Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Вот уже на протяжении ряда лет я веду работу по теме: «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ культуры здорового образа жизни», что побудило выбрать эту актуальную тему?
Ознакомившись с публикациями Интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег по данной теме, я сделала вывод о том, что, что воспитание культуры здоровья позволяет сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.
Кроме того, одной из приоритетных задач в работе дошкольного учреждения в современных условиях является обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей; формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.
На основании вышесказанного мною была проведена работа, которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_vechkina.docx | 68.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
1 слайд «Визитная карточка» | Разрешите представиться, Вечкина Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14» . |
2 слайд «Тема презентации» | Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. |
3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» | Вот уже на протяжении ряда лет я веду работу по теме: «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ культуры здорового образа жизни», что побудило выбрать эту актуальную тему? Ознакомившись с публикациями Интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег по данной теме, я сделала вывод о том, что, что воспитание культуры здоровья позволяет сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Кроме того, одной из приоритетных задач в работе дошкольного учреждения в современных условиях является обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей; формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников. На основании вышесказанного мною была проведена работа, которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья. Со своим опытом по данной теме я выступала на педагогическом совете ДОУ. |
4 слайд «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» | ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог. Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений работы в детском саду является воспитание культуры здоровья у всех участников образовательного процесса. Почему? Необходимость становления культуры здорового образа жизни дошкольников обусловлена формированием мотивационной сферы детей (мотивации ЗОЖ), которая в старшем дошкольном возрасте приобретает осознанный познавательный характер. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Актуальность определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения |
5 слайд «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования» | Для теоретического обоснования проблемы формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий. Их определение представлено на слайде. Что выделено курсивом на аттестации не читать, но знать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Культура здорового образа жизни — совокупность знаний человека о своих генетических, физиологических и психологических возможностях, а также их практическая реализации с помощью методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять эти знания на окружающих. Формирование культуры ЗОЖ - целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОУ и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия. Формирование представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни отражен в психолого – педагогической литературе, в работах А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Применительно к дошкольному образованию мы ставим своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др. На основе анализа психолого – педагогической литературы приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить в следующей последовательности: знания → практические умения → основы культуры ЗОЖ. |
6 слайд «Цель и задачи педагогической деятельности» | На основании всего вышесказанного я определила цель своей работы: Цель: Формирование культуры здорового образа жизни (осознанного отношения к своему здоровью, организму) детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии ДОУ и семьи. Задачи представлены на слайде (зачитывать их не нужно): Образовательные: 1. Формировать элементарные представления о здоровье (знание своего тела, польза специальных упражнений, забота о здоровье, не вредить своему организму); 2. Формировать практические умения и привычки по укреплению здоровья. 3. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах валеологического просвещения, активизировать роль родителей в формировании навыков ЗОЖ. Воспитательные: 1. Воспитывать у детей мотивацию к здоровому образу жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями; 2. Воспитывать произвольные привычки ЗОЖ; Оздоровительные: 1.Повышать устойчивости организма и психики – закаливание к неблагоприятным воздействиям; |
7 слайд «Ведущая педагогическая идея» | Ведущая педагогическая идея опыта определяется повышением уровня культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, через разработку системы мероприятий формирующих навыки здорового образа жизни, формирование индивидуального стиля здорового поведения, формирование ответственности у родителей, в деле приобщения к здоровому образу жизни. |
