Логоритмический кружок - «Поём, говорим, играем»
занимательные факты (младшая группа) на тему
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_kruzhka_logoritmika.docx | 64.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка»
филиал детский сад «Солнышко»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с «Соловушка»
_______________Е.В. Алексенко
«____»__________________2016г.
«Поём, говорим, играем»
логоритмический кружок
для детей 6-7 лет
Руководители:
Репешко Татьяна Леонидовна,
музыкальный руководитель;
Бондарева Татьяна Николаевна,
логопед
г. Зерноград 2016г
Пояснительная записка
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни — это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А.. И.. Буренина.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными . Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно — тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо - физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Кружок рекомендуется проводить один раз в неделю в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий 25-30 минут. Каждая тема расчитана на две недели.
Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Направленность программы:
Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность:
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы. Имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Цель кружка:
- Развиватие музыкально — речевых способностей у детей 6-7 лет через работу специалистов: музыкального руководителя и логопеда.
- Использование музыкально — логопедической ритмики , как средства в организации в проведении оздоровительно — образовательного процесса с детьми 6-7 летнего возраста.
- Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение.
- Помощь специалистам ДОУ в овладении методикой работы по логоритмическому и музыкально — ритмическому воспитанию.
Задачи кружка:
- Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.
- Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.
- Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
- Развить слухового внимания и памяти.
- Выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Развить мелодико — интонационные и просодические компоненты, творческой фантазии и воображения.
- Укреплять костно — мышечный аппарат.
- Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
- Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Развивать коммуниактивные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкально — ритмических впечатлений в повседневной жизни.
- Развить способности восприятия музыкальных образов и учиться ритмично, выразительно петь, говорить, двигаться в соответствии с данным образом, т.е. перевоплощаться, проявлять художественно — творческие способности.
- Использовать музыкально — речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.
Использование наглядного материала:
- Иллюстрации и репродукции.
- Дидактический материал.
- Игровые атрибуты.
- Музыкальные инструменты.
- Аудио — видеоматериалы.
- Техническое оснащение занятий.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.
Социально-коммуникативное развитие: используются дидактические, сюжетно — ролевые игры; разучиваются различные танцы, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Речевое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
Формы работы:
кружок проводится в музыкальном зале в первую половину дня.
Рабочая программа кружка составлена на основе методического пособия «Логоритмика в детском саду» М.Ю. Гоголева.
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема | Месяц |
1 2 | У бабушки в деревне (Овощи и фрукты) Путешествие в осенний лес | Октябрь |
3 4 | Дикие животные наших лесов Наши пернатые друзья | Ноябрь |
5 | Зимние забавы | Декабрь |
6 7 | Сказка о Маше-растеряше (Одежда) Встреча с Федорой (Посуда) |
Январь |
8 9 | «А что у вас» (Профессии) Поездка по городу (Транспорт) | Февраль |
10 11 | Путешествие в Простокашино (Домашние животные) Дни недели | Март |
12 13 | В гостях у братцев Тик и Так Прогулка в зоопарк | Апрель |
14 15 | Волшебный мир цветов Приключение муравьишки-хвастунишки (Насекомые) |
Май |
Перспективное планирование
№ | МЕСЯЦ | ТЕМА | ЗАДАЧИ |
1 | Октябрь | У бабушки в деревне (Овощи и фрукты) | - развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другое; - учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом; - закрепить знания детей об овощах и фруктах; - формировать правильную артикуляцию во время пения, добиваться исполнения песни лёгким, естественным звуком; - развивать мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза. |
2 | Прогулка в осенний лес | - развивать чувство ритма; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксация взгляда; - совершенствовать технику ходьбы скользящего шага; - продолжать развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом и чётко проговаривать слова; - закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах; - формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца. | |
3 | Ноябрь | Дикие животные | - формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок, песен; учить передавать шутливый характер песни, правильно брать дыхание; - развивать мелкую моторику, чувство ритма в сочетании с музыкой; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксация взгляда; - развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; чётко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях; - развивать и закреплять умение координировать слово с движением; - закреплять знания детей о диких животных и их детёнышах. |
4 | Наши пернатые друзья | - развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню, правильно брать дыхание, петь естественно, в умеренном темпе, учить удерживать интонацию при повторяющемся звуке, чётко произносить слог «тук»; - тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза; - продолжать упражнять детей в ходьбе по кругу по одному, парами; следить за осанкой; развивать умений переключаться с одного вида движения на другой; - закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах. | |
5 | Декабрь | Зимние забавы | - формировать артикуляцию, правильно брать дыхание между музыкальными фразами; - развивать чувство музыкального ритма; - развивать интерес к народным играм; - развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, выполнять движения в соответствии с текстом; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза. |
6 | Январь | Сказка о Маше-растеряше (Одежда) | - учить детей петь эмоционально, передавая характер песни, правильно брать дыхание, отчётливо произносить слова; - продолжать развивать умение правильно согласовывать движения с текстом; - упражнять детей в классификации одежды по сезону; - совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентировку в пространстве, развивать ловкость; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза. |
