Выступление по теме: «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников»
материал на тему
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»
города Губкина Белгородской области
Выступление по теме:
«Формирование здоровьесберегающих
технологий у дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Боровикова Елена Юрьевна
2016 г.
«Формирование здоровье сберегающих технологий у дошкольников»
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте применяют следующие средства двигательной направленности:
• физические упражнения;
• физкультминутки и паузы;
• эмоциональные разрядки;
• гимнастика (утренняя и оздоровительная после сна) ;
• пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
• подвижные и спортивные игры;
• самомассаж;
• психогимнастика и др.
Ежедневно в своей работе с детьми можно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками.
Для укрепления зрения можно проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью тренажера Базарного. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Зрительной гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения для глаз можно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используем “Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.
Наряду с традиционными формами работы можно использовать самомассаж от простуды (автор Алла Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях.
После дневного сна дети проходят по массажному коврику, по ребристой дорожке, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем босиком идут в группу одеваться.
Систематичность закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.
Также детям очень нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.)
Часто используем минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
• Регулярные прогулки на свежем воздухе;
• Экскурсии;
• Солнечные и воздушные ванны;
• Водные процедуры;
• Закаливание
• Бассейн и др.
Через прогулки, экскурсии, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботиться о своём здоровье.
Вместе с родителями создали в группе “Уголок здоровья”, где находятся разные предметы.
- Камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
- Губки, бумага – для снятия стресса.
- Шарики, мячики– для развития мелкой моторики и т. д.
Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
В уголке здоровья собраны книги, энциклопедии, иллюстрации. Рассматривая их, дети проявляют интерес к своему здоровью. Так же дидактические игры: «Я и мое тело», «Что у нас внутри?», «Олины помощники», «Волшебный сундучок здоровья», «Я начну, а ты продолжи!», «Человечки»(по схемам), «Витаминный мешочек», «Здоровый образ жизни», «Зеркало души» и др. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.
Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
На занятиях “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” – можно дать понятия об использовании воды и воздуха человеком, учить правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.
На занятиях “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.
На занятии “Земная аптека” дети знакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, использовались в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получили достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.
На занятиях и в свободное время объясняли детям о пользе комнатных растений, приучали ухаживать за растениями. Рассказывали детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.
Дети узнали, какие комнатные растения дают оздоравливающий эффект – это: фикус, герань, хлорофитум. Поэтому будут особо следить за их чистотой.
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Предлагаем родителям картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, консультации.
Соответственно, для родителей оформляем рекомендации, советы:
• предлагаем папки – передвижки;
• приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т. д. ;
• проводим анкетирования.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"
Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"...
Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников»
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. И одной из сторон данного процесса должно явиться фо...
Консультация на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.Дошкольный возраст является решающим этапом в формир...
Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...
Самообразование по теме: «Формирование основ ЗОЖ у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»
Цель:Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружа...
Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...