«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Забота о здоровье подрастающего поколения это государственная защита.

 Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, от состояния которых во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения: экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательной активности, осваивается азбука здоровья, закладывается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем, которое выражается в понятии ЗОЖ. Это особая забота родителей, педагогов. Ведь еще Сухомлинский говорил «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zozh_u_detey_doshkolnikov.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №440 Приокского района

Здоровьесберегающая технология

 

«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников»

    Выполнила  воспитатель

                                                                                 подготовительной группы

Кирсанова С. В.

Нижний Новгород

2014

Оглавление

         Введение………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы………………………………………….....4

2. Организация образовательной деятельности……………………8

3. Выводы……………………………………………………………...13

4. Литература………………………………………………………….14

         5. Приложения…………………………………………………………17

Введение

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Забота о здоровье подрастающего поколения это государственная защита.

 Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, от состояния которых во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения: экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательной активности, осваивается азбука здоровья, закладывается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем, которое выражается в понятии ЗОЖ. Это особая забота родителей, педагогов. Ведь еще Сухомлинский говорил «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя»

Теоретические основы

Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает в себя область «Здоровье», которое направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья  

         детей  

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе

         жизни

   Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является современным и довольно популярным  направлением. Все без исключения программы по дошкольному образованию ставят основную задачу - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них основ понимания своего здоровья  и  потребности в здоровом образе жизни.  Программа «От рождения до школы» (ред. Н. Вераксы), реализуется в нашем детском саду.  В этой программе и в методических рекомендациях к ней, начиная с первой младшей группы серьезное внимание, уделяется сохранению здоровья детей и формированию у них привычки к здоровому образу жизни. Создание условий, необходимых для защиты, сохранение  и укрепление здоровья каждого ребенка, формирование культурно – гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

    Интересна для практиков программа М.Л. Лазарева «Здравствуй!». Материалы программы направлены на формирование здоровья детей дошкольного возраста, на  помощь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу по формированию у них мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.  Программа и методическое руководство к ней разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста. Методика программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важнейшую роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

     Парциальная программа для детских садов «Школа здорового человека» (Г.И. Кулик и Н.Н. Сергиенко) является практическим руководством по воспитанию основ культуры здоровья и безопасности, формированию представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

      Программа «Остров здоровья» (сост. Е.Ю. Александрова) является результатом  работы  дошкольных учреждений г.Волгограда. В ее основу положены теоретические и практические наработки по организации и внедрению системы оздоровления детей дошкольного возраста и детей, подверженных частым простудным заболеваниям.

      Авторы программы представляют практические  и действенные методы поддержания здоровья дошкольников, методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы для профилактики простудных и хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.  Материалы программы позволят педагогам и родителям вырастить детей здоровыми, приучить ценить свое здоровье, ответственно относиться к нему.

       Авторская программа нашего детского сада «Комфорт» (В.Н. Чиркова, Н..Б. Фомина)  направлена на охрану и укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию, подготовку ребенка к разным видам деятельности (бытовой, учебной, трудовой)  детей с аллергическими заболеваниями.

      Интересное тематическое планирование и разработки занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников представлены в методическом пособии «ОБЖ» (М.А. Фисенко). Автор предлагает использовать  различные занимательные вопросы, стихи, загадки, ребусы, карточки, которые помогают усвоить дошкольникам в игровой форме знания по данному предмету; развивать творческие способности, воображение. Особое внимание в работе уделено формированию у детей представления о правильном питании, здоровом образе жизни.

      Большой интерес представляют технологии содействия развитию детей старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев» (Ю.А. Лебедев и др.). Авторы технологий очень подробно разработали материалы по решению разнообразных проблем, возникающих в процессе развития детей дошкольного возраста, вопросам психофизического, сенсомоторного, познавательного развития детей в период их подготовки к обучению в школе. Технологии предусматривают комментарии  для  понимания педагогами целей и задач всех воспитательных воздействий на развитие, оздоровление и коррекцию разных недостатков детей.

Большое внимание  вопросу ЗОЖ уделяет и общественность. На сегодняшний день все современные журналы (Дошкольное образование, Обруч, Здоровье и др), телевидение , интернет рассматривают разные методы, приемы, способы в воспитании у детей здорового образа жизни.

Таким образом, в литературе широко рассматриваются вопросы о сохранении и укрепления здоровья детей, о воспитании привычки к здоровому образу жизни.

В работе с детьми я  выделила следующие задачи:

  • Повышение своего профессионального уровня через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий.
  • Создание в группе условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.
  • Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
  • Координация деятельности детского сада и семьи в решении проблемы воспитания здоровой личности.

Организация образовательной деятельности

Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

1)Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (воспитатели, родители, врач поликлиники, медсестра ДОУ)

2)Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществляю в соответствии с ФГОС ДО  (обучающие игры, занятия - развлечения, дидактические игры), в режимных моментах (дидактические игры, чтение художественных произведений, иллюстрированный материал), в совместной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры), в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, совместные мероприятия).

В соответствии с ФГОС ДО для более эффективного решения образовательных задач области «Физическое развитие» интегрируется в рабочей учебной программе с другими областями.

  • «Познавательно развитие» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ, способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека, разработала несколько конспектов по познавательному развитию). Уроки «Здоровья» провожу в различных формах. Либо это игра «Что? Где? Когда?», либо это путешествие «Путешествие в страну «Чистюлек», либо это драматизация «Королева Зубная щетка», либо это телепрограммы «Жить здорово»(см. приложение 2,3,4), «Здоровье», «О главном». Главным содержанием этих мероприятий является обогащение, уточнение, знаний детей о собственном теле, о питании, о культурно – гигиенических навыках, о пользе и вреде некоторых продуктов питания.
  • «Социально – коммуникативное развитие» - дети полученные знания применяют на практике через сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры. Оказывают друг другу своевременную помощь.

            3)Рациональная организация двигательной активности детей

В начале каждого учебного года соответственно возрасту детей разрабатывается и утверждается оптимальный двигательный режим, в который включаются различные виды и формы двигательной активности детей в режиме дня: занятия физкультурой, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки во время ОД, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, спортивные праздники. Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке созданы условия: оборудованы физкультурные уголки, в развивающей среде в группе и на игровой площадке есть места для проведения подвижных игр, есть пособия для проведения гимнастики после сна.

4)Система эффективного закаливания детей с использованием практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей

Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале каждого года соответственно возрасту детей при взаимодействии администрации, медицинского работника и педагогов составляется и утверждается план закаливающих мероприятий. В него входят традиционные и нетрадиционные методики и технологии. К традиционным относятся: четкая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта), воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна по массажным дорожкам. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка.

