Консультация "Организация утренней гимнастики в ДОУ"
консультация по теме

В консультации раскрыто значение утренней гимнатики, виды утренней гимнастики, структура традиционного комплекса и методика проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_utrenney_gimnastiki.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Организация утренней гимнастики в ДОУ

Г.С.Шамшина,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 34»

План:

1. Значение утренней гимнастики.

2. Виды утренней гимнастики.

3. Подбор упражнений.

4. Структура традиционного комплекса утренней гимнастики и методика проведения утренней гимнастики.

  Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.

    Музыкальное сопровождение вызывает у обучающихся положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, а также содействует развитию ритмичности, пластичности, плавности, выразительности и грациозности движений.

    Утренняя гимнастика способствует:

  • устранению некоторых последствий сна (отёчность, вялость, сонливость и т.д.);
  • увеличению тонуса нервной системы;
  • усилению работы всех органов и систем организма;
  • оздоровлению организма в целом;
  • развитию физических качеств обучающихся;
  • закреплению двигательных навыков.

   

Виды утренней гимнастики

1. Традиционный комплекс утренней гимнастики. 

    Выполняется в следующей последовательности:

  • непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом;
  • разные построения и перестроения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • бег;
  • непродолжительная ходьба с выполнением упражнения

на восстановление дыхания.

2. Утренняя гимнастика игрового характера.

    В неё могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности («Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или упражнения имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достаёт лягушку», «птичка машет крылышками» и т.д. Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.

3. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.

    Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды упражнений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, собираются и разбираются быстро. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий.

Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.

4. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек.

    Этот вид утренней гимнастики проводится обязательно на воздухе, во время приёма детей (небольшими группами по 5-7 человек). Сначала детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего действия.  Затем даётся пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (один-два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.

    5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

Использование простейших тренажёров помогает существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.

6. Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений.

Подбор упражнений

    Подбор конкретных упражнений в комплексы определяется Программой для каждой возрастной группы с учётом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также индивидуальных особенностей.

    Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснение и показ упражнения.

    Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определённом порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений:

  • для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника;
  • для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, оказывающих массирующее действие на внутренние органы, развивающие суставы ног. способствующих формированию правильной осанки;
  • для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц и оказывающих массирующее действие на внутренние органы.

      Комплекс утренней гимнастики планируется:

  • в группе раннего и младшего возраста – 1 комплекс в месяц;
  • в группах среднего и старшего дошкольного возраста – 2 комплекса

в месяц с усложнением на 2-ую и 4-ую неделю (усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают и т.д.)

 

Структура традиционного комплекса утренней гимнастики и методика проведения

    Утренняя гимнастика проводится с обучающимися ежедневно в утренний отрезок времени.

    В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

    Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения  и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.

    Физическая нагрузка возрастает за счёт увеличения количества повторений каждого упражнения и уменьшения интервала между упражнениями.

Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики:

  • в группе раннего возраста – 5 мин.;
  • в младшей группе – 5 мин.;
  • в средней группе - 6 мин.;
  • в старшей группе – 8 мин.;
  • в подготовительной группе – 10 минут.

    Физические упражнения вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Воспитатель,  правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создаёт у обучающихся интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приёмы, музыкальное сопровождение.

    Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции создаёт бодрое  настроение. Обучающиеся учатся согласовывать движения с характером музыки, выполнять упражнения чётко, выразительно, плавно.  

    Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать обучающихся, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

Структура традиционного комплекса утренней гимнастики

  • вводная часть;
  • основная часть;
  • заключительная часть.

Вводная часть  - это небольшая разминка. Включает в себя разные:

  • виды ходьбы:

    Младший возраст - обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием колен, ходьба приставным шагом, ходьба в колонне по одному и по два, ходьба парами, ходьба по кругу, ходьба врассыпную, ходьба змейкой.

    Средний возраст - обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием колен, ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, ходьба с различными исходными положениями и движениями рук, ходьба парами, ходьба в колонне по одному и по два, ходьба по кругу, ходьба врассыпную, ходьба змейкой.

    Старший возраст (5-6 лет) - обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, ходьба в полуприседе (5-6 лет), ходьба с различными исходными положениями и движениями рук, ходьба в колонне по три, по четыре, шеренгой, ходьба в разных направлениях, ходьба по кругу, ходьба змейкой, ходьба врассыпную.

    6-7 лет – тоже + - ходьба в присяде, ходьба с выпадами вперёд.

  • виды бега;

    Младший возраст – обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег в колонне по одному, бег змейкой, бег по кругу, бег врассыпную.

    Средний возраст - обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег широким шагом, бег в колонне по одному, бег змейкой, бег по кругу, бег врассыпную.

    Старший возраст - обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег широким шагом, бег в колонне по одному, бег спиной вперёд, боком, бег змейкой, бег по кругу, бег врассыпную, бег в разном темпе.

  • построения:

- построение в колонну по одному;

- построение в пары (парами);

- построение в одну шеренгу;

- построение в круг;

- построение врассыпную.

  • перестроения:

- из колонны по одному в колонну по два на месте;

- из колонны по одному в колонну по три, по четыре.

- из колонны по одному в колонну по три, по четыре поворотом в движении;

- из одной шеренги в две на месте.