7 | Встреча с Федорой (Посуда) | - учить детей петь легко, весело, чётко выделяя фразы и звук «ч»; определять характер музыки, развивать умение правильно брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами удерживать его до конца, отчётливо произносить слова; - развивать ритмическое чувство в игре на ложках; - развивать правильное дыхание, артикуляцию; - закрепить знания детей о классификации посуды: чайная, столовая, кофейная; - совершенствовать технику выполнения правильной ходьбы, бега на носках; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза. | |
8 | Февраль | «А что у вас?» (Профессии) | - развивать чувство ритма, умение выполнять ритмический рисунок под музыку; - учить детей петь выразительно, чисто интонируя мелодию, чётко проговаривать слова, совершенствовать умение удерживать дыхание до конца фразы; - закреплять знания детей о профессиях; - развивать у детей внимание, умение строится в круг по ориентирам, определять направление направо, налево; - развивать функцию взгляда и прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие. |
9 | Поездка по городу (Транспорт) | - учить детей петь выразительно, сохранять указанный темп, правильно брать дыхание, правильно произносить гласные в словах; - развивать чувство ритма во время исполнения ритмического рисунка, умение согласовывать движение рук и речи под музыку; - учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом; - закреплять знания детей о различных видах транспорта; - развивать умение детей ориентироваться в пространстве; перестраиваться из круга в 2 колонны, 3 колонны, обратно в круг; - развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие. | |
10 | Март | Поездка в Простоквашино (Домашние животные) | - развивать мелкую моторику, чувство ритма, согласовывая со словами и музыкой, определять начало и конец фразы и распределять движения на всю музыкальную фразу; - учить детей петь выразительно, слушать друг друга; работать над мимикой лица; - закрепить знание детей о домашних животных и их детёнышах; - развивать умение детей ходить змейкой; - развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза. |
11 | Дни недели | - формировать у детей правильную артикуляцию во время пения, передавать весёлый характер песни; - развивать чувство ритма, мелкую моторику под музыку; - закреплять знания детей о днях недели; - развивать у детей умение переключаться с одного вида движения на другой, ориентировку в пространстве; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза. | |
12 | Апрель | В гостях у братцев Тик и Так (Дни недели) | - развивать умение обыгрывать содержание песни; чисто интонировать мелодию, точно передавать ритмический рисунок; - развивать чувство ритма, мелкую моторику; - закрепить представление о частях суток; - развивать умение детей чётко выполнять движения по сигналу; - развивать прослеживающую функцию глаза. |
13 | Прогулка в зоопарк | - учить детей предавать характер песни, развивать умение обыгрывать содержание песни; - развивать умение точно выполнять движения в соответствии с текстом; - закрепить представление о животных жарких стран - развивать ловкость, координацию движения; - развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза. | |
14 | Май | Волшебный мир цветов | - учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связанно, слушать друг друга, правильно брать дыхание и удерживать его до конца фразы; - продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма под музыку; - закреплять представление детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания; Упражнять детей в беге, передаче мяча по кругу, метании и подвижную цель; - развивать прослеживающую функцию глаза. |
15 | Приключение Муравьишки- Хвастунишки (Насекомые) | - учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни между фразами, правильно произносить гласные в словах, определять направление мелодии; - развивать мелкую мторику, мимку, координацию движения под музыку; - закреплять знание детей о насекомых и о способах их передвижения; - развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие. |
Ожидаемые результаты:
- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
- Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Улучшение результатов мониторинга развития речи, в том числе и диалогической.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Список литературы:
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке М., 1991
Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Бырченко Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., 1991.
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания М.: Просвещение, 1989.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2002.
Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий) Л., 1992.
Гоглева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Ярославль 2006
Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М.: ГНОМ и Д, 2002.
Ермаков Е.П., Якунин Г.Я. Основы тифлопедагогики. М., 2002.
Ёлкина Н.В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1997.
Кальпио Н. Н. 80 игр воспитателю. М., 1965.
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей (сценарий занятий с детьми 3-4 лет). М., 2004.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. М., 2003.
Луговская А. Е. Ритмика. М.: Дрофа, 1998.
Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду.М., 1965.
Маяковский М. Детям. М.: Детгиз, 1960.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.: Город, 1998.
Песенник для детей. М., 1991.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеренбург, 2001.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в детском саду. Минск: Народная Асвета, 1976.
Франио Т.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.
Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребёнка раннего возраста. М., 1971.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб.: Детство-пресс, 2001.
Хрестоматия для маленьких. М.: Просвещение, 1976.
План работы логоритмического кружка
«Поём, говорим, играем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поём и играем
Консуль...
Кружок "Учимся говорить правильно"
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. У современных детей наблюдается задержка в развитии речи. Которая обусловленна тем, что родители мало общаются с д...
Интегрированное музыкальное занятие "Поём,стучим, играем-здоровье укрепляем" /старший возраст
Итоговое, интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста.«Поем, стучим, играем – здоровье укрепляем!» (с использованием здоровьесберегающих технологий)...
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе Тема: «Песни русские поём – весело играем»
Музыкальная прогулка по мотивам русского музыкального фольклора.Цель. Обобщать знания детей о русском фольклоре: народных песнях, пословицах, русских народных инструмен...
Кружок по логоритмике "Поём, танцуем, играем - речь развиваем!"
Краткое представление рабочей программы кружка по логопедической ритмике для детей 1 и 2 младших групп....
Кружок "Будем говорить правильно"
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...
Конспект открытого занятия для старшей - подготовительной группы "Поём, стучим, играем, музыкальность развиваем"
Образовательная область: Художественно - Эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей:-социально - коммуникативное развитие,-познавательное развитие,-речевое развитие.Цель:...