Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.Кинезиологические упражнения.
статья (старшая группа) по теме
Кинезиология - наука, о развитии головного мозга через движение, которая существует давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, и его взаимодействие можно осуществлять через специальные кинезиологические упражнения. Вашему вниманию представляется несколько простых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_kineziologi.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная кинезиология.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, которая существует довольно давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Образовательная кинезиология является широким направлением в сфере образования. Оно опирается на нейрофизиологию, анатомию, психологию и педагогику. Это современное направление в сфере знаний о человеке. Создателями этого направления являются: П. Деннисон и Г. Деннисон, американцы. Они разработали ряд упражнений под названием «Гимнастика мозга»
Кинезиология как направление знания и практики занимается стимуляцией природных программ – процессов и динамики данных нам от природы, которые управляют координацией работы различных сенсорных и моторных систем (С. Масгутова, Л. Садовска, 2005).
Целью кинезиологии является передача детям и взрослым знаний и инструментов, которыми являются природные ресурсы, для более легкого и радостного самообучения, безопасного и правильного развития и здоровья.
Сенсорные и моторные органы должны работать очень слаженно в рамках различных координаций. Существует множество факторов способствующих естественному развитию, но сенсорно-моторная интеграция процессов может быть нарушена, и нарушена на любом этапе развития ребенка.
Поэтому данная технология позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Задачи образовательной кинезиологии:
· развитие межполушарной специализации и синхронизации в работе полушарий головного мозга;
· интеграция полисенсорных, сенсорно-моторных процессов и двигательного развития;
· стимуляция и интеграция процессов мыслей и движения, а так их разделения;
· активизация физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер;
· активизация механизмов саморегуляции и развития;
Программа упражнений курса «Гимнастика Мозга» включает в себя 4 группы упражнений:
Первая группа упражнений дает возможность «перейти центральную линию тела» или стимулирует работу малой и большой моторики. Заданием этих упражнений является увеличение количества нейронных связей между правым и левым полушариями мозга, что стабилизирует сенсорно-моторную интеграцию и психические функции. Эти упражнения отвечают за улучшения таких способностей как чтение и письмо.
Вторая группа упражнений отвечает за растяжку мышц. Эти упражнения ликвидируют негативное влияние различных рефлексов (в том числе и так называемого «защитного рефлекса»). Мышцы в тонусе посылают в мозг сигнал о расслабленности и готовности организма к обучению. Упражнения интегрируют передние и задние части мозга, улучшая качественный уровень мышления, слух, способность к чтению с более глубоким пониманием прочитанного и поправляют позицию тела.
Третья группа упражнений отвечает за «энергизацию» тела. Обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов. Влияют на уровень концентрации, что в свою очередь увеличивает мотивацию к действиям.
Четвертая группа – углубляющие упражнения. Усиливают позитивную настройку человека, стабилизируют и ритмизируют нервные процессы организма, что способствует успехам в обучении.
Кинезиология позволяет развивать и укреплять:
· однородные координации (правый-левый глаз, правое-левое ухо, правая-левая нога, правая-левая рука)
· разнородные координации (правое ухо-правый глаз, правый глаз-правая рука, глаза-руки, глаза-язык, уши-руки, уши-ноги и т. д.)
Программы образовательной кинезиологии а, в частности, курс «Гимнастики Мозга» предоставляет определенную базу упражнений, улучшающих определенные виды координации:
· упражнения для улучшения работы глаз в центре поля зрения помогают в координации периферийного зрения, центрально-периферийного зрения, координации руки-глаза, зрение-слух, зрение-движение, а так же координация работы мышц глаза;
· упражнения для улучшения координации руки-глаза улучшают малую моторику и ориентацию в пространстве;
· упражнения для улучшения слуха помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают зрительно-слуховую координацию, а также улучшают чувствительность левой и правой стороны тела, активизируют кинестетику.
Детям с проблемами в развитии кинезиология помогает достигнуть такого уровня социального развития, что в будущем дети будут самостоятельны и самодостаточны в меру своих возможностей и смогут справляться с требованиями, которые ставит современное общество.
Кинезиологию можно отнести к новому направлению в системе
здоровьесберегающих технологии, так, как под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов и их систематичность.
Педагог или родитель обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма, а только потом выполнять с ребёнком.
Кинезиологические упражнения - это не лечение, это - корректировка психоэмоционального состояния, через движения.
Предлагаю несколько простых кинезиологических упражнений и упражнений самомассажа рук.
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. Ребро - кулачок - ладошка. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («ребро - кулачок - ладошка»), произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
6. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
8. Колено – локоть. Исходное положение: сидя или стоя.
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
9. Слон. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно 3-5 раз левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Комплекс самомассажа.
1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед – назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.
2. Кисти и предплечья левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.
3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте тоже для другой руки.
4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх – вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.
5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.
7. Движение, как при растирании замерзших рук.
8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте тоже для другой руки.
Учитель-дефектолог Алексеева Н.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА».
Основные занятия с малышом.« ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ».Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:...
Консультация для родителей Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология существует уже 200 лет и используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра обязана, в том числе, и кине...
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Апрель 2018г
Успеваемость детей в школе во многом зависит от своевременного взаимодействия межполушарного взаимодействия. Одним из составных элементов этой работы является кинезиологическая коррекция....
Логопедическая мастерская «Наука о развитии головного мозга через движение»
В презентации рассказывается о Кинезиологии - как науке о развитии умственных и физических способностей через определённые двигательные упражнения. Здесь выделены определённые методы и приёмы работы в...
Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...
"Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение"
Консультация для воспитателей...
Консультация "Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения"
Информация познакомит родителей с тем, что изучает наука кинезиология и познакомит с простыми кинезиологическими упражнениями, которые можно выполнять вместе с детьми дома...