Как развивать у детей навыки опрятности и аккуратность.
статья
Дети стремятся во всем подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям – будьте сами аккуратны и опрятны, следите за тем, чтобы малыш был всегда чисто одет, умыт, чтобы стол, за которым он ест, был красиво сервирован, а его кроватка застелена. Но, конечно же, этого недостаточно. Нужно и самого ребенка приучать к опрятности, воспитывать у него аккуратность, прививать ему первые трудовые навыки. Понимание цели того или иного действия приходит постепенно, складывается к концу раннего возраста. Третий год – это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых, поливают цветы, убирают на место игрушки. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребенок начинает понимать слово "труд": помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: "я трудюсь". К трем годам ребенок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расческой, зубной щеткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может и не заметить испачканных штанишек. Все культурные навыки ребенок осваивает только в совместной деятельности со взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задает образцы правильных действий, помогает выполнить их, дает им оценку. По мере освоения ребенком новых навыков доверяйте ему действовать самостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам, остальное предоставьте делать ему самому. Наберитесь терпения, подавите в себе стремление сделать все быстро за ребенка. Самый первый помощник в этом деле похвала. Хвалите не ребенка, а его желание что-то сделать, помочь вам. Например: " Я счастлива, когда ты помогаешь мне». Придуманный вами игровой момент во время уборки игрушек или выполнения гигиенических процедур вызовет интерес к деятельности. Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы Ваше объяснение было понятно и интересно малышу. Для этого можно использовать песенки, стишки. Продемонстрируйте детям волшебную силу моющих средств в простом эксперименте с водой и перцем - микробы (молотый перец) буквально разбегаются от жидкого мыла. Наглядное представление о том, что микробы трудно смыть с рук дети получают, если в жидкое мыло добавить глиттеры (микробы). Учите ребенка следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку. Учите малыша снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы и молнии. Приучайте ребенка ухаживать за своими вещами. Побуждайте его вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку. Прежде чем начинать требовать от ребенка убирать игрушки на место, организуйте в комнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения. Можно сопровождать уборку чтением соответствующих стишков детских поэтов: А. Барто, Б. Заходера, Э. Мошковской и др. Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребенок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать. Предоставляя ребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после их окончания наводить порядок: убрать на место игрушки, поставить на полку книжки, вытереть испачканный акварельными красками стол. Воспитывайте у ребенка эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричесанных волос, побуждайте обращаться к взрослому за помощью с тем, чтобы устранить неприятные моменты. Обращайте внимание ребенка на красоту убранной комнаты. Знакомьте ребенка с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит белье, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство со взрослыми, например: "Машенька, ты наводишь в комнате порядок, как мама" или "Саша, ты сегодня работал, как папа". Прививайте ребенку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного. Учите ребенка сочувствовать близким, заботиться о них. Предложите малышу помочь бабушке убрать со стола посуду, вытереть стол, полить цветы, убрать на место одежду. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами. Помните, что удовольствие делать что-то вместе с вами – самая высокая награда для малыша. Если ребенок допустил оплошность, посочувствуйте ему, помогите исправить ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте, не дразните малыша, если он нечаянно разбил чашку, пролил воду или испачкался, если у него что-то не получается. Посочувствуйте ему и скажите, что в следующий раз у него все получится. Ругать ребенка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: "Я тебя не люблю" или "Ты плохой мальчик". Лучше сказать так: "Ты нарочно разбил чашку и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды". Если ребенок рвет страницы книги, ему нужно сказать, что этого делать нельзя. Если он продолжает, следует забрать книжку и объяснить, почему Вы так делаете. Предупредите его: "Когда ты захочешь посмотреть книжку, я дам ее тебе. Но рвать страницы нельзя". После нескольких подобных случаев ребенок поймет последствия плохого поступка. По мере того как он взрослеет, добавляйте ему обязанностей. Давайте только те задания, которые соответствуют возрасту и возможностям малыша. Не завышайте своих требований и не стройте иллюзий по поводу умений ребенка. Он может делать только то, что соответствует его возрастным особенностям. Всеми этими действиями, можно не только приучить ребенка к чистоте и опрятности, но и помочь ему в развитии. А вот сидя за планшетом или мультиками, пока мама трудится по дому — самый плохой вариант. Не стоит тогда удивляться частым истерикам и капризам ребенка, требующего внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как приучать детей к опрятности и аккуратности
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться....
Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей раннего и младшего возраста.
В данной статье раскрывается почему необходимо начинать воспитывать опрятность и аккуратность, как можно раньше, почему ранний возраст является благоприятным временем для этого. Освещаются аспекты, о ...
Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей раннего и младшего возраста.
Воспитание аккуратности одна из важных сторон в подготовке детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее и качественнее справляется со своими обязанностями, с ним хорошо и приятно окружаю...
Формы работы с детьми над проблемой: «Развитие навыков опрятности и аккуратности у детей»
Формы работы с детьми над проблемой: «Развитие навыков опрятности и аккуратности у детей». Цель общая: Расширение представления детей об опрятности и ак...
"Как развивать у детей навыки опрятности"
Эта нформация полезна родителям, чьи дети начинают посещать детский сад или уже посещают его....
Консультация для родителей. Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей младшего возраста.
Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, дисциплинированности, а также во внешней опрятности....
Воспитание навыка опрятности и аккуратности у младших школьников
Консультация для родителей...