Физкультминутки | Пальчиковая гимнастика | Дыхательная гимнастика |
Сентябрь. 1 неделя |
Лето. Карточка № 1 |
«Зеленый луг» Расцветает луг зеленый, (Руки в стороны — потянулись.) Раскудрявились леса. (Руки вверх.) Держат радугу в ладонях Голубые небеса. (Руки перед собой, ладони кверху.) Теплым солнышком согреты Загорелые ветра. (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.) Здравствуй,лето, Здравствуй,лето! (Прыжки на месте.) Нашей радости пора. (Хлопки в ладоши.) | «Круглый год» Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.
| «Футбол». Я на краю чуть не уснул, А дали мячик – так рванул! Один прорвался на ворота, Ударил низом с разворота. Ну, и забил, конечно, гол. Красивая игра … (ФУТБОЛ). Загонять ватный шарик в ворота. Дуть в «трубочку» , затем на кончик языка, не раздувая щек. |
Сентябрь. 2 неделя |
Детский сад. Карточка № 2 |
«В детском садике» В детском садике ребятки Могут ловко встать на пятки, Пошагать и покружиться, Вправо, влево наклониться. Снова встать и потянуться, И друг другу улыбнуться.
| «Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - «Ура!» В детский сад идти пора!
| «Вертушка» Оборудование: игрушка-вертушка. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей |
Сентябрь. 3 неделя |
Овощи, фрукты. Карточка № 3 |
«Овощи» Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами. Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. Останавливаются, крутят водящего. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать! Разбегаются, приседают, водящий ищет. | «Фрукты» На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! Загибать пальцы. | «Ветерок» Оборудование: султанчики из «дождика» . Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно. |
Сентябрь. 4 неделя |
Грибы, ягоды. Карточка № 4 |
«Грибы» Солнечным погожим днем Мы с друзьями в лес идем. Мы с собой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! Собираем мы грибы Небывалой толщины. Раз грибок, два грибок, три грибок! Положили в кузовок! | «Соберу грибы» Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны. Подосиновик, масленок, Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь - Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки. А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему. | «Листопад» Листопад! Листопад! Лес осенний конопат. Налетели конопушки, Стали рыжими опушки, Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал: - Ты не жалуйся врачу, Конопатых я лечу: Все рыжинки оборву, Побросаю их в траву! У детей в руках листочки на нитках. Дети держат их перед собой и дуют на язык, не раздувая щек. |
Октябрь. 1 неделя |
Осень. Карточка № 5 |
«Осень» Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки Начал капать дождь колючий Совершаем прыжки на носочках, держа руки на поясе. Долго дождик будет капать, Разведет повсюду слякоть. Идем по кругу с высоким подниманием колен. | «Ветер» Ветер северный подул: с-с-с, Все листья с липы сдул… Полетели, закружились Вращательные движения кистями рук. И на землю опустились. Ладони положить на стол или на колени. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап». Стучать кончиками пальцев рук по столу. Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. Стучать кулаками. Снег потом припорошил, Одеялом их накрыл. Положить ладони на стол. | «Осенние листья»
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза. Предложите подуть на листья. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
|
Октябрь. 2 неделя |
Деревья, кустарники. Карточка № 6 |
«Деревья» Станем мы деревьями Сильными, большими. Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ноги - это корни, Их расставим шире. Раздвигают ноги шире. Чтоб держали дерево, Падать не давали, Сжатый кулак ставят над другим кулаком. Из глубин далеких Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются. Воду доставали. Тело наше - ствол могучий, Раскрытыми ладонями проводят вдоль тела сверху вниз. Он чуть-чуть качается Покачиваются из стороны в сторону. И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх. В небо упирается. Поднимают соединенные руки вверх. Наши руки - это ветви, Раскрывают ладони в поднятых руках Крону вместе образуют. Смыкают пальцы над головой. В кроне им совсем не страшно, Качают головой. Когда ветры сильно дуют. Качают поднятыми руками Пальцы - веточками будут. Шевелят пальцами обеих рук. Листья закрывают их. Прикрывают одну ладонь другой Как придет за летом осень, Разлетятся листья вмиг. Разводят руки в стороны. | «Осень» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. Загибать пальцы или выполнять упражнения «Колечки», «Пальчики здороваются». | «Листопад» Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. -Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
|
Октябрь. 3 неделя |
Одежда, обувь. Карточка № 7 |
«Я знаю…» Дети сидят в кругу и передают мяч друг другу, произносят следующие слова: -Я… -Знаю… -Пять… -Названий… -Одежды… (обуви). Перечисляют названия одежды, обуви.
