ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Антонова Екатерина Анатольевна

В статье рассматриваются основные аспекты формирования культуры и укрепления здоровья детей, воспитания привычки и ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Е. А. АНТОНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются основные аспекты формирования культуры и укрепления здоровья детей, воспитания привычки и ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Самый хороший способ того, как сохранить и улучшить свое здоровье – это вести здоровый образ  жизни, и его формирование должно начинаться с раннего возраста.

Главной задачей ФГОС является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [3, с.8]. Поэтому все основные направления развития и образования ребенка (познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое и др.) должны рассматриваться через призму образовательной области «Физическое развитие» и направлены на охрану и укрепление его здоровья.

Очень важно правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс на основе современных программ, обеспечивающих приобщение к культуре личности детей, в том числе ценностям здорового образа жизни (далее – ЗОЖ).

Для формирования культуры ЗОЖ необходима устойчивая мотивация в сохранении своего здоровья и здоровья окружающего его социума. Принципы мотивации должны закладываться с детства и формироваться вместе с оздоровительными упражнениями. Не маловажную роль играют гигиенические факторы и естественная природная среда. Все это в комплексе разносторонне воздействует на организм, способствует укреплению здоровья и физического воспитания детей.

На базе детского сада должны быть созданы все условия всестороннего развития личности ребенка и решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач. Для этого в саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки на открытом воздухе. В каждой группе оборудованы уголки, оснащенные необходимым спортивным инвентарем для самостоятельной двигательной деятельности детей, оборудование для подвижных игр и индивидуальной профилактической работы с детьми.

Для благоприятного психофизического развития дошкольников необходима интеграция двигательной и познавательной деятельности. Моделирование среды происходит с учетом вариативности и полифункциональности, с использованием нестандартного физкультурно-дидактического оборудования и инвентаря. 

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой, а двигательно-игровая деятельность - это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [2, с.61].

По-прежнему главная роль в физическом воспитании отводится воспитателям и инструкторам. Но в связи с появлением многообразных типов и видов ДОУ предоставляются неодинаковые образовательные условия. Ряд ДОУ имеет ограниченные возможности для улучшения материально-технического оснащения физического воспитания, обновления физкультурно-игрового оборудования и инвентаря, приобретения методического обеспечения, расширения штатного расписания. [1, с.56]. Занятия проводят не специалисты по физическому воспитанию. Поэтому в первую очередь примером в формировании культуры ЗОЖ должны быть родители. И речь идет не только о занятии в спортивных секциях, но и подвижных играх, развитии культурно-гигиенических навыков. Во время совместных прогулок, чтения и обсуждения художественной литературы, просмотра фильмов, мультфильмов происходит всестороннее воспитание ребенка, направленное на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие.

Мотивационно-ценностные ориентиры на получение удовлетворения от хорошего здоровья, повышение  сопротивляемости организма каждого ребенка к заболеваниям, забота о своем физическом и психологическом благополучии – все это показывает эффективность и результативность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонов А. А., Лощаков А. М. Современные тенденции физкультурного образования детей дошкольного возраста // Научный поиск.  2016.   № 3(21)  С. 55-57.
  2. Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. 2016.  №13.3. С. 60-62.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья...

Опыт работы по теме "Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников"

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры...

"Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников".

В материале дано определение понятия "Здоровье", рассказано о содержании работы по ЗОЖ, условиях формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников, о традициях ЗОЖ, а также о задачах, пос...

«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников»

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позв...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: «Быть здоровыми хотим! »

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...