Также проводится работа по:

  • Профилактики плоскостопия: использую ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп.
  •  Развитию мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов.
  • Использую в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа. Массаж рук (стимулирует прилив крови к  рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга), массаж ушных раковин (основан на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний), массаж подошв ног (эффективный метод закаливания). Точечный массаж  я использую для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов.
  • Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфа - и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использую в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.
  • Фитотерапия (питье, особенно детям нравится летом посещать «Кафе»)
  • Курс кислородных коктейлей (октябрь – март)
  • Фитонцидотерапия (с октября по май ежедневно мы нюхаем лук, чеснок, а в обед некоторые дети употребляют его в пищу)
  • Проветривание помещения, кварцевание, закаливание после дневного сна, обширное умывание.
  • Посещение бассейна, физкультурные занятия в зале и на улице.

        

5)Обеспечение психологического благополучия. Для обеспечения благоприятного психологического климата в группе использую минуты релаксации, музыкотерапию.  Я использую записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием во время утреннего приема детей. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. После дневного сна использую методику музыкально-рефлекторного пробуждения. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, использую тихую, нежную, легкую музыку не менее 10 минут. Частичное музыкальное сопровождение использую  в процессе образовательной деятельности: для создания в начале  соответствующего ассоциативного фона; для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце ОД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

6)Сотрудничество с родителями. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью учета их пожеланий и внесение возможных корректив в работу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Составляем план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей группы. В план работы включаем родительские собрания, консультации, практические семинары, открытые занятия, совместные развлечения. На информационном стенде для родителей освещаю вопросы оздоровления без лекарств: предлагаю комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактики плоскостопия, органов зрения, для развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Интересно прошел практический семинар для родителей «Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте», где родителям были предложены практические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики дома. Урок здоровья «Жить здорово». Совместно с родителями изготовили коврики для закаливания и массажа стоп, приобрели и изготовили пособия для спортивного уголка.

Выводы

Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости в моей группе в течение ряда лет: за три года показатель заболеваемости снизился,   повысился уровень  знаний, умений, навыков детей (см. приложение №1).

Это свидетельствует об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.

Литература

  1. Авдеева Н.Н. и др.  Основы безопасности детей дошкольного возраста // СПб, 2002
  2. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» //Волгоград, 2007
  3. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе //Воронеж, 2005
  4. Атлас «Организм человека и охрана здоровья» // М., 2000
  5. Абрахамс П. Тело человека //М., 1994
  6. Бакина И.А., Серебрякова Т.А. Помоги себе сам // Н.Н., 2005
  7. Белая К. Ю., Зимонина В. А. "Как обеспечить безопасность дошкольников".М. : Просвещение, 2000
  8. Веракса Н.Е  «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М: мозаика – синтез, 2010
  9. Веселые уроки «Это Я» // 2001
  10. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие // Воронеж, 2004
  11. Гигиенические основы воспитания детей 3-7 лет (ред.В.И. Теленчи)      // М., 1987
  12. Иванов А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду.(Человек) //М., 2004
  13. Комфорт – программа оздоровления детей в условиях детского сада (ред. В.Н. Чирковой, Н.Б. Фоминой) //Н.Н., 1997
  14. Колбанов В.В. Уроки Мойдодыра  // СПб, 1995
  15. Колбанов В.В. Расти здоровым  // СПб, 1995
  16. Комратова Н.Г. Мир,с котором я живу // Н.Н., 1998
  17. Кудрякова И.П. и др. Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ при ознакомлении с окружающим // Саров, 1997
  18. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002.
  19. Кулик Г.Г., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека, М., 2006
  20. Лазарев М.Л. «Здравствуй» //М., 1998
  21. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. - 2002. - №6. - с.46-49
  22. Мирясова В.И. Занимательные игры-задания в детском саду // М., 2004
  23. Николаева Э. Здоровье и гармония // Н.Н., 1996
  24. Педагогические технологии содействия развитию детей 5-6 лет «Двенадцать месяцев» (ред. Ю.А. Лебедев и др.) // М.-Н.Н., 1997
  25. Павленко И.И., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ //М.. 2005
  26. Поддубная Л.Б. ОБЖ. Занимательные материалы //Волгоград, 2005
  27. Фисенко М.А. ОБЖ, подготовительная группа //Волгоград, 2006
  28. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе /М., 2005
  29. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006.

Интернет ресурсы

  1. MAAM.RU
  2. nsportal.ru
  3. admin@moi-detsad.ru
  4. www.solnet.ee/ -Детский портал “Солнышко»
  5. “Detskij-mir”
  6. «ПочемуЧка»
  7. http://www.moi-detsad.ru/index/htm-Все для детского сада
  8. http://www.nachalka.info/kids/-
  9.  http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру
  10.  http://www.sdetmi.ru/ - Скоро в школу
  11.  http://www.mursilka.org/ -Журнал «Мурзилка»
  12.  http://www.lukoshko.net/index.shtml - Лукошко сказок
  13.  http://bebyroom.narod.ru/index.html - Bebyroom. Для любимых малышей
  14.  http://www.kindereducation.com/ - Дошколенок
  15.  http://doshkolnik.ru/ - Дошкольник.ру
  16.  http://www.kinder.ru/ - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов
  17.   http://www.edusite.ru/ - Создание сайтов образовательных учреждений
  18.  http://dob.1september.ru/ - газета Дошкольное образование
  19.  http://sdo-journal.ru/ - журнал «Современное дошкольное образование»

 

Приложение 1

Показатели динамики

формирования интегративного качества

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Приложение 2

Конспект интегрированного занятия «Жить здорово» для детей 4-5 лет

          Цель: Формирование основы культуры здоровья и привычки к здоровому образу жизни

Задачи:

  • Продолжать формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе витаминных продуктов (фруктов и овощей) в поддержании здоровья
  • Развивать  интерес к познавательно-исследовательской деятельности при проведении простейших опытов (получение сока из овощей)
  • Развивать связную речь детей, умение составлять описательный рассказ по схеме -  модели; активизировать использование в речи  качественных прилагательных
  • Закреплять  количественный и порядковый счет в пределах 5
  • Развивать  певческие навыки и эмоциональность  детей в исполнении частушек

Оборудование: солнышко с лучиками, фрукты: яблоко, банан, апельсин, лимон, киви, схема описания, грамзапись «Солнечная зарядка», презентация, соковыжималка, морковь, 2 стакана с чаем.

