Методическая разработка По теме: «Здоровье сбережение. Глазная гимнастика» Подготовила Михалёва О.А
методическая разработка на тему
Задача данной разработки - ознакомить педагогов с особенностями развития зрительных анализаторов у детей дошкольного возраста, а так же использования в непосредственно образовательной деятельности, зрительной гимнастики, в рамках работы по здоровье сбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glaza.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете воспитателей группы №11 ХолошаС. А. И Михалёвой.О.А
По теме: «Здоровье сбережение. Глазная гимнастика»
Задача данного выступления - ознакомить педагогов с особенностями развития зрительных анализаторов у детей дошкольного возраста, а так же использования в непосредственно образовательной деятельности, зрительной гимнастики, в рамках работы по здоровье сбережению.
В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.
Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?
Педагогам необходимо помнить , что любая двигательная активность помогает глазкам ребенка лучше работать. Обязательно надо следить за осанкой, ведь если малыш сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
Проводя консультации для родителе необходимо отметить следующие моменты:
-Нельзя допускать, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом надо помнить, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив.
-Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.
И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
Таким образом проведение офтальмологических пауз в детских дошкольных учреждениях крайне важны для детей современности. Педагог планируя работу по здоровье сбережению обязательно должен помнить о необходимости проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и пред полагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжет ной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.). Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (группа, спортзал и т.п.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки направленного взгляда.
Учитывая тематическое планирование, предлагаем авторские и широко представленные в специальной литературе зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением с учетом лексической темы недели. Их целесообразно проводить в середине или в конце занятия .
Темы: «Овощи - фрукты», «Грибы», «Ягоды»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ослик | |
Ослик ходит, выбирает, | Дети вытягивают вперед указательный |
Что сначала съесть не знает. | палец правой руки, свободно |
перемещают его и следят глазами | |
Наверху созрела слива, | Посмотреть вверх |
А внизу растет крапива, | Посмотреть вниз |
Слева - свекла, справа - брюква, | Движения глазами влево-вправо |
Слева - тыква, справа - клюква, | |
Снизу - свежая трава, | Посмотреть вниз |
Сверху - сочная ботва. | Посмотреть вверх |
Закружилась голова, | Круговые движения глазами |
Кружится в глазах листва, | |
Выбрать ничего не смог | |
И без сил на землю слег. | Закрыть глаза |
И.Лопухина | |
Наша грядка Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат. Наша грядка просто клад. В.Волина | Круговые движения глазами Посмотреть вниз Влево-вправо Поморгать глазками |
Фруктовая загадка Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать. Слева, на столе - лимон – Фруктовый господин-барон, Справа - яблоко в корзине. Его купили в магазине Ну а снизу - апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта - угадали! | Дети смотрят перед собой Дети смотрят влево Дети смотрят вправо Дети смотрят вниз |
Опята Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят. | Движения глазами влево-вправо Дети смотрят вдаль Часто поморгать глазками |
По ягоды Справа зреет земляника, Слева - сладкая черника, Справа - красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберем Отдохнем и потом домой пойдем. | Движения глазами влево-вправо Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се кунд, повторить 6-8 раз |
Рябина Гроздья рябины на солнце горят, Рябит от рябины в глазах у ребят. | Плотно закрывать и широко откры вать глаза 5-6 раз подряд с интер валом 30 секунд. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза ру кой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза |
Лесные ягоды Собираем землянику, Ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, Кисловатую бруснику. | По заданному педагогом направле нию дети перемещают взгляд |
