает кран до конца и обливается…

Когда пены получилось много, Маша и Миша положили мыло в мыльницы и сунули руки под кран.

-А помыть забыли!- засмеялась та же девочка.

- Ничего, - сказала воспитательница. – Сейчас мы их научим. И показала, как моют намыленные руки. –Надо, чтобы они перекатывались друг по дружке, как санки по снежной горке: то правая съезжает с левой, то левая с правой. А потом надо сложить ладошку с ладошкой и потереть. А уж после этого ополоснуть, отряхнуть  и  вытирать.

С полотенцами у наших друзей тоже сначала вышла маленькая неприятность: они хотели, было схватить, какое под руку попало, но им объяснили, что полотенце у каждого должно быть своё. А чтобы не путать, на них нашиты меточки.  Маше досталась  красная метка –вишенка, а Мише – зелёная – огурец. Они полюбовались на метки, покомкали в руках свои полотенца и стали вешать их на крючки. Полотенца сделались мятыми, некрасивыми, а руки остались мокрыми. Маша собралась было обтереть их о  платье, но вовремя вспомнила, что этого делать совсем уж нельзя.

А как другие ребята вытирали руки? Оказывается, вот так: брали расправленное полотенце в одну руку и вытирали другую, каждый пальчик отдельно. По всем десяти пальчикам прошлось полотенце! А ты умеешь мыть руки, как ребята в детском саду? Обязательно научись!

 О мыльной пене и расчёске.

 Вы, ребята, вместе с Машей и Мишей  научились мыть руки и теперь можете умываться сами. Конечно, вы догадались, что лицо моют чистыми руками. Но надо помнить ещё кое о чём. Вот послушайте, что было с Машей и Мишей.

Миша, набрав воды в ладошки, забыл наклониться над умывальником и облил свою майку, а Маша просто провела мокрыми руками по щекам и уже хотела вытираться.

- Так не годится,- сказала воспитательница. –Посмотри, как другие ребята делают!

Маша посмотрела и увидела, что девочка, стоящая рядом, моет лицо и шею мылом, намыленными пальчиками уши и за ушами.

-Я боюсь мыла, оно глаза щиплет,- захныкала Маша.

-А ты зажмурься,- шепнула девочка.

Маша послушалась.  И правда, мыльная пена совсем не щипалась, она была такая мягкая, ласковая, что хотелось с ней поиграть.

Но воспитательница предупредила: если долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Пора смывать пену! И не снизу вверх, а сверху вниз, со лба к подбородку. Так, чтобы нигде её не оставалось, и особенно в ушах. Маша так и сделала; лицо  было совсем чистое, а она всё ещё боялась открыть глаза.

-Посмотри на меня!- сказал ей Миша. Он сложил ладони лодочкой, набрал полную лодочку воды и опустил в неё лицо.

-Это я учусь нырять!- похвалился Миша. –Ведь пловцы всегда ныряют с открытыми глазами. Иначе как бы они увидели, что делается на дне?

Маша, расхрабрившись, тоже промыла прохладной водой глаза. И сразу почувствовала, как это приятно!

Пока Маша и Миша разговаривали, другие ребята повесили полотенца на место и стали причёсываться. У Маши не было расчёски, и она попросила ту самую девочку: «Дай мне  свою на  минутку!»  Но  девочка сжала губы и покачала головой.

Маша подумала: «Вот жадина!» Но воспитательница сказала: «Расчёску никогда ни у кого не проси! Чужими расчёсками причёсываться нельзя, ведь на волосах могут быть микробы.»

Воспитательница подарила Маше совсем новенькую расчёску. Девочка не забыла сказать «спасибо». И посмотреться в зеркало тоже не забыла. А Миша сразу убежал к ребятам.

-Эй, ты, человек рассеянный с улицы Бассейной!- крикнул ему один мальчик.

-Какой ты смешной!- сказал другой.

Миша не понял, в чём дело, обиделся и чуть не заплакал. А воспитательница подошла к нему и спросила:

-Как тебе кажется, для чего люди придумали зеркало? Наверно, для того, чтобы посмотреться и проверить, всё ли у тебя в порядке. Ну-ка посмотрись…

Миша подошёл к зеркалу и увидел, что волосы у него стоят торчком, а верхняя пуговица рубашки застёгнута на нижнюю петлю. Он быстро всё поправил, и настроение у него тоже исправилось.

