Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению.
учебно-методический материал на тему

Сурма Наталья Александровна

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_zdorovesberezheniyu.docx376.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:  я познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь мне откажетесь? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Ещё об одном спрошу вас тогда

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы  сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

 Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

 Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ) .

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  •  улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, биологическая обратная связь (БОС) .проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,

Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия) :

- Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

«Путешествие по телу»

-А теперь я вам буду читать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Задания для педагогов

Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и описать ощущения связанные с этим цветом.

Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает,, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-использование здорвьесберегающей технологии)

Красный цвет буклета

Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

• Снимает тревожность

Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»),

Фруктов нужно много. Вот:  (указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Игра для развития дыхания «Колобок»

Цель игры:

«Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм

Выработать плавный, длительный, экономный выдох

Активизировать работу мышц губ»

Зеленый цвет буклета

Игровая деятельность

повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры .

Вашему вниманию представляю дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка»

Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Педагогу следует научить ребёнка набирать сильный вдох через нос или рот, затем делать плавный выдох. Следить, чтобы во время выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.

Цель использования пособия: формирование у детей плавного длительного выдоха.

Упражнение можно проводить, как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Можно предложить задание «Кто быстрее поможет улететь бабочке с цветка». При этом необходимо следить за правильностью выполнения упражнения.

Затем можно предложить детям, которые выполнили задание первыми, показать индивидуально, как они это делали. Если есть ошибки, постараться их исправить вместе.

Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу»

          Цель:формировать умения выполнять движения, характерные для   некоторых видов  спорта, и узнавать их по показу.

Ход игры:   воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.

Желтый цвет буклета

Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

 Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Дидактические игры для развития эмоционального мира детей 

• Дидактическая игра «Угадай эмоцию по показу»

Детям раздаются карточки с обозначением эмоциональных состояний.После ведущий показывает сюжетную картинку,а дети должны подобрать карточку с соответствующей эмоцией и назвать её.

Игра «Мимический кубик»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-152403-1397638804.jpg

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-152403-1397639052.jpg

Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.

Оранжевый цвет буклета

Релаксация

– это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Релаксация « Штанга»

Цель:расслабление мышц, рук, ног, корпуса.

Инструкция: « Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза, выдох- пауза».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9792_4b41b6005940af2a9be76126447b44db.jpg.jpg

Сделаем растяжку «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Фиолетовый цвет буклета

Игровой массаж,самомассаж.

 Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Игровой самомассаж- нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше-Бом!Бом!Бом!

(Дети встают друг за другом «паровозиком и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

По веселой звонкой крыше –Бом!Бом!Бом!

(Легко постукивают кулачками)

Никуда не выходите- Бом!Бом!Бом!

(Растирают ребрами ладоней –« пилят»)

Посчитайте, поиграйте- Бом!Бом!Бом!

(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи)

А уйду- тогда гуляйте:

Бом! Бом! Бом!

(Поглаживают спину, мягкими движениями ладоней).

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

« Утка и кот »

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет  Всех утят с собою, ( Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

А за ними кот идет,  Словно к водопою. (Указательными пальцами растирать крылья носа)

У кота хитрющий вид,  Их поймать мечтает! (Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам)

Не смотри ты на утят -  Не умеешь плавать!( Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.)

Голубой цвет буклета

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

 О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Доклад к мастер-классу «Фитбол-гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

Материал будет полезен для инструкторов физкультуры, воспитателей ДОУ....

Мастер-класс "Фонетическая ритмика как метод здоровьесбережения дошкольников"

Материал для общего родительского собрания, родителям - о фонетической ритмике...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Отчет о проведении мастер класса с родителями по теме здоровьесбережение

Отчет о проведении мастер класса с родителями по теме здоровьесбережение...