На экране демонстрируется заставка телепередачи «Жить здорово». Звучит музыка, дети занимают свои места, выходит ведущая.

-Доброе утро дорогие ребята, уважаемые взрослые мы начинаем нашу программу здоровья «Жить здорово». Сегодня в наших рубриках:

1. Что нужно делать, чтобы не заболеть;

2. Солнечная зарядка;

3. Витамины;

4. Рекламная пауза.

Предлагаю начать. Наша первая рубрика о здоровье.

Начнет ее Никита со стихотворения про здоровье.

(Выходит ребенок, рассказывает стихотворение):

День особенный у нас

День здоровья! Без прикрас!

Будем мы и веселиться,  

Будем многому учиться

Как здоровыми всем быть

Фрукты, овощи любить.

- Ребята, а что нужно делать, чтобы не заболеть? Сейчас мы вместе составим наше чудо-солнышко (дети по очереди выходят к магнитной доске, на которой закреплен желтый круг - солнышко, проговаривают предложение, прикрепляют лучик)

  1. Чтобы не заболеть, нужно закаляться.
  2. Чтобы не заболеть нужно, умываться
  3. Чтобы не заболеть нужно, одеваться по погоде
  4.  Чтобы не заболеть нужно, больше гулять
  5. Чтобы не заболеть нужно, заниматься физкультурой
  6. Чтобы не заболеть, нужно соблюдать правила гигиены
  7.  Чтобы не заболеть нужно, делать утреннюю зарядку
  8. Чтобы не заболеть нужно есть много витаминных продуктов и витаминов.

-Отлично получилось! Солнышко с лучиками улыбается всем детям и взрослым и напоминает, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. А сейчас предлагаю всем выполнить подсказку вот этого лучика- (демонстрирует лучик на котором изображены дети, выполняющие зарядку). Наша следующая рубрика – солнечная зарядка. Приглашаю всех!

Все встают, включается музыка, и делают зарядку.

- Молодцы. Посмотрите, как наше солнышко нам улыбается и приглашает нас за витаминный стол. Наша следующая рубрика «Витамины».

(дети подходят к круглому столу, на нем стоит поднос с фруктами: киви, апельсин, яблоко, лимон, банан)

-Посмотрите, что подарило нам солнышко. Назовите.

-А как назвать одним словом, что лежит на тарелке?

-Сколько всего фруктов на подносе?

-Ваня, посчитай.

-Какой по счету апельсин, банан, лимон, яблоко, киви?

-Предлагаю вам рассказать про фрукты, которые лежат здесь.

Дети составляют описательный рассказ про фрукт, используя модель описательного рассказа.

(Это яблоко. Оно круглое, твердое, красное, сладкое. Из него можно приготовить яблочное варенье, сварить компот, выжать сок.)

-Молодцы. Это фрукты, они очень вкусные и полезные для здоровья, в них много витаминов.

-А сейчас предлагаю провести небольшой опыт. Есть ли витамин «С» во фруктах.. Мы все с вами любим аскорбинку. Это  витамин «С». Также витамин «С» есть и в лимоне. И сейчас мы с вами проверим так ли это.

Опыт.

У меня 2 стакана с чаем. Добавим в один стакан аскорбинку. Что мы видим. Он посветлел. Добавляем во второй стакан сок лимона. Что мы видим. Чай посветлел. Делаем вывод, витамин «С» есть в лимоне, и он полезен для нашего здоровья.

-А еще где много витаминов?

- В овощах

-А сейчас представим гостям рекламу овощей.

Наша рубрика – познавательная реклама (дети в фартучках овощей исполняют сценку)

Врач (ребенок)

Кто из вас из овощей, и вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Огурец (задорно)

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Вам понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит…

Я могу вас угостить.

Свекла (важно)

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала

Свеклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай-

Лучше свеклы нету!

Капуста

Ты уж свекла помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные

Пирожки капустные!

Редиска

Я – румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Морковь

Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку-

Будешь ты всегда дружок

Крепким, сильным, ловким.

Помидор

Не болтай морковка вздор

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Ну, конечно, сок томатный!

Лук

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я простой зеленый лук!

Врач

Чтоб здоровым, сильным быть..

Нужно овощи любить

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

 И решать я не берусь,

 Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

- Ой, ребята, как здорово у нас все получилось. Из рекламы мы с вами узнали. Что  в овощах очень много витаминов. Особенно много витаминов в моркови. Она полезна для зрения, чтобы наши глазки лучше видели. В ней есть особый витамин – витамин роста, он помогает детям расти, становиться выше. И сегодня, в нашей рубрике «Витамины»  я предлагаю получить морковный сок. Для этого будем использовать соковыжималку (с помощью соковыжималки получают сок). Посмотрите, как я буду это делать. Я заранее почистила и помыла морковь. Комментирует свои действия.

Посмотрите, у нас получился сок. Какой это сок?

Морковный сок нужно сразу пить, сейчас я угощу вас и наших гостей. Разливает сок в стаканчики. Пейте на здоровье.

- Понравился вам сок? Он вкусный и очень полезный. В морковном соке, как и в моркови, сохранились все витамины – и для роста, и для зрения, и для защиты от болезней.

- Я думаю, что мы стали настоящими знатоками здорового питания. Так?

Сейчас предлагаю поиграть в «Музыкальное  эхо».

- Фрукты, овощи найду

  В огороде иль в саду

  И на грядке, на кусте

  Ну и с дерева сниму

  Вы не слышали таково

  Нет не слышали такого

  Не беда сыграем в слово (2 раза)

  Груша, мандарин

  Абрикос, апельсин,

  Киви и банан

  Яблоки, виноград.

  Огурец, кабачок,

  Тыква и лучок,

  Баклажан, помидор,

  Красный перец вкусный он.

-Что ж я думаю, наша программа принесла много советов. Надеюсь, они нам помогут быть сильными, ловкими, здоровыми. Ведь мы знаем, что быть здоровым -  здорово! До свидания. До новых встреч.

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия для детей 5 – 6 лет «Жить здорово»

Программное содержание:

1)  Учить различать и называть разные виды круп (греча, рис, манка, пшено).

2) Продолжать формировать умение согласовывать существительные с прилагательными.

3) Продолжать формировать умения считать в пределах восьми, использовать порядковый счет.

4)Закрепить знания о значении витаминов и правильного питания для здоровья человека.

5)Закреплять знания о молоке и молочных продуктах.

6)Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания.

7) Продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми. Способствовать оживлению и радостному настроению детей.  

