«ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ»
статья на тему
Публикация в сборнике по итогам IV Международной научно - образовательной конференции
"Актуальные проблемы современной педагогической науки" на базе
Казанского федерального университета в соавторстве со старшим педагогом МБДОУ Синяевой С.В.
В статье изложены основные направления оздоровительной работы с детьми
по программе "Здоровый ребенок", разработанной авторским колективом МБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinyaeva_sevryukova_statya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Синяева С.В.; Севрюкова Н.В.
«ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района, г. Бугульма
Здоровье – извечная мечта людей, залог счастливой и продолжительной жизни, которая во многом зависит от самого человека. Согласно исследованиям специалистов, 80% болезней взрослых заложены в детстве. Из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьёзным заболеваниям. Поэтому формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», где в ст.3, п.3 определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности», Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
В федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основной целью направления «Физическое развитие» является формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель решается в двигательной и игровой деятельности дошкольников с учетом развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Необходимо прививать интерес к здоровью, желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения; с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде: ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого выступает педагогический коллектив дошкольного учреждения.
В нашем детском саду авторским коллективом педагогов (Хафизова Н.А., Синяева С.В., Рябова И.А., Севрюкова Н.В.) разработана и внедрена программа «Здоровый ребенок» под рецензией доцента отделения общего образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ, кандидата педагогических наук Сафиной Р.Н.
Целью данной программы является оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, с учетом индивидуальных и дифференцируемых возможностей развития воспитанников, во все периоды дошкольного детства. Программа содержит разнообразные приложения практической направленности: аутотренинги, закаливающие процедуры, комплексы дыхательной, коррекционной, оздоровительной, пальчиковой, зрительной гимнастики, точечного массажа, самомассажа, и др. Для каждой возрастной группы в программе имеются перспективные планы работы, гибкий режим дня, предусматривающий разнообразную деятельность в течение дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.
Ежедневно во всех возрастных группах программой предусматривается несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе, оздоровительный бег со старшего возраста, разнообразные подвижные игры, динамические паузы, минутки здоровья, закаливающие процедуры, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, пешие походы, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня.
Для устранения недостатков в физическом развитии, повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды в программе предусмотрено использование нетрадиционных форм оздоровления: эвритмическая гимнастика (вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанный на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики), оздоровительные фонопедические упражнения, босоножие, упражнения Хатха-Йоги, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.
Слияние традиционных и нетрадиционных форм работы активизирует интерес детей к образовательной деятельности, к своему организму, допускает осознание у воспитанников старшего дошкольного возраста уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Программа предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников. В рамках повышения педагогической грамотности родителей в вопросах физического развития, здоровьесберегающих технологий в МБДОУ регулярно организовываются семинары – практикумы, мастер-классы, дни открытых дверей, родительские собрания, посвященные вопросам здоровья детей, с привлечением педиатров, физинструкторов.
Традицией стало проведение семейных спортивных праздников, соревнований, пеших походов, экскурсий, лыжных прогулок, посещение спортивных комплексов города.
При реализации программы «Здоровый ребенок» в педагогическом процессе, нам удалось:
- снизить заболеваемость детей, уменьшить число часто болеющих и хронически больных детей;
- повысить индекс здоровья детей до 70%;
- развить общий уровень культуры детей, умение управлять своим физическим и эмоциональным состоянием;
- поднять уровень самоценности воспитанников, уверенности их в своих возможностях, умения противостоять негативному влиянию извне;
- смягчить адаптационный период к школе;
- раскрыть творческий потенциал педагогов МБДОУ и повысить их профессиональный рейтинг в микрорайоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Забота о здоровье ребенка - важнейшая задача воспитателя"
В презентации "Забота о здоровье ребенка - важнейшая задача воспитателя" содержится краткая информация о современном понимании термина "здоровье", статистика состояния здоровья детей в России, в динам...
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя...
Статья «ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ»
Статья о важности воспитания здорового образа жизни с дошкольного возраста....
Статья «ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ»
Здоровье – извечная мечта людей, залог счастливой и продолжительной жизни, которая во многом зависит от самого человека. Согласно исследованиям специалистов, 80% болезней взрослых заложены в дет...
Презентация "Забота о здоровье ребенка – важнейшая задача воспитателя"
Презентация "Забота о здоровье ребенка – важнейшая задача воспитателя"...
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя".
laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя".В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. &laq...
Проект "Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя".
Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя.Вид проекта: оздоровительный, краткосрочный.Сроки проведения: 4.06.2022г-1.07.2022г.Участники проекта: дети средней группы, воспит...