| «Обновки» Танечка, бери иголку, Сошьем рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки - иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.
| «Летите, птички!» Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
|
Октябрь. 4 неделя |
Дом. Карточка № 8 |
«Строим дом»
Молотком стучу, стучу, Сто гвоздей заколочу. Буду строить дом, дом, Будем жить в нем, в нем. Дети имитируют работу молотком. -Кто будет жить в доме том? Дети по одному показывают каких-либо животных, остальные дети отгадывают и повторяют движения.
| «Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки-«стены», Есть окошко в доме том. Есть еще одно, повыше, Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей». Есть труба вверху на крыше. Мизинец отставляют в сторону - труба. Дом готов, зовем гостей: «Приходите поскорей!» Делают приглашающий жест рукой. Сколько в доме этажей? Этот дом - одноэтажный. Этот дом - он двухэтажный. А вот этот - трехэтажный. Этот дом - он самый важный: Он у нас пятиэтажный. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
| «Листопад» Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. -Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
|
Ноябрь. 1 неделя |
Мебель. Карточка № 9 |
«Много мебели в квартире…» Раз, два, три, четыре! Много мебели в квартире. Ходьба на месте В шкаф повесим мы рубашку, Потянуться вверх А в буфет поставим чашку. Вытянутые руки вперед Чтобы ножки отдохнули Посидим чуть-чуть на стуле. Присесть А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. Лечь на ковер Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Сесть на корточки Много мебели в квартире! Встать, развести руки в стороны. | «Мебель» Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.
| «Катись, карандаш!» Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
|
Ноябрь. 2 неделя |
Осень. Перелетные птицы. Карточка № 10 |
«Птички» «Птички прыгают, летают, машут руками и подпрыгивают Птички крошки собирают. «клюют» пальчиками на ладошке Перышки почистили, погладить руки Клювики почистили. погладить носики Птички летают, поют, машут руками Зернышки клюют. «клюют» пальчиками на ладошке | «Поздняя осень» Солнышко греет уже еле-еле; Перелетные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету). Река покрывается льдом в ноябре - Руки сжимают в «замок». Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.
| «Песня ветра» Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра". Предложите подуть на колокольчик. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. |
Ноябрь. 3 неделя |
Я – человек. Карточка № 11 |
«Наше тело» Есть на пальцах наших ногти, На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна. Показывать части тела | Самомассаж кистей рук «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо. Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим - И огонь себе добудем. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. Раскатаем колобок, Колобок – румяный бок. Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать. Растирание пальцев «Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём» - Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз) «Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя: «Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!» «Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу. Закружилась мельница, Быстро мука мелется. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз. Ножик должен острым быть, Будем мы его точить. Раз, два, три, четыре, Острый ножик наточили. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно. Надо сильно постараться, И терпения набраться.
| «Катись, карандаш!» Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
|
Ноябрь. 4 неделя |
Семья . Карточка № 12 |
«Покажи действие». Логопед называет слово, а дети показывают действия: капайте, кивайте, кружитесь, кланяйтесь, кушайте, качайтесь, купайтесь. Игра «Большой-маленький». Логопед называет большой предмет – дети стоят, дети маленький - присаживаются: лист – листик, гриб – грибочек, пень – пенечек, куст – кустик.
| «Семья» Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка , два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке) -А кто живет в вашей квартире? (Дети перечисляют, загибают пальцы). | «Весёлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик. Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
|
Декабрь. 1 неделя |
Начало зимы. Карточка № 13 |
«Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок, Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. Он превратиться в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком. И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. Его улыбка так светла! Показывает руками на лице улыбку Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. На солнце припечет слегка- Медленно приседают. Увы! – и нет снеговика. Пожимаю плечами, разводят руками. | «Пирог» Падал снег на порог. Дети 2 раза медленно опускают ладони на стол. Кот слепил себе пирог. Прижимают ладонь к ладони - «лепят» пирог А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Бегут пальчиками обеих рук по столу Пирожки себе пеки Не из снега –из муки. «Пекут» пирожки | «Снег идёт!»