Оборудование: крупа, фрукты (яблоко, банан, груша, киви, персик), молоко, мороженое, блендер, одноразовые стаканчики по количеству детей, тарелочки, вилочки для канапе, компьютер, магнитофон, презентация, влажные салфетки, фартуки.

 

- Здравствуйте уважаемые взрослые, дорогие дети. Я рада вас видеть на программе «Жить здорово». Сегодня в наших рубриках  «Секреты здоровья», «Завтрак в детском саду», «Музыкальная минутка».

- Наша первая рубрика «Секреты здоровья». Для этого мы  нашим  гостям покажем слайд шоу:

(дети сами перещелкивают слайды и читают стихотворение)

 1 слайд.

 Чтоб здоровье сохранить,

 Организм свой укрепить,

 Знает вся моя семья

 Должен быть режим у дня.

 

 2 слайд

 Следует, ребята, знать

 Нужно всем подольше спать.

 Ну а утром не лениться —

 На зарядку становиться

 Чистить зубы, умываться,

 И почаще улыбаться,

 Закаляться, и тогда

 Не страшна тебе хандра.

3 слайд

 У здоровья есть враги,

 С ними дружбы не води!

 Среди них тихоня лень,

 С ней борись ты каждый день

4 слайд

 Чтобы ни один микроб

 Не попал случайно в рот,

 Руки мыть перед едой

 Нужно мылом и водой.

5 слайд

 Кушать овощи и фрукты,

 Рыбу, молоко, продукты —

 Вот полезная еда,

 Витаминами полна!

6 слайд

 На прогулку выходи,

 Свежим воздухом дыши.

 Только помни при уходе:

 Одеваться по погоде!

7 слайд

 Ну, а если уж случилось:

 Разболеться получилось,

 Знай, к врачу тебе пора.

 Он поможет нам всегда!

8 слайд

 Вот те добрые советы,

 В них и спрятаны секреты,

 Как здоровье сохранить.

 Научись его ценить.

-Какое красивое солнышко нам с вами улыбается. Оно радо за нас, так как мы правильно вспомнили, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровыми.

(Звучит музыка)

 -Следующая рубрика «Завтрак в детском саду». И сегодня мы всех приглашаем на полезный завтрак в наш детский сад. Наше меню на завтрак

1. каша

2. молочный напиток

3. десерт

- Но прежде чем начать наш разговор о меню, заглянем в электронную почту. У нас пришло видео письмо. Сейчас мы его посмотрим.

(Включается видео запись. Врач загадывает загадку про кашу.

 Крупу в кастрюлю насыпают,

 Водой холодной заливают

 И ставят на плиту вариться.

 И что тут может получиться?

-Ребята, что у нас получится?

(каша)

-Конечно, это каша. Оказывается, каша известна с глубокой древности. Каша означает кушанье из крупы, сваренное на воде или на молоке.

-Посмотрите на стол,  здесь  различные  крупы

Как они называются?

(греча, пшено, геркулес, манка, рис, перловка, ячмень, кукуруза -  называют по очереди)

-Сколько всего видов круп перед вами?

-Как вы узнали?

-Посчитаем вместе?

-Какая по счету манная крупа? Гречневая, перловая, рисовая, пшенная, кукурузная, гороховая, овсяная?

-Какую кашу варят из гречи? (пшена, риса)

- а еще какую кашу знаете?

(Каша Дружба)

- Почему она так называется? Из каких круп ее делают? Значит она какая?

(пшено – рисовая)

-Молодцы. А сейчас при помощи карточек расскажите, что можно приготовить из разной крупы?

(Дети по очереди выходят, берут карточку, вешают на доску и проговаривают, что можно приготовить)

-Это гречиха. Из нее делают гречневую крупу. Из гречневой крупы готовят такие блюда: гречневая каша, гречневый крупеник, гречневое печенье, гречневые блины.

(И так отвечают по всем карточкам)

-Ребята, а скажите, все ли из вас на завтрак едят кашу?

-А чтобы узнать, почему взрослые и дети предпочитают на завтрак кашу, мы с вами сейчас представим небольшую рекламу

«Рекламная пауза»

Мы расскажем вам про кашу -

И про вашу, и про нашу.

Много разных варят каш,

И рассказ об этом наш.

В саду весело живем,

Каши вкусные жуем.

С каждым днем мы подрастаем,

Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо,

Она лучше шоколада,

Гречку скушай ты с утра,

День пройдет как на ура.

Кушай кашу «геркулес» -

Это чудо из чудес!

Кушай, станешь силачом

Любая гиря нипочем!

Каша белая из риса полезней всякого ириса!

Зерна белые тверды, но налей в чугун воды,

Да поставь на огонек, да посыпь-ка сахарок,

Подсоли немножко – и берись за ложку

Очень всем полезна каша

Пшенная, перловая,

Потому что в этой каше

Сила стопудовая.

Кашу манную любят малыши!

Белую, пушистую едят от души.

Любят ее с маслом, любят с молоком,

Станут все красивыми и сильными потом!

(включается музыка и дети поют песню про манную кашу одновременно слайд шоу)

 

В каше много витаминов,

Каша нам всегда нужна,

В каждом доме, в каждой кухне,

Каша быть всегда должна.

(звучит музыка)

-Второе блюдо в меню: «Молочный напиток».

 Посмотрите, что стоит на подносе?

(молоко)

-Почему это молоко? Как вы догадались?

(Оно белого цвета, по запаху, по вкусу)

 -Что мы с вами знаем про молоко?

-Какие еще молочные продукты вы знаете?

(называют)

Я  предлагаю на завтрак сделать молочный коктейль. Для этого я при помощи специального прибора -  блендера перемешаю молоко с бананом. Это прибор электрический и пользоваться им могут только взрослые.

-Что получилось? Попробуем и угостим гостей.

-Понравился коктейль?

(звучит музыка)

3 блюдо в меню «десерт»

Пройдите за рабочие столы. Что у нас тут лежит? Для чего нужно употреблять фрукты? Какие витамины они содержат?

Я вам предлагаю для наших гостей приготовить фруктовые канапе – это похоже на шашлык, только из фруктов, будет вкусный и красивый десерт. Для этого мы по очереди будем нанизывать фрукты на специальные вилочки. Готовим очень осторожно, аккуратно, так как можно уколоться. Прежде чем начнем готовить десерт, что нужно обязательно сделать?

-нам нужно с вами вымыть руки.

-Правильно, готовить любое блюдо необходимо только чистыми вымытыми руками. Для этого у нас вами есть влажные салфетки.

