Педагогический опыт работы по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"
методическая разработка на тему
Чем ребята интересуются, что они видят в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно уметь их интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались, и становились сознательными.
Н.К. Крупская
Актуальность.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
- Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
- выбор средств физкультурно-оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;
- интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения;
- создание диагностического пакета для выявления и оценки эффективности реализации здоровьесберегающей технологии;
- отработка взаимодействия специалистов Центра здоровья, педагогов и медицинского персонала;
- повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышения эффективности внедряемых средств здоровьесбережения;
- активизация взаимодействия с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.
Основные пути работы по оздоровлению детей, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, следующие:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
- Внедрение современных обучающих программ;
- Обеспечение взаимодействия с родителями и их осведомленности в этом направлении;
- Расширение деятельности уголков физического развития;
- Проведение совместных физкультурных занятий и досугов с родителями;
Теоретическая база опыта.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие.
Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Общеобразовательной программе», разработанной на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность», направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.
Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенные элементарные действия, способствующие раннему оздоровлению детей.
При разработке содержания, форм и методов работы по оздоровлению руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
- системности,
- последовательности,
- доступности,
- научности,
- наглядности,
- преемственности.
Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои воспитательно-образовательные задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.
Оптимальность и эффективность средств:
В зале для изучения данной проблемы созданы необходимые условия:
-традиционное оборудование для развития двигательной активности детей;
-нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;
-корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель, способствующие повышению двигательной активности детей;
-мячи, кегли, гимнастические палки, массажные коврики и дорожки;
-наборы масок для подвижных игр.
На территории детского сада оборудована спортивная площадка, где находится футбольное поле, имеется гимнастическое оборудование, полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей подобранны комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п. Для тренировки дыхания используем комплексы физических упражнений, дыхательные гимнастики. Картотеки подвижных игр, игр-упражнений на развитие быстроты движения, корригирующих упражнений составлены с учетом физиологических особенностей детей и ежедневно применяются в организации двигательной деятельности детей.
Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла настоем трав, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период после болезни работа ведется по щадящему режиму.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы.
Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.
Анализ результативности.
Работа по данному направлению позволяет отслеживать результативность деятельности детей на любом из этапов и вносить необходимые корректировки. На этапе опытно - экспериментальной апробации очень важным моментом стало выстраивание алгоритмов деятельности и вовлечение педагогического коллектива и родителей в оздоровительный процесс. Такой подход позволил совершенствовать физические навыки детей, способствовал снижению уровня заболеваемости, и повышению валеологической грамотности родителей. Дети, совместно с родителями активно участвовали в физкультурно-оздоровительных мероприятиях таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры», совместные занятия с родителями и детьми «Прогулка по волшебному лесу» и др. Воспитанники с радостью участвуют в подвижных играх, играх-упражнениях на развитие быстроты движения, с интересом выполняют дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, комплексы массажных упражнений (хождение по массажных коврикам, массаж ладоней мячами с ребристой поверхностью).
Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.
Уровень здоровья и физического развития детей за два года значительно повысился.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 54 %). Уровень заболеваемости снизился на 0,9 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Сложность работы заключается в том, что в связи с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях. Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать родителей и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка и оздоровлять детей дома.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, инструктором по физической культуре и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_radaeva.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы инструктора по физической культуре Радаева Марина Валерьевна по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"
Чем ребята интересуются, что они видят в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно уметь их интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались, и становились сознательными.
Н.К. Крупская
Актуальность.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
- Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
- выбор средств физкультурно-оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;
- интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения;
- создание диагностического пакета для выявления и оценки эффективности реализации здоровьесберегающей технологии;
- отработка взаимодействия специалистов Центра здоровья, педагогов и медицинского персонала;
- повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышения эффективности внедряемых средств здоровьесбережения;
- активизация взаимодействия с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.
Основные пути работы по оздоровлению детей, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, следующие:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
- Внедрение современных обучающих программ;
- Обеспечение взаимодействия с родителями и их осведомленности в этом направлении;
- Расширение деятельности уголков физического развития;
- Проведение совместных физкультурных занятий и досугов с родителями;
Теоретическая база опыта.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие.
Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Общеобразовательной программе», разработанной на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность», направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.
Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенные элементарные действия, способствующие раннему оздоровлению детей.
При разработке содержания, форм и методов работы по оздоровлению руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
- системности,
- последовательности,
- доступности,
- научности,
- наглядности,
- преемственности.
Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои воспитательно-образовательные задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.
Оптимальность и эффективность средств:
В зале для изучения данной проблемы созданы необходимые условия:
-традиционное оборудование для развития двигательной активности детей;
-нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;
-корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель, способствующие повышению двигательной активности детей;
-мячи, кегли, гимнастические палки, массажные коврики и дорожки;
-наборы масок для подвижных игр.
На территории детского сада оборудована спортивная площадка, где находится футбольное поле, имеется гимнастическое оборудование, полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей подобранны комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п. Для тренировки дыхания используем комплексы физических упражнений, дыхательные гимнастики. Картотеки подвижных игр, игр-упражнений на развитие быстроты движения, корригирующих упражнений составлены с учетом физиологических особенностей детей и ежедневно применяются в организации двигательной деятельности детей.
Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла настоем трав, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период после болезни работа ведется по щадящему режиму.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы.
Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.
Анализ результативности.
Работа по данному направлению позволяет отслеживать результативность деятельности детей на любом из этапов и вносить необходимые корректировки. На этапе опытно - экспериментальной апробации очень важным моментом стало выстраивание алгоритмов деятельности и вовлечение педагогического коллектива и родителей в оздоровительный процесс. Такой подход позволил совершенствовать физические навыки детей, способствовал снижению уровня заболеваемости, и повышению валеологической грамотности родителей. Дети, совместно с родителями активно участвовали в физкультурно-оздоровительных мероприятиях таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры», совместные занятия с родителями и детьми «Прогулка по волшебному лесу» и др. Воспитанники с радостью участвуют в подвижных играх, играх-упражнениях на развитие быстроты движения, с интересом выполняют дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, комплексы массажных упражнений (хождение по массажных коврикам, массаж ладоней мячами с ребристой поверхностью).
Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.
Уровень здоровья и физического развития детей за два года значительно повысился.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2015-2016г.- 22%; 2016-2017г.- 54 %). Уровень заболеваемости снизился на 0,9 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Сложность работы заключается в том, что в связи с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях. Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать родителей и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка и оздоровлять детей дома.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, инструктором по физической культуре и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"
Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....
опыт работы по теме "Воспитание дошкольников через приобщение к природе"
« Я сорвал цветок, и он завял Я поймал жука, И он умер у меня на ладони. И тогда я понял: Прикоснуться к природе Можно только се...
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
«Система работы по оздоровлению дошкольника через взаимодействие с родителями.»
план самообразования...
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...
Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".
Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....
Опыт работы на тему:«Оздоровление детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....