Современные здоровьесберегающие технологии
консультация (подготовительная группа) на тему

Кулагина Мария Константиновна

Информация для педагогов ДОУ о видах  здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии

Подготовила:  учитель-дефектолог  «Умка» Кулагина М.К.

Здоровье – состояние физического, психического  и социального благополучия человека.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатом. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Сохранение и укрепления здоровья воспитанников - основная задача дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, экологические здоровьесберегающие технологии.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.  К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Реализуются специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы на занятиях по физической культуре, в спортивных секциях, через организацию двигательной активности в течение всего дня. Отдельные приемы этих технологий,  широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. К этому виду здоровьесберегающих технологий относятся: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,  дыхательная гимнастика, массаж и  самомассаж, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Технология реализуется на физкультурных занятиях, через проблемно-игровые ситуации, коммуникативные игры, на занятиях  из серии «Основы здорового образа жизни».

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровье детей связано со здоровьем педагога.

В задачу данной технологии входит обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Коррекционные технологии:

 технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика и т. д.

Экологические технологии:

Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. К данной технологии относится обустройство территории, создание экологической тропы, фитомодули в группах. Фитомодуль - это использование специально подобранных растений  для улучшения среды обитания в искусственных системах, профилактики различных заболеваний.

Проведенные исследования состава воздушной микрофлоры помещений детских учреждений показали, что содержание микроорганизмов в 1 м3 воздуха превышает санитарную норму (2000 КОЕ/м3) в 2-3 раза, а в некоторых случаях – и в 5 раз.

Другой не менее важной проблемой помещений является загрязнение воздуха газообразными токсикантами. По международным стандартам одним из индикаторов качества воздуха в жилых помещениях является формальдегид – опасный загрязнитель, канцероген, вызывающий аллергозы, иммунодифицитные состояния и др. Источниками формальдегида являются многие современные строительные и отделочные материалы, мебель, изготовленная из древесно-стружечных плит, а также атмосфера города, в которой концентрация формальдегида превышена практически постоянно.

Сравнительные данные химического состава среды детских комнат демонстрируют повышение концентрации оксида углерода и других веществ. Всё это снижает работоспособность детского организма, его функциональные возможности и способствует более быстрому развитию утомления. Растения повышают содержание кислорода в воздушной среде групповой  комнаты, способствуют увеличению уровня отрицательных ионов, повышающих защитные силы организма. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы и органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности.

Растения оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей, способствуя профилактике стрессового состояния. Комплексное воздействие на организм ребенка фитонцидных и декоративных растений, а также фитодизайн улучшают память и внимание, повышают работоспособность. Важная роль принадлежит растениям в воспитании у детей внимательного и бережного отношения к природе, в формировании экологического сознания.

Все перечисленные негативные факторы можно нейтрализовать с помощью комнатных растений. Прежде всего, это субтропические и тропические виды, летучие выделения (фитонциды) которых способны уничтожать патогенные микроорганизмы, а также обогащать воздух биогенными веществами, благотворно действующими на общее состояние нашего организма.

Анализ данных за последние 40 лет позволил составить ассортимент растений (их объединили в 3 группы) для использования в профилактических и лечебных целях.

В I группу входят растения, фитонциды которых обладают выраженной антимикробной активностью (так называемые санирующие виды): сансевиерия трехполосая, агава американская,  аукуба японская, пеларгония душистейшая, колеус Блюма, алоэ древовидное, гибискус китайский, фикусы укореняющийся и карликовый, мирт обыкновенный, примула обконика, циссус антарктический. Эти растения подавляют деятельность микроорганизмов, которые могут стать причиной аллергии, желудочно-кишечного расстройства и респираторных заболеваний.

Ко II группе относятся растения, фитонциды которых обладают лечебным действием. Так, монстера привлекательная благотворно влияет на людей с нарушением деятельности нервной системы, устраняет головную боль. Пеларгония душистейшая помогает при бессоннице, неврозах различной этиологии, улучшает кровообращение. Розмарин лекарственный оказывает противовоспалительное и успокаивающее действие, повышает иммунитет, показан при заболеваниях дыхательной системы, хронических бронхитах и астме. Мирт обыкновенный обладает антибактериальным действием против возбудителей легочных инфекций, эффективен в профилактике ОРВИ. Жасмин индийский снимает напряжение от стрессов, а избавиться от перевозбуждения в конце рабочего дня и хорошо отдохнуть помогут розмарин, мелисса, мята, размещенные в спальне. Запах листьев лимона дает ощущение бодрости, снижает артериальное давление, а цитрус дивный, или грейпфрут, способствует улучшению биоритмов мозга, обладает стимулирующим действием.

III группу составляют так называемые биологические фильтры - растения, очищающие воздух от вредных газов. Например, хлорофитум хохлатый поглощает и полностью нейтрализует значительное количество газообразных углеводородов, а циссус антарктический лишь частично.

№ п/п

Тема

 Комнатные расстения

1

Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами

Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др.

2

Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность

Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др.

3

Растения, поглощающие тяжелые металлы

Аспарагусы и др.

4

Растения, улучшающие водно–газовый обмен

Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др.

5

Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха

Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др.

6

Растения стимуляторы нервной системы

Лимон, пеларгония и др..

7

Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях

Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай).

При создании фитомодуля необходимо также учитывать возраст детей-дошкольников. В уголке природы младшей группы растения крупнолистовые, за которыми можно элементарно ухаживать. Значит здесь будут уместны такие фиторастения как фикус, филодендрон, антуриум. У этих растений крупные кожистые листья, которые удобно протирать влажной тряпочкой.

В средней группе в уголке природы появляются цветущие растения с цветками: разного вида, разными по форме и цвету листьями. Растения расположены рядом, к ним должен быть подход, оборудование для ухода, маркировка на горшках ( знаковая система ухода за растениями). Фиторастения в группах этого возраста могут быть самые разные. Это цветущая бегония, примула, пеларгония, колеус, спатифиллум, хлорофитум, традесканция, фикус… Нужно помнить, что у растений одного семейства существует несколько видов, поражающих разнообразием форм и расцветок. И подобрать те, которые будут гармоничны в интерьере вашей группы не трудно и очень интересно.

В старшем возрасте в уголок природы добавляются два-три вида одного растения. Конечно, это должны быть фиторастения. Например, разновидности бегонии, разнообразие листьев которой по форме и расцветке не устают поражать воображение. Можно рассадить два-три вида традесканции, листья которой хотя не сильно отличаются по форме, но разнообразны по окраске. Очень красиво смотрятся виды пеперомии: магнолиелистная и серебристая.

Растения для фитомодулей

№ п/п

Тема

 Комнатные растения

1

Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами

Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др.

2

Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность

Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др.

3

Растения, поглощающие тяжелые металлы

Аспарагусы и др.

4

Растения, улучшающие водно–газовый обмен

Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др.

5

Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха

Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др.

6

Растения стимуляторы нервной системы

Лимон, пеларгония и др..

7

Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях

Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Современные здоровьесберегающие технологии

Консультация для воспитателей.  Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...