Тема «Животные»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Мишка Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки А внизу - берлога мишки Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Движения глазами снизу вверх Движения глазами слева-направо Посмотреть вверх Движения глазами вниз Прикрыть глаза |
Васька Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, Только мыши заскребут, чуткий Васька тут как тут, Когти расправляются, глазки закрываются. Васька мышек сторожит, притворился, будто спит. | Движения глазами влево-вправо Указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щелочку, одновременно часто моргая Опустить руки, расслабиться на 2- 3 секунды |
Однажды в лесу Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела и тихонечко висела. Лось сказал, что низко, А зайчонок - высоко, Белочка, сказала - близко, А ежонок - далеко. | Смотреть на указательный палец вытянутой руки Движения глазами вниз Движения глазами вверх Движения глазами на кончик носа Движения глазами вдаль |
Медвежонок Медвежонок потянулся Раз - направо посмотрел Два - налево посмотрел. Лапы в стороны развел, Меда видно не нашел. (А. Гриднева) | Движения глазами вверх Направо Налево Смотрят вдаль и разводят руками Закрывают глаза |
Три медведя Три медведя шли домой. Папа был большой-большой, Мама с ним поменьше ростом, А сынок малютка просто. | Движения глазами вверх Движения глазами вперед Смотрят вниз |
Тема «Цветы»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Бутончики Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо, Вперед и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете | Движения глазами влево-вправо Посмотреть вдаль и на кончик носа Сомкнуть веки |
Душистые цветы На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот - душистые цветы. | Поднять глаза вверх Круговые движения глазами Посмотреть влево-вправо Посмотреть вперед |
Тема «Осень»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Осенний лес Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа - дуб, Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой! | Круговые движения глазами Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх-вниз Движения глазами по тексту |
Осень Осень! Осыпается весь наш бедный сад... Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих ря бин. А.Толстой | Дети выполняют движения глазами вверх-вниз Круговые движения глазами влево и вправо Посмотреть вдаль Закрыть глазки |
Листопад Листопад, листопад, листья желтые летят, Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг Желтый двор, желтый дом Вся земля желта кругом. Ю.Вакуленко | Движения глазами вверх-вниз Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх, по кругу Движения глазами вниз, вдаль Движения глазами по кругу |
Тема «Зима»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Снег-снежок Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. | Частое моргание глазами Движения глазами влево-вправо Частое моргание глазами Круговые движения глазами Частое моргание глазами Посмотреть вдаль Частое моргание глазами Посмотреть на ладошку |
Тема «Весна» | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой! | Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки Широко открыть глаза Поморгать глазками |
Тема «Птицы»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Петушок Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. Слева - курица идет, Справа - уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. | Посмотреть вдаль Посмотреть вниз Посмотреть влево Посмотреть вправо Посмотреть вверх Быстро-быстро поморгать глазами |
Жаворонок В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине. Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив круглый год | Движения глазами вверх Движения глазами вниз Частое моргание глазами |
Тема «Транспорт»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
В городе По городу автобусы и трамваи идут, Их по маршрутам водители ведут Поедут направо, налево, кругом Свободны машины и ночью, и днем. | Круговые движения глазами Движения глазами влево, вправо Похлопать глазками |
Машины По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень, Поедут направо, налево, кругом, Свободны машины и ночью и днём Н.Нищева | Движения глазами по кругу движения глазами направо, налево кругом Дети закрывают глаза - открывают |
На луну Старших всех мы уважаем Младших мы не обижаем Мы гуляем и читаем На луну слетать мечтаем А. Гриднева | Посмотреть вверх Посмотреть вниз Движения глазами направо-налево Посмотреть вверх |