А вы, ребята, умывшись и причесавшись, не забываете посмотреться в зеркало?

Твой носовой платок.

Однажды утром, когда Маша и Миша пришли в детский сад, воспитательница попросила: «Ну-ка, ребятки, покажите свои носовые платки.»

Все быстро вынули из карманов сложенные вчетверо белые, розовые, клетчатые платочки. А Миша долго копался в своём кармане, потом даже вывернул его, и на пол посыпались камешки, бумажки от конфет, колёсики от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок. Выпал, покатился и закатился за шкаф.

-Смотрите,- сказала одна девочка,- платочек обиделся на Мишу и убежал.

-Да,- улыбнулась воспитательница,- Мишиному платочку плохо живётся в кармане рядом со всяким мусором. И тебе, Миша, от этого плохо! Грязным, скомканным платком нос вытирать нельзя.

-И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя,- добавила Маша.

-А почему надо закрывать рот платком?- удивился Миша.

-Потому, что когда ты кашляешь или чихаешь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если  не закроешь им путь, они разлетятся по комнате, попадут в рот и нос другим детям, и все начнут чихать и кашлять,- сказала  воспитательница.

-А я кашляю и никаких микробов не вижу,- заупрямился Миша.

-Это потому, что микробы маленькие-премаленькие, - объяснила воспитательница. – Но я вам сейчас покажу их.-  И показала картинку, на которой огромный великан стоял и кашлял, и из его открытого рта вылетали тысячи крохотных злых зверушек-микробов.

Миша очень внимательно  рассмотрел их. А придя домой, попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него платок всегда чистый и аккуратно сложенный. А у тебя?

Как вести себя за столом.

Дорогие ребята! Сядьте поудобней и послушайте вместе с Машей и Мишей сказку, которую однажды вечером рассказала им мама.

…Жила- была девочка Даша. Пошла оно одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живёт? Можно войти?»

-Входи!- ответила старушка, выглянувшая в окно. – Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на  горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить её насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал её обкусывать, измазал при этом  нос и щёки и вытер их рукавом.

«Фу, как противно!- подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьёт компот». И тут вскрикнула, потому что девочка стала выплёвывать вишнёвые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…

-Как вам не стыдно так некрасиво есть!- в слезах крикнула Даша.   Все разом стали что-то  отвечать ей, но понять  ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

-Извините,- вздохнула Даша, - но за столом сидеть с вами очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

-Плохой конец у сказки!- сказал Миша. – Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.

-Правильно!- улыбнулась мама. – Вот ты бы, например, что им сказал?

-На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы скорее остыл. И локти на стол класть нельзя!

-А от котлеты надо отламывать кусочки вилкой,- добавила Маша. – И косточки от компота класть на блюдечко.

-Молодцы! – похвалила мама.

И вы, ребята, подумайте: что ещё эти дети делали неправильно?

Как Витю учили есть ложкой.

С Машей и Мишей вы уже знакомы. А теперь познакомьтесь с их маленьким братишкой Витей.

Однажды все трое сидели за столом и завтракали. Витя держал ложку в кулачке, стучал ею по тарелке, проводил в каше дорожки, а в ложку каша не набиралась….

-Вчера Вите исполнилось два года,- напомнила мама. –Пора учиться правильно держать ложку. Ну-ка, старшие, покажите ему, как вы едите ложкой!

Миша и Маша задумались: как лучше научить малыша?

-У тебя ложка стоймя стоит, а надо, чтобы она лежала,- объяснил Миша.

Витя послушал и положил ложку на стол.

-Ах, какой непонятливый!- огорчился Миша. –Ложка должна лежать в руке. Смотри! Положи её этим пальцем и этим, а этим придерживай…

-Что ты «этим» да «этим»,- покачала головой Маша. – Давай объясним  Вите, как пальчики называются.

Она подняла ладонь и начала перечислять: мизинчик, потому  что он самый маленький, безымянный, потому  что ему имя не придумали, средний, потому  что он стоит посерединке, указательный, потому  что маленькие дети, если спросить у них: где? – указывают этим пальчиком: там. Ну, а этот большой, потому что он самый толстый и самый рабочий: без него ни карандаш не удержишь, ни кисточку, ни ложку. Вот и клади её на средний, а указательным и большим придерживай…

Маша помогла Вите взять правильно ложку и повернула её чуть боком, чтобы удобнее было набирать кашу. Витя набрал полную ложку и так же, боком, стал засовывать в рот. Ложка не влезала, каша размазалась по щекам и даже прилипла к носу.

