Опыт работы
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Прохорова Марина Анатольевна

«Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovoe_pokolenie.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность»  

    Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития, так как здоровый ребёнок – здоровое общество, здоровая нация.                                                                                                                                                                             Состояние здоровья человека формируется в результате взаимодействия внешних   и внутренних факторов.

   Учитывая актуальность и широкую востребованность решения этой задачи, мы включились в данную работу.

    С целью определения сформированности отношения детей и взрослых к своему здоровью и здоровью окружающих провели мониторинг.                                                                                                                                        Детям были предложены вопросы, различные ситуации, дидактические игры, через которые мы определяли их уровень представлений о здоровом образе жизни.

 Для более точной диагностики использовалась методика «Закончи предложения»:                                     например -  Чтобы человек был здоровым, ему надо…- Я считаю, что моё здоровье зависит от….

 Диагностика детей показала:                                                                                                                                           - 20% детей находятся на высоком уровне                                                                                                                       - 15% низкий уровень детей, имеют слабые представления, низкий интерес к своему здоровью и здоровью других.                                                                                                                                                                                              

     Исходя из проведённого мониторинга и требований программы, я поставила задачи, решение которых возможно  в ходе организации познавательно-исследовательской детской деятельности через ознакомление с органами чувств.

      С целью создания у детей интереса к здоровому образу жизни, уделила должное внимание обогащению предметно пространственной развивающей образовательной среды                                                                                           - Создали условия для психоэмоционального здоровья                                                                                                     - Создали уголок «Здоровья», а также условия для самостоятельной познавательной деятельности.

    Для того, чтобы грамотно построить работу большое место уделено сообщению детям знаний об органах чувств и их функциях.

   В ходе ознакомления детей с органами чувств - глазами ввела детей в проблемную ситуацию «Что было бы, если бы человек не видел».

Дети усвоили, что зрение – великое счастье для человека, которое надо беречь.

   А со способами ухода за глазами дети знакомились в ходе выполнения гимнастики для глаз.

   В своей работе огромную роль уделяю простейшим детским исследованиям, которые помогают удовлетворить их природное любопытство и разобраться, что и как происходит: где живут микробы, что такое кожа и т.д.

Например, поставив задачу «Можно ли при помощи лупы узнать что – то новое о строении кожи», дети через практическую деятельность выясняли, что у кожи есть поры, мелкие волоски, веснушки. Свои выводы дети схематично зарисовали в карточки наблюдений и ещё долго обсуждали этот вопрос.

    С целью удовлетворения интереса детей к познанию собственного организма, использовали приём создания игровой ситуации «Волшебный сундучок». Была выявлена проблема: «Можно ли, не глядя, узнать предмет и его свойства». Дети её самостоятельно решали при помощи использования функциональных возможностей кожи – осязание.

    Считаю, что  методы самопознания наиболее эффективные в ознакомлении детей с органами чувств. Поэтому использовала практические упражнения, в ходе, которых дети знакомились со строением носа, его функциями и правилами соблюдения личной гигиены.

   Приём моделирования специальных ситуаций, например:  «Поможем Карлсону найти нужный запах», развивал у детей способность к поисковой деятельности, пути способа решения проблемы и умение аргументировать свои выводы.

   Для формирования понятия  о «функциях языка» предложила детям методом проб и ошибок выявить тот орган чувств, который помогает определить вкус пищи. Дети высказывались, делали предположения: посмотреть, понюхать, потрогать, но в итоге, при помощи дегустации сделали вывод: «Только язык помогает определить вкус».

Для расширения кругозора детей проводились беседы с врачом, экскурсии в медицинский кабинет, библиотеку.

      Проведение диалоговой беседы в ходе совместной образовательной деятельности помогало мне выявлять возникшие трудности у детей и своевременно корректировать их с помощью индивидуальной работы.

Результатом сотворчества детей и взрослых явилось создание газеты «Что  полезно и вредно для здоровья», а так же книжечек – буклетов для детей младшей группы.

   В нашей группе сложились определённые условия, которые позволили вовлечь детей в проектную деятельность по теме: «Путешествие в королевство чистоты».

- Проект был краткосрочный (3 недели)

- была  определена мотивация, заключающаяся в том, что дети младшей санаторной группы часто болеют;

-  встала проблема:  Как научить малышей беречь своё здоровье?

- я тактично рассматривала все  высказывания детей (пойти рассказать, принести витамины и т.д.)

- Затем совместно выбрали пути решения данной проблемы: драматизация для малышей сказки «Лисичкины глаза», сочинение сказок о здоровье».

     В результате проведённой работы у детей появился интерес и желание использовать полученный опыт по здоровому образу жизни в разных видах деятельности:

игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной и т.д.

     Данная работа не была бы насыщенной и интересной, если бы не было активного привлечения родителей.

  Использовались формы работы с родителями, как традиционные, так и  современные:

Совместные детско-родительские народные календарные праздники,

Досуги, в том числе, включающие в себя народные игры и развлечения,

Дни здоровья,

Общение в сетевом сообществе.

    С целью анализа эффективности реализации разработанной системы, мною был проведён повторный мониторинг. Отмечаем, что с высоким уровнем  детей и взрослых стало на 15% больше. Это позволяет нам сделать вывод, что разработанная система результативна и эффективна.

   По итогам проведённой работы задачами на будущее являются

-  Развитие навыков самоконтроля детей за  соблюдением правил личной гигиены.

-  Расширение связи по взаимодействию с социумом.

- Продолжение проекта «Путешествие в страну красоты» с последующим созданием сборника сказок о здоровье.

  В своей работе я использовала данную литературу.

Авдеева Н.Н., Князева О.А., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа – СПБ.: «Детство – ПРЕСС». 2009 ,Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:  «Сфера»,2007, Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников.- М.: Педагогическое общество России, 2005 , Иванова А.И.  Человек. Естественно –  научные наблюдения и эксперименты в  детском саду. – М: «ТЦ Сфера», 2004,Лазарев М.Л. Оздоровительно развивающая программа, «Здравствуйте!» - М.: Мнемозина, 2004,Логинова В.И. , Бабаева. Т.И. Детство. - СПБ «Детство» - ПРЕСС. 2007, Шукшина С.Е.  Я и моё тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры – М.: «Школьная  Пресса»,2009,Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.,http://www.niro.nnov.ru/, http://www.vospitalochka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...