Практические советы воспитателю, имеющему в группе слабовидящего ребенка
консультация на тему
Последствия нарушении зрения, проявляющиеся
в учебно — воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические советы воспитателю, имеющему в группе слабовидящего ребенка.
1. Последствия нарушении зрения, проявляющиеся
в учебно — воспитательной деятельности.
1.1. На близком расстоянии.
Последствия | Методические советы |
Нарушение зрения | |
Ребенок не узнает предметы | - увеличить время для обследования - хорошо осветить рабочее место следить, чтобы не было отблисков - подобрать такие же предметы, но больше по размеру - подобрать контрастный фон для демонстрации |
Ребенок не находит предмет среди других. | - увеличить расстояние между предметами - наклеить на предмет какую-нибудь яркую этикетку - уменьшить количество предметов |
Ребенок не узнает игрушку | - игрушки должны быт натурального вида - дать ребенку предварительно обследовать игрушку - подбирать игрушки разных размеров и цветов |
Не воспринимает рисунки большого формата (в следствии ограниченного поля зрения или слишком близкого расстояния до рисунка) | - дать рассмотреть - рисунки постепенно, путем закрывания отдельных деталей - дать больше времени для зрительного обследования - разрешить ребенку выбрать расстояние до рисунка самому (близкое расстояние не повредит зрению) - использовать подставки - использовать дополнительные оптические приборы (лупы) - подбирать аналогичные рисунки меньшего формата |
Не воспринимает рисунки маленького формата | - обеспечить дополнительное освещение рабочего места - дать ребенку больше времени для зрительного обследования - разрешить ребенку самостоятельно выбрать расстояние до рисунка - использовать подставки - использовать дополнительные оптические средства - подбирать аналогичные рисунки большого размера |
Не различает (слабо различает) контурные изображения | - обвести контуры фломастером (подбор цвета фломастера сделает ребенок) - позволять ребенку выбирать расстояние самому - использовать подставки - использовать дополнительные оптические средства (лупы) |
Не воспринимает силуэты изображений | - четко выделить контур - использовать соединения контрастных цветов |
Не различает изображение с большим количеством | - уменьшить количество деталей - выделить детали контрастными цветами - дать больше времени |
1.2. На дальнем расстоянии | |
Последствие нарушении зрения | Методические подходы |
Различение демонстрационного материала невозможно, или затруднено вследствие низкой остроты зрения | Требования к демонстрационному материалу: - достаточное увеличение - четкость контуров - небольшое кол-во деталей - размещение демонстрационного материала в поле зрения ребенка - обеспечить необходимое освещение демонстрационного материала (следить, чтобы не было отблесков) - подобрать оптимальное рабочее место - ребенок в случае необходимости, может подойти к доске - обязательное проговаривание того, что демонстрируется - дать ребенку соответствующий образец, рисунок. |
Рассматривание предметов на расстоянии невозможно (или практически не возможно) | - показ предмета осуществлять непосредственно перед ребенком - позволить ребенку подойти и осмотреть предмет на близком расстоянии - развивать восприятие другими анализаторами |
Действия воспитателя (других детей) не распознаются на большом расстоянии | - проговаривать действия - позволить ребенку наблюдать с близкого расстояния |
Мимика, жесты, зрительный контакт с воспитателем не воспринимается ребенком на расстоянии | - сопровождать проговаривание |
Ребенок не узнает с окруженного расстояния других детей | - дать ребенку возможность свободно передвигаться по группе - учиться ориентироваться по голосу |
1.3. В изобразительной и трудовой деятельности | |
При нарушении мелкой моторики вследствие несогласованных действий глаза и руки: - при обведении контуров - при штриховке - при разукрашивании - при работе с ножницами | - четко выделить контур - использовать фломастера - дать больше времени - систематически повторять действия - придерживаться четкой последовательности при выполнении задания - увеличить время для тренировки |
Слишком маленькое расстояние для листа бумаги при изобразительной деятельности | - использовать листы поперечного формата |
Трудности при ориентировке на листе бумаги | - разделить бумагу (сгибом или линиями на 2-4 части) - использовать оптически и тактильные отметки - индивидуально дополнительно учить ориентироваться на листе бумаги |
Трудности при ориентировке на рабочем месте | - придерживаться четких правил порядка - индивидуальное осветление рабочего места - использовать контрастные между собой поверхности и материалы - использовать яркие орудие труда |
Возможное отсвечивание материала приборов | - устранить источники отсвечивания - использование цветных пластиковых конструкторов - использование матовой цветной бумаги - не использование блестящих тканей |
Если цвета материалов сливаются и это может привести к быстрому утомлению, неаккуратности в выполнении работы | - следить, чтобы материалы, поверхность или подставка были контрастными - разные материалы, используемые в работе, должны быть контрастными |