Оборудование: кусочки ваты. Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
|
Декабрь. 2 неделя |
Домашние животные. Карточка № 14 |
«Скотный двор» Мы пришли на скотный двор, Для животных здесь простор. Рядом луг с травой густой И прекрасный водопой. Дети ходят обычным шагом. Превратимся мы в коней, Грациозных, стройных. И гуляем по лугам, Светлым и привольным. -Цок, цок, цок! Ходят с высоко поднятыми коленями А теперь табун галопом Быстро скачут по лужку. -Иго-го! – кричим мы громко Молодому пастушку. Бегают с высоко поднятыми коленями. Мух корова отгоняет, Бьет хвостом туда-сюда. Больно оводы кусают. Мошек столько, что беда. Делают повороты в сторону, «отгоняя мух, оводов, мошек». На пригорках и в канавках Овцы мирно щиплют травку, Наклоняются к земле, Звонко блеют они: Бе-е-е! Делают наклоны вниз. А на солнце у дорожки Вот клубком свернулась кошка, Разомлела, развернулась И на травке растянулась. Лежа сворачиваются, затем распрямляются. А потом лежать устала, А потом на лапки встала, Спину выгнула, прогнула, потянулась и зевнула. Делают упражнение «кошечка». Скачут козлики по лугу, Рожками бодаются. Ме-е-е – кричат они друг другу, Весело играются. Прыгают. Лает во дворе собака, Смотрит грозно, Лезет в драку, Тянет голову наверх И чужих прогонит всех. Поворачивают голову то в одну сторону, то в другую От собаки побежали, Только пятки засверкали. Все быстрее и быстрее. Ссориться не будем с нею. Бегают с ускорением. | «Домашние животные» Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.
| «Уточки»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: резиновая уточка с утятами; другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде; таз с водой. Ход игры: Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть. - Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется. - Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке! В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. |
Декабрь. 3 неделя |
Подготовка животных к зиме . Карточка № 15 |
«Весело в лесу» - Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.) По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.) Вот лисица идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет свой лисица нос. (Прыжки на месте.) Наши зайцы быстро скачут. Как же может быть иначе? (Бег на месте.) Тренировки помогают! И все зайцы убегают. (Ходьба на месте.) Вот голодная лисица Больше уж не веселится. (Изображают грусть) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)
| «Кто спит зимой?» Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Только заиньке не спится - Убегает от лисицы. Показывают большой палец, вращая им. Мелькает он среди кустов, Напетлял - и был таков! Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
| «Вьюга» За окном белым-бело, Столько снега намело! Ночью вьюга не спала, Снег мела, мела, мела. У детей несколько маленьких ватных шариков на ладони. Сделать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох на кончик языка, не раздувая щек. |
Декабрь. 4 неделя |
Новогодние хлопоты. Карточка № 16 |
«К Деду Морозу»: Как на горке, на горе, На широком на дворе, Кто на санках, кто на лыжах, (приседают, имитируют движения езды на лыжах) Кто повыше, кто пониже, (тянут руки вверх и опускают) Кто потише, кто с разбегу, Кто на льду, а кто по снегу, С горки ух, на горку ух, (приседают, подпрыгивают) Аж захватывает дух! Сделали снеговиков, Каждый в путь уже готов. По сугробам все шагают, Выше ноги поднимают, (имитация ходьбы по сугробам) Поднимаем выше ноги, К Деду Морозу по дороге.
| «Наряжаем елку». Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого. Будем елку наряжать. Соединяют ладони над головой «домиком» и разводят руки в стороны. Мы повесим шарики, Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик. Яркие фонарики Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад. Веселого Петрушку Показывают руками длинный нос. И разные игрушки: Вытягивают ладони вперед. И мишку-шалунишку, Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону. И заиньку-трусишку, Прикладывают раскрытые ладони к голове. Потом всех за руки возьмем Берутся за руки. И хоровод свой заведем. Встают в круг. | Воздушный шарик» Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке. Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. - Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
|
Январь. 1 неделя |
Новогодний калейдоскоп. Карточка № 17 |
«Друг» Повернись налево к другу. Левую дай другу руку. Шаг – назад и два – вперед! Вправо, влево поворот! Потоптались, покружились и на место возвратились. |
| «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными.
| «Фокусник» Кто из шляпы достаёт Зайца всем на удивление? Это фокусник даёт В цирке представление. Положить кусочек ватки на кончик носа. Задувая воздух в «чашечку» сдуть ватку с носа.
|
Январь. 2 неделя |
Комнатные растения. Карточка № 18 |
«Красные цветки» Наши красные цветки Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.) Наши красные цветки Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.) Головой качают, (Движения головой влево-вправо.) Тихо засыпают. | «Комнатные растения» На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».
| «Подуем на цветок» У детей на ладошках цветы из бумаги. Сделать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох на кончик языка, не раздувая щек. |
Январь. 3 неделя |
Мой город. Карточка № 19 |
«По улице» По улице, по улице (ходьба) От края и до края (махи правой и левой рукой) Бегут, бегут автобусы, троллейбусы, трамваи (бег) Стой, стой, посмотри (повороты головы) Свет горит зелёный - проходи (ходьба) Стой, стой, посмотри (повороты) Красный свет увидишь – и замри.