 (дети протирают руки)

-Ну что начнем? Каждый из вас сделает два канапе.

(дети нанизывают фрукты на зубочистки)

-какие аппетитный получился десерт;  угостим наших гостей.

Светлана Юрьевна -  для музыкальной паузы.

(исполняют музыкальное эхо)

«Я вам песенку свою,

Интересную спою.

Что в продуктах польза есть,

Витаминов в них не счесть.

Я спою всего лишь слово,

Повторяйте вместе хором,

Повторяйте дружно хором.

Гречка – гречка и овсянка – и овсянка,

Манка – манка, запеканка – запеканка,

Йогурт – йогурт, молоко – молоко,

Пудинг – пудинг и пшено – и пшено.

Груша – груша, апельсин – апельсин,

Киви – киви, мандарин – мандарин,

Абрикос – абрикос, виноград – виноград,

Яблоко – яблоко и гранат – и гранат».

-Молодцы ребята. Мы сегодня научились сами и научили наших гостей готовить полезную, витаминную пищу на завтрак. Будьте здоровы. Это самое главное в жизни.

На этом наша передача подошла к концу. Желаю вам всем здоровья. До свидания.

(звучит музыка из программы «Жить здорово»)

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет «Жить здорово»

Программное содержание: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни, познакомить с продуктами питания – сухофрукты, развивать познавательные   интересы детей, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Сегодня мы с вами собрались на очередной программе здоровья «Жить здорово». Сегодня в наших рубриках: 1. Наше здоровье 2. Уход за зубами 3. Рекламная пауза 4. Витаминный салат

Наша первая рубрика: Наше здоровье

Предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Утром рано поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся, для здоровья, для порядка очень всем нужна …..(зарядка)
  2. Вот такой забавный случай

Поселилась в ванной туча

Дождик льет с потолка

Мне на спину с бока!

До чего приятно это

Дождик теплый, подогретый

На полу не видно луж

Все ребята любят ….

    3. Хочешь ты побить рекорд?

       Так тебе поможет …

     4. Я подмышкой посижу

         И что делать укажу

         Или разрешу гулять

         Или уложу в кровать.

      5. Через нос проходит в грудь

          И обратный держит путь

          Он невидимый, но все же

          Без него мы жить не можем.

      6. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса

           По дороге едут ноги и бегут два колеса

          У загадки есть ответ: это мой ……

      7.Кто на льду меня догонит?

         Мы бежим  вперегонки

         А несут меня не кони

         А блестящие…

     8. Чтоб большим спортсменом стать

        Нужно очень много знать

       Вам поможет здесь сноровка

       И конечно…..

Наверное, каждый из вас хочет быть здоровым, сильным, энергичным, чтобы выполнять любую работу. Здоровый человек редко задумывается о том, что такое здоровье. Кажется, что ты все время здоров и не стоит об этом беспокоиться.

Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье. А что мы должны делать вы мне сейчас расскажите.

(Составляем солнышко здоровья)

- Посмотрите, как наше солнышко нам улыбается и зовет всех нас на солнечную зарядку

Физкульминутка «Солнечная зарядка»

-Следующая рубрика: Уход за зубами

Для вас небольшой спектакль: сценка про мальчика Петю.

                    Сценка.

Мальчик Петя играет в комнате

Мама:

Петя хватит уже играть, зубы чистить и в кровать

Петя

Зубы чистить не хочу,

Пасту вовсе не люблю

Лучше буду я играть

Пастой буду рисовать

Мама:

Быстро, быстро Петя спать

Завтра рано нам вставать

Петя

Зубы чистить не хочу

Я конфету проглочу

Щетку в доме не нашел

Пастой вымазал весь пол

Ай, сойдет! Пойду я спать

Ждет меня давно кровать.

Ведущий.

Ночь настала. Петя спит

Сон к нему уже спешит.

А во рту у него зубы меж собой общаются

И на мальчика, на Петю

Очень обижаются

Зубы – резцы

Мы резцы удальцы

Восемь нас друзей

Улыбнемся во весь рот

Сразу веселей

Только что - то Петя нас

Чистить забывает

На приеме у врача

Рот не открывает

Зубы – маляры

А мы маляры сильные

Еду перетираем

Но почему не чистят нас

Мы до сих пор не знаем

Микробы

Мы микробы

Ха – ха – ха

Быть здоровым – чепуха

Суньте грязный пальчик в ротик

Съешьте вкусный, сладкий тортик

Когда зубик заболи

Это нас развеселит

До чего же мы пригожие

Мы микробушки хорошие

Петя вряд ли зубкам поможет,

Если даже щетку он отыскать не сможет

Зубы

Петя, Петя помоги

Нас почисти, нас спаси

Петя

Что мне делать,

Как мне быть

Как мне щетку раздобыть

На кровати – нет

Под кроватью – нет

И под стулом нет

Зубная щетка

От всех микробов быстро

Сейчас я вас спасу

И как что делать надо доступно расскажу

Если щетку в руки взяли

Зубки беленькими стали.

Зубы чистить нужно

Вечером и утром

А еще для профилактики не забудьте полоскание.

Петя

Ну и сон же мне приснился

Ну и приключения

Нужно зубы мне проверить

Чтобы не было мучения

Нужно с мамочкой скорей к доктору отправиться

Он поможет мне советом

Как с бедою справиться.

Ведущий

Зубы ты свои дружок

Должен полюбить

Со щеткой, пастой, овощами

Научись дружить

Вы узнали вместе с нами.

Как здоровыми быть

Как красивую улыбку

Всем вам сохранить.

Следующая рубрика:  небольшая рекламная пауза с участием родителей

Родители

Я изюму очень рад

Он сушеный виноград

Для начинки он хорош

И в пирог, и в кекс пригож

А еще для пирога

 Пригодиться курага

Абрикосов половинки

 Превосходная начинка

У неё есть младший друг

 Под названием – урюк

Что сушеный целиком

Только косточка есть в нем

Хоть размером мелковат

Но при этом сладковат

Хочешь в кашу, хочешь в рот

 Пригодиться и в компот.

И инжир, как сухофрукт

Наиполезнейший продукт

Ведь известен афоризм

Фрукты чистят организм

Сухофрукты ем всегда

В них здоровье на года

Коль силен иммунитет

То болезней будто нет.

-Ребята, скажите, что такое сухофрукты.

_ зачем они нужны человеку?

- Какие сухофрукты вы знаете?

И сейчас предлагаю приготовить фруктовый салат, в состав которого включены сухофрукты.