- Поверни наоборот, только узким краем в рот!- сказала Маша. И сама удивилась, что у неё получился стишок.

Есть всем вместе было весело, и скоро тарелки стали пустыми. И тогда каждый увидел, что нарисовано на донышке: на Мишиной тарелке – слон, на Машиной – цветок, а на Витиной - котёнок.  А у тебя? Съешь свою кашу до конца и посмотри, какая на тарелке картинка.

     

 Пять дел перед сном.

Однажды вечером мама сказала Маше и Мише: если вы сегодня быстро уснёте и хорошо выспитесь, мы завтра с вами встанем пораньше и поедем в зоопарк.

-Я сейчас же лягу спать! – закричал Миша.

-Ну, нет,- сказала мама. –До сна надо сделать пять дел. Вспомните, какие!

- Надо убрать на место игрушки – это раз! –догадался Миша.

-Надо умыться!- добавила Маша.

-Я утром умывался,- возразил Миша. –Я ещё чистый.

Но Маша подошла к нему пропела известный всем стишок:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам!

- Правильно!- похвалила мама. – Неумытыми нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки и пошли в ванную.

А когда они вернулись в комнату, мама сказала:

-Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умыли, зубы почистили, ноги вымыли. Осталось последнее. Что?

-Я лягу и подумаю,- схитрил Миша. Он швырнул правый ботинок направо, левый – налево, стянул рубашку и бросил через голову, да так, что она отлетела далеко в угол, а сам быстро забрался под одеяло и закрыл глаза.

В комнату вошла мама, увидела всё это и грустно покачала головой- ведь мамы всегда огорчаются, когда дети плохо себя ведут.

-А я поеду завтра в зоопарк?- шёпотом спросила Маша. –Ведь я и пятое дело сделала – сложила свою одежду.

И правда – две её туфельки стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье лежали аккуратно сложенные трусики, колготки и рубашка.

- Ладно, не будем Мишу огорчать, поедем все вместе, - сказала мама. –Только нам, наверно, придётся долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно…

Назавтра утром Маша оделась очень быстро, а Миша полчаса ползал по полу, собирая свои одёжки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил:сегодня не лягу спать, пока не сделаю все пять дел! И даже шестое сделаю- скажу всем спокойной ночи! А вы, ребята, умываетесь перед сном? Раздеваетесь сами? Аккуратно складываете свои вещи? Не забываете сказать всем «спокойной ночи»?

 Не бойтесь уколов, ребята!

Однажды за завтраком Миша поперхнулся кусочком сухаря и закашлялся.

- Уж не простудился ли ты? – встревожилась мама. – Ведь нам надо идти в поликлинику, делать прививку, чтобы ты не болел. А если ребёнок кашляет, прививку не делают.

-Точно не делают?- переспросил Миша.

-Конечно,- ответила мама. – Но у тебя ведь уже всё прошло…

-- Ничего не прошло! – захныкал Миша и стал изо всех сил кашлять так, что даже щёки покраснели и из глаз потекли слёзы.

Миша как будто не был трусишкой. Он мог прыгнуть с высокой скамеечки, не боялся собак, потому что знал- если собаку не трогать, она не укусит, он спокойно оставался один в тёмной комнате, а вот уколов очень боялся. Потому и притворился больным.

Мама уложила Мишу в постель, измерила ему температуру.

- Странно, - сказала она. – Температура нормальная и горло не красное, а ты кашляешь. Ладно, я пойду в поликлинику с Машей.

Как только они ушли, Миша мгновенно выздоровел и стал играть со своими любимыми солдатиками.

Вернулась Маша очень скоро.

- Ну как, больно было? – спросил её Миша.

-Только чуть-чуть, ответила Маша, -одну секундочку. Комар и то больнее кусает…

- А я боюсь, -признался Миша. – Потому и кашляю…

-Эх ты! – покачала головой Маша. – Помнишь, мама рассказывала нам про дедушку, как он на фронте был ранен? У него кровь текла по руке, а он подавал снаряды. Как ты думаешь, ему было больно?

Миша  слушал её, опустив голову. Ему стало очень  стыдно. А Маша продолжала:

-Теперь мне сделали укол, и я не заболею, а вот ты заболеешь, и, чтобы тебя вылечить, придётся сто уколов  делать! Я буду гулять, а ты в постели лежать!