| «На заправке» Все машины по порядку Подъезжают на заправку: Обеими руками «крутят руль» перед собой. Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз. Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.
| «Метель» На дворе метет метель. Кружит снег как карусель. И покрылось все кругом Белым снежным полотном. У детей несколько маленьких ватных шариков на ладони. Сделать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох на кончик языка, не раздувая щек. |
Январь. 4 неделя |
В мире вещей. Карточка № 20 |
Игра «Где были, не скажем, а что делали, покажем» | «Бытовые приборы» Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос? Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд) то же, но ладони обращены друг к другу. Соприкосновение кончиков пальцев.
| «Перышко, лети!» Оборудование: птичье перышко. Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
|
Февраль. 1 неделя |
Транспорт. Карточка № 21 |
«Едем, едем, долго едем» Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.)
| «Транспорт» Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
| «Плыви, кораблик!» Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
|
Февраль. 2 неделя |
Книги. Карточка № 22 |
«Сказка даст нам отдохнуть» Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) | «Книги» Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу». Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. | «Книги» Учимся мы долго в школе — Дни, недели и года — И подружки наши, книжки, Помогают нам всегда. Дети дуют на книжные листы, стараясь их перелистнуть. |
Февраль. 3 неделя |
День защитников отечества. Карточка № 23 |
"Защитники Отечества" Мы пока что дошколята Не шагаем как солдаты Раз, два дружно в ногу, Три, четыре тверже шаг. На парад идут солдаты Они смелые ребята.
| «Наша армия» Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.
| «Полицейский» Оборудование: свистки. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в полицейских. - Кто знает, что есть у настоящего полицейского? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в полицейских! Вот полицейский увидел нарушителя - свистим в свисток! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. |
Февраль. 4 неделя |
Профессии. Карточка № 24 |
«Повар» Идет повар на работу У него одна забота. Приготовить на обед Кашу, щи, большой омлет, Пирожки, компот, икру, Рыбу, орт и пастилу.
| «Вертолет» Вверх взлетает вертолет, Будь внимательным, пилот! Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. Вертолет лети, лети, Лопасти быстрей крути. Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).
| «Полицейский» Оборудование: свистки. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в полицейских. - Кто знает, что есть у настоящего полицейского? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в полицейских! Вот полицейский увидел нарушителя - свистим в свисток! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
|
Март. 1 неделя |
Женский день. Карточка № 25 |
«Мамам дружно помогаем» Мамам дружно помогаем: Сами в тазике стираем. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.) Через двор растянем ловко Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.) Светит солнышко-ромашка, Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.) | «Наши мамы» Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.
| «Подуй в дудочку!» Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки. Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе. - Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть! Выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
|
Март. 2 неделя |
Посуда, продукты питания. Карточка № 26 |
«Посуда» Вот большой стеклянный чайник, "Надуть" живот, одна рука на поясе, Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик. Вот фарфоровые чашки, Приседать, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Кружиться, рисуя руками круг. Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, Потянуться, руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос - Сделать большой круг. Он посуду нам принес.
| «Посуда» Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке. Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного.
| «Музыкальный пузырёк»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см). Ход игры: - Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба. Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. |
Март. 3 неделя |
Мое отечество. Карточка № 27 |
«Мой город» Мы по городу идем, И флажки в руках несем. Флажок в правой, Флажок в левой. Мы меняем руки смело. Ноги выше поднимаем, Мы по городу шагаем Раз, два, раз, два Веселее, детвора! Мы огромными шагами Мерим дорогу сами. Раз, два, раз, два, Веселее, детвора! А теперь шажки поменьше Как малышки мы шагаем, Раз, два, раз, два, Веселее, детвора! А теперь флажки подняли И все дружно помахали. Раз, два, раз, два Веселее, детвора!
