Консультация для воспитателей: «Здоровый малыш: технологии здоровье сбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика»
консультация по обж

Карякина Ирина Сергеевна

Информация для воспитатателей и узких специалистов в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie-fevral_2021.docx601.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Консультация для воспитателей:

«Здоровый малыш: технологии здоровье сбережения в детском саду и дома.

Пальчиковая гимнастика»

https://avatanplus.com/files/resources/original/5be81132b325816702832e2e.png

Подготовила:

воспитатель ИЗО  Карякина И.С.

г. Новый Уренгой

2021г.

                                                                   

                                                        Притча

«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”.

Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы.

Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! «

Итак, тема  моей консультации   посвящена здоровью, а именно технологиям здорового сбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика.

 Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровье сберегающие технологии.

Что же это такое?

Здоровье сберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, массаж и самомассаж, логоритмика, логопедиче6ские занятия и многие другие.

Рассмотрим один один из видов здоровье сберегающих технологий –  это пальчиковая гимнастика.

На ладони много биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный палец - печень, средний палец - кишечник, указательный палец - желудок, большой палец - голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек с четким ритмом помогают улучшить у ребенка координацию движений. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых норм.

Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше заниматься ими как можно дольше.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.  К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Рассмотрим для примера несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 года.

«Маленький Егорка»

Маленький Егорка (Средним и указательным пальцами)

Топает по горке, (правой руки шагаем по левой руке)

Взял саночки, (Кулачек правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (скатываемся вниз как с горки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 года.

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;    в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

Пальчиковая гимнастика для 4-5 лет.

«Дружба»
Дружат в нашей группе
(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

«Капуста»

Мы капусту рубим,                      Ритмичные удары ребром ладоней по  столу.
Мы морковку трем,                   
 Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим,                      
Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.

Мы капусту жмем.                       
Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили,                
Ритмичные удары ребром ладоней по  
                                                                                столу.

Перетерли,                                      
Трут ладони друг об друга.
Посолили,                                        Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.

И набили плотно в кадку            
Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке.       
Отряхивают руками.

Пальчиковая гимнастика для 5-6 (7) лет.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

Так же хорошо в работе для развитие мелкой моторики рук применяются «пальчиковые игры».

 «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

 «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Рассмотрим некоторые игры.

Пальчиковая игра «Крышечки»

В перевёрнутые пластиковые крышки ставятся указательный и средний палец. Под слова гимнастики передвигаются, «шагают по столу».

Пальчики обули

Смело в них вперёд шагнули!

Встали пальчики и вот – закружился хоровод! (пальчики шагают) .

Игра с палочками

Можно использовать карандаши, небольшие палочки

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики (поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок

(скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени) .

Одной ножкой топ-топ (шагаем правой палочкой,

Другой ножкой топ-топ (левой)

На головку сели, песенку запели (Ставим палочки на голову стучим друг об дружку)

«Мозаика», «Конструктор»

 Этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Рисование пальчиками или ладошками

Это еще один из видов развития мелкой моторики рук. Для этого можно купить краски специальные для рисования пальчиками, либо просто использовать гуашевые краски. Можно предложить ребенку дорисовать пальчиками детали,( допустим дорисовать ежику колючки) или же самому нарисовать картину. В любом случае рисование и проговаривание при этом ,какой берем цвет, что рисуем, очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.

Игры с бусинками

«Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой.

Игры-шнуровки 

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Игры с прищепками

Развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Например:    Игра "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

                                      Игра - массаж «Чудо–прищепки»

Ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.

Кусается сильно котенок – глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: кыш!

Игра «Фасоль»

Воспитатель просит детей сделать дорожку из фасоли; предлагает выложить из фасоли какой-то рисунок;  к 3-м фасолинам добавить ещё 2-е и подсчитать сколько получилось всего; убрать 3 фасолины и подсчитать сколько осталось; добавить 4 фасолины и сказать сколько всего на столе фасоли и т.п; предлагает рассортировать фасоль на три баночки.

«Узоры из ниток»

Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

«Аква- гимнастика для пальчиков»

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития. Так же можно взять за основу развития маторики рук, пальчиковых игры в домашних условиях, чтобы ребенок  развивался не  только в стенах ДОУ, но и дома.

Вот несколько идей для развитии мелкой моторики руки дома.

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

2. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

3. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

4. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

5. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

6. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

7. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Так же для снятия статического напряжения в детском саду, это и  дома можно сделать, применяются динамические паузы. Это ещё одна технология. Динамические паузы могут сопровождаться стихами или строится на словесных указаниях, могут включать в себя элементы гимнастики. Динамическая или физкультурная пауза во время занятий не должна быть долгой (3 минуты), желательно сделать ее разной по содержанию (не должна повторяться изо дня в день), а упражнения не должны быть сложными или требовать много пространства. Легкие для выполнения танцевальные элементы, задания на удержание баланса или равновесия, массаж, прыжки на месте, ритмичные хлопки под музыку – все эти элементы в равной степени подходят для динамической паузы. Примеры динамических пауз.

Динамическая пауза  «Осенний ветер и деревья»

Осенний ветер деревья качал, (Покачаться из стороны в сторону.)

К земле низко-низко их пригибал. (Наклониться вперёд.)

Склонились ветки к самой земле. (Упереться руками в пол.)

Кланялись ветки тебе и мне. (Поклоны с рукой.)

Ветер утих, - (Выпрямиться.)

Вновь стройны и упруги (Руки вверх.)

И не страшны им ветер и вьюги. (Потянуться вверх, встав на носочки.)

Динамическая пауза «Это я»

Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.

Это нос. Это рот. Левой рукой показывают на нос, правой – на рот.

Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп. Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ. Топ Кладут ладони на бёдра, два раза топают ногами.

Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу

По данной консультации можно сделать вывод, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Ученые давно доказали, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. И активно взаимодействуют друг с другом. Речевая область активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развита детская моторика пальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей средней группы "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".

Консультация для родителей средней группы"Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"Здоровье сберегающие технологии в условиях современного детского сада"

Здоровье сберегающие технологии в условиях современного детского сада...

Применение здоровье сберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущ...

Педагогическая мастерская для родителей на тему: «Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».

Педагогическая мастерская для родителей:«Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».Цель – построение эмоционально-доверительны...

Консультации для родителей средней группы "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".

Консультация "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование ли...

Консультация для родителей средней группы "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".

Дошкольный возраст –  время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок с...