НОД "Я и мое тело"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, смотреть, слушать, ощущать тепло и холод, переносить боль, дышать, думать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yai_moyo_telo.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я и моё тело»
Цели и задачи:
- познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, смотреть, слушать, ощущать тепло и холод, переносить боль, дышать, думать.
- воспитывать чувство гордости, что «Я – человек».
- вызвать интерес к познанию себя.
Материалы и оборудование: Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка. 2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока, завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился. Кубики льда, стакан с теплой водой. Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Я-Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям…
- Как вы думаете, почему так бывает?
(Ответы детей)
- Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.
- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы».
- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Боря, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой?
Ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)
- Зачем она нужна?
Ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.
- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри?
Ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.
Блок 2 – волосы.
Отгадайте загадку: Не сеют, не сажают, Сами вырастают. (волосы)
- Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.) Познакомимся с их свойствами. Потрогайте свои волосы… Подавите их… Подергайте… Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали?
Ответы детей: боль.
- Кто догадался, зачем нам нужны волосы?
Ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.
Блок 3 – кожа.
- Что располагается ниже?
Ответ: лоб.
- Что внутри?
Ответ: мозг.
- Зачем нам мозг?
Ответ: чтобы думать.
- Чем сверху покрыт лоб?
Ответ: кожей.
- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела. Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали? Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой). Что почувствовали? закрой глаза и определи, что я сделаю.
- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?
- Что может чувствовать кожа?
Ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.
Блок 4 – глаза.
Отгадайте загадку: Оля смотрит на кота, На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле ….. (глазки)
- Что находиться ниже лба?
Ответ: глаза.
Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание.) - Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза?
Ответ: Чтобы видеть.
- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует?
Ответ: веки.
Зачем нужно моргать?- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы? - Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делают веки? Ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.
Блок 5 – нос.
Отгадайте загадку: Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норках воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)
- Что ниже?
Ответ: нос.
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос?
Ответ: чтобы дышать.
- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали? Так зачем нам нос?
Ответ: дышать и различать запахи.
Блок 6 – уши.
Отгадайте загадку: Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле…. (ушки)
- Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши.) - Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала?
Ответ: говорили, мы видели по губам.
- А что я говорила? (не слышали?) Так зачем нам уши?
Ответ: чтобы слушать.
Блок 7- рот.
- Что располагается ниже? (
Ответ: рот.
- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его. - Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять. - И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
- Так зачем нам рот?
Ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.
Блок 8 – шея.
- Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Блок 9 – руки и ноги.
Отгадайте загадку: Оля весело бежит К речке по дорожке. А для этого нужны Нашей Оле …. (ножки) Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле …… (ручки)
- Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки?
Ответ: чтобы брать предметы.
- А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги? Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем» Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти.)
Блок 10 – внутренние органы.
- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце. Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.
Физкультминутка.
У меня есть голова
Направо - налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы.)
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять…
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!
Практические упражнения:
Покажи где у тебя голова
Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
Вытяните шею, как гусь.
Втяните голову в плечи.
Погладь свой носик.
Погладь носик своего соседа.
Покажи свои ушки.
Открой и закрой рот.
Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.
Чтение детям «Тело человека» (М. Ефремова)
Что такое наше тело? Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться, Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо – влево…
Гибкое какое тело! И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
Заключение.
- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
Вот и молодцы, хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"
Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с нарушениями опорно-дв...
Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)
Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР
Совместная статья музыкального руководителя и логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых мы можем корректировать нарушения в реч...
Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)"
Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)" Раскрывает основные направления индивидуальной работы и дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ...
Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки
Проблема адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариа...
Презентация к НОДу "Люблю березку русскую"
Данный материал является приложением к конспекту НОДа "Люблю березку русскую"...