Подвижные игры (физкультминутки).
материал на тему
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики
по теме
«Овощи.Фрукты»
Подвижные игры (физкультминутки).
«Урожай».
В огород пойдем, Урожай соберем. | (Маршировать на месте.) |
Мы морковки натаскаем | («Таскают».Изображать, как вытаскивают изземли морковь.) |
И картошки накопаем. | («Копают».Изображать, как копают.) |
Срежем мы кочан капусты, | («Срезают».Изображать, как срезают у земликочан.) |
Круглый, сочный, очень вкусный, | (Показывают круг руками — 3 раза.) |
Щавеля нарвем немножко | («Рвут».Изображать, как рвут щавель.) |
И вернемся по дорожке. | (Маршировать на месте.) |
Н.В.Нищева
«Овощи»
Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. | (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.) |
Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. | (Останавливаются, крутят водящего.) |
Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. | (Разбегаются, приседают, водящийищет.) |
Н.В.Нищева
«Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох. | (Стоят лицом в круг.Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.) |
Был горох совсем неплох. | (Попеременно топают ногами на месте.) |
Круглый, звонкий, Желтый, гладкий, Очень ровный, очень сладкий. | (Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения. Приседают.) |
Вдруг упал мешок с горохом. | (Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.) |
Бедный дедушка заохал. Был горох, и на тебе – Раскатился по избе! | На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох». В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе. |
Н.В.Нищева
«Корзина с овощами»
С большой корзиной иду в огород На грядках растет разноцветный народ. | (Дети идут по кругу, взявшись за руки) |
Тут красный, пузатый сеньор помидор. А там кабачок, оседлавший забор. Румяный редис принакрылся листком. Зеленый лучок дружно всходит рядком. Как солнышко желтая репка горит. И с черною редькой, смеясь, говорит. Лиловый атласный висит баклажан. Он здесь словно гость из диковинных стран. Вот рыжей лисицей крадется морковка. А тут чеснока две седые головки. И сочный, кудрявый, хрустящий салат. | (Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей) |
Все дружно в корзине горою лежат. | (Вновь идут по кругу, взявшись за руки) |
Н.В.Нищева
«Зайка и капуста»
Тень-тень-потетень, В огороде-то плетень. За плетнем капуста, Сладкая до хруста. Зайкам хочется капусты, В животе голодном пусто. Зайки – прыг в огород, А там сторож у ворот. Убегайте, зайки, прочь, Вы должны себе помочь. Раз, два, три, Зайчишек лови. | (В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.) |
Н.В.Нищева
Пальчиковая гимнастика.
«Овощи»
Я – зеленая капуста, | (Руки перед собой образуют круг.) |
Без меня в кастрюле пусто. | (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) |
Листья снимите с меня, И останусь только я! | (Разводим руки в сторону.) |
О.И. Крупенчук
«Урожай»
Осень в гости к нам идет, Урожай с собой несет: | (Попеременно: хлопки, удары кулачками.) |
Капусту круглую, | (Локти развести в стороны.Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).) |
Картошку смуглую, | (Сжать обе руки в кулаки (картошка).) |
Морковку сладкую, | (Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать.Пальцы направлены вниз.) |
Свеколку гладкую. | (Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).) |
Е.А. Савельева
«У Лариски — две редиски»
У Лариски —Две редиски. У Алешки —Две картошки. У Сережки-сорванца —Два зеленых огурца. А у Вовки —Две морковки. Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки. | (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.) |
В. Волина
«Овощи».
Раз – капуста, два – горошек, Три – редис такой хороший. А четыре – репка Желтый мячик крепкий. Пять – пузатый кабачок, Все зажали в кулачок. | (На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.) |
Н.В.Нищева
«Приглашаем в огород»
Приглашаем народ: | (Сделать руками жест «к себе».) |
Заходите в огород! | (Развести руки в стороны перед собой.) |
Проходите между гряд - | (Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.) |
Там огурчики лежат, | (Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала.) |
Помидоры висят, Прямо в рот хотят. | (Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга.) |
Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. | (Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка.) |
Наберем мы овощей | (Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.) |
Для себя и для друзей. | (Показать рукой на себя, потом на окружающих.) |
О.А. Новиковская
«Капуста»
Тук. Тук. Тук. Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, | (Ритмичные удары ребром ладони по столу.) |
Перетерли, | (Ладошки трутся друг о друга.) |
Посолили, | (Указательный и средний пальцы трутся большой.) |
И набили плотно в кадку. | (Удары обеими руками по столу.) |
Все теперь у нас в порядке. | (Отряхивают руки.) |
Н.В.Нищева
«Капуста»
Что за скрип? Что за хруст? | (Потереть кулак о кулак.) |
Это что еще за куст? | (Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.) |
Как же быть без хруста? | (Потереть ладонь о ладонь.) |
Если я – капуста! | (Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.) |
Летом жарко, летом душно - | (Обмахивать себя руками, как веером.) |
Просит дождика капуста. | (Пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.) |
О.А. Новиковская
«Морковка»
Красный нос в землю врос, | (Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать.Пальцы направлены вниз.) |
А над ним зеленый хвост. | (Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.) |
Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. | (Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку.) |
О.А. Новиковская
«Картошка»
И зелен, и густ На грядке куст. | (Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.) |
Покапай немножко, | Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».) |
Под кустом – картошка. | (Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.) |
О.А. Новиковская
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты. Сад».