Ракета А сейчас мы с вами, дети. Улетаем на ракете. Посмотри вверх, вниз, вперед. Отправляемся в полет | Выполнять движения глазами по тексту стихотворения |
Самолёт Пролетает самолет. С ним собрался я в полет Правое крыло отвел - Посмотрел, Левое крыло отвел - Поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. | Движения глазами вверх Движения глазами вправо Движения глазами влево Круговые движения глазами Движения глазами вверх |
Тема «Наш дом» | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Это наш уютный дом Всей семьей мы в нем живем! Посмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. Белый - белый он на вид – Белой краскою покрыт На полулежит ковер, Как красив на нем узор! Видишь голубой плафон? Он висит под потолком. На полу стол, стулья, кресло – В нашем доме интересно! Видишь, вешалка висит, У стены диван стоит Смотри прямо - там буфет, Много сладких, в нем конфет. Дальше - кухня, в ней кладовка, Мышка там живет, плутовка. Принесем мы мышке сыр, Пусть она устроит пир. Давайте представим, как она от не ожиданности начнет часто моргать своими бусинками-глазками. Для начала мы с тобой Повращаем головой. Оборот и оборот, А потом наоборот. Поднимаем глазки вверх, Плавно опускаем вниз, Снова посмотри наверх, Ну, дружочек, не ленись. Посмотри-ка влево - вправо – Это легкая забава. Там стена, а там окно А теперь смотрите вместе Вы на доску. Интересно? Отдых кончен наш ребята, Нам опять пора за парты. | Круговые движения глазами Движения глазами вверх Посмотреть вниз Движения глазами вверх Движения глазами вниз Движения глазами направо-налево Посмотреть на кончик носа Закрыть глаза и несколько секунд подумать о чем-нибудь приятном, расслабиться в течение 2-3 секунд Частое моргание глазами 5-10 раз Вращение головой в стороны Движения глазами вверх Движения глазами вниз Движения глазами вверх Движения глазами направо-налево Движения глазами направо-налево Движения глазами прямо перед собой на предмет на доске. |
Тема «Игрушки» | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Игрушки Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата. Все на полочках сидят, Поиграть они хотят. | Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз за указкой Сомкнуть веки |
Юла Как юла я весела, Я забыла про дела. Стала я кружиться, Не могу остановиться С. Левина, С. Тукачева | Круговые движения глазами |
Тема «Насекомые» | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Насекомые Посмотри-ка на ребят, Теперь на небо - там птички летят, Внизу, по травке, жук ползет, А слева - деревце растет, Направо - алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. Над ними бабочка кружит, С ней рядом шмель большой жуж жит. | Бросить взгляд вперед Движения глазами вверх Движения глазами вниз Влево Вправо Закрыть глаза, потом открыть Влево Вправо |
Две бабочки Две бабочки летели Друг на друга посмотрели, И к цветочку вместе полетели | Быстро моргать глазками Посмотреть на кончик носа Движения глазами влево-вправо |
Бабочки Крылья пёстрые мелькают В поле бабочки летают Раз - два - три - четыре Полетели, закружились | Широко открывать и закрывать глаза Дети смотрят вдаль Выполнять круговые движения глазами Часто моргать глазками, затем закрыть глаза |
Жук На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На ромашки погляжу. Я на тучке покачаюсь И на землю опускаюсь. | Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх-вниз Круговые движения глазами Прикрыть веки |
Пчела Я пчела! С утра жужжу, Цветы бужу, Кружу, гужу И мед вожу. | Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз Круговые движения глазами |
Стрекоза Вот какая стрекоза, Как горошины глаза А сама как вертолет Влево, вправо, Назад и вперед В. Ковалько | Круговые движения глазами Круговые движения глазами в дру гую сторону Влево, вправо Посмотреть вдаль и на кончик носа |
Тема «Лес» | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Прогулка Собираемся мы в лес, Там деревьев много есть. Вдалеке мелькает степь, И вблизь надо посмотреть, Оглянемся мы вокруг, Иди рядом со мной, друг! По дороге мы идем Песню звонкую поем. Слева - ягоды растут Справа - ландыши цветут Сверху - неба синева, А внизу растет трава. А теперь пора домой, Загулялись мы с тобой. | Дети смотрят вдаль Дети смотрят перед собой Круговые движения глазами вправо Круговые движения глазами влево Движения глазами влево Движения глазами вправо Движения глазами вверх Движения глазами вниз |
Косари Тишина стоит вокруг Вышли косари на луг Взмах косой туда – сюда Делай раз и делай два! | Глаза закрыты Широко открыть глаза Движения глаз слева - направо |
Солнышко встаёт Вот как солнышко встаёт, Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо, Солнышко смеётся. А под солнышком нам Хорошо живётся | Движения глазами вверх Движения глазами вниз Дети часто моргают глазами Дети широко открывают, а потом закрывают глаза |
Мечта Давайте с вами помечтаем. Глаза закроем и представим: Как по лесу мы гуляем, Грибы и шишки собираем. Слева - ягоды цветут, А справа здесь грибы растут. Снизу - шишки, да трава, А сверху - неба синева Открывайте, дети, глазки, Вот и вышли мы из сказки. | Дети закрывают глаза Круговые движения глазами Движения глазами влево Движения глазами вправо Движения глазами вниз Движения глазами вверх Открыть глаза |
Тема «Деревья» | |
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Липы Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят, Вниз верхушки пригибают, И качают их, качают... | Колебательные движения глазами справа - налево, затем слева - на право Дети совершают движения глазами вверх - вниз, вниз - вверх |
Клен Ветер тихо клен качает, Влево-вправо наклоняет, Ветер дует - задувает, Листья с дерева срывает. | Движения глазами влево-вправо Движения глазами верх-вниз Быстро поморгать глазами |
Тема «Природа»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Сосулька | |
Любопытная Варвара | |
Смотрит влево, | Дети выполняют движения глазами |
Смотрит вправо. | по тексту |
Смотрит вверх, | |
Смотрит вниз. | |
Чуть присела на карниз, | Посмотреть на кончик носа |
А с него свалилась вниз! | Посмотреть вниз |
Тема «Части тела»
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! В. Ковалько | Дети представляют внешний вид геометрических фигур (по тексту) |
Будь здоров Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить, Эти нужные движенья предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки. Влево, вправо побыстрей. Удивился - что такое? И закроем их скорей. А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов. Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров! | Движения глазами по тексту стихо творения |
ЛИТЕРАТУРА
1. Демирчоглян Г.Г., Янкулин В.И. Гимнастика для глаз. - М., 1998.
2. Исаева С.А. Физкультурные минут ки в начальной школе: практическое по собие, 2-изд. М., 2004
3. Ковалев В.А. Профилактика зри тельного утомления. - Химки.: Центр реабилитации для детей с ограниченны ми возможностями, 1996.
4. Кудряшова Н.И. Зрение: сохране ние, нормализация, восстановление.-М., 1995.
5. Леонова Е., Тетенькина Е. Дошко льное воспитание 2004, № 3.
6. Марцинкевич Г.Ф. Обучение детей дошкольного возраста. Волгоград
7. Мишин М.А., Тюбекина З.Н. Зрительная гимнастика в условиях
специализированного детского сада как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) - Физическое воспитание детей с нарушениями зрения в детском саду и в начальной школ №1,2000.
8. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение
9. Фопель К. Привет, глазки.
10. Хетчер-Розенбауер В. Школа для глаз. Как улучшить зрение. М., 199
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработкапо здоровосбережению.
Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...
Технология здоровья сбережения дошкольника на тему: «Здоровье как интегральный показатель состояния организма»
Уже с самых древних времен человек пытался определить состояние организма, которое позволяет ему правильное функционирование. Люди пытались узнать свою биологическую, духовную природу, определить свое...
План методического объединения. Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
План методического объединения Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания» Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старш...
Катротека по теме "Здоровье человека" для детей подгот. группы.
Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях, воспитывать чувсвтво собственного достоинства....
Занятие по здоровье сбережению в старшей группе на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активно...
Консультация для воспитателей: «Здоровый малыш: технологии здоровье сбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика»
Информация для воспитатателей и узких специалистов в ДОУ....
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну камней» (по здоровье сбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной гимнастики , нетрадиционного материала камешков "Марблс", дидактического пособия – па
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну камней» (по здоровье сбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной гимнас...