Формирование ЗОЖ у дошколников
консультация (старшая группа) на тему

Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование ЗОЖ у дошколников19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного                                 возраста в условиях ДОУ.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

     Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе и к оздоровительным мероприятиям, проводимым в ДОУ. Эффективность этих мероприятий зависит от того, насколько условия жизнедеятельности ребенка в ДОУ соответствуют закономерностям его развития.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека.

Поэтому важно, именно, в дошкольном возрасте сформировать у

детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.

         Организация рационального режима дня в дошкольном учреждении необходимое условие для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития ребенка.

     Оптимизации двигательного режима отводится ведущая роль в воспитании здорового ребёнка, поэтому очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

             Необходимо создать условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Уделять большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

     Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в нашей группе создан физкультурный уголок, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.   В группе есть уголок уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, книги, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках.

     Разработан оптимальный двигательный режим.

     Закаливающие мероприятия - важная составная часть физической культуры, содействующая созданию привычек здорового образа жизни. В своей группе я использую систему закаливания, основанную на следующих принципах: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.

                                                                                           

          Содержание мроприятий

      Температура

1. Прием детей на улице

Круглый год при благоприятных условиях до – 18° С

2.Воздушно-температурный режим:

-сквозное проветривание в отсутствии детей

- одевание после дневного сна

Длительность 5-7 мин, температура воздуха опускается до + 16° С. К приходу детей с прогулки температура воздуха доводится до:

игровая комната – 22-21° С

спальня - 19° С

раздевалка - 20° С

В хорошо проветренном помещении при 18° С

3.Одежда детей в группе

Облегченная: носки, шорты, рубашка или платье с коротким рукавом.

4.Физкультурные занятия

В спортивной форме, босиком при температуре 18° С. Два занятия в зале и одно на воздухе. В теплое время года все занятия проводятся на улице. 

5.Прогулки

Ежедневно, с использованием физмческих упражнений, подвижных и спортивных игр. Температура воздуха на прогулке до -18° С. При неблагоприятных погодных условиях время прогулки сокращается.

6.Гириенические процедуры:

- умывание (водные прцедуры лица и рук до локтей)

- полоскание рта после приема пищи

Начинать с температуры 34° С и доводить до комнатной температуры.

Водой комнатной температуры (28°С

- снижаем на 1° С каждые 3 дня до 14° С).

7.Специальные меры закаливания:

- контрастное обливание ног

- хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна

Начинать с температуры воды 36-24-36° С, постепенно изменяя довести до температуры 40-18-40°С, с последующим растиранием.

В хорошо проветренном помещении

при температуре 18° С.

 

                                                                                                 

     В нашей группе осуществляются оздоровительные мероприятия

            Формы и методы

               Содержание

1.Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим

- гибгий режим

2.Физические упражнения

- утреняя гинастика

-физкультурно-оздоровительные занятия

-профилактическая гимнастика (нарушения плоскостопия, осанки)

- игры с элементами спорта

3.Гигипнеческие и водные процедуры

-умывание

-мытье рук

-игры с водой

4.Свето-воздушные ванны

-проветривание помещений (скозное)

-прогулки (2 раза в день), физкультурное занятие на воздухе (1 раз в неделю)

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5.Активный отдых

-развлечения

-досуги

-праздники

-дни здоровья

-игры-развлечения

-каникулы (неделя)

6.Диетотерапия

-рациональное питание

-индивидуальный подход (аллергия, хронические заболевания, излишний вес)

7.Свето- и цветотерапия

-обеспечение светового режима

-цветовое и световое обеспечение среды и образовательного процесса

8.Музотерапия

- музоформление фона образовательной деятельности

-музыкальная и театральная деятельность

9.Аутотренинг

-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций

10.Спецзакаливание

-босоножье

-обширное умывание

-дыхательная гимнастика

-контрастное обливание ног

-хождение по массажным коврикам

11.Пропоганда здорового образа жизни

-беседы

-игры и игровые упражнения

-рассказы воспитателя

-тренинги

-чтение художественной литературы

     Задачи по формированию ЗОЖ   в старшей группе нашего ДОУ решаются:

