Создание психологического комфорта в группах детского сада
презентация по теме
Данный материал поможет воспитателям ДОУ в создании благоприятного климата в своих группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
![]() | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Создание психологического комфорта в детском саду
Коструб Наталья Григорьевна,
воспитатель, МКДОУ ЦРР д/с № 13 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
1. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
(слайд 4) Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
(слайд 5) Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
(слайд 6) Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
2. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. (слайд 7)
Педагогическое общение характеризуется определенным стилем. В психолого-педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия: тип или стиль отношений, руководства. Стиль отношений можно определить как манеру поведения, демонстрирующую отношение педагога к ребенку и педагогической деятельности. Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяется отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает соответствующее эмоциональное отношение. Характеристика традиционной классификации стилей педагогического взаимодействия (авторитарный, демократический и либеральный) представлены в исследованиях А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, М.Ю. Кондратьева (слайд 7,8,9,10).
В ряде работ классификация стилей включает и так называемые промежуточные в частности, в исследовании Н.А. Березовина, Я Н. Коломенского выделены следующие основные стили педагогического общения:
Активно-положительныйхарактеризуется тем, что педагог проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, адекватно реализуемую в манере поведения речевых высказываниях.Такие педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей, поскольку они убеждены, что у каждого ребёнка есть достоинства,которые при соответствующих условиях можно раскрытьи развить. Давая индивидуальные характеристики своим воспитанникам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.
Ситуативный. Педагогу, придерживающегося такого стиля, свойственно эмоциональная нестабильность. Он подвержен влияния конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерна чередование дружелюбия и враждебности по отношению к детям. Такой педагог не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые детям противоречивы и неопределенны.
Пассивно-положительный. Педагогу свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.
Активно-отрицательный. Отношение педагога с воспитанниками характеризуется явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, проявляющейся в резкости, раздражительности. Такой педагог дает низкую оценку своим воспитанникам, акцентирует их недостатки. Похвала, как метом воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает его, часто делает замечания.
Пассивно-отрицательный. Педагог не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении сними. Возмущение их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и неудачам детей.
Наиболее оптимален с точки зрения эмоционального самочувствия детей и складывающихся взаимоотношений педагога с воспитанниками, возможности саморазвития, личностного роста и развития активно-положительный стиль. Данный стиль, построенный на диалоге, доброжелательности и учете субъективного опыта ребенка, положительно влияет на самооценку и взаимоотношение дошкольника с другими детьми.
3. Методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия (слайд 11)
По этим методикам можно определить комфортно ли детям в группе, как эмоционально воспринимают группу дети, какая атмосфера в группе, и кто и в группе лидеры и аутсайдеры. Рассказать по каждой методике.
Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.
4. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
(слайд 13) Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
-(слайд 14) Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
(слайд 15) В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:
- организацию зоны для психологической разгрузки;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема педагогического взаимодействия с ребенком достаточно разработана и актуальность ее обусловлена процессами модернизации дошкольного образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье Эмоциональное Интеллектуальное Физическое Духовное
Последствия психологического дискомфорта: Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; Соматические расстройства; Психологические травмы в детстве, психологическая защита в зрелом возрасте: позиция избегания, проявления агрессивных поведенческих реакций.
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Атмосфера в группе детского сада определяется: Отношениями между воспитателем и детьми; Отношениями между самими детьми.
Благоприятный климат Атмосфера доброжелательности, заботы о каждом; Доверие, требовательность; Ответственность; Чувство защищенности; Причастность к происходящему; Уверенность в себе; Приподнятое настроение; Сформированность ценностного отношения к личности, делу, истине.
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе
Авторитарный стиль Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные) Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка); Ожидание беспрекословного послушания, повиновения; Не учитывает отношения между детьми; Не признает ошибки; Низко оценивает возможности детей; Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный стиль (попустительский) Педагог безынициативен, недостаточно ответственен; Переоценивает возможности детей; Выполнение своих требований не проверяет; Нерешителен; Во власти детей; Не учитывает взаимоотношения в группе; Человек настроения.
Демократический стиль Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми; Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения; Проявляет максимум требований, максимум уважения; Испытывает потребность в обратной связи от детей; Умеет признавать ошибки; Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
Методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия Рисунок «Я в своей группе детского сада». Цветовая диагностика «Домики». Тест на эмоциональное отношение. Анализ «Атмосфера в моей группе». Социометрия.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения педагогов
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо: Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Опираться на добровольную помощь детей. Быть затейником и участником детских игр и забав. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним. Привлекать родителей к образовательному процессу.
Помнить: Ребенок вам ничего не должен. Добиваться соблюдения от ребенка социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов. Не навязывать своих правил и требований. Меньше запретов и требований. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в помощи, как и отъявленный драчун.
Психологически комфортная среда: организацию зоны для психологической разгрузки; обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Психологические речевые настройки: Цель настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Предназначение – установки на хорошее настроение.
Подведение итогов семинара
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-67906-1641371363.jpg)
СЕМИНАР для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
На семинаре рассматриваются вопросы создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения; стили педагогического взаимодействия с детьми и рекомендац...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-77476-1695190692.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-237139-1365238786.jpg)
Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум)
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.2. Способствовать эффектному примене...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-611961-1427105842.jpg)
Создание психологического комфорта в группах детского сада
Презентация, для проведения семинара-практикума на тему "Создание психологического комфорта в группах детского сада"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-135127-1434016642.jpg)
Семинар - практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада
Семинар - практикумСоздание психологического комфорта в группах детского сада...
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация
Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...