  • повороты:

- переступанием;

- прыжком;

- кругом на месте.

  • смыкания и размыкания.

    В начале утренней гимнастики часто даётся ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

    Целесообразно включить для предупреждения плоскостопия разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, на пятках. Такое сочетание повторяется 6-8 раз.

    Полезно менять скорость ходьбы – от медленной до быстрой, от быстрой до медленной.

    Нужно следить, чтобы обучающиеся не шаркали ногами, не раскачивались,  голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

    При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

    Бег в младшей группе сначала проводится стайкой, врассыпную. А потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

    Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой.

    Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается:

  • для младшего возраста – 10-20с.;
  • для среднего возраста – 20-25с.;
  • для старшего (5-6 лет) возраста – 25-30с.;
  • для старшего (6-7 лет) возраста- 30-40с.

Эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

    Воспитатель следит, чтобы обучающиеся бегали на носках, поднимая выше колени.

Основная часть  включает общеразвивающие упражнения, которые могут быть выполнены с предметами и без предметов.

    В старшем дошкольном возрасте больший объём занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

    Для выполнения общеразвивающих упражнений обучающихся младшего возраста строят в круг, врассыпную. Со средней группы перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

    Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом обучающихся по мере улучшения физического развития и физической подготовленности:

  • для раннего возраста - 3-4 упражнений (повторяются 4-5 раз);
  • для младшего возраста – 4 упражнения (повторяются 4-5 раз);
  • для среднего возраста – 4-5 упражнений (повторяются 5-6 раз);
  • для старшего (5-6 лет) – 5-6 упражнений (повторяются 6-8 раз);
  • для старшего возраста (6-7 лет) – 6-8 упражнений (повторяются 8-10

раз).

    Упражнения могут выполняться и в разном темпе, например, сначала 2-3 раза в среднем темпе, потом 3-4 раза в быстром, потом 2-3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, интерес к утренней гимнастике.

    Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа (на спине, животе).

    Упражнения для рук и  плечевого пояса:

- младший возраст – из исходного положения узкая стойка ноги врозь (ноги расставлены на ширину ступни, носки слегка разведены в стороны)

- старший возраст – основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (ступни сомкнуты – пятки и носки вместе).

    Упражнения для мышц туловища

- младший возраст – из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь (ноги расставлены на ширину плеч, носки слегка разведены в стороны)

- старший возраст - стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь (ноги разведены шире плеч).

    Упражнения для ног:

- младший возраст – из исходного положения узкая стойка ноги врозь

- старший возраст – основная стойка.

Младший возраст.

    Воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза), затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения и делает необходимые указания.

Средний возраст.

    Новое упражнение воспитатель сначала называет,  кратко объясняет его (если нужно показывает), а затем подаёт команду для исходного положения и выполнения. При объяснении  внимание обучающихся фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если же ошибки всё же возникают, то указания по их исправлению даются в ходе выполнения упражнений.  Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счёта со словами, обозначающими элементы техники или даже замена счёта конкретными словами. Например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая». Целесообразнее чередование счёта, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз – «присели», вверх – «выпрямились») В средней группе повышаются требования к чёткости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях).

Старший возраст.

Знакомые упражнения дети выполняют по одному названию. В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов.  К показу и объяснению упражнений привлекаются дети.

    В этом возрасте доступна  и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение?»).

    Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребёнком, и если возникает необходимость оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания подбадривает.

    При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. В младшем возрасте обучающиеся подражают разным образам в одном комплексе.  В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе – для выполнения отдельных элементов.

    В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить обучающихся дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.

    Детям младшего возраста воспитатель подсказывает, что выдох нужно делать при наклонах вперёд, приседании, сгибании ног и др. (он должен совпадать с моментом, когда грудная клетка сдавливается). Уточнению момента выдоха помогают звукосочетания и слова, произносимые детьми. При медленном темпе выдох делается со звуками («тсс», «шш», «пф») или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе дети на выдохе произносят слова «вперёд», «вправо», «ух».  Можно также считать «раз», «два».

    В средней и группах старшего возраста обучающихся надо учить полному выдоху. Удлинению выдоха помогают слова и звуки, в какой-то степени соответствующие характеру упражнения. Например, при наклонах вперёд в три приёма дети, коснувшись пальцами колен, произносят «тук», ниже колен – «тук», коснувшись носков – ещё раз «тук». Но произнесением слов и звуков не следует злоупотреблять, потому что выдох при этом производится не через нос, а через рот.

    В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

Заключительная часть.

Целесообразно включить:

-  для предупреждения плоскостопия разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, на пятках;

-  бег в быстром темпе;

-  чередование бег с ходьбой, повторяя 2-3 раза;

-  упражнения на восстановление дыхания.

     В конце обучающиеся  могут прочитать стихи, речёвки, в которых подчёркивается значение утренней гимнастики или исполнить песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Сценарий развлекательной утренней гимнастики совместно с родителями: «Флэшмоб по-детсадовски или утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей «На зарядку – становись!»

Подготовил воспитатель:Большакова Ольга Николаевна1 июня 2016 годаСпассОформление и проведение: воспитатели Большакова О.Н.,Антонова Л.В., Митрофанова О.В., видео младший воспитатель: Лисенкова О.В.фо...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба  на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...