Этого Миша уже совсем не мог вынести. Он пошёл к маме и сказал:

-Я уже не болен. Пойдём  делать прививку.

- Я так и думала, - улыбнулась мама. – Но сегодня уже поздно, придётся с тобой завтра идти.

Мише сделали прививку, и он сам увидел, что укол ничуть не больнее комариного укуса. И, возвратившись домой, сказал всем ребятам во дворе: не бойтесь уколов!                                    Дина Орлова.

Материал взят из старых журналов «Здоровье» .

Волшебные колечки.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братик и сестрёнка, Ванечка и Олечка. Мать и отец в них души не чаяли, бабушка их ласкала, да и дедушка баловал.

Вот пришла пора ребятишкам  в школу собираться. Сшила матушка сумки за плечи, положила в сумки карандаши, ручки, тетрадки, да книжки умные. Пирожки испекла румяные, яблочки положила наливные.

Радуются Ванечка и Олечка, ждут- не дождутся дня завтрашнего.

Вот сели все вместе вечером чай пить. Вдруг завыл ветер, шум, стук раздался, прилетела Баба-Яга. Сама страшная, да горбатая, в ступе сидит, помелом машет и говорит:

-Не пущу я вас, дети, в школу!

-А мы тебя, Баба-Яга, Костяная Нога не боимся, - отвечают Ванечка и Олечка.

- Ну, тогда заколдую я вас. Чем умнее да учёнее вы станете, чем больше писать будете, тем сильнее спина у вас сгорбится, совсем как у меня.

Сказала это Баба –Яга и улетела.

Заплакали Ванечка и Олечка: -Не хотим мы быть такими же кривыми да горбатыми, как   Баба –Яга!

Призадумался их отец, пригорюнились бабушка с дедушкой, только матушка одна не растерялась. Взяла она иголку с ниткой, ножницы и лоскутки и сшила два колечка тряпичных. Подарила она эти колечки Ванечке и Олечке и говорит им:

- Колечки эти волшебные: они снимут злое заклятие Бабы –Яги. Как будете вы, дети писать или рисовать, кладите эти колечки на свои головки русые. Да смотрите, чтобы колечки не падали! Вот тогда будете  вы сидеть ровно, спина у вас будет прямая, не будет одно плечо выше другого подниматься. А как уроки сделаете, то и поиграть можно. Положите колечко на голову, в колечко положите мячик и бегите вокруг дома. Кто обежит и мяч не уронит- тот и победил.

Повеселели Ванечка и Олечка, взяли колечки волшебные и мячи и пошли играть. Только и слышно:

-А ты можешь проскакать на одной ноге с колечком на голове, да колечко не уронить?

-А ты можешь в пистолетик присесть с колечком?

Про Бабу –Ягу, про её злые слова и забыли вовсе, да и правильно: ведь доброе волшебство всегда сильнее злого.

                                                                                                                          Наталья Луцкая (из старого журнала)

Мирная считалка.

 Мирит нас мирилочка-вместеговорилочка:

-Это – ты,

-А это – я.

-  Вместе мы с тобой- друзья!

-Будем крепко мы дружить!

-Дружбой будем дорожить!

Злой мальчик.

Подошла сестрёнка Света:

-На, возьми, Андрей, конфету!

-Я сегодня очень злой-

Не хочу играть с тобой!

Хочется мне драться,

Плакать и кричать,

Нагрубить кому- нибудь,

Сердито поворчать.

И сказала тогда Света:

- Не люблю тебя за это!

Злишься, ссоришься всегда.

И от этого – беда:

Никто с тобою не играет,

Никто тебя не понимает.

Будь немного подобрей,

Братии мой родной, Андрей!

 

Петушок и птичка.

 Жили-были Петушок да Птичка. Дружно жили. Но однажды поссорились:

- У меня перышки красивые!- сказал Петушок.

- А у меня ещё красивее! – ответила Птичка.

- Я умею красиво петь! - сказал Петушок.

- А я -  ещё красивее!- ответила Птичка.

- Я умею летать высоко! – сказал Петушок и взлетел на высокий забор.

- А я ещё выше!- ответила Птичка, вспорхнула и улетела.

С тех пор у них и дружба врозь!

Капризка. (Т.Карминский, С.Преображенский)

               Действующие лица:  Матрёшка, Пёс Бублик, Кот Ксюк.