| «Родина» Родина – слово большое-большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок и я … Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это Тоже Родина. Катать резиновый мячик между ладонями в лево и вправо. | «Мыльные пузыри» Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей. Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
|
Март. 4 неделя |
Приметы весны. Карточка № 28 |
«Пришла весна» Ушла зима, пришла зима, Нас очень радует она! Ходьба на месте Небо синеет и солнышко греет. Сводить и разводить руки над головой. Подснежник цветет и трава зеленеет Упражнение «Цветок» | «Приближается апрель» Кап-кап-кап, звенит капель, Поднять руки вверх и медленно опустить, быстро пошевеливая пальцами Приближается апрель Хлопают в ладоши. Побежал в саду речей Пальчики рисуют на столе извилистый ручеек. Прилетели сто грачей Выполнять упражнение «Птички» | «Свистульки». Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
|
Апрель. 1 неделя |
Весна-красна. Карточка № 29 |
«Весенние цветы» На лугах растут цветы (разведение рук в стороны) Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы, (потянуться вверх) С ними потянись и ты. Ветер дует иногда (махи руками вверху) Только это не беда. Наклоняются цветочки, (наклоны вперед) Опускают лепесточки. А потом опять встают (потянуться на носочках вверх) И по прежнему цветут.
| «Птицы» С приходом весны летят птицы в родные края. Дети изображают с помощью рук летящих птиц. Первая забота у птиц – свить гнездо. Изображают гнездо. Через некоторое время из яиц появляются птенцы. Изображают птенцов в гнезде. | СкворецСкворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. У детей в руках птички на ниточках. Дети дуют на них, не раздувая щек. |
Апрель. 2 неделя |
Космос. Карточка № 30 |
«Невесомость» Невесомость - что такое? Будто вниз мы головою. Наклон туловища вперед. Нога вправо, нога влево, Правую ногу отвести в сторону, затем левую Руки вверх взлетают смело. Поднять руки, опустить. Ноги громко топают, Потопать ногами. Руки громко хлопают, Похлопать в ладоши. Голова кружиться. Вращения головой. Пора нам на места садиться. Садятся на места. | «Планеты» По порядку все планеты назовет любой из нас: Раз – Меркурий, два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс, Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, за ним - Нептун. Он восьмым идет по счету, А за ним уже, потом, И девятая планета под названием Плутон. Катать между ладонями резиновый шарик. | «Мыльные пузыри» Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей. Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
|
Апрель. 3 неделя |
Хлеб – всему голова. Весенние хлопоты. Карточка № 31 |
«В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза)
| «Хлеб» Пальчиковая гимнастика «Хлеб». Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто) А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги) Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши) Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
| «Колосок» Он на солнышке стоит И усами шевелит, Разомнешь его в ладони Золотым зерном набит. Дети дуют на колоски. |
Апрель. 4 неделя |
Береги свою планету (вода). Карточка № 32
|
«Речка» К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Один, два, три, четыре. Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс; Одной, другой – это кроль. Все как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой!
| «Какие бывают рыбы?» Мы в подводном мире, друг, Выполняют движения руками, как будто плывут. Рыбы плавают вокруг: Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой. Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла. Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
| «Бульки» Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра. В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
|
Май. 1 неделя |
Мы помним, мы гордимся. Карточка № 33 |
«На параде» Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! (Ходьба на месте.) | «Наша армия» Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.
| «Бумажный флажок» Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см). Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами). - Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
|
Май. 2 неделя |
Цветочная страна. Карточка № 34 |
«Цветы» Наши нежные цветки распускают лепестки. Присесть, медленно вставать, поднимая руки вверх Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Покачивать руками Наши алые цветки закрывают лепестки. Опустить руки Тихо засыпают, головой качают. Покачивать головой | «Цветок» Нежно дует ветерок. Будет пчел качать цветок. Руки в вертикальном положении, ладонями друг к другу, наклоняются вправо-влево. Закрывают лепестки- Будут спать всю ночь цветки. Пальцы собираются в горстку. | «Одуванчик» Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики. - Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики. Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
|
Май. 3 неделя |
Насекомые. Карточка № 35 |
«Насекомые над лугом». -Жу-жу-жу, - жужжит пчела – Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками). -Зу-зу-зу, - комар пищит. (Ритмично выбрасывают» указательные пальцы вперед). -Уф-уф-уф,- как паровоз. Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притопывают ногами). Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Я любого разбужу. (Ритмично хлопают в ладоши) | «Пчела» Прилетела к нам вчера полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. Машут ладошками.
На каждое название насекомого загибают пальчик. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. Роняют ладони на стол.
| «Лети, бабочка!» Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
|
Май. 4 неделя |
Я расту здоровым. Карточка № 36
|
«Тренировка» Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке! Потянулись, потянулись. Вправо, влево поклонились И на месте в бег пустились. | «Спортсмены» Чтоб болезней не бояться, Надо спортом заниматься. Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. Играет в теннис теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет футболист, В хоккей играет хоккеист, В волейбол - волейболист, В баскетбол - баскетболист. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
| «Мыльные пузыри» Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей. Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
|