А помогут мне в этом наши родители

(готовим салат и раскладываем в тортолетки по количеству детей)

- Фруктовый салат готов. Угощайтесь.

Наша программа подошла к концу. Я желаю вам всегда быть здоровыми и употреблять в пищу только полезные продукты питания.

- До свидания. 

Приложение 5

Перспективное планирование по формированию здорового образа жизни в старшей группе

2013-2014 учебный год

Наименование тем

Задачи

Содержание

Сентябрь

«Азбука здоровья»

Знакомить детей с правилами здорового образа жизни.

Развивать речь, внимание,  интерес к своему здоровью и окружающих людей.

Воспитывать культуру общения, поведения.

1. Рассказ воспитателя «Почему мальчик заболел?»
2. Д/и «Будь стройным»
3. Чтение художественной литературы: «Без осанки конь – корова», «Силушка по жилушкам огнём бежит». В Драгунский

4. Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка»

5. Дыхательная гимнастика

6. Художественное творчество: рисование «Мойдодыра», лепка «Предметы гигиены».

  « Микробы  - наши враги»

Объяснить детям понятие «микробы», убеждать детей соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не кушать чужой ложкой и из чужой тарелки, не брать откусанные продукты.

1. Рассказ воспитателя «Микробы»
2. Рисование «Микроб»
3. Д/и «Что любит микроб?»
4. С/Р игра «Всех мы  в гости пригласим, пирожками угостим»

5. Загадки  о предметах гигиены

6.опытно – исследовательская деятельность: рассмотреть при помощи лупы свои ладошки, сделать выводы.

Октябрь

«Овощи»

«Фрукты»

Познакомить детей со значением овощей для здоровья, познакомить с разнообразием овощей, учить правильно питаться.

 Познакомить детей с плодами овощных культур, учить описывать овощи по внешним признакам и вкусовым качествам, познакомить с понятием «витамины».

Продолжать знакомить детей с понятием «витамины», «полезная еда», дать представление о пользе витаминов для человека.

 Закрепить знания об овощах, о пользе витаминов в овощах для человека, учить узнавать овощи по описанию и внешнему виду.

Познакомить с фруктами, витаминами, содержащимся во фруктах, напомнить детям о полезных свойствах фруктов: яблоко, лимон.

Познакомить детей с разнообразием ягод, их значением для детского организма, учить беречь свое здоровье, отличать ягоды по вкусу

Продолжать расширять знания о фруктах, о пользе фруктов для организма, учить называть и отгадывать фрукты по описанию.

1.  Чтение Ю.Тувима  «Хозяйка однажды с базара пришла»»
2. Рассказ воспитателя «Витамины в овощах»
3. Д/и «Вершки - корешки»
4.  Рисование  «Заготовим овощи на зиму»

5. Беседа «Вкусно и полезно»

6.Д/игра «Вершки – корешки»

7.Д/игра «Угадай на вкус»

8.Д/игра «Угадай по описанию»

9. П/игра «Посади и собери овощи»

10.Показ кукольного театра «Репка» (обыгрывание).

11.С/р игра «Овощной магазин»

12. Коллективная работа «Овощи», рисование «Натюрморт»

1.Рассказ воспитателя «Витамины во фруктах»
2. Загадки о фруктах.
3.. Лепка  «Яблоки из нашего сада»

4. П/игра «Кто больше соберет витаминов в лукошко»
5. Д/и «Сложи картинку» (фрукты)
6. С - р игра «Фруктовый магазин»
7. Составь рассказ «Фрукты»
8.Аппликация «Фрукты »

9. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

10. Коллективная работа на тему «Фрукты

Как хлеб на стол пришел

Познакомить детей со злаковыми растениями: рожь, пшеница, овес, ячмень.

Объяснить и показать откуда пришел хлеб, какой долгий путь он проходит прежде чем попасть к нам на стол.

Познакомить с продуктами питания, которые делают из зерна.

1. Мини – музей: Хлеб всему голова

2.Д/И «Что из чего приготовлено»

3. Собрать коллекцию макаронных изделий.

Работа над пословицами и поговорками

Отгадывание загадок.

4. Художественное творчество: лепка из соленого теста «Плюшка»

Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

Закрепить знания детей о пользе фруктов и ягод, закрепить представления об основных принципах питания

1.Хоровод «Урожайная»

2.Загадывание загадок об овощах.

3. Пальчиковая игра «Хозяйка однажды  с базара  пришла»

4. П./игра «Борщ и компот»

5. П./игра «Картошка в ложке».

6.Д/игра  «Какой сок?»

Ноябрь

Мое тело

-Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек».

-Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

1.Рассматривание модели человека «Скелет»

2. Рассматривание журналов «Человеческое тело»

3.Д/и «Что я умею делать»

4.Отгадывание загадок

5. Д/и «Для чего нам нужны руки, ноги, голова»

6. Художественное творчество: рисование «Моя ладошка»

Декабрь

Наши помощники- органы чувств

«О самом главном»

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

- закрепить знания детей  об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

1.Д/и «Определи на вкус»

2.Д/и «Угадай, кто позвал».

3.Игра «Назови, не ошибись»

4.Загадывание загадок по теме.

5.Пальчиковая гимнастика.

6. С/р. Игра «Больница»

7. «Что звучит»

8. Опытно – исследовательская деятельность: для чего нам нужны глаза, нос, руки, кожа, уши. Составить вместе с детьми презентацию.

Январь

«Рождественские каникулы: спортивные праздники и развлечения»

«Спортландия – спортивные игры и развлечения»

«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

«Я – часть природы»

Создать условия для отдыха, вызвать желание заниматься спортом

Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества.

Познакомить с оздоровительными свойствами снега.

Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

Знакомство детей с олимпийскими видами спорта. Олимпийской символикой.

 

Веселые старты

Катание на санках

«Лыжная эстафета»

«Мой снежный городок»

Подвижные игры: «Мороз-красный нос», «Ловишки», и др.

Фоторепортаж «Зимние забавы»

Художественное творчество: рисование олимпийской симвлики.

Аппликация: олимпийский мишка.

Февраль

«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

"Кожа, её строение и значение"

"Гигиена кожи"

"Как возникают болезни"

Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.

 Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.

 Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

 

Экскурсия в мед кабинет.

Опыт «Рассмотреть под микроскопом микробы под ногтями»

Д/И «Я и моя кожа»

«Мои главные помощники»

Компьютерная презентация: основные предметы гигиены. Факторы, влияющие на возникновения болезней.»

Март

«Уход за зубами»

«Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья»

Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки.

Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы.

Мини –музей «Моя зубная щетка»

Д/И «Чистим наши зубки»

«Что полезно для зубов»

Экскурсия к стоматологу

Художественное творчество: аппликация «Моя зубная щетка»

Апрель

«Моя красивая осанка»

«Функции позвоночника, скелета»

Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья.

Развивать у детей понимание функции позвоночника, скелета.

Продолжать систематизировать и обогащать знания детей о закаливающих процедурах

Посещение занятий ЛФК

Беседа с Натальей Сергеевной (инструктор по ЛФК) о сохранении своей осанки

Бодрящая гимнастика

Игры на массажных ковриках после сна.

Обширное умывание

Май

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Движение – это жизнь. Спортивные игры»

«Солнце, воздух и воды – наши лучшие друзья»

Закрепление пройденного материала.

Прививать любовь к спорту.

Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.

 О закаливании солнцем, водой

«Веселые старты»

 Итоговое занятие «О самом главном»

Фоторепортаж «В здоровом теле здоровый дух»

Перспективное планирование по формированию  культурно – гигиенических навыков в средней группе

2012-2013 учебный год  

Наименование тем

Задачи

Содержание

Сентябрь

«Котик Вася заболел, Петя Васю пожалел»

Познакомить детей с понятием «гигиена питания», учить соблюдать основные принципы питания: не пить из чужой кружки, не брать чужой кусочек хлеба, воспитывать интерес у детей к охране своего здоровья, культуре питания.

Познакомить детей с основными правилами этикета  за столом: сидеть, выпрямив спину, не класть  руки на стол, кушать закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами, пользоваться салфеткой по необходимости.

1. Рассказ воспитателя «Почему мальчик заболел?»
2. Д/и «Найди ошибку»
3. Д/и «Чего нельзя делать во время еды?»
4. Д/игра «Накрой на стол»

5. С - р игра «К нам гости пришли.»

6..Загадывание загадок  о столовых приборах.

7. Рассказ воспитателя «Как нужно вести себя за столом?»
8. Д/и «Выбери правильно»
9. Д/и «В гостях у Мухи Цокотухи»

  « Микробы  - наши враги»

Объяснить детям понятие «микробы», убеждать детей соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не кушать чужой ложкой и из чужой тарелки, не брать откусанные продукты.

1. Рассказ воспитателя «Микробы»
2. Рисование «Микроб»
3. Д/и «Что любит микроб?»
4. С/Р игра «Всех мы  в гости пригласим, пирожками угостим»

5. Загадки  о предметах гигиены

Октябрь

«Овощи»

Познакомить детей со значением овощей для здоровья, познакомить с разнообразием овощей, учить правильно питаться.

 Познакомить детей с плодами овощных культур, учить описывать овощи по внешним признакам и вкусовым качествам, познакомить с понятием «витамины».

Продолжать знакомить детей с понятием «витамины», «полезная еда», дать представление о пользе витаминов для человека.

 Закрепить знания об овощах, о пользе витаминов в овощах для человека, учить узнавать овощи по описанию и внешнему виду.

1.  Чтение Ю.Тувима  «Хозяйка однажды с базара пришла»»
2. Рассказ воспитателя «Витамины в овощах»
3. Д/и «Вершки - корешки»
4.  Рисование  «Заготовим овощи на зиму»

5. Беседа «Вкусно и полезно»

6.Д/игра «Вершки – корешки»

7.Д/игра «Угадай на вкус»

8.Д/игра «Угадай по описанию»

9. П/игра «Посади и собери овощи»

10.Показ кукольного театра «Репка» (обыгрывание).

11.С/р игра «Овощной магазин»

12. Коллективная работа «Овощи»

Развлечение «Овощной праздник»

Закрепить знания об овощах, о пользе витаминов в овощах для человека, учить узнавать овощи по описанию и внешнему виду.

1.Хоровод «Урожайная»

2.Загадывание загадок об овощах.

3. Пальчиковая игра «Хозяйка однажды  с базара  пришла»

4. П./игра «Борщ и компот»

5. П./игра «Картошка в ложке».

6.Д/игра  «Какой сок?»

Ноябрь

«Фрукты»

Познакомить с фруктами, витаминами, содержащимся во фруктах, напомнить детям о полезных свойствах фруктов: яблоко, лимон.

Познакомить детей с разнообразием ягод, их значением для детского организма, учить беречь свое здоровье, отличать ягоды по вкусу

Продолжать расширять знания о фруктах, о пользе фруктов для организма, учить называть и отгадывать фрукты по описанию.

1.Рассказ воспитателя «Витамины во фруктах»
2. Загадки о фруктах.
3.. Лепка  «Яблоки из нашего сада»

4. П/игра «Кто больше соберет витаминов в лукошко»
5. Д/и «Сложи картинку» (фрукты)
6. С - р игра «Фруктовый магазин»
7. Составь рассказ «Фрукты»
8.Аппликация «Фрукты »

9. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

10. Коллективная работа на тему «Фрукты»

Развлечение «Дары осени»

Закрепить знания детей о пользе фруктов и ягод, закрепить представления об основных принципах питания

1. Игра «Что лишнее?»
2.П/игра «Кто быстрее соберет фрукты »
3. Д/игра «Угадай на вкус»
4. Д/игра «Дорисуй»
5.Д/игра «Угадай на ощупь»

6.Хоровод «Урожайная»

Декабрь

«Посуда»

Формировать представления детей о столовой и чайной посуде.

Учить красиво и правильно накрывать на стол (красивая посуда, скатерть, салфетки) и пользоваться столовыми приборами.

Воспитание аккуратности….

1. Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорено горе».

2. Беседа о праздничной сервировке стола.

3.Д/игра «Накроем на стол».

4.Д/игра «Поможем маме».

5.Д/игра «Найди ошибку».

6. Д/игра «Поваренок».

7. Д/игра «Помощница».

8. Д/игра  «К какому празднику накрыт стол»

9.Загадывание загадок о посуде.

10.Рисование «Моя любимая чашка»

                        «Роспись посуды»

                        «Укрась салфетку»

11.С/Р игра «В гостях у Федоры»

12. Коллективная работа на тему «Посуда»        

Январь

Каша – пища наша.

Рассказать о каше, их значении для человека, знакомить детей с понятием «здоровая пища», формировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню, дать представление о крупах: рис и гречиха, манка, геркулес, пшено.

Дать представление о важности утреннего приема пищи – завтраке, убеждать о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп.

Закрепить знания детей о каше, как основном компоненте меню, учить определять каши по вкусу и внешнему виду.