(Входит Матрёшка, останавливается. Капризничает, вертится, изредка закрывает лицо руками.)

-Не хочу я руки мыть!

Не хочу я кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

А-а-а-а……………

(Кот и Пёс в стороне смотрят на Матрёшку и тихо переговариваются)

Пёс: Что случилось с нашей Матрёшкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!

Кот: Подойдём к ней! Поговорим, утешим!

 (подходят)

Пёс: Матрёшка, пойдём погуляем! Смотри, какая хорошая погода!

Матрёшка: А я хочу плохую! Пусть идёт дождь!

Кот: Тогда ты промокнешь!

Матрёшка: А я хочу промокнуть!

Пёс: Может быть, ты кушать хочешь? Я принесу тебе….

Матрёшка: (перебивает) Ничего не хочу: ни котлет, ни конфет, ни чаю, ни молока, ни какао!

Кот: И мороженого не хочешь? Сливочного… Шоколадного… Клубничного… Брусничного?

Матрёшка: Ни мороженого, ни пирожного!

Пёс: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?

Матрёшка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо!

Кот: А почему ты плачешь и кричишь?

Матрёшка: Почему я всё кричу?

                    Вам какое дело!

                    Ничего я не хочу,

                    Всё мне надоело!

                    У-у-у…………..

Пёс: Может ты больна? Скажи «а-а-а»….

Матрёшка: Б-е-е!

Кот: Дыши!

Матрёшка: Сами дышите!

Пёс: Сейчас мы тебя выслушаем! (прижимаются ухом к Матрёшке с разных сторон)

Кот: Ага!

Пёс: Ого!

Матрёшка: Что «ага» и что «ого»?

Пёс: Определённо!

Кот: Это самое!

Матрёшка: Что вы говорите?

(Пёс и Кот отходят от Матрёшки и шепчутся, потом подходят к ней)

Пёс: Хорошо! Так и быть, скажем тебе по секрету.

Кот: Только никому не говори!

Матрёшка: Никому не скажу! Но что?

Пёс: Ты проглотила Капризку!

Кот: Он летал тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала!

Матрёшка: (смотрит на Пса и Кота) Я проглотила Капризку? А какой он?

Пёс: Он сердитый, неумытый,

         Бука-злюка, страшный зверь!

Кот: Бука-злюка,

        Любит скуку.

        Он в тебе сидит теперь!

Пёс: (указывает на живот, потом на спину Матрёшки)

        Тут он, тут он,

         Рядом, близко!

         И зовётся он-Капризка!

Кот: Он влетел к тебе, и ты стала сама Капризкой!

Матрёшка: Не хочу я быть Капризкой!

Пёс: Тогда скажи весело и хорошо: - Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать! Капризка, уходи вон!

Матрёшка: (улыбаясь) Не хочу   быть Капризкой!  

                                        Капризка, уходи вон!

Пёс и Кот: Вылетел! Вон, вон полетел Капризка! Гоните его! (бегают, машут руками)

Матрёшка: А куда он полетел теперь?

Пёс: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и кричат. Залетит он к ним в рот, и станут они Капризками!

Матрёшка: Я больше не буду плакать и открывать рот!

Все вместе поют: Лучше съешьте вы ириску

                               Или сладких сухарей,

                               А Капризку, А Капризку,

                               Прочь гоните поскорей!

                               А Капризку, А Капризку,

                               Прочь гоните поскорей!

 Крошечка-Нехорошечка.

Давным-давно в одном городе жила-была  девочка, и звали её Крошечка-Нехорошечка. Всё-то она делала по-своему, никого не слушала. Однажды её пригласили на день рождения. Её подруге исполнилось десять лет.  А имя у подруги было очень интересное: Девочка-Припевочка.

Когда Крошечка-Нехорошечка вошла в дом, она ни с кем не поздоровалась. После того, как все гости сели за стол, она начала чавкать, громко разговаривать и смеяться. Изо рта у неё сыпалась еда.

Когда все  дети перешли в гостиную, там начались танцы, конкурсы. Крошечка-Нехорошечка мешала ребятам, шумела. Гости попросили именинницу спеть песню про день рождения. А Крошечка-Нехорошечка перебила хозяйку и стала петь сама. Все гости и хозяева остались разочарованы таким поведением  Крошечки-Нехорошечки.

                                     

                                                                                                                         С. Письменная, 3 «А» класс, г. Жуковский.(из старого журнала)

                                       

Мальчик – пополам.