     - в режимных моментах: прием детей на свежем воздухе; умывание; мытье рук; выполнение всех форм двигательного режима; питание; прогулка перед обедом; сон; закаливающие процедуры; прогулка после дневного сна;

 объяснение, напоминание о ценности здорового образа жизни, о правилах личной гигиены, о бережном отношении к живой природе, о необходимости избегать конфликтов и  ссор между детьми.

      - в совместной деятельности с педагогом:

     1) Игры и игровые упражнения на тему:

     «Мои умные помощники», с помощью которых дети смогли понять и оценить роль органов чувств, в процессе познания окружающего мира.     «Язык жестов и движений», цель: научить детей эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать свои чувства;

     «Язык чувств», цель: дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать свои эмоции другим людям разными средствами;

     «Секрет «волшебных» слов», цель: формирование у детей  потребности в доброжелательном общении с окружающими;

     «Давай поговорим», цель: развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими;

     «За столом», цель: ознакомление детей с основными правилами этикета, закрепление навыков культурного поведения за столом.

     2) Беседы на темы: «Страна волшебная – здоровье», «Транспорт и его правила», «Если ты потерялся на улице», «Огонь – это очень опасно».

     3) Рассказ воспитателя на темы: «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь», «Правила доктора Неболейко», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения», «Правила первой помощи», «Осторожно! Чужой!».

     3) Упражнения, тренинги: «Внимание! Переход!», «Дорожные знаки», «Паровозики и машинки», «Светофор», «Автобус», «Заешь ли ты свой адрес, телефон», «Если в доме что-то загорелось», «Поведение ребенка при насильственных действиях незнакомого взрослого на улице», «Поссорились – помирились», «Кому уступить место», «Игры во дворе дома».

     4) Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Съедобные – несъедобные ягоды», «Съедобные – несъедобные грибы», «Части тела», «Спортсмены», «Одень куклу».

     5) Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок.

     Особое место уделяется самостоятельной деятельности детей,  созданы условия для игр, подобраны атрибуты к организации сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Дочки-матери», «Кафе», «Детский сад», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры», «Постовой – регулировщик».  

      Предметно-развивающая среда оснащена дополнительными       макетами проезжей части с разделительной полосой, пешеходного перехода, светофора, дорожных знаков, костюмами регулировщика, пожарного,

атрибутами (транспорт, жезлы, комплекты одежды для кукол по сезонам). Это способствует развертыванию более интересных игровых ситуаций.

     Во время самостоятельной деятельности дети рассматривают иллюстрации по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, играли в настольно-печатные игры.

Перечисленные мероприятия дают детям возможность в достаточной степени овладеть знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье,  стать лучше разбираться в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеють применять свои знания в реальной ситуации осмысленно. У них проявляется дружелюбность  по отношению к взрослым и сверстникам, коммуникабельность, готовность помочь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по профилактиек ДДТТ и обучению дошколников ПДД

Данный материал включает в себя опыт работы коллектива ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга по направлениям:Особенности работы с детьми по профилактике Д...

Презентация "Формирование выразительной речи у дошколников"

Впрезентации  показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и ...

Памятка для родителей дошколников"Будьте осторожны на дорогах".

Обобщить и систематизировать знания родителей об опасности на дорогах; Развивать умение взрослых воспитывать в ребенке внимательное отношение и осторожное поведение на улице; Воспитыва...

Использование современных технологий в музыкальной деятельности дошколников

В процессе работы музыкального руководителя использование новейших программ, методов и информационно‐коммуникационных технологий является необходимым средством улучшения качества дошкольного образован...

Харктеристика лексической сторны дошколников с ОНР презентация

Харктеристика лексической стороны дошкольников с ОНР...