1. Игра – обсуждение «Может ли человек жить без еды»
2. Д/игра «Назови любимую кашу»
3. Чтение сказки  «Каша из топора»
4. Д/игра  «Угадай  крупы »
5. Д/игра  «Из чего делают крупу»

6. Д/игра  «Найди парную картинку»
7. Чтение сказки «Горшок каши»
8. Словесная игра  «Найди  ошибку»
9.Ручной труд  «Горшочек каши» (аппликация  крупы на бумагу)
10.П/игра «Кто быстрее перенесет крупу в ложке».

11.Коллективная работа на тему ….

Февраль

«Испекли мы каравай»

Формировать у детей представление о значении хлеба для развития и здоровья человека, о ценности его в рационе питания, познакомить с трудом хлеборобов.

Познакомить детей с процессом замешивания теста, учить ценить труд повара, употреблять только свежие продукты.

Познакомить с процессом выпечки хлеба. Объяснить, чем полезен белый и серый хлеб, познакомить со злаками: рожь и пшеница.

Закрепить полученные знания о хлебе. Учить употреблять только полезные продукты, закреплять знания о значении хлеба для человека

1. Рассматривания картин  «Как растет хлеб»
2. Д/игра «Чем полезен хлеб»
3. Драматизация сказки  «Колобок»
4. Лепка из теста «Угощение»
5. Рассказ воспитателя о хлебе.
6. Загадки о хлебе
7. Экскурсия  в продуктовый магазин.
8. Рисование «Украсим булочки» (роспись)

9. Д/игра «Попробуй на вкус»
10.   Д/игра «Что пекут из муки»
11. Хоровод «Каравай»

12. Игра – упражнение  «Колобок ».

Март

«Коровушка -  буренушка,  дай молочка»

Формировать знания детей о домашних животных, которые дают молоко, о  ценности молока, как о полезном продукте.

Познакомить со значением молока для детей, объяснить детям, что молоко укрепляет зубы.

Продолжать знакомить с полезным продуктом молоко, о способах его переработки и видах продуктов, получаемых из молока.

1. Рассказ воспитателя «Корова – домашнее животное».
2. Чтение сказки  «Хаврошечка».
3. Д/игра «Что не так?»

4.Показ сценки «Вкусное молоко».

5. Д/игра «Кто, где живет?»
6.. Д/игра «Накорми животных?»
7.. Д/игра «Что спрятал молочник»
8. Изготовление фриза  «Как появилось молоко на столе»

9.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
10. Д/игра  « Определи молочные продукты на вкус»
11. Д/игра  «Найди что  лишнее?»

12. Аппликация (из круп) «Буренушка».

«Праздник молока».

  (развлечение)

Закрепить знания детей о пользе молока для здоровья детей, систематизировать знания о процессе переработки молока и молочных продуктов.

1. Д/игра «Назови молочные продукты»
2. Д/игра « Кто дает молоко».
3. Игра – соревнование  «Перенеси продукты».
4. Д/игра «Угадай на вкус»
5. Пение песни  «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…»
6. П/игра «Подои корову»
7. Реклама молочных продуктов.

8. П/игра «Покупки»

9.П/игра «Найди сметану»

Апрель

«Я иду в гости к другу».

Формировать знания детей о праздниках. Уточнять представления о том, к каким праздникам и  какой подарок  можно подарить

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно.

Закреплять  основные правила этикета  за столом: сидеть, выпрямив спину, не класть  руки на стол, кушать закрытым ртом, пользоваться салфеткой.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из–за стола, тихо задвигать стул, благодарить за угощение.

1. Беседа «Почему я иду в гости»

2.Д/игра «Угадай, какой праздник?»

3.Мастерская «Умелые руки» - изготовление подарков для друга.

4.Д/игра «Найди ошибку».

5.Словесная игра «Что нельзя делать в гостях».

6.Просмотр мультфильма «Кошкин дом»

7.С/Р игра «День рождения Вити».

8. Чтение  А.Милна  «Вини Пух и все- все-все…». (6-ая глава).

9.Д/игра «Выбери правильный подарок» (звери, птицы).

1.Пение песни «Пусть бегут неуклюже»

2.Танец с шарами.

3.П/игра «Медведь и дети»

4.П/игра «Кто быстрее накроет на стол»

5.П/игра «Сорви себе подарок»

6.Игра – эстафета «Репка»

7. Хоровод «Каравай

Май

«Полезные и неполезные продукты».

«Жить здорово»

Итоговое занятие

Формировать у детей представления о полезных и неполезных продуктах. Объяснить, что неполезные продукты плохо влияют на организм человека, а в некоторых случаях и убивают его.

Уточнить продукты, которые относятся к полезным (овощи, фрукты, молочные продукты, рыба, блюда из круп).

Продолжать знакомить детей с понятием «витамины», «полезная еда», продолжать формировать  представление о пользе витаминов для человека.

Цель: Формирование основы культуры здоровья и привычки к здоровому образу жизни

Задачи:

  • Продолжать формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе витаминных продуктов (фруктов и овощей) в поддержании здоровья
  • Развивать  интерес к познавательно-исследовательской деятельности при проведении простейших опытов (получение сока из овощей)
  • Развивать связную речь детей, умение составлять описательный рассказ по схеме -  модели; активизировать использование в речи  качественных прилагательных
  • Закреплять  количественный и порядковый счет в пределах 5
  • Развивать  певческие навыки и эмоциональность  детей в исполнении частушек

1.Беседа «Что полезно для человека?»

2. .Беседа  «О здоровой пище»

3.Чтение Г.Зайцев «Приятного аппетита».

                                    «Полезные продукты».

    Ю.Тувим «Овощи».

   М.Безруких «Разговор о правильном питании».

4.Загадки об овощах и фруктах.

5.Экскурсия на кухню.

6.Встреча с медсестрой. Беседа на тему «Что такое витамины»

7.Занятие «Приятного аппетита»

8.Д/игры «Чудесный мешочек».

9. Д/игра «Выбери и разложи полезные продукты».

10.Д/игра «Разложи овощи  по витаминам».

8.Н/п игры «В саду ли в огороде»

9.С/р игра  «Кафе « Витаминное».

10.Продуктивная деятельность: создание книги «Витаминная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья...

Опыт работы по теме "Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников"

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры...

"Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников".

В материале дано определение понятия "Здоровье", рассказано о содержании работы по ЗОЖ, условиях формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников, о традициях ЗОЖ, а также о задачах, пос...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: «Быть здоровыми хотим! »

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это ...