Подвижные игры (физкультминутки).
«Ежик и барабан».
С барабаном ходит ежик,Бум-бум-бум! Целый день играет ежик,Бум-бум-бум! | (Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.) |
С барабаном за плечами,Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно,Бум-бум-бум! | (Идут по кругу, спрятав руки за спину.) |
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! | (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.) |
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум. | (Останавливаются, разводят руками.) |
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум. | (Руки на поясе, прыжки на месте.) |
И удары раздавались, Бум-бум-бум. | (Прыжки.) |
Зайцы здорово струхнули,Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули,Бум-бум-бум! | (Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.) |
Н.В.Нищева
«Апельсин»
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. | (Идут по кругу взявшись за руки.) |
Это долька – для ежа. Это долька – для стрижа. Это долька – для утят. Это долька – для котят. Это долька – для бобра. | (Останавливаются лицом в круг. Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.) |
А для волка – кожура. | (Изображают пасть волка двумя руками.) |
Он сердит на нас – беда!!! | (Приседают.Закрывают голову руками.) |
Разбегайся, кто куда! | (Разбегаются.) |
Н.В.Нищева
Пальчиковая гимнастика.
«Сад».
Сад забором оградили, | (Изобразить забор: сложить ладони вместе так, чтобы пальцы одной ладони оказались между пальцами другой.) |
Чтоб деревья дольше жили. | (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.) |
Чтобы в садик с улицы | (Развести руки перед собой, изображая улицу.) |
Не ходили курицы | (Обеими руками изобразить «Петушка» (указательный палец касается большого – получается «клюв», остальные пальцы веером подняты вверх – это «гребешок»).) |
О.А. Новиковская
«Мы весной сажали сад».
Мы весной сажали сад, | (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.) |
А Семен лежал у гряд. | (Положить ладони под щеку.) |
Вот мы яблоки едим, | (Поднести ко рту «яблоко» - сложенные вместе два кулака, пощелкать зубами.) |
А Семену не дадим. | (Погрозить указательным пальцем.) |
Нам лентяев здесь не надо - | (Помахать кистями рук перед грудью из стороны в сторону.) |
Выходи Семен из сада! | (Одновременно махнуть кистями обеих рук в направлении от себя.) |
О.А. Новиковская
«Солнышко».
Я рисую желтый круг - | (Правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе круг.) |
Много палочек вокруг. | (Показать указательные пальцы.) |
Это солнышко сияет - | (Скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.) |
Дом | (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».) |
И сад наш согревает. | (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.) |
О.А. Новиковская
«Фрукты».
Желтый – желтый наш лимон, | (Одноименные пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) |
Кислым соком брызжет он. | (Пальцы резко разводим в стороны.) |
В чай его положим | (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) |
Вместе с желтой кожей. | (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».) |
О.И. Крупенчук
«Собираем фрукты».
Я не бью баклуши - Собираю груши! | (Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину».) |
Яблоки сорву – друга позову | (Смена рук.) |
Чищу я банан - | (Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».) |
Другу тоже дам! | (Протянуть руку вперед с бананом.) |
О.И. Крупенчук
«Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот. | (Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».) |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и сахарный песок. | (Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) |
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | (Опять «варить» и «размешивать».) |
Н.В.Нищева
«Фрукты».
Вот на белом блюдце в ряд Фрукты спелые лежат: Раз – чудесный апельсин, Два – душистый мандарин, Три – в атласном платье слива, Аппетитна и красива! А четыре – это груша. Хочешь эту грушу скушать? | (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта.) |
Н.В.Нищева
«Арбуз».
Посмотрите, вырос мяч! | (Левой рукой обхватить правый кулак.) |
Только он не мчится вскачь, | (Совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч.) |
На бахче он у меня | (Положить кисти на стол.) |
И растет день ото дня | (Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик» (кисти соединены на уровне запястья, пальцы растопырены, округлены.) |
О.А. Новиковская
«Яблоко».
Круглое, румяное | (Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе.) |
Растет оно на ветке. | (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.) |
Любят его взрослые | (Поднять руки вверх.) |
И маленькие дети. | (Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу.) |
О.А. Новиковская
Список литературы:
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.
- Крупенчук, О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
- Крупенчук, О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
- Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб., 2007.-240 с.
- Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
- Новиковская, О. А. Ломашнийлогопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.
- Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры
Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры. Пословицы и поговорки о временах года.Зима.Не велик мороз - да краснеет нос.Зимой солнц...
Подвижные игры, упражнения, физкультминутки
Во всех возрастных логопедических группах подвижныеигры, упражнения, физкультминутки подбираются для каждой недели работы и выдержаны в рамках изучаемой на этой неделе лексической темы. Это спо...
Физкультминутки и подвижные игры для детей дошкольного возраста
Физкультминутки и подвижные игры для детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр...
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)
Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...
Подвижные игры и физкультминутки
Основное назначение физкульт минуток состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать ...