Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по валеологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_korrektsionnoy_gruppe.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»
Познание
Цель: Обобщить имеющиеся знания у детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные. Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения, орган осязания, орган вкуса, орган обоняния”. Закреплять гигиенические навыки, умение бережно относиться к органам чувств. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.
ХОД
(В группе). Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Как вы думаете, зачем людям нужны лаборатории? (Проводить опыты, ставить различные эксперименты, что-то исследовать, изучать, открывать новое, неизведанное).
В лабораториях обычно надевают халаты. Мы тоже их наденем, прикрепим бейджики и зайдем в лабораторию. (На двери музыкального зала висит табличка "Лаборатория по изучению органов чувств"). Вот мы и в лаборатории. Посмотрите, как много гостей ученых ожидает нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. (Дети разными словами приветствуют гостей). В нашей лаборатории изучают органы чувств. А что это такое? Сейчас мы узнаем.
Чтобы узнать, что изучают в первой лаборатории, вы должны отгадать загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса,
Помогают нам (глаза).
Да ребята, это глаза (показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш - важный орган зрения. Сколько их?
Рассказ воспитателя:
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей («дворников») на переднем стекле автомобиля. А если перед глазами появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся.
На лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. Посмотрите друг на друга и скажите, какого цвета у вас радужка. А в самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие в глазу – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам.
В нашей лаборатории изучают глаза животных, птиц, человека. Посмотрите на картинки и скажите, чьи глаза вы видите.
Давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?
Эксперимент №1
Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или машина?
Как вы определили? (посмотрели глазами) Значит, что могут определить глаза?
Вывод: глаза могут определять расстояние.
Эксперимент №2
Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза?
Вывод: глаза могут определять размер.
Эксперимент №3
Что это за геометрическая фигура? А эта?
Вывод: глаза могут определять форму.
Эксперимент №4
Дайте мне синий кубик. А теперь желтый. Как вы узнали, что это синий, желтый кубик? Что могут глаза?
Вывод: глаза могут определять цвет.
Наши глаза надо беречь, а для этого надо знать, что для них хорошо, а что плохо.
Игра с элементами ТРИЗ: «Что для глаз хорошо, что плохо».
Плохо (трогать глаза грязными руками; близко смотреть телевизор; долго сидеть около компьютера; читать лежа, читать при тусклом свете; читать на ходу, читать при свечах). Хорошо (тренировать глаза с помощью физкультминутки; гулять на свежем воздухе; есть витамины; читать при свете, промывать глаза по утрам; вовремя ложиться спать).
Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.
ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:
1) Закрыть глаза (3-5 сек) – открыть глаза (повторить 3 – 4 раза) ;
2) Поморгать глазами (10 – 15 сек) ;
Есть специальные стереокартинки для тренировки зрения. Возьмите их и держите вот на таком расстоянии (25см). Смотрите в центр картинки, не напрягая глаз. А теперь попробуйте сфокусировать взгляд, чтобы узнать, что же изображено на вашей картинке. А теперь картинку немного удаляем от себя, потом приближаем. Голову держите прямо.
Чтобы попасть во вторую лабораторию надо пройти по лестнице. Что же здесь изучают?
Есть у зайца на макушки,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки,
Что же это? (ушки)
Да, в этой лаборатории изучают орган слуха – уши (показываю картинку). Сколько у нас ушей?
Дотроньтесь до правого уха, а теперь до левого уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется она перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим.
Давайте поэкспериментируем. Для этого разделимся на две команды. Одна команда будет слушать, а другая выполнять команды. Произнесите слово СОК. А теперь сложите руки рупором и опять произнесите слово СОК в «рупор». А вы скажите, когда лучше было слышно слово СОК? Когда мы просто говорили или когда мы говорили в «рупор»?
Вывод: Звук лучше слышится через «рупор», так как не рассеивается по всей площади.
Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.
А) Хлопнем в ладоши – слышим звук «хлоп».
Б) Если ударить по металлофону – слышится другой звук.
В) А вот звук льющейся воды.
Вывод: Звук бежит по воздуху.
Г) Стукнуть в бубен тихо, потом громко.
Вывод: Звук может быть сильнее или слабее
Дидактическая игра "Что внутри?"
В.: У меня есть 3 кубика разного цвета (синего, красного, жёлтого). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. В одном из кубиков лежат монетки, в другом насыпан песок, в третьем лежит фасоль. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички - напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит.
Например: вы считаете, что монеты лежат в красном кубике, значит, напротив монет нарисуйте красный кружок. Посмотрим, кто быстрее справиться с этим заданием?
Ребята, а как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
(Уши надо чистить специальными ватными палочками, нельзя ковырять в ушах острыми предметами, нельзя заталкивать в уши мелкие предметы, нельзя кричать на ухо, надо в холод одевать шапку) .
Отправляемся в следующую лабораторию через тоннель. Что же здесь изучают? Посмотрите на картинки и ответьте на мой вопрос (картинки с носами птиц, животных, человека). Здесь изучают орган обоняния.
Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? (похожие, но все-таки у всех разные)
Сейчас мы с помощью эксперимента определим, зачем нам нос.
Зажмите нос пальцами. Мы можем дышать?
Вывод: Нос нужен для дыхания. Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем -пылинки вылетают наружу.
И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.
Ребята, здесь у меня в баночках что–то спрятано. Сумеете ли вы с закрытыми глазами узнать, что там находится?
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Описание игры: детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что лежит в баночках (гвоздика, корица, ваниль, мята).
Вывод: носом мы чувствуем запахи.
Молодцы, справились с заданием.
Как же мы можем беречь наш нос? Давайте вспомним правила.
Дети называют, воспитатель подводит итоги
1. Дышать надо носом, а не ртом.
2. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)
3. Не ковырять в носу пальцем. (Объяснить, почему)
4. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
5. При насморке нельзя сильно сморкаться.
6. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
Отправляемся дальше. А что здесь изучают, вы догадаетесь, отгадав загадку.
Всегда во рту,
А не проглотишь. (язык)
Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган вкуса – язык (показ иллюстрации).
- Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают разный вкус. Посмотрите: середина языка узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.
Так для чего человеку язык?
Эксперимент№1
Определяем вкус воды (сладкая, кислая, солёная, горькая).
Вывод: Мы можем определить на вкус жидкость.
А теперь поиграем в Дидактическую игру «Угадай на вкус».
Закройте глаза и скажите какой фрукт я положила вам в рот (банан, яблоко, апельсин)
Молодцы, справились с заданием.
Вывод: Язык помогает определить, что это за пища. Даже когда мы ее не видим.
Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (лекарство, мыло, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).
Чтобы попасть еще в одну комнату лаборатории надо пройти по узкому коридору.
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа)
Здесь изучают орган осязания - кожу. За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло и холод.
Что мы можем чувствовать кожей? (холод, тепло, твердое и мягкое, гладкое и шершавое, боль).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Игра «Узнай на ощупь»
Заданье простое,
Глаза закрывай,
Пощупай руками
И что в них – узнай.
Дидактическая игра «Тактильное лото».
Дети на ощупь определяют, что находится на тарелочках, накрытых салфетками, предварительно ощупав крупы и бобовые (рис, манка, фасоль, горох, гречка).
Молодцы, всё сделали правильно!
При помощи чего мы смогли выполнить это задание.
Наша лаборатория это лаборатория чудес, потому, что каждый орган-это чудо подаренное нам. Только благодаря органу слуха- ушам мы можем слышать эту чудесную музыку (звучит музыка). Благодаря органу обоняния - носу мы можем ощущать этот аромат (распылить духи) Благодаря органу зрения - глазам вы видите эту красоту (фейерверк из конфети и шариков). Благодаря органу осязания - коже мы можем потрогать и с помощью органа вкуса ощутить наслаждение, когда попробуем эти замечательные ароматные фрукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»
Программное содержание.Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.Вызвать инте...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств»...
Интегрированное занятие для подготовительной группы "Наши помощники - органы чувств"
Цель:Сформировать представления о различных способах и средствах познания окружающего мира....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств».
1. Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств. Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.2....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Наши помощники — органы чувств»
Тема: «Наши помощники - органы чувств»Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах...
Конспект открытого занятия по ОЗОЖ в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»
Закрепить знания детей об органах чувств, уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, вкус, осязание в познании мира. Закреплять умение различать и передавать различные эмоцион...
Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе "Наши помощники - органы чувств"
Цель: формирование представлений о роли органов чувств, восприятии окружающего мира и здоровьесбережении.Задачи: продолжать знакомить детей с органами чувств человека; уточнить с помощью опытов, для ч...