Важно придерживаться ровной линии при ____ | - нанести вспомогательные линии, специальные обозначенные - использовать шаблоны - использовать прищепки - увеличить время работы |
Трудности целостного восприятия действий - проблемы содружественных движений глаза и руки - проблемы зрительного контроля | - работать индивидуально с ребенком (ведущая рука воспитателя) - осуществлять деление процесса работы на этапы - проговаривание каждого этапа и последовательности - проговаривание действий |
Неуверенность при работе с инструментами: приводят к неправильному оцениванию опасных ситуаций | - детальнее познакомтесь с инструментом: - детально рассмотрите - обследуйте на ощупь - демонстрация в действии - подбор соответствующего инструмента - ножницы с тупыми концами и яркими пластиковыми ручками - большие иголки с большим усиком - карандаш, линейки |
1.4. В физическом воспитании двигательной деятельности | |
Последствие нарушение зрения | Методические подходы |
Недостаточное восприятие пространства и предметов, детей, воспитателя | - использовать контрастные указки (неоловые краски, светлая клейкая лента и т.п.) - привести в соответствие освещение - использование разного покрытия для пола |
Повторение упражнений показанных на расстоянии невозможно, или практически невозможно | - для сохранения интереса у ребенка, упражнения следует проговаривать, показ осуществлять вблизи - подчеркивать успехи ребенка |
Ребенок ощущает свое участие в игре нецелесообразным | - оградить игровое поле дополнительным средствами (кегли, предметы) - дать ребенку возможность сориентироваться - дать ребенку возможность самому выбрать соответствующий мяч - использовать яркие повязки или яркие футболки, как детям так и воспитателю, ведущему - процесс игры должен проговариваться - возможно введение новых правил игры. |
Поведение слабовидящего ребенка привлекает внимание: - желание подойти поближе - неуверенность, несобранность при выполнении упражнений, участие в игре - трудности в координации - потеря интереса, низкая мотивация | - проявлять полное понимание в определенных ситуациях - осуществлять индивидуальный подход. - повторить инструктаж - помогать, предлагать дополнительную помощь - подобрать более простое задание в групповой игре - при необходимости обратиться к психологу |
Самочувствие ребенка имеет негативные симптомы (утомление, головная боль, и т.д.) | - при необходимости использовать специальные, очки для занятий спортом - противоударные - с защитой отсвечивания - со специальными стеклами для плавания - подбирать упражнения в соответствии с возможностями ребенка - запрещенные резкие наклоны - условием для занятий — заключение врача и разработанная на основе него индивидуальная программа |
2. Общие трудности. | |
Последствия нарушения зрения | Методические подходы |
Ребенок быстро утомляется | - придерживается правил гигиены труда и перерывов для отдыха глаз - использование всех возможных (оптические и не оптические) средства с целью предупреждения быстрого утомления |
Освещение в группе может влиять на зрение: - мало света - много света - отсвечивание | - оптимально освещать рабочее место - дети имеющие светобоязнь должны выбирать рабочее место вместе с педагогом (посредине, спиной к окну, возможно использование козырьков) - детям, чувствительным к освещению следует избегать источников возможного освещением |
Препятствие при передвижении распознаются позже | - следить за порядком в группе - предупреждать ребенка о препятствиях в незнакомом помещении, площадке - предупреждать ребенка об изменениях места нахождения предметов - двери, перила, лестницы должны быть контрастными |
Ограниченная ориентировка в пространстве | - разучивать маршруты к соответствующим помещениям - осуществлять последовательное ознакомление с новыми помещениями - учиться использовать ориентиры - детали помещения должны быть яркими |
Слабовидящему ребенку угрожает опасность оказаться в группе в особом положении | - ознакомить всех детей группы, с проблемами слабовидящих детей с целью понимания, а не жалости - помогать ровно столько сколько это необходимо - развивать самостоятельность - слабовидящий ребенок не должен занимать особенного места в группе, он должен быть введен в коллектив естественно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе музыкального руководителя с воспитателями и специалистами групп " Особый ребенок"
Форма для заполнения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Эта тема выбрана мною неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным...
Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада
Адаптация ребенка к условиям детского сада....
План работы Малого Методического Совета воспитателей первых младших групп
План работы Малого Методического Совета...
Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "
Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...
Памятка для воспитателей «В моей группе есть ребенок с заиканием»
Что же такое заикание и как вовремя помочь ребенку...
практические советы по формированию финансовой грамотности у ребенка
материал для создания папки передвижки в работе с родителями...