8 слайд «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» | Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов: 1 этап: аналитический Цель: изучение возможностей и потребностей группы. 2 этап: практический. Цель: введение формирующих навыков здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. 3 этап: обобщающий. Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме. На аналитическом этапе мы выявили первоначальный уровень сформированности культуры ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; изучили оценку отношения родителей к ЗОЖ посредством социального опроса родителей воспитанников. Результаты позволяют сделать вывод о том, что что представления о здоровом образе жизни детей достаточно сформированы у 20% группы. Дети имеют полное представления о ЗОЖ, знают, как поддерживать свое здоровье в полном порядке и как сформировать у себя здоровый образ жизни. Кроме этого, имеют представления о правилах безопасности в быту. Культурно – гигиенические навыки сформированы полностью. У 40% воспитанников представления о ЗОЖ сформированы частично: понимают, что такое «здоровый образ жизни», но не все имеют представление, как сформировать его, понижен интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН с формированы. При выполнении отдельных культурно-гигиенических процессов обращаются за помощью к взрослым. Имеют отрывочные представления о правилах безопасности в быту. Так же в группе имеется часть детей, а это 40% , у которых представления о ЗОЖ не сформированы. Дети не уверены в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не могут правильно умываться, следить за своим внешним видом). Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь. Не имеют представлений о правилах безопасности в быту. Так же нами было проведено изучение уровня знаний родителей о здоровом образе жизни и сформированности здорового образа жизни в семьях детей. Нами было проведено анкетирование родителей воспитанников. Результаты показывают, что у родителей не достаточно сформировано представление о ЗОЖ, они не всегда учитываю все принципы формирования ЗОЖ, знают некоторые показатели физического развития своего ребенка. Родители вместе с ребенком иногда занимаются физической культурой, следят за правильным питанием и личной гигиеной, но не соблюдают распорядка дня. Формирование основ безопасного поведения проходит в форме запретов. |
9 слайд | На данном этапе мы разработали модель формирования культуры ЗОЖ. Модель представлена на слайде. В соответствии с моделью формирование осуществляется через оздоровительно-педагогическую деятельность и физкультурно-оздоровительную деятельность в свободное от занятий время - это режимные моменты, прогулка, развлечения, оздоровительные часы. Нами выделены направления работы на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников это:
|
10 слайд | Реализуя оздоровительно-педагогическое направление проводила целенаправленную работу с детьми по формированию у них четких представлений о ценностях здоровья. Содержание разделила на блоки, в них отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правилами личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях. Материал на эти темы предоставляется детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Блоки представлены на слайде. В блоке «Это Я» формировала представления о себе как о представителе человеческого рода, о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях. В блоке «Ребёнок и здоровье» я провела серию занятий «Откуда берутся болезни», «Грязь и микробы наши враги», «Здоровье и сила», «Витамины и полезные продукты». В блоке «Мойдодыр» дети учились правильно чистить зубы, а так же узнали, для чего нужен режим дня и зарядка. В блоке «Внимание - опасности вокруг нас» дети познакомились с правилами поведения на улице, об источниках опасности в квартире и групповой комнате, о правилах дорожного движения, о правилах первой помощи. В игре «Мы пожарные» обыграли ситуацию поведения при пожаре. |
11 слайд | На данном слайде представлен фрагмент перспективного плана по формированию основ ЗОЖ. Хотела бы отметить, что каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную деятельность и чтение). |
12 слайд | В реализации физкультурно-оздоровительного направления я знакомила детей с правилами выполнения физических упражнений. Познакомила с разными видами закаливания, дыхательной, корригирующей гимнастики. Формировала устойчивую привычку к режиму двигательной активности. Особое внимание уделяю обучению детей способам психической саморегуляции: использую элементы музыкотерапии (звуки природы, музыка для релаксации). |
13 слайд | На данном слайде представлен план реализации физкультурно-оздоровительного направления. План работы по разделам отражён в циклограмме деятельности воспитательно-образовательной работы группы |
14 слайд | Мы выделяем 4 направления по взаимодействию с родителями по формированию культуры ЗОЖ: - Диагностическое: анкеты, опросы, которые проводятся в течение учебного года с целью выявления интересов, потребностей семьи и ребенка в детском саду, особенностей и проблем семейного воспитания. - Образовательное; Их цель – вовлечь родителей в оздоровительный процесс, воспитывать в своих детях привычку к ЗОЖ, довести до родителей рекомендации специалистов. С большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают образовательную деятельность и другие мероприятия с участием детей. Знакомятся с проведением комплекса оздоровительных мероприятий в ДОУ. Интересно проходят семинары для родителей с элементами тренинга. Одной из целей семинаров является знакомство родителей с формами и методами оздоровительной работы в семье. В нетрадиционной обстановке проходят «Круглые столы». В занимательной форме педагоги и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их, обсуждают актуальные проблемы воспитания. -Информационное. В нашем детском саду оно представлено в виде «Уголков здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. Также готовятся фотовыставки, плакаты, в которых ведется пропаганда здорового образа жизни. - Интерактивное. Очень интересно проходят спортивные праздники с участием родителей: - «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Мяч – любимая игрушка», праздник, посвященный «Дню защиты детей, физкультурные досуги, «Зимние забавы». |
15 слайд | На 3- ем, обобщающем этапе, для того чтобы проанализировать свою работу по формированию культуры ЗОЖ я провела диагностику, для этого использована диагностическая карта для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с критериями программы «От рождения до школы». Динамика формирования представлена в диаграмме на слайде. Анализируя данные можно сделать вывод о том, что произошли не только количественные, но также и качественные изменения: дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление о понятиях «здоровье», «болезнь», дети имеют высокий уровень представлений о составляющих здорового образа жизни: о правильном питании, пользе закаливания, о пользе утренней зарядки, необходимости соблюдения правил личной гигиены. Дети самостоятельно выполняют доступные гигиенические процедуры, что говорит о сформированных практических умениях по укреплению здоровья на основе полученных знаний. У детей выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Кроме того, дети имеют представления об опасностях, которые угрожают их жизни и здоровью в бытовых ситуациях. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в формировании культуры ЗОЖ дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. |
16 слайд Педагогические условия эффективного развития | Для успешного формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста необходимы следующие условия: Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием культуры ЗОЖ дошкольников; Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе накопления знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье. Интеграция задач воспитания культуры ЗОЖ в целостный педагогический процесс; Создание развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна. В группе создан «уголок здоровья». В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. |
17 слайд Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны | Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни и воспитанию у них культуры здорового образа жизни, интеграции знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании здоровьесберегающей среды. Мной был разработан перспективный план по формированию основ ЗОЖ, серия конспектов, картотеки дидактических игр, альбомы дыхательной гимнастики, картотека релаксационных игр и упражнений для детей, комплекс упражнений с массажными мячами, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр, картотека игр по формированию ЗОЖ, картотека гимнастики для глаз. Раскрыты новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. |
18 слайд Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты | Результатами своей работы считаю то, что наши воспитанники:
|
19 слайд Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника | Поиск эффективных путей решения поставленных задач, обозначили проблему, каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне - участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ - участием в родительских конференциях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания» На общероссийском уровне - на личном сайте, расположенном на портале социальных работников образования . |
20 слайд Литература | Литература представлена слайде. Спасибо за внимание. |
Приложение №1
Содержание культуры ЗОЖ ребенка
старшего дошкольного возраста (5 -6 лет)
Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Дошкольник с удовольствием выполняет простейшие гигиенические и двигательные действия, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.
Знания и умения, свойственные для детей этого возраста, представлены в табл. 2.
Критерии диагностики (старшая группа)
Сформировано | Знания ребёнка содержательны. Свободно владеет терминологией. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета. Самостоятельно устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду..., чтобы быть...». Целеустремлён в выполнении правил здорового образа жизни. |
Сформировано частично | Знания ребёнка не совсем точные, иногда допускает ошибки в суждениях, логические связи выстаивает с помощью взрослого. Требуется помощь и подсказки педагога, чтобы справиться с поставленной задачей. Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке. Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем. |
Не сформировано | Знания ребёнка слабые, нет стремления узнать что-то новое. Полученный материал плохо запоминает и воспроизводит. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом). Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни. |
Показатели формирования начальных представлений детей старшей группы:
Познавательная сфера: |
|
Социальная сфера: |
|
Нравственная сфера: |
|
Объём знаний о здоровом образе жизни детей 5-6 лет
- Охрана зрения при чтении, настольных играх, при работе с иголками, ножницами, при просмотре телепередач. Упражнения для снятия зрительного напряжения.
- Правила ухода за ушами, носом, горлом, зубами;
- Правила мытья рук, лица, тела, уход за ногтями, волосами;
- Точечный массаж с целью закаливания и противостояния простудным и респираторным заболеваниям;
- Подбор упражнений для того, чтобы стать ловким, сильным, быстрым, гибким, выносливым;
- Подбор упражнений для правильной осанки;
- Упражнения для предупреждения плоскостопия;
- Упражнения для снятия мышечного напряжения;
- Проявление осторожности в общении с незнакомыми людьми.
Приложение №2
Диагностические задания в старшей группе (5 - 6 лет).
Методика проведения:
Представления о строении тела и его функциональном значении.
1часть: диагностическая игра «Отгадай, что это и назови». Педагог молча показывает на орган тела, а ребёнок произносит его название и местоположение. Например, педагог показывает на нос. Ребёнок: «Это нос. Нос находится на лице (на голове). И т.д.
2 часть: диагностическая игра «Подумай и ответь». Педагог или Почемучка задают детям вопросы, а дети отвечают. Например: Педагог: «Зачем тебе, Саша, нужен нос? Саша: «Нос нужен, чтобы дышать и нюхать». И т.д. Дети должны обозначить основные функции органов: глаза – смотрят; уши – слушают; нос – дышит и нюхает;
рот – разговаривает и жуёт, голова – думает; ноги и руки – двигаются, берут, держат, бегают, прыгают и т.д.; сердце – стучит, желудок и кишечник – переваривают пищу, лёгкие – дышат.
Уход за своим телом, навыки оказания элементарной помощи.
1 часть: диагностика культурно – гигиенических навыков проводится повседневной жизни группы в течение дня.
2 часть: диагностика навыков ухода за своим телом «Помоги своей кукле». Организуется сюжетная игра в семью, где детям предлагаются ситуации: стирка кукольной одежды, уход за куклой (купание, умывание, туалет, завтрак и др.) По поведению ребёнка в игре оцениваются его навыки.
3 часть: дети должны знать, что при необходимости надо звать на помощь взрослых или звонить 03.
Чтение отрывка стихотворения С.Михалкова «Доктор Айболит». Решение проблемных ситуаций «Как помочь персонажам». Сравнение с текстом (как поступил доктор Айболит).
ЗОЖ: представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
Тестовая игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Детям предлагают набор картинок. Дети вычёркивают картинки с вредным для здоровья поведением детей. Объясняют правильность своего выбора.
ОБЖ: поведение в опасных ситуациях.
1 часть: тестовая игра «Опасно – неопасно». Детям предлагают набор картинок. Дети вычёркивают картинки с опасным поведением детей. Объясняют свой выбор.
2 часть: показать по карте, где можно переходить улицу, а где нет; где ходят пешеходы, а где ездят машины; на какой свет переход разрешён. Знать и называть знаки: пешеходный переход, светофор, знать значения цветов светофора.
3 часть: (в конце года) решение смоделированных ситуаций «Если дома кто-то болен», «Как защититься от гриппа», «Болезни грязных рук». Дети должны пояснить своё поведение в данных ситуациях: какие меры профилактики они знают и будут предпринимать.
Перспективный план
Каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную деятельность и чтение), что позволяет осуществлять образовательный процесс в двух основных моделях – совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей. Благодаря блочной схеме организации воспитательно-образовательного процесса мне удаётся использовать все средства получения детьми информации о здоровом образе жизни, включив эти средства в тематические планы.
№ п/п | Название блока | Задачи блока | НОД | Совместная деятельность |
1 | Блок «Это-я!» |
| 1.«Вот Я какой». Цель: Закрепить и уточнить представления о частях тела человека. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела. Различать и называть части тела. Активизировать словарь детей. 2.« Наши глаза» Цель: Дать детям представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить со строением глаза; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Развитие и активизация словаря, памяти. 3.« Такие разные носы?» Расширить представления детей о своём организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении. Развивать интерес к познанию своего организма. Закрепить правила безопасности жизнедеятельности, правила ухода за носом. Воспитывать у детей культуру здоровья. 4.« Уши наши помощники» познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха. 5.« Чтобы зубки не болели» Цель: научить заботиться о своих зубах. Продолжать формировать представления детей о своём организме. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. 6.« Мы знаем пять органов чувств» Цель: Обобщить имеющиеся знания о функции органов. Закрепить гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств. | Беседы : «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как помочь себе и другу». Дидактические игры: «Узнай по описанию» «Найди на ощупь названную часть тела». «Умею- не умею». «Поехали». «Покажи части тела». «Мой портрет». «Весёлый человек». «Угадай кто это?» «Что сначала, что потом». Игры-ситуации: «Я расту». « На приёме у врача- окулиста» Беседа: «Что я умею делать». «Глаза – зеркало души» Чтение: М.Ефремова. «Тело человека». А.Барто «Я расту», « Очки» Загадки про человека, глаза. Подвижные игры: «Стоп». «Ровным кругом» «Жмурки». Дидактические игры: «Узнай предмет по контуру» «Что полезно, что вредно» «Носы нужны не только для красы» «Определи по запаху» «Угадай кто позвал» «Глухой телефон» «Определи предмет по звуку» Игра-ситуация: «Береги здоровье смолоду» «Мои верные помощники» Беседа « Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать» «Как беречь уши» «Как мы слышим» Чтение: и рассматривание книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита" Разучивание с детьми сценки "Про нос и язык" (П.Е.Пермяк) Дидактические игры: «Выбери себе пасту и щётку» «Перенеси полезные продукты» «Путешествие хлебного комочка» Игра- ситуация: «Волшебная щёточка», «Подружись с зубной щёткой» Беседа: «Для чего мы едим» «Как избежать болезней зубов» «Чтобы зубки не болели» Чтение: Б.Заходер «МаПари-Кари» С.Маршак «Робин-Бобин» В.Драгунский «Мишка и Дениска на ёлке» Экскурсия «В стоматологический кабинет» |
2 | Блок «Ребёнок и здоровье» | 1.Сформировать у детей представление о режиме, гигиене и закаливании. | 1.«Почему мы болеем?». Цель: Сформировать представление о здоровье, болезнях и микробах. Продолжать формировать навыки здорового образа жизни. Активизировать словарь детей по теме 2.« Наши враги - это..». Цель: Продолжать знакомить с вредными факторами, которые влияют на наше здоровье. Закрепить представления о микробах, грязи, болезнях. Воспитание культурно-гигиеническаих навыков 3.«Режим. Что это?». Цель: Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня. Воспитывать желание придерживаться правил по его выполнению. 4. « Осторожно, грипп!» Цель: познакомить с характерными признаками болезни и ее профилактикой, учить заботиться о своем здоровье. Задачи: воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье 5.«Я здоровье берегу!». Цель: Научить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приёмы самооздоровления (точечный массаж, ароматерапия, закаливание). | Беседа «Живительные силы» (о значимости и важности воды для организма) Игра «Наши зелёные друзья» (знакомство с некоторыми лекарственными растениями) Игровая ситуация «Узнай по действию». Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым». Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Составление рассказа «Мой режим дня». Дидактические игры: «Что ты знаешь о…?» «Скорая помощь». «Опасно - не опасно». Игра- ситуация: «Как беречь здоровье ребёнка». «Грязь и микробы наши враги». Беседа: «Здоровье и болезнь». «Для чего нужны лекарства». Чтение: Г.Остер «Петька-микроб»,С.Михалков «Чудесные таблетки», «Грипп» |
3 | Блок «Уроки Мой – до – дыра» | Формировать навыки поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. Формировать систему представлений о культуре быта человека | 1.«Уроки гигиены» Цель: Помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие «здоровый образ жизни», «охрана здоровья», убедить в необходимости соблюдения личной гигиены. Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем. 2.«Чистота и здоровье нашей кожи» Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни. Способствовать получению знаний о значении кожи для людей; её основных функциях. Познакомить с приёмами оказания первой помощи при повреждении кожи. 3. «Что такое микробы?» Цель: формировать представление о микроорганизмах, познакомить со способами борьбы с болезнетворными бактериями. Задачи: углублять представления детей о том, как поддерживать, укреплять и сохранять здоровье, воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре | Дидактические игры: «Когда это бывает». «Полезно- вредно». «Мой день» «Правила гигиены». Беседы: «Чистая вода – для хвори беда». «Уроки гигиены» «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр». А.Барто «Девочка чумазая». Аэробика «Зверобика». Потешки по режимным моментам. И.Г.Сухина "Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников" Развлечение: «Чистота – залог здоровья» |
4 | Блок «Физкульт – ура!» | Знакомить с правилами выполнения физических упражнений. Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. | «Здоровье в движении». Цель: Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Вызвать желание совершенствовать физическое развитие. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом. 2.«Спорт и спортивные секции для детей» Цель: формировать представление о видах спорта и спортивных секциях нашего города. Задачи: формировать представления детей об основных источниках, видах и способах безопасного поведения;развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям | Дидактические игры: «Кому что нужно». «Что изменилось». «Почини спортивную форму». «Что мы видели не скажем, а что, делали покажем» , Игры- ситуации: «Зимние забавы». Беседы: «О закаливании организма». Чтение: А. Барто «Я расту». С.Маршак «Великан». Развлечение: «Здоровье в порядке- спасибо зарядке». |
5 | Блок «Полезные продукты» | Сформировать у детей представление о витаминах, о полезных и неполезных продуктах. | «Знакомьтесь витамины». Цель: Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести ЗОЖ. | Дидактические игры: «Лабиринты» «Пища полезная и вредная» «Пищевое лото». Беседа: «Почему надо есть овощи». «Полезные советы». Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» |
6 | Блок «Внимание - опасности вокруг нас» | Рассказать о правилах поведения на улице, об источниках опасности в квартире и групповой комнате, о правилах дорожного движения, о правилах первой помощи. | 1.«Если чужой приходит в дом» Приблизить детей к реальности опасных ситуаций, контактов с незнакомыми людьми. Учить детей избегать опасности, правильно вести себя в сложной ситуации и выходить из неё. На все уговоры говорить нет, никогда не открывать дверь незнакомым людям, когда ты один. Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. 2.« Служба 01, 02, 03 всегда на страже». Познакомить со службами спасения 01, 02, 03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности. 3.«Помощники в нашем доме» Цель: Учить детей правильно пользоваться бытовыми приборами. Дать элементарные представления о технике безопасности. Расширять словарный запас детей 3.«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» 4.«Ядовитые грибы и ягоды» Цель: формировать представление о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Задачи: формировать представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них, воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе («Безопасность»); воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей | 1.Рассматривание иллюстраций. Беседы – «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми», «Как бы вы поступили в данной ситуации». Моделирование проблемных ситуаций. Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», А. Толстой «Приключения Буратино». Дидактическая игра «Добрый и злой человек». Игровые упражнения «Окажи помощь». 2.Дидактическая игра « Если ты потерялся» 3.Дидактические игры: «Опасно-не опасно» «Угадай по описанию» «Найди пару» «Можно-нельзя» Беседа: «Предметы вокруг нас» «Что делать если…» Чтение: «Кошкин дом» С.Я.Маршак «Девочка чумазая» А. Барто Загадывание загадок про бытовые приборы 3.Экскурсии, целевые прогулки – по улице, к пешеходному перекрёстку. Рассматривание иллюстраций «Улицы города». Беседы – «Безопасное поведение на улице», Обсуждение опасных ситуаций. Чтение Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «Светофор», В. Семерин «Запрещается – разрешается», загадок о транспорте, правилах дорожного поведения. Сюжетно-ролевые игры - «Водители и пешеходы». 3.Беседа «Знаешь, ли ты свой домашний адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?» |
Приложение №3
Система закаливающих мероприятий
Содержание | Старшая группа | |
I. Элементы повседневного закаливания | ||
1. Воздушно – температурный режим | От +20 до +18 С Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей | |
Односторонне проветривание (в присутствии детей) | В холодное время – кратковременно ( 5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1 – 2 С | |
Сквозное проветривание (в отсутствии детей): | Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, сниженная на 2-3 С | |
| К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной | |
| +20 | |
| В теплое время года проводится ежедневно в течение всего периода отсутствия детей в помещении. | |
2. Воздушные ванны:
| - 10 С | |
| В холодное время года - на улице, при температуре до – 5 С, при более низкой температуре – в зале | |
| +18 С | |
Одно занятие – круглогодично – на воздухе | ||
- 10 С | ||
2 занятия в зале. Форма спортивная | ||
+ 18 С | ||
| - 10 С | |
Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года | ||
| В теплое время года ежедневно при температуре от + 20 С, после предварительной воздушной ванны в точение 10 - 15 мин. | |
| В теплое время года ежедневно при температуре от + 20 С. В холодное время года – в помещении, при соблюдении нормативных температур | |
| + 17 С | |
| Ежедневно | |
| В помещении температура на 1- 3 С ниже нормы | |
| Умывание, мытье рук до локтя прохладной водой | |
II. Специальные закаливающие воздействия | Полоскание рта водой комнатной температуры | |
1. Игровой массаж | Дыхательная звуковая гимнастика, самомассаж всех частей тела | |
Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой. |
Приложение №4
Физкультурно-оздоровительная работа в свободное от занятий время представляет собой такие тематические разделы:
1.Весёлые движения
2.Оздоровление
3.Чудо-дыхание
4.Расслабление
План работы по разделам отражён в циклограмме деятельности воспитательно-образовательной работы группы. (см. приложение № 4)
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Задачи раздела |
| «Весёлые движения» | подражательные движения подвижные игры игровые упражнения | 1.формировать двигательную активность ребёнка 2. приучать активно участвовать в подвижных играх и физических упражнениях 3. учить проявлять творчество в разнообразной двигательной деятельности. |
| «Оздоровление» | самомассаж, оздоровительная гимнастика профилактика сколиоза профилактика плоскостопия | 1.учить любить себя 2. воспитывать бережное отношение к своему телу 3.развивать гибкость тела, пластику движений 4.создавать положительный эмоциональный настрой. |
| «Чудо – дыхание» | дыхательную гимнастику целебные звуки носовое дыхание | 1.восстановление и формирование правильного дыхания 2.стимулировать деятельность диафрагмы 3.повысить эмоциональный тонус |
| «Расслабление» | Психогимнастика гимнастика для глаз | 1. Развивать мимику, пластику, воображение речевой аппарат . 2. научить детей навыкам саморегуляции и расслабления 3.профилактика глазных заболеваний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...
"СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Содержание форм и методов взаимодействия Доу и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребенка дошкольного возраста.Байденко Инна Валентиновнаинструктор по физической культуре высшей квал...
Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"
Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...
План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста
Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....
Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха".
Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха"....
ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. 2022 год
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей....
Комментарии
Важная тема
В методической разработке раскрыта одна из важных и актуальных тем - формирование основ здорового образа жизни.