Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях ДОУ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Канюкова Светлана Валерьевна

О роли музыки в жизни человека, о свойствах звука. Лечение музыкой и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический марафон «Современный детский сад: педагогические идеи, методики, технологии»

Статья

«Использование здоровьесберегающих технологий

на музыкальных занятиях ДОУ»

музыкальный руководитель

Канюкова Светлана Валерьевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 181»

Воронеж

2016 г.

Использование здоровьесберегающих технологий в настоящее время являются одной из наиболее актуальных тем в воспитании дошкольников.

Ведь за последние десятилетия во всем мире идет тенденция к ухудшению здоровья детей.

Способов повысить этот уровень великое множество. Но одним из наиболее интересных, творческих является музыкотерапия. Такие великие ученые как С.П. Боткин, И.П. Павлов, И. М. Сеченов доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое и физическое состояние человека. Ведь мы живем в звуковом пространстве , а как сказал древний философ Платон, «Звук строит всё пространство Вселенной».

Но не вся музыка одинаково благоприятно воздействует на человеческий организм.

Выявлены факты, что громкость звука свыше 65 децибел вредно воздействует на мозговую деятельность. А на массовых концертах рок музыкантов сила звука зашкаливает за 120 дБ.

Соответственно,  рок, хэви-металл и даже казалось бы легкая популярная музыка наносят вред здоровью. В первую очередь страдает слух человека. Начиная с 80-х годов, отмечается резкое возрастание порога слышимости. И причина тому увлечение громкой музыкой и использование наушников.

В то время как классическая музыка оказывает благоприятное влияние на нервную систему человека. И не только. Доказан тот факт, что музыка Моцарта способствует увеличению роста растений, удоя молока у коров. А также очищает помещение от болезнетворных микроорганизмов.

Этот феномен музыки великого австрийского композитора называется «Эффектом Моцарта».

Сила воздействия его музыки на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. Проанализировав эти данные, ученые вывели таблицу, в которой авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 – 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты

Более того , есть очень яркие примеры  воздействия звуков этого композитора на конкретных людей.

К примеру, всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, актер полностью излечился и стал тем, кем мы его знаем сейчас.

Слушанье любой другой классической музыки также несет пользу здоровью. Флейта помогает в работе печени и лёгочной системы. Арфа помогает при нервозах и истерии.

И было бы не правильным, зная о целебных свойствах музыки, не использовать этот опыт в детском саду.

Наряду со слушаньем музыки к здоровьесберегающим технологиям на музыкальных занятиях можно отнести дыхательную гимнастику, вокалотерапию, артикуляционную гимнастику, игровой массаж, аутотренинги и психогимнастические игры.

Дыхательная гимнастика необходима вначале занятия в хорошо проветренном помещении для активного дренажа легких. Это служит профилактикой простудных заболеваний, укрепляет мышцы грудной клетки, даёт организму пробудиться и начать активно работать. Наиболее эффективна дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой, в которой короткий резкий вдох носом сопровождается с движением, сжимающим грудную клетку.

Вокалотерапия  - это лечение пением. В первую очередь у дошкольников во время хорового пения формируются положительные межличностные отношения, оптимизм и бодрость. Совместное пение объединяет и доставляет детям радость. Помимо этого во время пения развивается диафрагма, межреберные мышцы, брюшной пресс. А также есть положительные результаты в лечении заикания у детей, занимающихся пением.

Даже от того, какие гласные звуки произносятся во время пения, воздействие на организм разное. Звук «а» снимает спазм, «и» - прочищает носовую полость, «ы» - лечит уши и так далее.

Артикуляционная гимнастика с каждым годом всё более актуальна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ведь речевой аппарат детей в нынешнее время очень слаб, так как он напрямую зависит от психоневрологического здоровья. А оно зависит от того, как проходила беременность мамы, насколько сложные были роды, была ли врожденная патология. Поэтому укрепляя артикуляционный аппарат на музыкальных занятиях мы ведем совместную работу с логопедом. Такая гимнастика не занимает много времени, но устраняет скованность и напряженность лицевых мышц, развивает мимику, разогревает мышцы языка, губ. Концентрирует внимание, улучшает память.

Игровой массаж наряду с пальчиковой гимнастикой – это физическое воздействие на организм человека. Массаж стимулирует рост мышечной массы, выступает раздражителем рецепторов кожи, способствует приливу крови к тем или иным органам. А правильная работа кровеносной системы повышает функциональную деятельность головного мозга.

Пальчиковая гимнастика совершенствует моторику и зрительно-двигательную координацию. А также нельзя забывать про то, что и массаж и пальчиковая гимнастика дарят детям хорошее настроение, тем самым благоприятно воздействуя на нервную систему.

Приемы релаксации такие как аутотренинг, психогимнастика, улыбкотерапия, дают детям возможность самовыражения. Они корректируют эмоции, способствуют развитию воображения, помогают расслабиться.

Наиболее важно помнить это в адаптационный период, Когда детям приходится бороться с замкнутостью, эмоциональным дискомфортом.

Таким образом, правильно подобранный музыкальный материал и спланированные занятия могут помочь нашим воспитанникам укрепить здоровье. А ведь дети – это наше будущее. И все мы хотим видеть его светлым и чистым. Поэтому всё в наших руках.

Список используемой литературы

Анисимова М. В. «Музыка здоровья» ТЦ «Сфера» 2014.

Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» М., 2007.

Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса. Методическая разработка» СПб., 2002.

Нестерюк Т. В. «Дыхательная и звуковая гимнастика» М., 2007.

Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика: Методическое пособие» М., 2006.

Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье. Методическое пособие» М., 2013

Янова Н. Н. «Вокалотерапия – лечение пением» М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"

Инновационная направленность. Логопедические  занятия включают в себя здороьесберегающие  технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)

Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...

Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2,  прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с  подгото...