Мальчик был ни плохой, ни хороший. И такой, и сякой, как все мальчики. Но однажды его показывали по телевизору. И там он был просто замечательным. Правда, вторая его половина, та, что похуже, осталась дома. И дома в это время он был просто невыносим.

Но его мама не особенно расстраивалась – ей было приятно, что хоть где-то он замечательный. Ей так и говорили те, кто видел её сына по телевизору:

- Какой у вас замечательный мальчик!

И мальчик сообразил, что вовсе не обязательно быть таким и сяким одновременно. Лучше быть хорошим там, где НУЖНО, а плохим-там, где МОЖНО. И он раздвоился.

Так и живёт. Одна половина хорошая, другая - плохая. Встречая его хорошую половинку, люди говорят:

-Ах, какой хороший человек!

А встретившись с плохой половинкой, огорчаются:

- Ну и плохой же он человек!

Мальчику бы соединить обе свои половинки и стать целым человеком.

                                                                                                          Леонид Яхнин (из старого журнала)

Волчок – Серый бочок.

В гости к детям приходит волк –кукла для пальчикового театра.

Волчок:  Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:  Здравствуй, Волчок – Серый бочок. Ты почему такой грустный?

Волчок:  Я со своей подружкой Белочкой поссорился.

Воспитатель: Расскажи нам, что случилось?

Волчок: Я хотел поиграть и взял у неё шишку, а она обиделась. Теперь я не знаю, что делать.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Волчку.  Расскажите, как нужно было поступить.(дети рассказывают)

Воспитатель: Вот видишь, Волчок, оказывается всё просто – нужно было только сказать слово «пожалуйста», а не брать без разрешения!

Волчок: Спасибо, ребята! Я теперь знаю, что нужно делать! А сейчас я побегу и попрошу прощения у Белочки. До свидания!

В гостях в Лесной школе.

Воспитатель:Принесли сороки весть-

                       На лесной поляне школа есть.

                       А учитель там- Сова

                       Умнейшая голова.

Ребята, давайте отправимся в гости к Сове и узнаем, чему учат в школе.

(продолжает рассказ)

Прибежал туда Зайчишка:

- Научите читать книжки!

И пришёл  туда Волчонок:

- Научите прыгать, как Зайчонок!

Пришёл косолапый Медведь,

И начал сильно реветь.

Но, сказала Сова:

 - Я прошу Вас,  Медведь,

Перестаньте так реветь!

Вам не мешает, без сомненья,

Выучить правила поведения.

Нужно их учить стараться-

В жизни правила пригодятся!

Воспитатель: Ребята, о каких правилах говорит Сова- умная голова? (ответы детей).

Сова:  Молодцы, ребята! Запомните, пожалуйста:

- Если только не лениться-

Можно многому научиться!

Подвижная игра «Светофор»

Мы качаем, мы качаем, воздух в шины запускаем (имитируют накачивание шин),

Проверяем каждый раз- и аварий нет у нас! (стучат кулачками по коленям)

-Пассажиры, торопитесь, по два рядышком садитесь!( машут рукой)

За рулем сидит шофёр- смотрит он на светофор (имитируют повороты руля).

Красный светит светофор – хода нет , стой, шофёр!

Жёлтый светит – значит жди свет зелёный впереди1

Вот зелёный светофор – поезжай вперёд, шофёр!

(дети, имитируя движение машин, «едут», обращая внимание на знаки светофора:

-красный – останавливаются, жёлтый – «заводят» моторы, зелёный – «едут».

Правила: не толкать друг друга, внимательно следить за сигналами светофора (флажки трёх цветов у ведущего). Нарушил –выходишь из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья»

Педагог должен объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. И поэтому интегрированны...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Выступление на педагогическом совете "Укрепление и сохранение здоровья детей, через внедрение метода "БОС-здоровье" (из опыта работы) от 19.11.2016

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

«Уроки доброты для дошкольников через разные виды художественного творчества» (из опыта работы по формированию у детей основ православной культуры)

Ребенок - сердце нашей профессии. Именно к нему тянутся ниточки нашей души. А на другом конце этих нитей человечек, поверивший нам. … Не разрывайте нити, связывающие вас с ребенком равнодушием,...

«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...

Обобщение опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни   в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния з...

Родительские клубы как источник и условие гармоничного развития ребёнка в системе «Взрослые и дети» (из опыта работы)

Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильно...