Музыкотерапия, как средство здоровьесберегающей педагогики.
консультация на тему
Каждый человек и ребенок в частности «звучит» по своему, особенно и неповторимо.
Очень важно умело использовать музыку для регулирования нервно – психического состояния детей. В момент передачи ребенка в детский сад на попечение педагогов происходит ситуация отрыва, отделения, отчуждения от родителей, от дома. Хотим мы этого или нет, но ребенку наноситься внешне не заметная, но ощутимая травма. И поэтому одной из оздоровительно – профилактических форм работы над стабилизацией нервно – психического состояния ребенка является получасовое звучание классической музыки (светлой, красивой, мажорной). Если мелодия доставляет удовольствие, то биение пульса замедляется, давление понижается, ребенок успокаивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.docx | 37.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»
г. Губкин, Белгородская обл.
Подготовила: муз. руководитель
Грызунова Н. В.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Выступление на семинаре «Здоровьесберегающая педагогика
как одно из средств реализации новых технологий в оздоровлении»
Влияние музыки на оздоровление детей выявлено практикой работы лечебно – оздоровительных учреждений. Например, слушание специально подобранной музыки благоприятно действует на детей с заболеванием сердца. При бодрящих ритмах марша тонус мышечной системы повышается, при минорных – понижается. Когда же музыка раздражает, удары сердца учащаются и становятся слабее.
Каждый человек и ребенок в частности «звучит» по своему, особенно и неповторимо.
Очень важно умело использовать музыку для регулирования нервно – психического состояния детей. В момент передачи ребенка в детский сад на попечение педагогов происходит ситуация отрыва, отделения, отчуждения от родителей, от дома. Хотим мы этого или нет, но ребенку наноситься внешне не заметная, но ощутимая травма. И поэтому одной из оздоровительно – профилактических форм работы над стабилизацией нервно – психического состояния ребенка является получасовое звучание классической музыки (светлой, красивой, мажорной). Если мелодия доставляет удовольствие, то биение пульса замедляется, давление понижается, ребенок успокаивается.
По степени возбуждения центральной нервной системы детей можно различить на три типа:
А) Дистонический тип представлен детьми, у которых в течении дня может происходить резкая смена настроения (от ярко выраженной агрессии до полнейшей апатии). Таким малышам требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем динамики звучания.
Б) Заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке подвижного и быстрого темпа, конечно дозированной, в соответствующих двигательно – игровых ситуациях, иначе она вызовет реакцию отторжения, неприятия.
В) Возбужденные дети наоборот нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным темпом.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
Уже в первые месяцы жизни ребенок трепетно относиться к звукам окружающего мира. Он радостно реагирует на голос матери, улыбается, услышав пение взрослого. Ужу в 3-4 месяца малыш способен различать звуки колокольчика, дудочки, отыскивает звучащий предмет взглядом, расстраивается, если слышит грубые, резкие интонации. Такая чуткость к звукам обуславливает особенности нервно-психического развития младенца.
С самого рождения необходимо как можно больше петь ребенку. Так ребенок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить. В русской народной культуре существует множество попевок, потешек и частушек, которые не трудно разучить взрослым и исполнять на мотив широко известных народных песен: «Во поле береза стояла», «Пойду ль, выйду ль я», «Я на речку шла», «Ладушки» и другие. Попробуйте сами придумать несложные мелодии, поэкспериментируйте. Это очень занимательный процесс, сближающих всех членов семьи. Главное – не комплексуйте, общаясь с ребенком при помощи пения. Помните, что качество исполнения меньше всего интересует вашего малыша: он увлечен родным и самым комфортным для него тембром голоса, эмоциональностью его звучания. Ребенок чувствует себя уютно, защищено, он успокаивается, радостно гулит, засыпает.
Таким образом, можно сделать вывод как влияет музыка на нервно – психологическое состояние даже такого маленького несмышленыша. И как важно, чтобы правильное знакомство детей с музыкой было не только в детском саду, но и дома.
В процессе музыкальных занятий создается положительно – эмоциональный фон, что хорошо для успешного осуществления лечебно – оздоровительного процесса. Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности ребенка.
Формируются простейшие исполнительские навыки: вокальные, двигательные, инструментальные. Музыкальный руководитель на занятиях использует ритмические упражнения, пение, пальчиковые игры.
Музыкальные занятия развивают память, ориентировку в пространстве, тренирует процессы возбуждения и торможения.
Во время пения ребенок учиться сохранять правильную осанку, улучшает дыхательную функцию бронхов, развивает связную речь, улучшает свою дикцию, память, учится бережно относиться к своему голосу.
При легочной патологии целесообразно, чтобы ребенок много пел. В любое свободное время можно проводить музыкальные минутки, используя детские музыкальные инструменты и любые подручные предметы (кубики, карандаши, палочки, крышечки от бутылок и т. п.), аудиокассеты, караоке. В содержание муз. минуток можно включать распевки, потешки, русские народные песни, танцевальные движения.
В музыкально – ритмической деятельности происходит физическое и психологическое развитие ребенка. В движениях под музыку дети развивают координацию, ритмичность, пластичность своего тела, умение ориентироваться в пространстве, что, несомненно, влияет на их физическое здоровье. В танцах, играх они выплескивают свои эмоции. Им приходиться контактировать друг с другом, договариваться. Дети учатся доброму отношению друг к другу, взаимовыручки, что, конечно же, сказывается на психологическом климате детского коллектива
При освоении музыкальных инструментов дети проявляют завидное усердие. Во первых они получают удовольствие от выразительной, слаженной игры в оркестре, во вторых – это очень хороший и к тому же интересный способ развития мелкой моторики, а значит и речи, памяти, мышления.
Продолжая тему оздоровительно- профилактической направленности музыки остановимся подробнее на методике музыкально – рефлекторном пробуждении малышей после сна. Когда воспитатель будет детей подачей громкой, отрывистой командой типа «Дети, подъём, подъем!» Это тоже наносит определенную травму ребенку. Особенно «тормозного замедленного» типа нервной системы.
1. Пробуждение должно быть индивидуальным и продолжаться около 10 минут. Тем, кто не спал, потребуется 1-2минуты для подъёма, кто чутко спал - 3-5 минут, кто спал «богатырским» сном - 6-8 минут.
2. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным – используйте относительно тихую, нежную, легкую, обещающую радость музыку.
3. Произносимые педагогом, на фоне музыки, слова тоже должны звучать мягко, ласково, протяжно («Чилим, чилим, чилим, ребятушки - козлятушки, просыпайтеся, от подушек сладких отрывайтеся, водою свежей обливайтеся»).
Вместо комплексов гимнастики пробуждения, как утром, так и после дневного сна, могут проводиться программы горизонтального пластического балета («пластик шоу»), укороченные программы могут использоваться в качестве физкультминуток и пауз, специальные коррекционные – с отстающими детьми. В стиле «пластик – шоу» можно проводить некоторые физкультурные занятия, развлечения и даже праздники.
1. Слово «горизонтальный» в названии означает, что все позы горизонтальные, начиная с позы, лежа на спине и заканчивая на «низких» и «высоких» коленях.
2. Слово «пластический» отражает характер движений (плавные, мягкие, пластичные). Исключаются быстрые, резкие, инерционные движения, особенно в позвоночном столбе.
3. Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку с использованием элементов хореографии.
Музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализации, игровая атмосфера, наполненная атрибутикой, авторским текстом, диалогами позволяет создать у детей во время упражнений положительный эмоциональный фон. Позвоночник при этом находится в самом оптимальном положении для коррекции, разгрузки и расслабления.
Деятельность сердечно – сосудистой системы также проходит в щадящем режиме.
Музыкотерапия успокоительно воздействует на психику ребенка. Когда ребенок слушает хорошую музыку, у него возникает эмоциональная отзывчивость, чувства сопереживания, мышление, воображение. Его мысли и чувства становятся чище, добрее, появляется желание творить добро, помогать ближнему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств новых технологий в оздоровлении. Консультация для воспитателей
Восстановительные процессы в организме человека сформированы и закреплены филогенезом, но их развитие у каждого индивида имеет свои особенности и требует определенных условий внешней биологическ...
Пластические этюды и музыкально-ритмические движения как вид здоровьесберегающей педагогики.
Пластические этюды и музыкально-ритмические движения как вид здоровьесберегающей педагогики. Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окр...
Семинар-практикум "Использование игр домашнего обихода в здоровьесберегающей педагогике".
Достоинством игр с предметами домашнего обихода на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется каких-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх использую...
«Принципы здоровьесберегающей педагогики в деятельности классного руководителя»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утве...
"Основные понятия здоровьесберегающей педагогики"
Здоровьесберегаюшая педагогика...
Семинар для воспитателей Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации технологий оздоровления детей
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, в нем дана характеристика основных направлений оздоровительной деятельности, перечислены современные здоровьесберегающие технологии, ...
Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в оздоровлении
Консультация для педагогов...